Купыра Татьяна Алексеевна. Математика в играх

Математика в играх

«Что ближе?»

Цель: Закрепить умение детей ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Дети делятся на две команды. Одной команде дать задание назвать предметы, которые находятся – вдали, другой – вблизи.

Отмечайте черточкой на земле ответы детей. В конце предложить посчитать, сколько предметов назвала каждая команда и сколько предметов назвали обе команды.

(Игра проводится на прогулке)

Скачать конспект

«Сколько взять конфет?»

Цель: Упражнять детей в соотнесении условия задачи с результатом.

Ход игры: Предлагается условие задачи: «В бумажном кульке лежат конфеты 2 сортов. Наугад берут несколько конфет. Какое наименьшее количество конфет нужно взять, чтобы среди них оказались хотя бы две конфеты одного сорта?» (не менее трех)

Задача решается путем логического мышления.

Так же решается о яблоках: «В вазе лежало 3 яблока. Мама угостила ими трех девочек. Каждая из девочек получила по яблоку, и одно осталось в вазе. Как это получилось?»

(одна из девочек взяла яблоко вместе с вазой)

«Найди и назови»

Цель: Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета.

Ход игры: На фланелеграфе раскладывают в беспорядке 10-12 геометрических фигур, разного цвета и размера. Воспитатель, а затем и ведущий игру ребенок, говорит: «Кто нашел большой круг?», «Кто нашел маленький синий квадрат?» и т. д.

Ребенок правильно и быстро показавший и назвавший фигуру, берет её себе. В конце подсчитывают, сколько, у кого фигур, объявляют победителей.

(ответ следует давать сразу за вопросом; называть все указанные в вопросе признаки; игровые действия включают элементы занимательности, соревнования)

«Что там?»

Цель: Закрепить умение устанавливать соотношение трех предметов по величине, учить детей использовать это умение при выполнении предметного действия (составление матрешки).

Материал: Деревянная трехместная матрешка.

Ход игры: Воспитатель загадывает загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Воспитатель разбирает матрешку, обращает внимание ребенка на верхнюю и нижнюю части, составляющие игрушку, на их соотношения, на порядок следования матрешек друг за другом – от самой большой до самой маленькой. Сначала взрослый сам собирает матрешку. Затем его действия повторяет ребенок. Вкладывая одну матрешку в другую, определяя какая – меньше, какая – больше. Ребенок должен назвать все части. (большая, меньшая, самая маленькая)

«Что, каким бывает?»

Цель: Уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходство предметов по признаку величины.

Ход игры: Взрослый говорит: Предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы видели много разных по величине предметов. А сейчас мы поиграем так: я буду называть одно слово, а ты будешь перечислять, какие предметы можно назвать этим одним словом. Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит слово. Например: взр. – длинный, реб. – дорога, лента, веревка.

«Отгадай число»

Цель: Закрепить умение детей сравнивать числа.

Ход игры: По заданию ведущего ребенок должен быстро назвать число меньше 8, но больше 6; больше 5, но меньше 9.

Ребенок, выполнивший условия игры, получает фишку. При делении детей на группы, ответивший неправильно – выбывает.

«Числовой ряд»

Цель: Закрепить знания детей о последовательности чисел в натуральном ряду.

Ход игры: Двое детей, сидящих за одним столом, раскладывают перед собой, лицевой стороной вниз, карточки с цифрами от 1 до 10. При этом каждому из детей дается определенное количество карточек с цифрами (например, до 13). Некоторые из цифр встречаются в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очередности берет карточку с цифрой, открывает её и кладет перед собой. Затем первый играющий открывает еще одну карточку. Если обозначенное на ней число, меньше числа открытой им раннее карты, ребенок кладет карточку левее правой, если больше – правее. Если же он возьмет карту с числом уже открытым им, то возвращает её на место. Право хода передается соседу. Выигрывает тот, кто первым выложил свой ряд.

«Отгадай число»

Цель: Закрепить умение находить следующее и предыдущее число от 1 до 10.

Ход игры: Дети образуют круг. По считалке выбирается ведущий: Шел по берегу петух,

Поскользнулся, в речку – бух!

Будет знать петух,

Что впредь,

Надо под ноги смотреть!

Ведущий задумывает любое число в пределах 10 и на ухо говорит воспитателю. Играющие, при помощи вопросов, на которые ведущий может ответить только да или нет, должны отгадать это число. Например: задумано число 8. Оно больше 5? – Да. Оно больше 9? – Нет. И т. д. После того, как число отгадано, ведущим становится ребенок, который его отгадал.

Усложнение: Называть числа от 10 до 20.

«Что, где?»

Цель: Закрепить умение детей ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Игра проводится в кругу с мячом. Ведущего выбирают с помощью считалки:

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы играть.

Всех нам надо сосчитать,

Чтобы знать, кому начать.

Ведущий бросает мяч кому-либо из детей и спрашивает: «Кто слева от тебя?» Если ребенок дал правильный ответ, он становится ведущим. Игра продолжается. Вопросы, которые можно задавать: Что впереди? Кто возле тебя? Что над головой? И т. д.

«Ручеек»

Цель: Закрепить знания детей о составе числа из двух меньших.

Ход игры: Двое детей – ведущие берутся за руки, образуя воротца, в руках у них цифра (от 1 до 10). Остальные дети разбегаются по комнате, у каждого цифры от 1 до 10. По сигналу:

«Ручеек в воротца» — дети встают парами так, чтобы образовать вместе заданное число (которое на воротцах). Ручеек должен пройти через воротца. Дети, образующие воротца пропускают тех, кто не только правильно составил заданное число, но и сказал, как оно составлено.

Игра повторяется, при этом меняются ведущие и цифры у детей.

«Назови число»

Цель: Упражнять детей в умении производить устные вычисления.

Ход игры: Взрослый или старший ребенок говорит: «Я могу отгадать число, которое ты задумал. Задумай число, прибавь к нему 6, от суммы отними 2, затем еще отними задуманное число, к результату прибавь 1. У тебя получилось число 5».

«Подумай, назови»

Цель: Закрепить умение увеличивать или уменьшать число на единицу.

Ход игры: Игра проходит в кругу. С помощью считалки выбирается ведущий: Дождик, дождик поливай-

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

Бросая мяч, ведущий называет число и просит увеличить или уменьшить названное число на единицу. Ребенок, поймавший мяч, называет число, затем сам называет любое число, просит уменьшить (увеличить) и бросает мяч кому-либо из играющих.

Усложнение – просит назвать предыдущие и последующие числа.

«Цепочка примеров»

Цель: Упражнять детей в умении производить арифметические действия.

Ход игры: Две группы детей садятся на стулья – одна против другой. Один ребенок берет мяч, называет простой арифметический пример: 3+2 – и бросает мяч кому-нибудь из другой группы. Тот, кому брошен мяч, дает ответ и бросает мяч игроку из первой группы. Поймавший мяч, продолжает пример, в котором надо произвести действие с числом, являющимся ответом в первом примере. Участник, давший неправильный ответ или пример, выбывает. Выигрывает группа детей, у которых осталось больше игроков.

«Считай дальше»

Цель: Закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке.

Ход игры: Игра проводится в кругу с мячом. Перед началом игры следует договориться, в каком порядке (прямом или обратном) дети будут считать. С помощью считалки выбирается ведущий: 1,2, 3, 4. Кто не спит у нас в квартире?

Всем на свете нужен сон.

Кто не спит, тот вон!

Ведущий бросает ребенку мяч и называет число. Поймавший мяч, продолжает считать до и после названного числа. Затем он становится ведущим. Игра проводится в быстром темпе, чтобы охватить большее количество детей.

Усложнение – счет можно не только до 10, но и дальше.

Математическое развитие.

  1. Сравнение чисел; определение количественного состава чисел из единиц, двух меньших чисел в пределах десяти.
  2. Деление целого на части (2, 3, 4, 5 и т.д. частей).
  3. Сравнение, классификация по свойствам (форма, размер, материал, объем, вес и т.д.) с определением одновременно 2-3 свойств.
  4. Анализ предметов окружения, выявление сходства и различий их по сравнению с геометрическими эталонами (круг, прям-к, квадрат, пяти-к и др.).
  5. Преобразование геом-х фигур, воссоздание их из частей.
  6. Выделение сходных и отличительных признаков геом-х фигур (квадрат, прям-к, треуг-к, круг, пятиуг-к, трапеция, ромб).
  7. Использование плана с целью ориентировки в группе и на участке.
  8. Сравнение предметов по форме, цвету, размеру, материалу (до 10 предметов).
  9. Определение массы предметов при помощи взвешивания.
  10. Определение неизменности величины в результате

осуществленного действия переливания, перекладывания.

11. Ориентировка в частях суток, выделение последов-ти и

использование слов: сегодня, вчера, завтра и т. д.

12. Обобщение 3-5 групп предметов.

13. Сосчитывание, сравнение, воспроизведение количества

количества предметов по образцу, числу с использованием

цифр.

14. Изображение отдельных элементов геом-ких фигур

(отрезок, точка)

15. Определение формы реальных предметов, сравнение их с

геометрическими фигурами.

16. Составление геом-ких фигур из палочек и преобразование их.

17. Определение времени по часам.

18. Измерение длины различными мерками (линейка, шаблон)

Цель:

  • Закреплять, уточнять, проверять знания детей о количестве, величине, числах, времени, пространстве, геометрических фигурах;
  • Учить применять приобретенные знания в измененных игровых или жизненных ситуациях;
  • Развивать восприятие, память, мышление, воображение, речь;
  • Формировать умение анализировать воспринимаемый и представляемый материал, выделять в нем главное, обобщать его, сравнивать, делать выводы, рассуждать;
  • Развивать сообразительность, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, память на числа;
  • Активизировать математический словарь в речи, учить выражать мысли простыми и распространенными предложениями, связно, понятно для присутствующих.

«Игра ладошки»

Количество играющих: 6-8 человек.

Инвентарь: можно использовать карточки с цифрами.

  • Игроки встают в круг, каждый из них получает номер, начиная с номера один и далее по часовой стрелке.
  • Игра начинается с участника под номером один, который сначала хлопает себя дважды по коленям, говоря: «один, один», а затем хлопает дважды в ладоши, называя номер другого участника игры (например: «пять, пять»).
  • Остальная часть группы хлопает по коленкам и в ладоши вместе с номером один.
  • Игрок, чей номер был назван (в данном случае игрок номер пять), тут же подхватывает: «Пять, пять», а затем называет другой номер, например: «два, два» и т.д.
  • Если играющий называет номер уже выбывшего участника, он так же выходит из игры.
  • Игра продолжается до тех пор, пока не останутся двое участников.

«Горох в бутылку»

Количество игроков: 1-6 человек.

Инвентарь: бутылки с широким горлышком по кол-ву игроков,

горох.

  • Поставьте бутылки на пол. Выдайте детям по 10 горошин.
  • Стоя около бутылки, дети разжимают кулак и выпускают по одной горошине так, чтобы они попали в бутылку. Руку надо держать на уровне груди.
  • Дети должны посчитать, сколько горошин попало в бутылку, а сколько просыпалось мимо.
  • У кого больше горошин попадет в бутылку, тот и выигрывает.
  • Со временем можно увеличивать число горошин, продолжая закреплять, таким образом, навыки счета.

«Курочки и петушки»

Количество играющих: 2-6 человек.

Инвентарь: зерна (фасоль, горох, тыквенные семечки).

  • Дети в течение одной минуты собирают зерна, разбросанные по полу. По окончании игры подсчитывается количество собранных зерен.
  • Побеждает тот, кто больше собрал.

«Скрепки»

Количество играющих: 2-6 человек.

Инвентарь: две коробки канцелярских скрепок.

  • Детям выдается одинаковое число канцелярских скрепок. Их задача – собрать из скрепок цепь, за определенное время. По окончании времени дети должны сосчитать число звеньев своей цепи.
  • Выигрывает тот, у кого цепь длиннее.

«Найди пуговки»

Инвентарь: пуговицы разных цветов и размеров.

  • Наверняка у вас дома есть коробка или мешочек с пуговицами. Высыпьте их на стол или на пол.
  • Попросите детей найти по 2-3 пуговицы одинакового цвета или размера, на ножке, с двумя, четырьмя отверстиями. Их можно надеть на нитку, выложить из них узор или просто пришить на кусочек ткани.
  • Попросите детей сосчитать общее количество пуговиц, пуговицы с ножками, круглые, большие, маленькие.

«Не урони шарик»

Количество играющих: 2-6 человек.

Инвентарь: ложки, шарики (картофелина или яблоко).

  • Ребенок должен в ложке донести шарик до условного места, не уронив его. Оптимальное расстояние, которое проходят дети, — 6-8 метров.
  • Можно усложнить задачу, попросив ребенка считать шаги.

«Счет на пальцах»

Количество играющих: 2, 4 или 6 человек.

  • Дети разбиваются по парам. Партнеры встают лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки и закладывают руки за спину.
  • Игроки хором считают до трех. На счет 3 каждый игрок выбрасывает руки вперед, показывая некоторое количество пальцев (по собственному усмотрению).
  • Побеждает игрок, который первым сосчитает пальцы на обеих руках – своей и партнера – и громко назовет полученное число.
  • Сыграйте несколько раз, потом поменяйте партнеров и повторите игру.

«Посчитаем крышечки»

Количество играющих: 2-6 человек.

Инвентарь: крышки от бутылок, бумага, карандаш.

  • Дети пишут номер с внутренней стороны каждой крышки или на листочке бумаги и приклеивают его к крышке. Затем по очереди рассыпают крышки по полу.
  • Если крышка приземлилась номером вверх, то игрок получает то количество очков, которое указано на крышке. Если крышка легла номером вниз, то игрок ничего не получает.
  • Дети бросают крышки определенное количество раз, выигрывает тот, кто набрал больше всех очков.
  • Есть разные варианты этой игры. Например, игроки должны набрать определенное количество очков, скажем-25. Кто первый набирает эту сумму, тот выигрывает.
  • Или у каждого участника игры изначально по 50 очков, и задача – быстрее их списать. Победителем становится тот, кто первый достигнет нуля.

«Самые простые счеты»

Инвентарь: коробка из-под обуви, веревка, макароны.

  • В коробке проделайте по четыре отверстия с двух противоположных сторон.
  • Проденьте в одно из отверстий веревку, снаружи завяжите узелок, чтобы веревка не могла выскочить.
  • Теперь наденьте на веревку 10 рожков и закрепите её в противоположном отверстии. То же проделайте с остальными отверстиями.
  • Рожки на самой нижней веревке означают единицы, на второй – десятки, на третьей – сотни, и, наконец, на четвертой – тысячи.
  • Каждый рожок представляет одну единицу, десяток, сотню – в зависимости от расположения веревки.
  • Такие счеты научат вашего ребенка разбираться в цифрах, решать задачи на сложение и вычитание.

«Мишки и шишки»

Инвентарь: игрушечные медведи (или другие животные), шишки

(или другие мелкие предметы).

  • По полу разбрасывают шишки. Детям предлагают собрать их лапами игрушечных медведей.
  • По окончании игры дети должны посчитать, сколько шишек им удалось собрать. Выигрывает тот, кто собрал больше.

«Сколько карманов?»

Количество играющих: 1-6 человек.

  • Попросите каждого из детей сосчитать количество карманов, которые у него имеются.
  • Теперь дети должны назвать, у кого больше всех карманов. Затем – у кого меньшее количество.
  • Наконец, они выясняют, сколько детей имеют одинаковое количество карманов.

«Каждый третий»

Количество играющих: от 6 человек.

  • Постройте детей в кружок.
  • Велите им рассчитаться на тройки (либо на двойки). Каждый третий (второй) ребенок выбывает – садится на стул или на пол.
  • С детьми, которые стоят, снова рассчитайтесь на тройки (двойки), причем каждый третий выбывает.
  • Продолжайте играть до тех пор, пока не останутся стоять меньше трех (двух) детей.
  • Эта игра дает хорошую возможность попрактиковаться в счете.

«Три раза мимо»

Количество играющих: 2-6 человек.

  • Образуйте круг. Держась за руки, ходите приставным шагом по кругу и декламируйте следующее стихотворение:

Три раза мимо гавани прошел кораблик наш,

Три раза мимо гавани, печален наш рассказ.

Три раза мимо гавани кораблик наш прошел,

Лежим мы все на острове, и всем нам хорошо.

  • После слов «лежим мы все на острове» все дети падают на пол, продолжая по возможности держаться за руки и громко считать раз, два, три.
  • Продолжайте увеличивать числа и заключительный счет, не смущаясь возникающими при этом маленькими ритмическими затруднениями: Четыре раза мимо гавани…

Пять раз уж мимо гавани…

Раз десять мимо гавани…

«Допрыгни до числа»

Количество играющих: 1-6 человек.

  • Нарисуйте на асфальте недалеко друг от друга небольшие квадраты, внутри обозначьте числа от 1 до 10.
  • Давать указания типа: скачи на одной ножке до цифры 3, или прыгни до цифры семь и т. д.
  • Затем дети сами могут давать указания друг другу.

«Математика в календаре»

Инвентарь: календарь (желательно с крупными цифрами),

небольшой лист бумаги.

  • Воспользуйтесь чистым листом бумаги, чтобы закрыть им одну из дат в календаре. Попросите, чтобы дети угадали, какое число вы закрыли.
  • После того, как они выскажут свою догадку, уберите лист, чтобы дети увидели, были ли они правы.
  • Со старшими детьми можно закрыть сразу несколько чисел.

«Кто больше»

Количество играющих: 2-3 человека.

Инвентарь: игрушки, корзинки или детские ведерки.

  • На полу рассыпаются мелкие предметы (шишки, игрушки, кубики). Детям завязывают глаза. В руки им даются корзиночки.
  • По условному сигналу они начинают собирать с пола предметы и класть их каждый в свою корзинку.
  • По сигналу «закончили» им развязывают глаза, после чего считают, сколько каждый собрал предметов.
  • Выигрывает тот, у кого в корзинке окажется больше предметов.

«Одна картошка»

Количество играющих: 3-8 человек.

  • Рассадите детей в круг. Попросите их сжать обе руки в кулачки и держать их перед собой.
  • Выберите водящего, который должен прикоснуться к каждому кулачку, а все дети тем временем хором говорят: «1 картошка, 2 картошки, 3 картошки, 4 картошки, 5 картошек 6 картошек, 7 картошек… Проверим».
  • Тот кулачок, на который придется слово проверим, должен быть спрятан соответствующим ребенком за спину.
  • Игру начинают снова и продолжают до тех пор, пока остается всего один кулачок.
  • Его обладатель становится водящим для следующего раунда игры.

«Сможете сосчитать?»

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: лист бумаги, ручка, тарелка, конфеты, орешки, бобы.

  • Это превосходная игра для развития существенного математического навыка – умения оценивать количество.
  • На большом листе бумаги составьте список имен всех детей. Подготовьте тарелку с конфетами, орешками, виноградом.
  • Спросите у детей: «Сколько конфет в тарелке? Сколько орешков? Сколько виноградин?» По мере того, как каждый ребенок называет количество, вы сами или ребенок можете записать результат на листе бумаги рядом с его именем.
  • Потом вместе с детьми громко сосчитайте истинное количество и сравните его с ответами.

«Что за число?»

Количество играющих: 2-9 человек.

Инвентарь: колода игральных карт (только с числами).

  • Возьмите колоду игральных карт. Показывайте их одну за другой детям. Спросите, какое число стоит на каждой карте. Дайте каждому по одной.
  • Попросите, чтобы дети выстроились в шеренгу, соблюдая порядок возрастания чисел. Соберите карты назад.
  • Произвольно раздайте их детям таким образом, чтобы каждому ребенку досталось по возможности другая картина. Позвольте детям снова расположиться в правильном порядке, то есть по возрастанию номеров.

«Пять маленьких детишек»

Количество играющих: 1-6 человек.

  • Расскажите детям следующее стихотворение, а они хором должны продолжить пропущенные слова.

Пять маленьких детишек напились вдруг кефира,

Один пошел гулять, осталось их………

Четверо детишек пускали пузыри,

Один пошел на улицу, осталось только………

Три маленьких ребенка пошли играть в слова,

Один пошел на кухню, осталось только………

Два маленьких ребенка делили апельсин,

Один домой отправился, остался лишь………

Один ребенок маленький играет без друзей,

Пойдемте, одинокому поможем поскорей.

«Прогулка на пятачок»

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: монетка в 5 рублей.

  • Лучше играть в хорошую погоду, когда у вас много свободного времени. Выйдите с ребенком на улицу, прямо у подъезда достаньте монету и подбросьте её вверх, чтобы она упала рядом.
  • Если монета упала «орлом» вверх – идите направо, если «решкой» — налево.
  • Дойдете до ближайшего перекрестка или развилки, опять подбросьте монету, чтобы определиться, куда идти. Очень важно, конечно, при этом не заблудиться…

«Вперед по стрелке»

Количество играющих: 1-3 человека.

Инвентарь: бумага, краска, скотч, сюрприз.

  • Пока ребенок спит или занят другим делом, подготовьтесь к игре. Оформите сюрприз – игрушку или что-то съедобное заверните в красивую упаковку и спрячьте.
  • Расставьте бумажные указатели по всему дому; начните с первого броского знака где-нибудь поблизости от постели, чтобы не заметить его было просто невозможно.
  • Нужно, чтобы знак привел ребенка ко второму указателю и так далее, пока малыш не доберется до спрятанного «сокровища».
  • Насколько хитроумным будет этот «лабиринт», зависит от вас.
  • Можно сопровождать указатели заданиями. Например: прыгнуть четыре раза на одной ноге вправо, пробежать два раза вокруг стула и т. д.
  • Только не забывайте, что спрятанное сокровище должно принести ребенку истинную радость, иначе он не оценит игру по достоинству.

«Кто быстрее соберет?»

Количество игоающих: 1-6 человек.

Инвентарь: бумага, ручка, пакеты по числу участников и несколько предметов по вашему усмотрению.

  • Подготовьте небольшой список, в который входят мелкие предметы домашнего обихода. Для детей, которые не умеют читать, постарайтесь достоверно изобразить их.
  • Если детей несколько, подготовьте для каждого отдельный список.
  • Отдайте этот список детям вместе с пакетом, подобранным для этой игры. За определенное время дети должны отыскать в комнате, доме как можно больше предметов, указанных в списке, сложить их в пакет и предъявить судье.
  • Возможен другой вариант – дети составляют список для своих родителей.
  • Выигрывает тот, кто собрал больше указанных предметов.

«Повернись – не ошибись»

Количество играющих: 1-6 человек.

  • Дети стоят лицом к взрослому на расстоянии шага друг от друга.
  • По просьбе взрослого дети закрывают глаза и выполняют его команды: повернуться направо, налево, кругом, сделать шаг назад, шаг влево.

«Горячо – холодно»

Количество играющих: 1-6 человек.

  • Игра учит ориентации в пространстве, логическому мышлению.
  • Выбирается водящий. Он выходит из комнаты, остальные прячут предмет. Водящий возвращается и начинает искать предмет. Дети помогают ему, говоря: «Холодно» или «Горячо».
  • Когда предмет найден, можно выбрать нового ведущего.

«Найди флажок»

Количество играющих: 2-6 человек.

Инвентарь: флажки или одинаковые предметы в большом количестве.

  • На определенном участке прячется 10-20 флажков. Каждый играющий ведет поиск самостоятельно.
  • Когда установленное время закончится (20-30 мин), подсчитывается количество найденных флажков и определяется победитель.

«Проверь глазомер»

  • Во время прогулки, остановив детей и указав на какой-либо предмет, спросите, сколько шагов до него?
  • Все по очереди отвечают, а потом проверяют, кто прав. Если детей много, попросите их встать в шеренгу, одновременно прошагать и посчитать шаги до предмета.

Проблемно- игровые ситуации

для детей 5-6 лет.

Скоро в школу

Цель:

  • Развитие умений осуществлять классификацию, формулировать вопросы, договариваться о ходе решения практических задач, рассуждать;
  • Воспитание интереса к обучению в школе.

Материалы: карточки с изображениями разных по форме портфелей (квадратные, трапециевидные, прямоугольные) четырех цветов с замками разной формы и разным количеством кнопок на них.

Развитие сюжета игровой ситуации.

Дети учатся в первом классе. У каждого из них – по портфелю. (Педагог показывает детям изображения портфелей, дети их рассматривают.)

Педагог. Все портфели разные. Это для того, чтобы ученики их не перепутали. Заметили ли вы что-либо общее (одинаковое) во всех десяти портфелях?

(Дети вместе педагогом участвуют в поиске общих свойств. Приходят к выводу, что одинаковые признаки такие: наличие кодового замка, украшения в виде глаз, форма – все портфели четырехугольные.)

Педагог. Первоклассников позвали на урок физкультуры. Переодевшись в физкультурную форму, они ушли, оставив портфели в беспорядке. Двое дежурных хотят навести порядок. Они в затруднении: ходят, смотрят, думают, как это можно сделать. Как вы думаете, дети, что надо знать для наведения порядка?

Дети. Цвет, номер кодового замка, имя ученика, содержимое портфеля…

Педагог. Что каждый ученик знает о своем портфеле? Что помогает ему быстро отыскать свой портфель среди других?

(После обсуждения детских ответов дети и педагог вместе осуществляют классификацию портфелей по цвету – четыре группы; по форме замков – четыре группы; по наличию ручки – две группы. Каждый раз дети называют основание классификации, количество объектов в каждой группе, обосновывают отнесение объекта в конкретную группу.)

Педагог. Можно ли упорядочить все портфели, разложить в ряд? На основании чего? Какого признака? (Педагог помогает детям догадаться, что сделать это можно по номерам кодовых замков: 1, 2, 3…)

После выполнения последнего упражнения педагог вновь предлагает детям ответить на вопрос: «Возможно ли быстро навести порядок в расположении портфелей?»

Варианты игры

1. «Догадайся! В чем закономерность последовательности кодов замков?»

Педагогическая помощь в ходе выполнения:

  • Пересчитать точки и сравнить замки по количеству точек;
  • Выяснить количественные различия в каждом звене цепочки (4 точки);
  • Ответить на вопрос: «Почему именно в такой последовательности изображены цифры?» (разница между числами 6 и 2 равна четырем и между числами 10 и 6 – тоже четырем);
  • Предложить детям воспользоваться счетными палочками.

2. «Не могу открыть портфель. Помогите!» Вернулись

дети с урока физкультуры и стали открывать свои портфели. Все открыли, а двое – никак! Расстроились, не могут вспомнить что-то очень важное.

Педагог. Что могли забыть дети? (Ответы детей, обсуждение.)

Оказалось, что один ученик забыл номер кода, а все остальные – помнили номера замков на своих портфелях. Они и помогли ему. Как?

(Назвали номера своих кодовых замков, пропущенный номер и оказался тем, которого недоставало.)

Второй ученик, оказывается, потерял свой магнитный ключ. Положение сложное. Пришлось обращаться к мастеру по изготовлению таких ключей. О чем он спросил мальчика?

(Дети предлагают свои варианты и обсуждают их)

Поезд дальнего следования

Цель:

  • Освоение детьми способов классификации заданного количества объектов в зависимости от принятых условий;
  • Развитие умения самостоятельно придумывать и реализовывать игровой сюжет, пользуясь моделированием, аргументировать свое решение.

Материалы. Модель паровоза и разноцветных пассажирских вагонов; комплект знаков- символов, проездных билетов, цифр, силуэтов животных и их детенышей; геометрических фигур.

Развитие сюжета игровой ситуации

На детской железной дороге дети учатся быть машинистами поезда, проводниками, контролерами, кассирами, составителями и даже начальниками поездов.

(Педагог предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением поезда или игрушечную железную дорогу)

Педагог. Мы на детской железной дороге. Давайте составлять поезд. (Детям предлагаются рисунки паровоза и десять разноцветных вагонов. Они выбирают направление движения и составляют поезд, произвольно располагая вагоны.)

Педагог. Представьте себе, что вы пассажиры. Что нужно знать пассажиру, чтобы доехать до нужного ему города?

Дети. Время отправления, номер поезда и направление следования, номер вагона и места в нем.

Педагог. В вагоне какого цвета хотел бы поехать каждый из вас? Определите порядковые номера своих вагонов. (В случае ошибок дети вместе с педагогом определяют место начала нумерации.)

Педагог. Что необычного вы заметили в нашем поезде?

Дети. У него разноцветные вагоны с белой полосой вдоль каждого.

Педагог. На этих полосах можно разместить фирменные знаки каждого вагона. Для этого надо выбрать одну из карточек (знаков-символов). Как вы думаете, что означают цифра, цветное пятно, фигура? (количество элементов, цвет вагона и элемента, форму элементов) В этот день был праздник – День железнодорожника. Вагоны в праздник принято украшать.

(Дети выбирают нужную карточку, отбирают элементы по цвету, форме, количеству. Например, у ребенка карточка с цифрой 4, оранжевым пятном и овалом. Он возьмет 4 оранжевых овала и расположит их на белой полосе оранжевого вагона.)

Педагог в роли контролера совместно с детьми «делает обход вагонов», соотносит знаки на карточке с фирменными знаками на полосе вагона. Возможен обмен карточками, при котором цвет элементов не будет совпадать с цветом вагона; комбинирование (чередование) элементов; произвольный выбор фирменных знаков.

Вариант игры

«Поезда вне расписания». Срочно потребовалось отправить два поезда в разных направлениях, а билетная касса оказалась закрытой. Как быть? (В разговоре с детьми педагог поясняет, что возможно изготовление ими проездных билетов.) Дети изготавливают билеты, указывая на них количество пассажиров (только взрослых животных, только детенышей, взрослых и детенышей, номер вагона и, по желанию детей, номера мест).

Затем дети формируют два поезда из одного имеющегося состава, говорят, как при этом меняются номера вагонов, цветовые сочетания, последовательность. Отправляют поезда до определенных станций (называют реальные или вымышленные города).

Возможно использование различных стихотворений, в том числе С. В. Погореловского:

От станции Кушетка

До станции Комод

Вожу я материалы-

Там строится завод.

От станции Окошко

До станции Кровать

Вожу я пассажиров

На дачу – отдыхать.

Слоны берут билеты,

И гусь берет, и кот,

А заяц едет зайцем:

Билета не берет!

Вариант игры

«Объявлена посадка в вагоны». У детей билеты, на которых указано количество пассажиров (взрослых животных и их детенышей), номер вагона.

Каждый ребенок выбирает своих «пассажиров». Проверив, сообщает взрослому (контролеру), в какой вагон (номер, цвет, оформление), сколько и как он будет размещать пассажиров.

Вагоны «отправляются», а дети в это время решают творческие задачи. Например:

  • В вагоне едут двое взрослых животных и 4 их детеныша. Покажи цифрами возможные варианты.
  • На станции в синий вагон вошли 6 пассажиров. Среди них 2 детеныша, остальные – взрослые животные. При этом двое взрослых животных были без детенышей. Размести отдельно взрослых животных и их детенышей.
  • В поезде 10 взрослых пассажиров. У каждого из взрослых животных по 2 детеныша. Размести пассажиров как можно удобнее и пожелай им доброго пути!

Цветик-семицветик

Цель:

  • Упражнение в счете предметов расположенных по кругу;
  • Освоение состава числа 7 из единиц;
  • Освоение способа увеличения и уменьшения чисел на 1 (сложении и вычитание);

Материалы: модель цветика- семицветика с условным изображением основных фрагментов сюжета сказки «Цветик-семицветик»; карточки с цифрами и арифметическими знаками.

Вариант игры

«Что за цветок?» Дети рассматривают цветок, исследуют его структуру: цвет и форму лепестков, их количество, порядок расположения. Воспитатель предупреждает детей, что лепестки очень нежные, легкие, если поднимется ветер, они разлетятся в разные стороны. Собрать и разложить их в том же порядке можно, лишь предварительно запомнив расположение лепестков. Дети несколько раз проговаривают порядок следования цветов, запоминают, лепестки какого цвета расположены рядом.

Воспитатель убирает несколько лепестков, меняет лепестки местами. Дети восстанавливают прежний порядок.

В процессе пересчета общего количества лепестков дети каждый раз запоминают лепесток, с которого начали счет.

Примерные вопросы:

- Сколько лепестков улетело? Какого они цвета?

- Какого (по цвету) лепестка не стало? Какого, по порядку, лепестка не стало?

- Какие лепестки не на своем месте? Верни их на прежние места (при условии изменений в расположении лепестков и неизменности их общего количества).

- Который (какой по порядку) лепесток оранжевый, если начать считать с зеленого? (Дети осваивают порядковый счет, определяют место того или иного лепестка в зависимости от того, с какого начинается отсчет.)

- Какой по порядку красный лепесток? (Начиная счет с определенного лепестка)

Вариант игры

«Рассказываем сказку». Дети вспоминают содержание сказки «Цветик-семицветик», рассматривают условные обозначения на обратной стороне лепестков. Соответственно тексту дети раскладывают лепестки в определенном порядке, пересказывают отдельные фрагменты сказки.

Устанавливается общее количество лепестков – 7.

Педагог. Сколько всего лепестков? Сколько из красных, желтых и т.д.?

За упражнением следует обобщение: число 7 состоит из семи единиц.

По ходу пересказа сказки дети «записывают» (т. е. раскладывают соответствующие карточки) изменение количества лепестков:

7-1=6; 6-1=5

Затем дети восстанавливают количество лепестков:

1+1=2; 2+1=3 и т. д.

  1. Барышникова Настя
  2. Бондарева Катя
  3. Гафарова Регина
  4. Дворин Леня
  5. Зигангиров Султан
  6. Калинин Данил
  7. Кан Сергей
  8. Каримова Алина
  9. Когут Вика
  10. Козлов Дамир
  11. Краснова Лиза
  12. Лукьянович Катя
  13. Медведева Лиза
  14. Мягчилова Полина
  15. Некоз Коля
  16. Сангинов Шахнозар
  17. Трусов Максим
  18. Фатыков Руслан
  19. Фокина Таня
  20. Хамидуллина Руфина
  21. Шемчук Катя
  22. Шихбабаев Саид
  23. Трофимов Миша
  24. Гусейналиева Зейнаб
  25. Барышникова Настя
  26. Бондарева Катя
  27. Гафарова Регина
  28. Дворин Леня
  29. Зигангиров Султан
  30. Калинин Данил
  31. Кан Сергей
  32. Каримова Алина
  33. Когут Вика
  34. Козлов Дамир
  35. Краснова Лиза
  36. Лукьянович Катя
  37. Медведева Лиза
  38. Мягчилова Полина
  39. Некоз Коля
  40. Сангинов Шахнозар
  41. Трусов Максим
  42. Фатыков Руслан
  43. Фокина Таня
  44. Хамидуллина Руфина
  45. Шемчук Катя
  46. Шихбабаев Саид
  47. Трофимов Миша
  48. Гусейналиева Зейнаб
  49. Барышникова Настя
  50. Бондарева Катя
  51. Гафарова Регина
  52. Дворин Леня
  53. Зигангиров Султан
  54. Калинин Данил
  55. Кан Сергей
  56. Каримова Алина
  57. Когут Вика
  58. Козлов Дамир
  59. Краснова Лиза
  60. Лукьянович Катя
  61. Медведева Лиза
  62. Мягчилова Полина
  63. Некоз Коля
  64. Сангинов Шахнозар
  65. Трусов Максим
  66. Фатыков Руслан
  67. Фокина Таня
  68. Хамидуллина Руфина
  69. Шемчук Катя
  70. Шихбабаев Саид
  71. Трофимов Миша
  72. Гусейналиева Зейнаб
Просмотров: 392
Категория: По направлениям » Для детского сада » Математика для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Редактор. Сценарий детского дня рождения - Количество участников - 20-40 человек
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Садыкова Татьяна Мухаметовна. Конспект занятия: «Количество и счет».
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Ладутько Виктория Викторовна. Сценарий квест-игры с родителями «Играем, как дети!»
  • Мезенцева Надежда Александровна. Знать должны дети правила все эти.
  • Сулейманова Зилара Минисламовна. Интегрированное занятие тема: «Дружба народов через игры» возрастная группа: дети 5-6 лет с нарушениями речи
  • Антонова Татьяна Николаевна. Сценарий праздника для детей средней группы «КАК ДЕТИ СПАСЛИ ОСЕНЬ»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Нурсана Гаффарова. Как дети учат друг друга разговаривать
  • Хамидова Фарида Феритсовна. Дети логопады, как категория детей с ОВЗ.
  • Страхова Людмила Евгеньевна. Дети с отклонениями в развитии и принципы обучения таких детей
  • Макович Елена Николаевна. Комплексное занятие по теме «Дети имеют право на охрану здоровья и медицинское обслуживание» для детей старшей группы детского сада.
  • Редактор. Новогодние стихи для детей - Дети спать пораньше лягут
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Братчаночка. Конспект организации совместной трудовой деятельности с детьми средней группы. Тема: 'Ох, ох. ох, ох дети сеяли горох'
  • Челохсаева Светлана Ильинична. Стихотворения для детей 'Наши дети', 'Считалка', 'Лисята'
  • Петренко Людмила. Познавательный маршрут «Город и дети» для детей старшего дошкольного возраста
  • Шмакова Оксана Петровна. КОНСПЕКТ СЦЕНАРИЯ КО ДНЮ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ «ДРУЖАТ ДЕТИ ВСЕЙ ЗЕМЛИ»
  • Лучкина Анна Александровна. Конспект занятий для детей старшего дошкольного возраста «Дети на войне»
  • Алексеева Тамара Владимировна. Сценарий музыкального развлечения на День защиты детей - «Да здравствуют дети на всей планете!» (старшая группа)
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Почему одни дети часто плачут и плохо привыкают к детскому саду, а другие спокойные и быстро адаптируются
  • Терентьева Елена Геннадьевна. Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста с мультимедийной презентацией «Дети войны»
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь