Суворова Лидия Дмитриевна. Формирование пространственных представлений – необходимое условие обучения дошкольников математике

Формирование пространственных представлений – необходимое условие обучения дошкольников математикеФормирование пространственных представлений – необходимое условие обучения дошкольников математике.

Одной из важных задач обучения дошкольников является формирование у них определенного запаса элементарных математических представлений, способствующих более успешной учебе в школе.

Особое место в содержании этой работы занимают количественные представления. Но прежде, чем освоить счет, количество, сравнение предметов по количеству, дети должны научиться сопоставлять их по внешним, хорошо воспринимаемым, конкретным и наглядным признакам. Поэтому в программу обучения входят различные области математической действительности: величина и форма предметов, пространственная и временная ориентировка и, наконец, количество и счет. В результате такой работы дети учатся абстрагировать количество как особый признак, независимый ни от каких других.

Необходимым компонентом математической подготовки детей к школе является наличие и полнота пространственных представлений. Недоразвитие пространственных ориентировок является одной из причин затрудненного овладения детьми навыками счета, чтения, письма, рисования, конструирования, овладения трудовыми навыками.

Важную роль в том, насколько успешно дошкольники овладевают представлениями о пространстве, играют содержание и организация образовательного процесса. Чтобы работа по данному направлению была более целенаправленной, следует выделить характеристики или параметры пространства: вверху-внизу, справа-слева, впереди-сзади, вокруг, рядом, между, над-под, перед, за и др. Исходной в освоении ребенком пространственных направлений служит ориентировка в схеме собственного тела. Многие дети плохо различают правую и левую руки, плохо знают пространственное положение других частей тела, неуверенно владеют их словесными обозначениями. А это тормозит формирование других, более сложных видов пространственной ориентировки с точкой отсчета от себя и ориентировкой между предметами.

Этапы пространственной ориентировки на себя, от себя и от объектов не сменяют друг друга, а сосуществуют, вступая в различные отношения.

Особое значение имеет выбор дидактического материала. Развивающее воздействие на детей оказывают игры типа: «Путешествие по комнате», «Найди игрушку», «Угадай, что где находится», «Отгадай, кто где стоит», «Встань там, где я скажу» и др. Используются планы, схемы, рисунки, модели, таблицы с различным расположением предметов.

Обучающая задача заключается в том, чтобы пространственный образ был целостным и включал в себя как двигательные, так и зрительные параметры, соединенные соответствующим словом. Своевременное и правильное соединение полученных представлений со словом является чрезвычайно важной задачей, т.к. представления, не закрепленные словом, оказываются расплывчатыми, приводят к смешению детьми параметров пространства.

Важное место в работе отводится ориентировке в пространстве листа бумаги, в пространстве клетки, строчки. Значительную трудность у детей вызывают задания, содержащие два или более условия (например, в верхнем левом углу, внизу справа, слева у самого края и т.п.). Проводятся игры: «Художники», «Расскажи про свой узор», в которых используются геометрические фигуры.

В системе занятий большое внимание уделяется выполнению детьми разнообразных графических упражнений. Этот вид заданий способствует лучшей ориентировке на листе бумаги, является первым шагом в долгом процессе подготовки детской руки к овладению письмом, в том числе и выполнению письменных заданий по математике.

В развитии пространственных представлений, кроме специальных игр и заданий на занятиях по математике, особую роль играют проводимые воспитателями прогулки, подвижные игры, физкультурные упражнения, занятия по изобразительной деятельности, музыкальные занятия, различные режимные моменты, ориентировка детей не только в своей групповой комнате или на своем участке, но и в помещении всего детского сада. Поэтому в работе по формированию пространственных представлений требуется комплексный подход, реализация которого возможна лишь при четком взаимодействии педагогов, работающих с детьми и родителями детей группы.

Сформированные пространственные ориентировки послужат фундаментом для развития пространственного мышления, помогут детям успешнее овладеть представлениями о расположении чисел и цифр в ряду, подготовят к умению сравнивать числа, к выполнению операций сложения и вычитания (например, число 3 стоит после числа 2; число 3 больше, чем число 2 на 1; число 3 стоит между числами 2 и 4), к решению задач на движение (навстречу, в разные стороны).

Проводя работу по формированию пространственных представлений, следует помнить, что умение ориентироваться в пространстве является одним из условий социально-бытовой адаптации дошкольников и имеет для них жизненно-практическое значение в познании окружающей действительности.

Литература.

1. «Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет». Книга для воспитателей и родителей (под редакцией Столяра А. А.). М., Просвещение, 1991.

2. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». Михайлова З. А., М., Просвещение, 1985.

3. «Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников». Соболева А. В., Ткачева В. В., Москва, 2000.

4. «Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи». Калинченко А. В., М., 2005.

5. «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР». Нищева Н. В., М., 2009.

 

Просмотров: 505
Категория: По направлениям » Для детского сада » Математика для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Блинова Ольга Анатольевна. Методика работы по формированию у детей с ЗПР субъективных ощущений пространства и пространственных представлений
  • Елена Дрогальцева. Формирование пространственных представлений на примере предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста
  • Шарова Ольга Сергеевна. Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Долгий Лилия Михайловна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей математических пространственных представлений на тему: «В гости к кукле Маше на чаепитие»
  • Егорова Юлия Владимировна. Индивидуальная коррекционная работа с детьми, имеющие нарушение пространственных представлений
  • Войцешко Ольга Михайловна. Конспект по математике в подготовительной к школе группе Тема: Число 7 и его состав, ориентировка на листе бумаги, ориентировка во времени, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел.
  • Ванина Светлана Владимировна. Развитие пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста
  • Шамова Татьяна Викторовна. Развитие пространственных представлений у детей — логопатов
  • Коляйчева Ксения Юрьевна. Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему: «Ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе
  • Черевко Л.В., Беляй И.Е.. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
  • Букина Татьяна Валерьевна. Методическая картотека дидактических игр по математике «Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы»
  • Талыгина Анна Юрьевна. Проект по развитию графомоторных навыков, пространственных представлений и творческих способностей у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Графический серпантин»
  • Кропова Ольга Александровна. Развитие оптико-пространственных представлений у воспитанников с ОНР
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Евсеева Галина Федоровна. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры.
  • Эргарт Людмила Федоровна. ПРОЕКТ «Формирование у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры»
  • Кружкова Татьяна Владимировна. «Развитие речи в курсе обучения элементарных математических представлений дошкольников»
  • Шайтанова Светлана Юрьевна. «Разноцветные игры. Формирование представлений о цвете у детей-дошкольников 3 – 7 лет»
  • Чечетенко Татьяна Юрьевна. Проект по математическому развитию дошкольников: Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы с использованием занимательной математики
  • Исхакова Айгуль Тимерьяровна. «Использование игровых форм обучения детей дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений»
  • Суркова Светлана Юрьевна. Интегрированный подход к формированию элементарных математических представлений у дошкольников на логопедических занятиях.
  • Черенкова Валентина Александровна. Конспект занятия по развитию математических представлений у детей старшей группы на тему: 'Число 7 и способы его образования'
  • Роговая Галина Дмитриевна. Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе. Тема: Число «два». Понятие «пара».
  • Вахитова Наталья Александровна. Конспект ООД В старшей группе по ФЭМП «Счет в пределах 7. Сравнение предметов по ширине. Ориентировка в пространстве».
  • Немирова Светлана Витальевна. Формирование элементарных математических представлений дошкольников.
  • Белая Ирина Викторовна. «Применение интерактивных и активных методов обучения в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы»
  • Ольга Никишина. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во 2-ой младшей группе. Тема: «Число 5. Большой, поменьше, самый маленький. Весна»
  • Доценко Олеся Сергеевна. Педагогическая статья 'ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'
  • Шатова Марина. Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений детей от 3 до 4 лет.
  • Зарубина Лариса Валентиновна. Методическая разработка «Формирование элементарных математических представлений детей старшей группы детского сада»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь