Рабочая учебная программа по дополнительному образованию «Математическая игротека» для детей 4-7 лет (составитель: старший воспитатель Большакова С.Е.) г. Сыктывкар, 2014 Цель программы: Всестороннее развитие дошкольников, формирование их умственных способностей и творческой активности, развитие логического мышления. Задачи: 1. Развитие логических способностей 2. Формирование образного мышления 3. Развитие зрительной и слуховой памяти 4. Формирование умения анализировать, сравнивать, группировать и обобщать.
5. Формирование умения последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться. 6. Развитие у детей основ конструирования и моделирования 7. Формирование творческой активности 8.Активизация навыков использования полученных знаний и умений на практике. Содержание: Задачи программы I года обучения - Упражнять детей в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязательным способом. - находить пропущенную фигуру - Учить конструировать на плоскости разнообразные предметные силуэты -Упражнять в плоскостном и объемном моделировании, выкладывать из палочек объекты сюжетной картинки, развитие творческих способностей, самостоятельности. -Совершенствование внимания, пространственного мышления, приемов логического мышления, словесно-логической памяти, мелкой моторики рук I год обучения 35 занятий Программное содержание 1. Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, логические концовки, считалки, стихи-шутки. 2. Игры-головоломки со счетными палочками первой группы в определенной последовательности (составление геометрических фигур) 3. Логические задачи (найди ошибку, какая фигура следующая, какая фигура здесь лишняя и почему, найди чем отличаются и т.д.) . Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений (игры-головоломки (геометрические конструкторы): «Листик», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Т-образная головоломка». Игры проходят в 4 этапа: - ориентировка на образец - ориентировка на часть образца - ориентировка на контурное и силуэтное изображение - творчество детей 5. Палочки Кюизенера (второй этап) 6. Блоки Дьенеша 7. Квадраты (двухцветные) Воскобовича.
8. Математические корзинки Воскобовича (счет от 1 до 10)
9. Конструктор цифры «Волшебная восьмерка»
10. Игры Никитина (сложи квадраты, 1 и 2 уровень)
Итого: 35 занятий
Задачи программы II года обучения
- Упражнять детей в умении составлять геометрические фигуры из определённого количества палочек пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу другой; самостоятельный поиск путей составления фигур на основе предварительного обдумывания хода решения; умение высказывать предположительные решения, догадываться; учить запоминать и осмыслять характер преобразования и результат, и постоянно в ходе поиска решения соотносить его с предполагаемыми или уже осуществленными изменениями, умение предоставить возможные изменения в фигуре.
-развитие у детей умения осуществлять последовательные умственные действия, анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать; развитие логического мышления, смекалки и сообразительности при решении логических задач на поиск недостающих в ряду фигур.
- Учить конструировать на плоскости разнообразные предметные силуэты, собирание картинок по уменьшенному силуэтному изображению, зарисовывать придуманную и собранную картинку, обведя ее по внешнему контуру и т.д.
-Упражнять в плоскостном и объемном моделировании, выкладывать из палочек объекты сюжетной картинки, развитие творческих способностей, самостоятельности; освоение количественного и порядкового счета, сравнение по длине и высоте с использованием знаки >,<,=,?, арифметических действий, состава числа из единиц, из двух, трех меньших чисел, составление задач по моделям, образование чисел второго десятка, кодирование и декодирование, моделирование многоугольников, ориентировка на плоскости.
-Совершенствование внимания, пространственного мышления, приемов логического мышления, словесно-логической памяти, мелкой моторики рук
-Формирование логической операции, обозначаемой союзом «И», классификация по двум свойствам.
II год обучения 35 занятий
Программное содержание
1. Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, логические концовки, считалки, задачи в стихотворной форме.
2. Игры-головоломки со счетными палочками (задачи на смекалку второй и третьей групп, преобразование одной фигуры в другую, изменение количества квадратов и фигур)
3. Логические задачи (поиск недостающих в ряду фигур по горизонтали и вертикали)
4. Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений (игры-головоломки (геометрические конструкторы): «Сфинкс», «Волшебный круг», «Волшебный квадрат», «Вьетнамская игра», «Прямоугольники», «Пифагор».
Игры проходят в 4 этапа:
- ориентировка на образец
- ориентировка на часть образца
- ориентировка на контурное и силуэтное изображение
- творчество детей
5. Палочки Кюизенера (второй этап)
6. Задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, задачи типа матричных, на поиск недостающей в ряду фигуры и т.д.
7. Квадраты (двухцветные, четырехцветные) Воскобовича.
8. Математические корзинки Воскобовича (счет от 1 до 10, от 10 до 20)
9. Конструктор цифры «Волшебная восьмерка», «Восьмерка»
10. Игры Никитина (сложи квадраты, 2 и 3 уровень)
11. Игры с двумя обручами (блоки Дьенеша).
12. Часы
Итого: 35 занятий
Задачи программы III года обучения
- Учить сочетать практические и мысленные пробы или только в плане умственного действия – в уме, с обоснованием хода решения; упражнять детей в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана, частичном мысленном решении задачи; планировать в уме полный или частичный ход решения, представлять изменения которые произойдут в фигуре в результате преобразования; высказывать предположения.
- Учить выделять признаки отличия одной группы фигур от другой
- Учить конструировать на плоскости разнообразные предметные силуэты, собирание картинок по уменьшенному силуэтному изображению, зарисовывать придуманную и собранную картинку, обведя ее по внешнему контуру и т.д.
-Упражнять в плоскостном и объемном моделировании, выкладывать из палочек объекты сюжетной картинки, развитие творческих способностей, самостоятельности; освоение количественного и порядкового счета, сравнение по длине и высоте с использованием знаки >,<,=,?, арифметических действий, состава числа из единиц, из двух, трех меньших чисел, составление задач по моделям, образование чисел второго десятка, кодирование и декодирование, моделирование многоугольников, ориентировка на плоскости.
-Совершенствование внимания, пространственного мышления, приемов логического мышления, словесно-логической памяти, мелкой моторики рук
-Формирование логической операции, обозначаемой союзом «И», классификация по двум-трем
свойствам;
III год обучения 35 занятий
Программное содержание
1. Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, логические концовки, считалки, задачи в стихотворной форме.
2. Игры-головоломки со счетными палочками (задачи решаются с сочетанием практических и мысленных проб или только в плане умственного действия – в уме, и обоснованием хода решения)
3. Логические задачи (задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой)
4. Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений (игры-головоломки (геометрические конструкторы): «Гексамино», «Пентамино», «Архимедова игра», «Танграм»
Игры проходят в 4 этапа:
- ориентировка на образец
- ориентировка на часть образца
- ориентировка на контурное и силуэтное изображение
- творчество детей
5. Палочки Кюизенера (второй – третий этап)
6. Задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, задачи типа матричных, на поиск недостающей в ряду фигуры и т.д.
7. Квадраты (четырехцветные) Воскобовича.
8. Математические корзинки Воскобовича (счет от 10 до 20)
9. Конструктор цифры «Волшебная восьмерка», «Восьмерка»
10. Игры Никитина (сложи квадраты, 3 уровень)
11. Игры с тремя обручами (блоки Дьенеша).
12. Игры на составление объемных фигур из кубиков (Куб-хамелеон, Кубики для всех)
Итого: 35 занятий
Ожидаемые результаты:
I год обучения
Уметь анализировать и обследовать зрительно-осязательным способом, уметь конструировать,
Моделировать, пространственно и логически мыслить, с развитой мелкой моторикой рук.
II года обучения
Уметь самостоятельно искать пути решения задач, обдумывать, высказывать предположительные решения, догадываться; запоминать и осмыслять характер преобразования и результат, и постоянно в ходе поиска решения соотносить его с предполагаемыми или уже осуществленными изменениями;
осуществлять последовательные умственные действия, анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать; конструировать, анализировать, моделировать, пространственно и логически мыслить, обобщать, исключать, классифицировать предметы. Совершать логические операции по двум свойствам.
III года обучения
- Уметь сочетать практические и мысленные пробы , осуществлять операции в уме; высказывать предположения,выделять признаки , конструировать, моделировать, быть творческой и самостоятельной личностью. Использовать знаки >,<,=,?, осуществлять арифметические действия, составлять задачи по моделям, кодировать и декодировать
- Осуществлять последовательные умственные действия, анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать; конструировать, анализировать, моделировать, пространственно и логически мыслить, обобщать, исключать, классифицировать предметы. Совершать логические операции по трем свойствам, пространственно и логически мыслительного.
Оценка деятельности дошкольников.
Тестовые задания проводятся для групп II и III года обучения. За каждое выполненное задание ребенок получает 1 балл. II год обучения 5 тестовых заданий максимальное количество баллов – 9, III год – 18 баллов за 8 тестовых заданий.
Подсчет результатов:
II год
0-3 балла – низкий результат
4-6 баллов –средний результат
7-9 баллов – высокий результат
III год
0-6 баллов – низкий результат
7-12 баллов –средний результат
13-18 баллов – высокий результат
Условия реализации дополнительной образовательной программы «Математическая игротека»:
Учебные пособия:
-Дополнительная образовательная программа «Математическая игротека»
Учебно – методические пособия:
-Тарабанина Т.И., Детям о времени. Ярославль: 1996 г.,
-Соколова Ю., Тесты на готовность к школе ребенка 6-7 лет, М.-2002г.
-Столяр А.А. Давайте вместе поиграем, Игры с логическими блоками Дьенеша, СПб.
-Финкельштейн Б.Б., Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет) Спасатели приходят на помощь: схемы, интеллектуальные загадки, лабиринты,
-Финкельштейн Б.Б., Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет) Поиск затонувшего клада,
-Финкельштейн Б.Б., Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет) праздник в стране Блоков
-Колесникова Е.В., Готов ли ваш ребенок к школе? Мышление и моторика, М.-1997г.
-Колесникова Е.В., Готов ли ваш ребенок к школе? Речь и математика, М.-1997г.
-Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., Я готовлюсь к школе, М.-1996г.
-Новикова В.П., Тихонова Л.И., Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера: раздаточный материал для работы с детьми 3-7 лет.
Материально-техническое обеспечение:
- Кубики Никитина: Кубики для всех, Уникуб
- игры Никитина: Сложи квадрат
- счетные палочки
- Логические блоки Дьенеша
- Цветные счетные палочки Кюизинера
- Геометрические конструкторы: «Листик», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Т-образная головоломка», «Сфинкс», «Волшебный круг», «Волшебный квадрат», «Вьетнамская игра», «Прямоугольники», «Пифагор»,
«Гексамино», «Пентамино», «Архимедова игра», «Танграм»
-макеты часов
-плоскостные обручи
-квадраты Воскобовича
-таблицы на поиск недостающей фигуры
-таблицы на нахождение главного признака/отличия
- Математические корзинки Воскобовича
- Конструктор цифры «Волшебная восьмерка», «Восьмерка»
|