Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком



1 страница


А. А. БОДАЛЕВ  

 

ВОСПРИЯТИЕ  

И ПОНИМАНИЕ  

ЧЕЛОВЕКА  

ЧЕЛОВЕКОМ  

 

ИЗДАТЕЛЬСТВО  

МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА  

1982 г.  

200 страниц.  

 

Монография посвящена восприятию и пониманию людьми друг  

друга. В ней рассматриваются закономерности я механизмы воспри-  

ятия и понимания человека как объекта познания, дается анализ  

психологической интерпретации личности личностью и показывается,  

как на эту интерпретацию воздействуют характеристики личности,  

связанные с ее возрастом, профессией и индивидуально-неповтори-  

мым своеобразием. Модография рассчитана на специалистов, пред-  

ставляющих гуманитарные науки, но ее с интересом причтут все  

читателя, которые хотят разобраться в законах, по которым стро-  

ится общение людей.  

 

Б 04000000017 _  

077(02)-82  

 

c Издательство Московского университета, 1982 г.  

 

str. 3  

 

Предисловие  

 

В настоящее время во всем мире все новые ученые включаются в раз-  

работку комплекса проблем, составляющих психологию познания людьми  

друг друга. Каждый ученый интересуется, как правило, отдельными и  

частными вопросами, относящимися к этому большому комплексу, но  

все вместе они создают предпосылки для глубокого проникновения  

в существо процесса формирования у человека знания других людей, а  

также для подлинного постижения роли этих знаний в поведении и дея-  

тельности человека. Исследуются общие особенности формирования об-  

раза другого человека и понятия о его личности, выясняется значение  

пола, возраста, профессии и принадлежности человека к той или иной  

социальной общности для образования у него знания о других людях,  

выявляются типичные ошибки, которые допускает человек, оценивая ок-  

ружающих его людей, прослеживаются связи между познанием им са-  

мого себя и отражением других лиц. Ранее неизвестными фактами, таким  

образом, обогащаются многие отрасли психологической науки, а прак-  

тики получают дополнительные возможности для более эффективного ру-  

ководства организацией взаимоотношений людей, оптимизации процесса  

 

их общения в сфере труда, учения, быта.  

 

Накапливаемые факты, проясняющие все новые взаимозависимости  

 

характеристик человека, когда он выступает одновременно как объект  

и субъект познания других людей и как объект и субъект общения и  

воздействия на других и со стороны других, дают все больше оснований  

для выделения психологии познания людьми друг друга в относительно  

. самостоятельную область научного исследования. Бесспорно, формиро-  

вание образов людей и формирование понятий о личностных качествах  

их подчиняются тем же законам, по которым развертывается формиро-  

вание у человека образа предмета или обобщенного о нем знания.  

Но поскольку в этом случае в качестве объекта познания выступает  

человек, а не предмет, не вещь, познание его приобретает новые черты.  

Он отражается в образах и понятиях, которые возникают у познающих  

его людей, не только своими пространственно-временными характеристи-  

ками и даже не только как лицо определенного физического склада, по-  

ла, возраста, но и непременно как личность, т. е. как член социальной  

общности, как индивид, обладающий каким-то характером, способностя-  

ми, конкретно проявляющимися у него и в том, что он делает, и в том,  

 

что он говорит, и в том, что он познает.  

 

Говоря о специфичности познания человеком человека, необходимо  

 

также видеть, что оно, как правило, связано с установлением и сохра-  

нением коммуникаций. Будучи проявлением такого познания, образы  

других людей и складывающееся у человека обобщенное знание о них  

постоянно зависят от целей и характера его коммуникаций с другими  

людьми, а на эти коммуникации в свою очередь всегда влияет та дея-  

:ельяость, которая объединяет людей, ее содержание, ход и результаты,  

3  

STR.4  

Образы и понятия, которые формируются у людей друг о друге,  

неся людям информацию об объективных характеристиках каждого уча-  

стника деятельности и о его возможностях, позволяют им вести себя  

в соответствии с отмечаемыми ими у другого человека свойствами и  

целесообразно планировать свое поведение. Таким образом, названные  

формы отражения выполняют, важнейшую функцию при объединении  

людей - они являются регулятором общения.  

 

Человек в роли объекта познания, как и любой объект действитель-  

ности, вызывает у познающих его людей определенное отношение. Но по  

причине того, что он сам способен <творить мир>, активно влиять на ход  

общения, на результаты труда с другими, он своим поведением сильней-  

шим образом воздействует на отношение к нему со стороны окружающих  

его людей. А имеющиеся у этих людей оценочные эталоны, стереотипы  

и установки, актуализируясь при взаимодействии с оцениваемым челове-  

ком, в свою очередь в громадной степени обусловливают конкретное  

своеобразие впечатления, которое этот человек затем у каждого из них  

вызывает.  

 

В познании человеком других людей без большого труда могут  

быть выделены этическая, эстетическая и аксиологическая характерис-  

тики. Этическим, эстетическим и просто широким ценностным нормам  

человек постоянно следует в своем выразительном поведении, оформле-  

нии внешности и поступках, когда он оказывается в роли объекта по-  

знания для других. И он более или менее сознательно исходит из этих  

же норм, когда ему приходится оценивать любого из окружающих его  

людей. Во всех таких случаях сформированные у него критерии нрав-  

ственного и безнравственного, важного и неважного, ценного и не име-  

ющего цены неизменно определяют характер восприятия им других людей  

и интерпретацию их внутреннего мира. В этих образах и в этом пони-  

мании, в конце концов, всегда отражается положение, которое вообще  

занимает человек в тон системе ценностей, на которую познающий субъ-  

ект ориентируется в своем повседневном поведении. Положение челове-  

ка в системе ценностей проявляется четко в том, насколько устойчиво  

субъект стремится к раскрытию индивидуально-неповторимых характе-  

ристик каждого из познаваемых им лиц и, стало быть, насколько он тя-  

готеет к выбору оптимальных способов поведения по отношению к этим  

лицам. Как свидетельствуют факты, устойчивость такого стремления  

у лиц, для которых работа с людьми является их профессиональным  

делом, оказывается одним из важнейших условий общего успеха их  

деятельности.  

 

Вместе с тем к настоящему времени накоплено значительное коли-  

чество данных, которые в разных планах освещают процесс психологи-  

ческой интерпретации человеком другого человека как личности. В пред-  

лагаемой читателю монографии предпринята попытка свести все эти  

данные вместе и в единой системе представить особенности, которые  

характеризуют формирование понятия у личности о личности.  

 

ГЛАВА 1  

 

ПОЗНАНИЕ  

 

ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ  

КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА  

 

1  

 

:<а  

 

Среди проблем, в глубокой и всесторонней разработке которых  

одинаково заинтересованы как теоретические науки о человеке,  

так и практика, важное место занимает проблема отражения  

людьми друг друга в процессе различных видов деятельности.  

Этой проблеме и посвящена данная работа. Опираясь на теорию  

формирования человека как субъекта труда, познания и общения,  

основы которой были заложены Б. Г. Ананьевым , мы делаем  

попытку проанализировать процесс познания человека человеком  

и, привлекая экспериментальные данные, раскрыть ряд возраст-  

ных, профессиональных и индивидуальных особенностей, харак-  

терных для этого процесса.  

 

Познание и взаимное воздействие людей друг на друга - обя-  

зательный элемент любой совместной деятельности, даже если ее  

целью не является прямое решение задач воспитания и она все-  

цело направлена к достижению .какого-то материального резуль-  

тата. От того, как люди отражают и интерпретируют облик и по-  

дведение и оценивают возможности друг друга, во многом зависят  

характер их взаимодействия и результаты, к которым они прихо-  

дят в совместной деятельности.  

 

Главными видами деятельности, в которых люди выступают  

 

1 субъектами познания других людей, являются общение и труд.  

Процесс общения является таким видом взаимодействия людей,  

в котором последние выступают по отношению друг к другу одно-  

 

временно (или последовательно) и объектами, и субъектами.  

Именно благодаря общению поступок личности А становится об-  

стоятельством жизни В, С, Д и т. д., а их поступки, экспрессивные  

действия в свою очередь оказываются обстоятельством жизни для  

А. Этот осуществляемый различными видами коммуникаций пере-  

ход поступка одного человека в обстоятельства жизни других лю-  

дей является характерной особенностью совместной жизни и дея-  

тельности людей. Но каждый человек выступает по отношению  

к партнерам по общению не только как объект и субъект воздей-  

ствия, но одновременно и как объект и субъект познания.  

 

См.: Ананьев Б. Г. 1) Педагогические приложения современной психо-  

логии.-Советская педагогика, 1964, № 8; 2) Человек как предмет воспита-  

ния.-Советская педагогика, 1965, № 1; 3) Человек как предмет познания. Л.,  

1968.  

 

STR.6  

В процессе общения достигается взаимопонимание, слажен-  

ность при выполнении работы, растет способность прогнозировать  

поведение друг друга в тех или иных обстоятельствах или, наобо-  

рот, возникают конфликты и моральные противоречия, разлад  

в работе, проявляется неспособность предугадать поведение парт-  

нера по общению. Достижение положительного результата в об-  

щении, как правило, связано с адекватным чувственным отраже-  

нием друг друга общающимися субъектами, накоплением и пра-  

вильным обобщением ими информации друг о друге. Отрицатель-  

ный результат в общении часто оказывается следствием неадек-  

ватного отражения общающимися друг друга, недостаточности и  

неправильного истолкования информации, которой каждый из них  

располагает. Громадное значение в интерпретации чувственных  

данных отражения облика и поведения других людей и регуляции  

взаимодействия с ними в общении имеет опыт труда, познания и  

общения, который накоплен человеком в ходе жизни, а этот опыт  

у каждого человека всегда индивидуально своеобразен, и обща-  

ющиеся всегда более или менее отличаются друг от друга как  

личности. Кроме того, взаимодействующие в процессе общения  

индивиды могут преследовать как одну и ту же, так и разные  

цели. Поэтому общение - это и сложнейшее переплетение отно-  

шений общающихся друг к другу, к совместной деятельности и  

ее результатам, и к самим себе, и одновременно яркий показатель  

умения общающихся понять и объективно оценить друг друга.  

 

Общение как процесс непосредственного установления межин-  

дивидуальных связей и взаимодействий людей определяется сис-  

темой конкретных общественных отношений. Оно, как указывает  

Б. Г. Ананьев, всегда соответствует определенным, исторически  

сложившимся и социально необходимым формам коммуникаций и  

регулируется нормами общественного поведения2. Социальное  

и личное связаны как в структуре, так и в динамике процесса об-  

щения самым теснейшим образом. Взаимодействуют в этом .про-  

цессе общественные индивиды, формирование которых как лич-  

ностей является конкретным выражением конвергенции труда,  

общения и познания. Средства коммуникации, которыми они поль-  

зуются для установления контакта друг с другом, общественны  

по своему происхождению и индивидуальны по употреблению.  

Такова речь - индивидуальное проявление важнейшего средства  

связи, созданного обществом, - языка. Таковы мимика и панто-  

мимика, когда они начинают выполнять коммуникативную роль;  

 

таковы, наконец, и способы поведения каждого человека по от-  

ношению к другим людям.  

 

Человек формируется как субъект познания других людей,  

накапливая и расширяя жизненный опыт, овладевая знаниями  

о природе, обществе, человеке и его сознании.  

 

- Советская педа-  

 

2 См.: Ананьев Б. Г. Человек как предмет воспитания.-  

гогика, 1965, № 1.  

 

Обязательное преломление индивидуального опыта через сис-  

тему научных знаний об обществе и человеке, а также идей и об-  

разов искусства - одно из важнейших условий формирования  

человека как субъекта познания в современную эпоху.  

 

Но общением с людьми, усвоением научных знаний, идей и об-  

разов искусства не исчерпывается процесс формирования человека  

как субъекта познания себя и других. Громадную роль в выра-  

ботке у человека общего подхода к другим людям, определения  

действительной ценности личности каждого из них играют личный  

труд и место, занимаемое этим человеком в системе общественных  

отношений.  

 

Для достижения целей трудовой деятельности каждый из ее  

участников должен отвечать каким-то требованиям и обладать  

определенными качествами. Усваивая эти требования, человек  

учится искать и отмечать наличие или отсутствие этих качеств  

у других людей и у себя. Место человека в обществе, его классо-  

вая принадлежность, роль в процессе создания материальных  

ценностей и усваиваемые им в связи с этим морально-эстетические  

нормы всегда сказываются на объективности восприятия и пони-  

мания этим человеком других людей, на том отношении, которое  

у него к каждому из этих людей складывается.  

 

Отражение человеком других людей нельзя рассматривать как  

нечто статичное, раз навсегда данное. Развитие индивида как  

субъекта познания других людей проходит много фаз и этапов,  

которым соответствуют и глубокие изменения в структуре инди-  

видуального сознания. Мысли, чувства и поведение человека V  

( по отношению к другим людям свидетельствуют об общем разви-  

тии личности. Поэтому отражение одного человека другим может  

развертываться на различных уровнях. В конечном счете эти  

уровни опять-таки зависят от того, каким, образно говоря, <фон-  

дом> трудовой деятельности, познания и общения обладает лич-  

ность. Незначительный или только еще начавший складываться  

у человека опыт труда, познания и общения неизбежно приводит  

к низкому-уровню адекватности отражения им других людей.  

 

На разных возрастных ступенях содержание, конкретное соот-  

ношение и характер взаимодействия труда, познания, общения и  

производных от них видов деятельности, в которые включается  

человек, неодинаковы. Соответственно неодинаковы на каждом  

из этапов и результаты совокупного и индивидуального воздейст-  

вия всех этих видов деятельности на формирование человека  

не только как субъекта познания в целом, но и как субъекта по-  

знания других людей в частности. На всех ступенях формирова-  

ния человека как личности уровень воспитанности субъекта вли-  

яет на характер поведения и отношения к нему окружающих, а  

стало быть, и на характер впечатлений, которые накапливаются  

у субъекта от общения с людьми.  

 

Сущность и роль познания человека человеком в процессе  

взаимодействия людей станут яснее, если мы попытаемся взгля-  

STR.8  

путь на них, используя понятия кибернетики. Норберт Винер  

именно с кибернетической точки зрения рассматривает процесс  

взаимодействия людей, когда пишет: <Устанавливая связь с дру-  

гим лицом, я сообщаю ему сигнал, а когда это лицо в свою оче-  

редь устанавливает связь со мной, оно возвращает подобный сиг-  

нал, содержащий информацию, первоначально доступную для  

него, а не для меня. Управляя действием другого лица, я сообщаю  

ему сигнал, и, хотя сигнал дан в императивной форме, техника  

коммуникации в данном случае не отличается от, техники комму-  

никации при сообщении сигнала факта. Более того, чтобы мое  

управление было действенным, я должен следить за любыми пос-  

тупающими от него сигналами, которые могут указывать, что  

приказ понят и выполняется> 3. Таким образом, необходимым ус-  

ловием взаимодействия между людьми является непрерывное по-  

лучение информации каждым из его участников о различных  

сторонах и компонентах процесса взаимодействия.  

 

Информация, поступающая в процессе взаимодействия людей  

к каждому из его участников, слагается, во-первых, из тех сиг-  

налов, которые человек в ходе совместной деятельности получает  

непосредственно о других участниках; во-вторых, в нее обяза-  

тельно входит информация, которую он также прямо черпает  

о себе через посредство своих экстеро-, проприо- и интерецепто-  

ров, сигнализирующих ему о ходе его собственного участия в дея-  

тельности, достигнутых результатах, его состоянии и пр. В-треть-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 5724
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Поведение людей в организации » 4 страница
  • Поведение людей в организации » 1 страница
  • Поведение людей в организации » 2 страница
  • Поведение людей в организации » 3 страница
  • Поведение людей в организации » 5 страница
  • Поведение людей в организации » 6 страница
  • Поведение людей в организации » 7 страница
  • Поведение людей в организации » 8 страница
  • Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком » 30 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 10 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 16 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 15 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 14 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 13 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 12 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 5 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 6 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 7 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 11 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 8 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 9 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 17 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 18 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 33 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 32 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 31 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 29 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 28 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 26 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 25 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь