Развивающие игры – это игры, в процессе которых происходит развитие или усовершенствование различных навыков.
Основная особенность развивающих игр определена их названием.
Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей и имеют большое значение во всестороннем и умственном развитии детей.
Сложным вопросом в теории развивающих игр является вопрос их классификации. До настоящего времени единая классификация не принята. Так игры классифицируют: по содержанию, по наличию или отсутствию игрового материала, по степени активности детей и т.д.
По содержанию развивающие игры делят на игры по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, развитию математических представлений, игры музыкальные и т.д.
По использованию игрового материала выделяют игры с игрушками и картинками, настольно-печатные, словесные.
По степени активности детей и воспитателя развивающие игры делят на три группы: игры-занятия, игры-упражнения, авторазвивающие игры.
При регулярном использовании развивающих игр, стимулируется мыслительный процесс у ребенка, что помогает развивать навыки, логику, творческое мышление и получать первый опыт, ведь процесс решения поиска ответа, основанный на интересе к задаче и невозможен без активной работы мысли.
Все развивающие игры имеют в основе ситуацию, из которой ребенку необходимо найти выход. При этом, чем более последовательным и логичным будет разрешение проблемы, тем лучше.
Развивающие игры исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями: каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов из картона или пластика и т.д.; задачи даются ребенку в различной форме, что позволяет знакомить его с разными способами передачи информации; ребенок учится мыслить самостоятельно и выстраивать следственно-логические связи (от простых к сложным); задачи имеют широкий диапазон трудностей: от доступных 2-3 летнему ребенку до непосильных среднему взрослому; постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои способности, в отличии от обучения, где все объясняется и формируется только исполнительские черты в ребенке; начинать играть с такими играми можно с самого раннего возраста. Задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно.
Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные по содержанию игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, пространственное представление, воображение, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умению создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки.
С помощью развивающих игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Развивающая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов.
- Обучающая задача — определяет содержание, правила игры и направляет игровые действия. Объем и содержание обучающих задач соответствуют программе обучения детей этого возраста в детском саду. Реализация обучающих задач происходит через игровые действия. Чем интереснее игровые действия, тем незаметнее и эффективнее ребенок выполняет игровую задачу.
- Игровые действия или игровой элемент — наличие игрового действия или игрового элемента — главное отличие развивающей игры от развивающего упражнения. Введение игрового элемента в упражнение может сделать упражнение игрой, и наоборот, если исключить игровой элемент из игры, игра превратиться в упражнение. Игровые действия или игровые элементы осуществляются в форме игровых манипуляций игрушками, предметами или картинками (подбор, складывание, раскладывание и т.п.), в форме поиска предмета и его нахождения; загадывания и отгадывания; выполнения ролей; соревнования; особых игровых движений (хлопки в ладоши и др.); в качестве игрового элемента может быть использовано слово или фраза—зачин. В одной игре иногда встречается несколько игровых элементов.
- Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Правила способствуют развертыванию содержания игры, осуществлению развивающих задач. Правила указывают путь решения задачи, определяют приемы предстоящей умственной деятельности, регулируют взаимоотношения играющих. Даже внутри одной развивающей игры правила различаются. Одни направляют поведение и познавательную деятельность детей, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очередность, регулируют отношения между играющими. Другие правила ограничивают меру двигательной активности ребенка, пускают ее по иному руслу, усложняя тем самым решение обучающей задачи.
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
Алгоритмические предписания, понимаемые как последовательность получения результата или как последовательные шаги решения задачи, используется в дошкольном обучении с целью освоения ребенком умений следовать установке, заданной графически, точно выполнять правила; развития у детей самостоятельности при выполнении действий, ведущих к результату. Деятельность по правилам, предписаниям упорядочивает детское мышление, вырабатывает умение планировать ход продвижения к цели, применении знаковых систем, схем, моделей, способствует познанию логических связей между последовательными этапами действия (по цели, развитию действия, значимости, степени сложности).
По мере освоения простых алгоритмов (их «прочтения» и выполнения последовательных действий) дети начинают самостоятельно их составлять, используя для этого иллюстрации хорошо известных сказок, игры (настольно-печатные, подвижные и др.).
Игры по освоению алгоритмов детьми старшего дошкольного возраста направлены на освоение дошкольниками зависимости между соблюдением последовательности действий и достижением результата. С этой целью используются уже известные детям линейные предписания, а в качестве элементов – модели реальных предметов. Ребенок начинает осваивать логическую структуру действия на абстрактном материале (геометрические фигуры, цифры). Особое внимание обращается на освоение детьми зависимости действий от направления стрелки и влияние последовательности на полученный результат.
Практически любая развивающая игра математического содержания может включать я себя задания на выполнение алгоритмов.
Алгоритмическое предписание, как определенная последовательность практических действий, представлены в играх с палочками Кюизенера.
Решение многих логических задач, в том числе и таких, как поиск недостающей фигуры, поиск признака отличия одной группы фигур от другой, может быть предложено детям на основе предписания.
Одно из современных средств развития детей – игры с блоками Дьенеша, которые, являясь развивающими, включают в себя варианты игр с предписаниями.
В любой группе развивающих игр математического содержания, где имеет место возможность следовать алгоритму, при обозначении последовательности действий используют стрелки, которые могут располагаться в любом направлении. Одной из составляющих таких игр является схема – алгоритм. В ней заложен смысл игры, последовательность деятельности и даже иногда результат.
При знакомстве с игрой взрослый уточняет вместе с ребенком название стрелок в схеме, направление движения, которое определяют они, последовательность решения задачи и правила, которые следует соблюдать. Педагог должен придерживаться определенной последовательности игровых действий.
- Назови предмет (фигуру), от которого начинается стрелка.
- Назови предмет, около которого «остановилась» стрелка.
- Сравни первый и второй предмет: чем они похожи, чем отличаются.
- Проследи за «движением» стрелки, назови предмет и сравни его со вторым.
- Что мы получим в самом конце схемы?
- Какому правилу надо следовать или соблюдать?
В развивающих играх с алгоритмами необходимо обращать внимание детей на речевую активность, которая позволит регулировать деятельность ребенка, осуществлять анализ и оценивать правильность действий, поможет педагогу понять уровень осознанности действий ребенка.
Если все эти условия будут учтены, развивающий эффект игр будет очевиден.
Таким образом, развивающие игры математического содержания могут быть эффективным средством развития детей, развития представлений об алгоритмах. Это современное средство, которое можно и необходимо использовать в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями.
|