Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 48 Карасова Фатима Мухамедовна. Проект по математическому развитию старших дошкольников «Развиваем логику!»



Карасова Фатима Мухамедовна. Проект по математическому развитию старших дошкольников «Развиваем логику!»

Проект по математическому развитию старших дошкольников «Развиваем логику!»

Подготовила воспитатель: Карасова Ф. Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 79 г.Сочи

На современном этапе развития общества происходят изменения и в системе дошкольного образования. В условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, принципиальным отличием, которой является – исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.

 

Скачать проект

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития детей: чувствовать – познавать – творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

Но сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры.

Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм, способствуя адекватной социализации ребенка.

Из опыта роботы могу сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют следующие нетрадиционные игры: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры В. Воскобовича.

Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны — предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе.

Основные противоречия решаемые в проекте:

между необходимостью повышения уровня сформированности математических представлений, логического мышления дошкольников и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения в системе дошкольного образования.

Между реализацией воспитателями технологии работы с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера и большой наполняемостью групп в ДОО, что значительно затрудняет индивидуализацию обучения детей, согласно требованием ФГОС.

Цель проекта:

Разработать систему деятельности по развитию математических представлений у детей с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.

Развитие творческого мышления и познавательных способностей дошкольников.

Задачи проекта:

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения современной научной и педагогической литературы по вопросу «Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша — средство познания логики и математики в дошкольном возрасте»

-Разработать систему работы по НОД с детьми старшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.

- Вооружить родителей знаниями и методикой по интеллектуальному развитию дошкольников, знакомить с образовательной технологией «Цветные палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша».

- Создавать условия для индивидуального развития дошкольников.

Тип проекта:

По доминирующей деятельности – информационный, творческий, игровой.

По содержанию – творческий, познавательный.

По числу участников – групповой.

По времени проведения – долгосрочный (2 года, 2013 – 2014г.).

По характеру контактов – дети, воспитатели, родители.

Реализация проекта:

строится на следующих принципах: системности, наглядности, интеграции, креативности, индивидуальности.

Работа с детьми строится поэтапно, каждый этап имеет цель и направления работы:

Первый этап: самые простые игры, цель которых в усвоении свойств геометрических фигур, форм предмета, размера, цвета; усвоение определенного круга математических понятий.

Второй этап: игры, на развитие элементарных навыков алгоритмической культуры мышления: счет, счетные операции при помощи чисел, измерение, вычисление., направленные на изучение качественной и количественной классификации, развитие творческого и абстрактного мышления, приобретение навыков измерения, счета, представлений о размере, форме предметов, об ориентировке во времени и в пространстве.

Третий этап: более сложные игры на замещение и моделирование свойств, кодирование и декодирование информации. Развитие логических операций: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, сериация.

Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность: изучение научной и методической литературы, характеризующую психические особенности развития детей дошкольного возраста и особенности работы с ними, создание развивающей среды с учетом возрастных особенностей детей, использование игр в совместной и самостоятельной деятельности, изучение опыта работы других педагогов.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • систематизация игр с блоками Дьенеша, систематизация игр с палочками Кюизенера
  • составление системы работы по использованию логических игр, задач, упражнений при формировании математических представлений у детей старшей группы, подготовительной группы
  • разработка конспектов тематических занятий по математике с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

-оформление консультативного материала для педагогов и родителей.

-овладение старшими дошкольниками такими математическими представлениями в как: овладение единичными свойствами предмета или математического символа, их обобщение на основе анализа, синтеза и сравнения; программирование функций или символа предмета, составление алгоритма их осмысления на основе количественных характеристик; выражение конкретного предмета или абстрактного математического символа в виде схемы – рисунка, модели и речевого определения, приобретение навыков измерения, счета, представлений о размере, форме и массе предметов, об ориентировке во времени и в пространстве.

Игры-занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера.

НОД № 1 «Разноцветные заборы» ( «Спрячь игрушку»)

Дидактические задачи:

  • развитие представлений о цвете, умения называть цвета
  • развитие представлений о высоте ( «высокий», «низкий» и т. д.)
  • развитие представлений о длине
  • развитие умений сравнивать предметы по высоте и длине

Игровые задачи: организовать коллективную игру «Зоопарк»; игру драматизацию по стихотворению С. Я. Маршака «Где обедал воробей?».

Материал: набор разноцветных полосок; силуэты животных разной высоты; мелкие игрушки (воробей и др. – см. стихотворение).

Ход игры-занятия:

Каждый ребёнок получает силуэт какого-либо зверя и стоит забор такой высоты, который его спрячет (так, чтобы «не было видно»).

Можно обсудить с детьми, где – за забором какого цвета – живёт самый высокий зверь, за каким – самый низкий и т. д.

Выяснение дополнительного вопроса: какие заборы получились длиннее, какие короче.

Нужно обратить внимание детей на то, что все «дощечки» в «заборе» одного цвета и одинаковой высоты.

НОД № 2 «Мосты через реку» (коллективное).

Дидактические задачи:

  • развитие представлений об эталонах цвета
  • развитие представлений о ширине ( «широкий», «узкий» и т. д.), длине
  • Развитие умений сравнивать предметы по ширине и длине

- (предварительно) знакомство с тем, что такое река, какие бывают мосты через реку (в ходе экскурсии к ближайшему мосту).

Игровые задачи: организовать коллективную сюжетно-ролевую и индивидуальную игру «Переправляемся через реку».

Материал: набор разноцветных полосок – палочек Кюизенера; длинная извилистая «река», ширина которой изменяется (в коллективной работе), или «реки» и «ручейки» разной ширины, вырезанные из голубой бумаги (в индивидуальной деятельности); силуэты машин, автобусов, троллейбусов и других видов транспорта (или изображающие их мелкие игрушки).

Ход занятия-игры:

Предварительно дети рассматривают иллюстрации, изображающие мосты через реки. На ковёр (или на длинный стол) помещается длинная извилистая «река», ширина которой изменяется.

Каждый ребёнок (при необходимости с помощью взрослого) намечает, в каком именно месте реки он будет строить мост, и подбирает для него полоски соответствующей длины (важно, чтобы их длина перекрывала ширину реки).

После строительства мостов обсуждается, какого цвета каждый из них, какой он длины, какой – короче, какой – длиннее.

Дети с помощью игрушек или силуэтов, изображающих разные виды транспорта, проверяют, достаточной ли ширины тот или иной мост (могут ли на нём разъехаться машины и другие виды транспорта).

Игра-занятие № 3 «Какие лесенки умеет строить Зайка»

Дидактическая задачи: освоение числового значения цветных полосок, состава НОД чисел и умений строить числовой ряд (до 5, до 10).

Материал: Игрушечный заяц, комплект разноцветных полосок – палочек Кюизенера для каждого ребёнка; карточки с цифрами от 1 до 10.

Ход игры-занятия: Воспитатель от имени Зайки предлагает детям построить лесенку из самых коротких полосок. Дети отбирают белые квадраты (единицы) и начинают строить лестницу: слева на плоскости кладут один квадрат. Зайчик «пробует», можно ли подняться на первую ступеньку. Затем составляют вторую ступеньку, взяв для этого 2 квадрата, затем третью – из 3 квадратов и т. д. (до 5). Задание повторяется, только в во втором случае Зайка строит лесенку до 10.

Каждый раз путём пробующих игровых действий с Зайчиком дети выясняют: получилась ли ступенька, обсуждают, как её удалось сделать – из какого количества квадратов, удобно ли подниматься и спускаться по такой лестнице.

Зайчик поднимается по получившейся лестнице – дети считают ступеньки (одна, две, три, четыре, пять). Когда он спускается – дети называют числа в обратном порядке; с пятой ступеньки на четвёртую, с четвёртой – на третью, с третьей на вторую, со второй – на первую, с первой — на пол. Вот и кончилась лесенка. Точно также действия производятся с лесенкой из 10 ступенек.

Зайчик предлагает сделать новую лесенку по-другому – в каждой ступеньке оставить по одному белому квадрату (единице), а остальные заметить полоской подходящей длины. Дети последовательно составляют каждую ступеньку. Начиная с первой, подбирают подходящие полоски там, где это нужно (начиная с третьей ступеньки) – получается новая лесенка.

Рассматривая эту новую лесенку и сравнивая её с первой, дети ещё раз отмечают, сколько белых квадратов в каждой ступеньке они заменили, какая полоска им для этого понадобилась, и подходят к выводу, что 2 белых квадрата заменяется одна розовая полоска, 3 белых квадрата – голубая, 4 белых квадрата – красная и т. д. Дети сопоставляют каждую полоску (включая белый квадрат) с соответствующей цифрой (находят нужную карточку).

Каждому из детей предлагается построить свою лесенку по-новому и показать Зайчику.

Деятельность детей можно организовать по-иному: предложить им рисунок лесенки, глядя на который они могут её построить.

Дети рассказывают Зайчику, из которых полосок состоит их лесенки, какому числу соответствует каждая полоска, находят соответствующую ей карточку с цифрой.

НОД № 4 «Путешествие в Страну Цветных чисел»

Дидактические задачи:

  • упражнять детей в составлении чисел из 2-х меньших
  • повторить счёт о 10 в прямом и обратном направлении
  • формировать умение работать по образцу, соотносить цветные палочки к размеру задаваемой формы

- развивать творческое воображение, смекалку.

Материал: палочки Х. Кюизенера (по 1 набору на каждый стол, плоскостной вариант), образцы узоров, силуэты животных, предметов быта, игрушки мышки (2 шт.); тетради для работы; цветные карандаши.

Ход игры-занятия:

В гости к детям пришёл Хрюша и стал рассказывать, что далеко от этих мест есть загадочное место, которое называется Страна Цветных чисел. Эта сказочная страна расположилась в долине реки Загадок. Там живут числа, которые необычно обозначены: они представляют собой цветные палочка. Каждая палочка определённого цвета соответствует определённом числу. И чтобы туда добраться, надо построить корабль.

(Дети строят корабль из напольного строительного материала).

Дальше нужно выбрать капитана корабля с помощью загадки (кто отгадает первый, тот и капитан):

На свете нет её сильнее,

На свете нет ей буйнее.

В руках её не удержать –

И на коне не обогнать.

(Вода).

Затем Хрюша говорит: «Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят». Дети попадают в Город Весёлых мастеров. В этом городе живут весёлые мастера, они всё время что-то строят, перестраивают. (Стоят столы, на каждом их которых расположены по 1 набору палочек Кюизенера, бумажная крыша в виде треугольника определённого цвета; цвет и величина крыши соответствует цвету и длине палочки – от числа 3 до числа 5).

Детям предлагают построить дом из кирпичиков-цветных палочек. Они выкладывают дом, проговаривая каждое своё действие. Когда дети справятся с заданием, то Хрюша предлагает детям сесть на кораблю и продолжить путешествие в сказочную Страну Цветных чисел по реке Загадок.

На пути ребят расположился остров (в виде ковра посередине групповой комнаты), на котором живут мышки. Посреди острова огромная гора, на которую мыши не могут взобраться. Им нужна лестница. Хрюша предлагает детям помочь детям построить лестницу так, чтобы мыши сделали 10 шагов.

(дети берут плоский вариант палочек Кюизенера в 2-х вариантах и прямо на ковре, разделившись на 2 подгруппы, выкладывают лестницу для каждой мышки. В конце задания считают ступеньки, т. е. проверяют правильность выполнения задания друг у друга).

И тут на горизонте появились очертания Страны Цветных чисел. В этой стране живут загадочные животные и предметами. Их цвет однажды стёр злой волшебник, поэтому они сейчас имеют только очертания. Хрюша показывает образец и просит детей раскрасить зверей разными полосками, которые подходят к их очертанию. Дети берут по набору цветных палочек и карточки-таблицы для игры с ними и выкладывают по образцу узоры, силуэты животных, предметы быта, чётко соблюдая цвет и размер палочек. Полученные изображения дети зарисовывают в тетрадь, раскрашивают.

В конце занятия Хрюша благодарит ребят и желает им всего хорошего, приглашает на прогулку.

НОД № 5 «Сказка о натуральном ряде»

Дидактические задачи:

  • показать детям направленность ряда чисел
  • формировать представления детей о свойствах чисел натурального ряда (сравниваемость, относительность, транзитивность; возрастание и убывание и возрастание)
  • учить видеть разностные отношения между соседними числами натурального ряда

- ввести понятие чётных нечётных чисел.

Материал: набор карточки с цифрами до 10 на каждого ребёнка и такие же демонстрационные большего размера; набор палочек Кюизенера на каждого ребёнка и для фланелеграфа большего размера;

Ход игры-занятия:

Воспитатель в костюме Королевы Чисел входит в групповую комнату и привлекает внимание детей. Предлагает пройти за столы и послушать сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были числа. Не было в этом королевстве никакого порядка. Каждый жил сам по себе. Числа часто ссорились и не дружили друг с другом. Но однажды в этом королевстве появился Добрый Волшебник. Он решил числа упорядочить, поставив их в порядке возрастания. (Берёт карточки и выкладывает их на наборном полотне, дети делают тоже самое у себя на столе).

3, 5, 7, 8, 9.

Потом волшебник нашёл числа 2, 1, 6, 4, которые прятались кто где. И оказалось, что числа можно построить так, чтобы каждое следующее число

оказалось больше предыдущего на один. Получился такой ряд:

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Вдруг из домика выскочил бублик и заплакал: «Возьмите меня с собой». «Как тебя зовут?» — спросил его Волшебник. «Нолик», — ответил бублик. «А что ты умеешь?» — продолжал Волшебник. «Я многое умею. Я могу дружить со всеми числами и знаю, как любое число сделать большим-пребольшим», — похвастался Нолик. «Раз ты умеешь делать такие чудеса, мы поставим тебя самым первым», — обрадовал его Волшебник.

Теперь ряд стал таким:

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Став членом большой семьи, Нолик показал числам, как он умеет дружить. Теперь чисел стало на одно больше.

0, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

С тех пор в этом царстве все дружат и у каждого есть своё достойное место.

После прочтения сказки дети выделяют свойства натурального ряда и его чисел (каждое следующее число больше предыдущего на 1).

Физкультминутка: Дети выходят из-за столов и произносят с движениями:

Клоун – чудак делал всё не так,

Ломом копал, лопатой ломал,

Долотом шил, иглой долбил,

Колуном пилил, пилой колол,

Метлой белил, а кистью мёл!

Вертикальная, горизонтальная и симметричная лесенки

Королева Чисел говорит детям: «А теперь представьте, что вы добрые волшебники, давайте построим разбежавшиеся цветные числа в порядке возрастания так, чтобы каждое следующее число было больше предыдущего на 1. Что получилось?». Получаются разные цветные лесенки (вертикальные и горизонтальные).

Поднимаясь и спускаясь по ступенькам, дети называют их цвет. Сравнивая высоту ступеней, они убеждаются, что красная палочка выше голубой, но ниже жёлтой, считают число ступеней в прямом и обратном направлении.

Затем лесенка «читается» в числах. При этом отмечается направленность ряда чисел (возрастание и убывание), раскрываются свойства чисел (сравниваемость, относительность, транзитивность), устанавливаются разностные отношения между ними и др. Здесь можно удачно использовать уже известный детям приём, предложив им покрыть ступеньки белыми полосками.

Дети вновь отмечают, что первую ступеньку можно закрыть одной белой полоской, вторую (розовую) – двумя и т. д. На вопрос «Какую их полосок вы назовёте единицей?» — дети предлагают считать белую полоску единицей, как первую и наименьшую ступеньку лестницы.

Сломанная лесенка

Воспитатель выкладывает лесенку только из чётных цветных чисел, но об этом не говорит детям. «Вот какая красивая лестница у меня получилась, — говорит воспитатель. – Нравится?». Дети замечают неравномерность ступеней в лесенке: «Лесенка сломалась».

«Сломанная лесенка» прочитывается в числах 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10. Обсуждается с детьми разница между числами этого ряда. Отмечается, какой должна быть разница между числами натурального ряда. «Потерянная» ступенька (жёлтая полоска или число 5) возвращается на место. Теперь каждое число больше предыдущего (или меньше последующего) на 1.

Чёт-нечёт

На одних столах лежат «чётные» полоски, на других – «нечётные». Детям предлагается построить из полосок лесенки с разными ступеньками (одинаковая разница между полосками). Это первое знакомство с арифметической прогрессией. Появляются 2 разные лесенки.

С помощью розовой полоски выясняются разностное отношение между числами-полосками: разница между ними всегда 2. Обе лесенки «читаются» в числах. С удовольствием дети играют с лесенкой. «Прыгая» по ступенькам, они называют чётный (2, 4, 6, 8, 10) и нечётный (1, 3, 5, 7, 9) ряды. С помощью этих лесенок дети имеют возможность сравнивать не только смежные (рядом стоящие) числа.

Игра-занятие № 6 «Три котёнка»

Игровой НОД сюжет. Три котёнка играют в палочки, готовятся к празднику: сначала они сложили из палочек башни, потом стали красить вои домики, а затем встречать гостей.

Игровой материал: три котёнка (игрушки), цветные палочки Кюизенера (объёмный вариант), силуэт дома с забором (не окрашенный), схемы частей домов (стены, крыши, заборы, чердаки, окна – всех по 3 штуки), 5 гномов в цветных колпачках, окрашенных в цвета палочек Кюизенера.

Дидактические задачи:

  • развитие комбинаторных умений
  • воспроизведение отношений «выше-ниже», «над-под», «между»
  • уточнение представлений о направлениях счёта

- соотношение предметов по цвету с ориентацией на сюжет игры.

Ход игры-занятия. Педагог предлагает построить разные башни из трёх палочек для каждого из котят. Затем воспитатель сообщает о том, что первому котёнку больше всего нравится башня, в которой жёлтая палочка находится между красной и фиолетовой палочками. Педагог выясняет, есть ли такая башня среди построенных. Если нет, то дети строят такую же башню.

Второй котёнок с большим удовольствием построил бы башню, в которой жёлтая палочка располагается внизу. Причём он уверен, что такая башня будет красивее первой, дети строят башню, затем сравнивают обе и делают вывод: башенки одинаковые (или похожи), т. к. и в первой, и во второй в середине – жёлтая палочка. Но в одной из них верхняя палочка фиолетовая или красная.

Третий котёнок предложил построить башню, в которой жёлтая палочка ниже красной, но выше фиолетовой. Он сказал, что башенка будет самой лучшей. Дети строят эту башню, сравнивают между собой все три по цвету и по высоте, определяют, чем башни похожи, чем отличаются.

Педагог предлагает детям рассмотреть не раскрашенные 1-2 домика котят и убедиться, что они одинаковые: у каждого стены с окнами, чердак с окном, забор.

Педагог рассказывает детям о том, как один из котят готовится к празднику «День котов». Он решил обновить дом и забор и взял разные краски. Он покрасил стены и окна на чердаке: «Сделай и ты так!» (положи цветные палочки на силуэт дома так, чтобы они поместились. За его работой наблюдали два других котёнка. Оба подумали: «Сделаем наши дома ещё красивее! М запомнили, какого цвета стены, какого окна на чердаке и на стене. А какого цвета забор!» Котята договорились, что возьмут краски таких же цветов, и каждый котёнок «раскрасил» свой домик по-своему. (Дети выполняют).

Педагог предлагает рассмотреть лесенку, по которой поднимаются гномы, живущие под домами котят. Дети считают ступеньки: первая, вторая и т. д. – всего семь ступенек. Каждый из детей может убедиться в том, проведя гнома вниз и вверх по лестнице и сосчитав ступеньки.

Обсуждаем. Педагог рассуждает вместе с детьми, спрашивает их:

- Считаете ли вы ступеньки, когда поднимаетесь по лестнице?

- Сколько ступенек можно сосчитать?

- С какого числа вы начинаете считать, когда спускаетесь вниз по лестнице? (Используется рассказ Я. Тайца «Ступеньки»).

НОД № 7 «Переполох»

Игровой сюжет: Девочка расставила на столе вазочки и положила в них яблоки. Не успела отвернуться, как из каждой вазочки исчезло несколько яблок. А потом яркая красивая дверь – вся из цветных стёкол – разбилась, и пришлось склеивать кусочки-осколки. Но на этом неприятности не закончились: вдруг пропал кот. Искала его хозяйка, искала и наконец нашла. Ух, какой переполох!

Игровой материал: 5 ваз и поднос я яблоками (не меньше 20 штук), 5 мышей, 5 непрозрачных пакетов, силуэт дверей, кот (игрушка), набор палочек Кюизенера в плоскостном варианте.

Дидактические задачи:

  • упражнение детей в воспроизведении количества по представлению
  • упражнение в счёте от исходного числа до заданного
  • составление целого из частей

- ориентирование в пространстве «от себя».

Ход игры-занятия. Педагог говорит, что в вазах только что лежали яблоки: в первой – одно, во второй – два, в третьей – три, в четвёртой – четыре, в пятой – пять. Дети отсчитывают яблоки из общего количества, кладут их в вазы, а рядом у себя на столах обозначают количество соответствующей палочкой. Взрослый просит детей закрыть глаза, а затем представить, что некто «неизвестный с хвостом» взял из ваз часть яблок. (Убирается часть яблок и складывается в пакеты). Воспитатель спрашивает:

- Кто бы это мог быть?

Оказывается это мышки – их пять, и у каждой пакет. Дети вспоминают, сколько яблок было в первой вазе. В этом им помогают палочки Кюизенера. Успела ли мышка взять яблоко из первой вазы, проверяют её мешок (мешок пустой). Уточняют, что не успела: в первой вазе яблок столько же, сколько было.

Называют, сколько яблок было во второй вазе, сколько у мышки в пакете (проверяют). Последовательно выясняют, сколько яблок взяли мышки из каждой вазы и сколько их в пакете. Разницу отображают с помощью палочек Кюизенера.

Но на этом поделки «неизвестного с хвостом» не заканчиваются». Ветра не было, а красивая стеклянная дверь оказалась разбита. Педагог выражает удивление, что каждое стекло разбилось точно по форме наших цветных палочек и побуждает детей самостоятельно подобрать «части» стёкол. Дети восстанавливают стеклянную часть двери и называют геометрические фигуры, которые образовали палочки, и из которых они составили целое.

Тот, кто разбил стекло, ещё не найден. Вероятно, это кот (ответ дают сами дети)! Где же этот проказник? Дети ищут кота (игрушку) в комнате с игрушечной мебелью. В ходе поиска они называют направление от себя (впереди, сзади, слева, справа, между). Оказалось, что кот спрятался под диваном.

Обсуждаем. Педагог обращает внимание детей вопросами:

- Кто же был этот «неизвестный с хвостом»?

- Как вы думаете, у мышей в пакетах больше я блок, чем в вазах? Как узнать? (ответы проверяются с помощью палочек Кюизенера).

НОД № 8 «Тимошка-озорник»

Игровой сюжет. Кот Тимошка – настоящий озорник. Не сидится ему дома на месте: то он в аквариум залезет – рыбки половить, то в бабушкин шкаф заберётся – с клубками ниток в футбол поиграть. Даже на кухню прокрался сумел и … разбил красивую чашку, которая стояла на полке. Наозорничал – и наутёк, только его и видели!

Игровой материал: кот (игрушка), пять коробок, одна из них большего размера, пять чайных чашек, рисунок аквариума и семь рыбок.

Дидактические задачи:

  • воссоздание числового ряда и группировка предметов (по 5-7)
  • упражнение в определении места предмета в ряду
  • употребление в речи слова «кроме»

- определение формы на основе отрицания признака.

Ход игры-занятия. Кот Тимошка остался дома один в роли хозяина. Сначала он потрогал воду лапой в аквариуме, потом внимательно рассмотрел рыбок. Ему понравились все рыбки, кроме трёх. Дети показывают рыбок, которые по их мнению, могли понравится Тимошке. Определяют их количество и результат выкладывают палочкой «цветных чисел». Потом получают разницу этого числа без трёх.

Высушив лапы, кот Тимошка отправился в бабушкину комнату. Там он увидел, что в каждой коробке лежат по 5 цветных клубков. Кошачьи лапы так и потянулись к клубкам! И вот… в каждой коробке уже не по 5 клубков. Педагог незаметно убирает часть клубков и кладёт их в большую коробку или со словами: «Раз, два, три, четыре, пять – начинает кот играть», — убирает из каждой коробки по несколько клубков. Дети действия воспитателя отображают палочками Кюизенера. Далее дети восстанавливают прежнее количество. Педагог просит всех детей помочь бабушке сложить все клубки на место. Дети поочерёдно берут клубки и возвращают их в коробки, просчитывая к имеющимся до нужного числа (до 5, до 7).

Устав от игры, кот Тимошка отправился на кухню, где стоя чашки. Захотел узнать, нет ли чего вкусного в одной из чашек. Кот смотрит и видит, что чашки такие же по цвету, что и палочки Кюизенера и стоят так, как они. Кот нашёл что-то съедобное чашке, которая стоит между голубой и жёлтой чашкой. Дети проговаривают место расположения чашек и палочек: «справа от…», «слева от…», «между от…» и т. д.

Любопытный кот задел лапой чашку и она разбилась. На кухню пришла бабушка и начала убирать осколки. Сначала все розовые, потом все голубые, затем все белые, красные, жёлтые. Педагог просит собрать все оставшиеся осколки в виде палочек Кюизенера, называя их по цвету и по соответствующему числу.

Кот, боясь, убегает.

Обсуждаем. Педагог проводит с детьми беседу, в ходе которой выясняет, все ли поделки кота можно исправить. Предлагает детям восстановить порядок событий.

НОД № 9 «Оле-Лукое»

Игровой сюжет. Добрый сказочник Оле-Лукое приходит к детям вечером перед сном. Никто на свете не знает, сколько сказок знает он. У него есть волшебные зонтики. Чёрный зонтик он раскрывает над капризулями, жадинами и плаксами и отказывается рассказывать им сказки. А яркий нарядный зонт – над добрыми, весёлыми детьми, и они видят волшебные сны. Приходит Оле-Лукое незаметно. Никто не видит и не слышит, как он выходит из дома со своими волшебными зонтиками под мышкой. Известно только, что он никогда не наступает на круглые плитки пола, они скрипят.

Игровой материл: модель недели, палочки Кюизенера в плоскостном и объёмном варианте, 9 кукол, круги.

Дидактические задачи:

  • развитие умений выделять чётные и нечётные числа
  • выделение каждого второго предмета в ряду
  • упражнение в нахождении порядкового номера предмета, пути следования на основе исключения

- действия с моделью недели, закрепление их названия.

Ход игры-занятия: Добрый сказочник Оле-Лукое спешит к детям, чтобы успеть рассказать им сказки, пока они не заснули. Он шагает по лестнице через ступеньку, наступая на каждую вторую. Дети вместе с педагогом сначала выкладывают чётные полоски, образуя горизонтальную лестницу (через ступеньку), называя её порядковый номер: вторая четвёртая, шестая… (Возможно название номеров ступенек, на которые сказочник не наступал).

Оле-Лукое любит рассказывать детям сказки, когда они засыпают. Сегодня некоторые дети ещё не спят. Сказочник заметил, что не спит каждый второй ребёнок. Дети укладывают в кровати 9 кукол. Затем показывают на кукол, которые не спят – каждая вторая, начиная с первой (нечётные). Педагог спрашивает, сколько кукол из 9 спят, а какие нет. Выясняется, что не спят 5 из 9 кукол, а спят – 4 из 8.

Волшебник умеет придумывать удивительные истории. Например, во вторник он оживил все вещи в комнате, в четверг показал детям мышиную свадьбу, а в субботу – начистил до блеска все звёзды на небе. Дети отмечают данные дни недели на модели недели и показывают палочки соответственно названному дню. Затем самостоятельно определяют пропущенные дни и проверяют правильность ответов своих товарищей палочками Кюизенера. Так они восстанавливают неделю и проверяют свои действия.

Рано утром Оле-Лукое уходит также незаметно, как и появляется, при этом он обязательно забирает свои зонтики и ни в коем случае не наступает на четырёхугольные плитки пола. (Воспитатель незаметно подкладывает круги к плоскостному варианту палочек Кюизенера). Дети выкладывают из палочек Кюизенера дорожку (путь сказочника) по очереди только из четырёхугольников, замечая при этом отличительные признаки круга и квадрата и прямоугольника. Ребёнок, положивший круг, попускает ход.

Обсуждаем. Педагог спрашивает детей: «Нравится ли вам ходить по лестнице?. Ведь в этом случае, если их считать по порядку, окажется, что ступенек меньше. Или я ошибаюсь?» Детям можно предложить поэкспериментировать: подняться и спуститься по лестнице через ступеньку, начиная то с первой, то со второй.

- Как вам привычнее ходить – по чётным или по нечётным ступенькам? А считать через один: 2, 4, 6, 8, 10…; 1, 3, 5, 7, 9…

Можно предложить детям рассказать, глядя на палочку, о своём любимом дне недели.

НОД № 10 «Винни-Пух и его друзья»

Игровой сюжет. Медвежонок Винни-Пух вместе с поросёнком Пятачком отправились в гости к своему другу Кролику. По пути они собрали букет ромашек. Придя к Кролику, Винни-Пух досыта наелся мёда. А пока друзья гостили у Кролика, ослик Иа гадал на ромашках и огорчился, потому что у него получилось, что его никто не любит… Потом он решил пойти к Винни-Пуху, но с трудом нашёл нужную тропинку среди разросшихся цветов.

Вскоре у Винни-Пуха наступил день рождения, и все его друзья приготовили ему подарки. Добрый медвежонок на славу угостил яблоками Пятачка, Кролика, Сову, ослика Иа.

Игровой материал: Герои сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все»; ромашки с разным количеством лепестков (3-8), не менее 25 штук, одна ромашка с семью съёмными лепестками; палочки Кюизенера; 10 яблок.

Дидактические задачи:

  • восстановление и продолжение числового ряда
  • самостоятельное решение логической задачи путём нахождения недостающего предмета
  • выбор предмета, части которого (лепестки) образуют пары

- упражнение в определении состава числа.

  • поиск пути по лабиринту

- упражнение на отсчитывание предметов по 2.

Ход игры-занятия. Винни-Пух и Пятачок решили подарить ослику Иа букет ромашек. Они отправляются на ромашковое поле. Собирая ромашки, Винни-Пух приговаривает: «Раз ромашка, два ромашка, три ромашка, семь». Пятачок, не желая обидеть Винни-Пуха, тихо подсказывает: «Я четвёртую нашёл, пятую, шестую». Винни-Пух ничего не слышит и продолжает, как и прежде.

Педагог рассыпает ромашки произвольно, двое детей собирают их, считая ромашки – каждый по своему: «Раз ромашка, два ромашка, три ромашка, семь»«Четыре, пять, шесть». После этого Винни-Пух кладёт свои ромашки (4) в ряд, а Пятачок свои (3) – под ними. Каждый из них кладёт соответствующие цифры на свои ромашки: Винни-Пух – 1, 2, 3, 7; Пятачок – 4, 5, 6. Винни-Пух сразу заметил свою ошибку. Воспитатель предлагает заменить ромашки палочками – «цветными числами» и проверить правильность последовательности чисел в натуральном ряду.

Дети тоже правильно строят числовой ряд, исправляя ошибку Винни-Пуха, раздвигая цифры и палочки и заполняя освободившееся место палочками и цифрами. Затем проверяют.

Винни-Пух и пятачок пришли к Ослику. Они принесли ему букет ромашек. Ослик отрывает от ромашки лепесток за лепестком: «Любит, не любит». На слове «не любит» ослик говорит: «Это и следовало ожидать!» Винни-Пух ответил, что это «неправильная» ромашка и дал ослику другие. Дети ищут ромашки, лепестки которых заканчиваются на слове «любит». Они дарят их ослику. Дети продолжают искать «правильные ромашки», убеждаясь том, что такими являются цветки, состоящие из 2, 4, 6, 8, 10 лепестков. Чётность дети проверяют с помощью палочек Кюизенера.

У Винни-Пуха день рождения! Друзья готовят ему подарки. Пятачок купил ему 7 разноцветных воздушных шариков, ослик Иа – 5 зонтиков, Кролик – 4 горшочка мёда. Но каждому их них не хочется полностью дарить всё то, то они купили. Пятачок боится, что на 7-ми шариках Винни-Пух может улететь, и дарит только 3. Дети определяют, сколько шариков Пятачок оставил себе. Для этого они 7 шариков делят на 2 группы (3 и …).

Из 4-х горшочков, приготовленных Кроликом для подарка Винни-Пуху, у именинника оказался только 1. Кролик вовремя вспомнил, что Винни-Пух очень часто ходит к нему в гости и надо его угощать.

- Сколько горшочков мёда Кролик оставил себе? (4 без одного – 3).

Ослик купил 5 зонтиков, но пошёл дождь. Он укрепил на крыше своего дома 3 их них.

- Сколько зонтов он подарил Винни-Пуху?

Благодарный Винни-Пух угощает всех друзей яблоками. Они берут яблоки. Дети определяют, останутся ли яблоки для именинника. Для этого они сами определяют, по сколько яблок мог бы взять каждый их друзей Винни-Пуха.

Воспитатель обращается к детям: «Любите ли вы получать подарки? Что б вы предпочли: книжку, цветы, настольную игру или конфеты? Как можно с друзьями поделиться такими подарками? Представьте себе, что Саша принёс в свой день рождения для всех угощение – конфеты. Как он будет делить их между ребятами, ведь конфет больше, чем детей в группе? Как вы думаете, можно ли поступить так же, как поступил Пятачок: он принёс 7 конфет, а три оставил себе – на всякий случай? Педагог предлагает детям разделить все конфеты. Проверит себя и других можно с помощью палочек Кюизенера, заменив числа палочками

Просмотров: 245
Категория: По направлениям » Для детского сада » Математика для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Бабурина Кристина Александровна. Презентация «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста»
  • Самигина Гульнара Тагировна. Конспект игры – занятия (конструирование из палочек Кюизенера) для детей 2-3х лет. «Приключение в лесу»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Евдокимова Людмила Юрьевна, Плотникова Ирина Александровна. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША И ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА «НАЙДИ СВОЙ ДОМИК»
  • Исакина Елена. Развитие у дошкольников логико-математических представлений посредством использования цветных палочек
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Андреева Елена Сергеевна. Палочки X. Кюизенера - средство познания логики и математики в дошкольном возрасте
  • Даренская Татьяна Владимировна. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой технологии Кюизенера
  • Рассолова Любовь Николаевна. Презентация 'Палочки Кюизенера'
  • Сулейманова Зилара Минисламовна. Интегрированное занятие тема: «Дружба народов через игры» возрастная группа: дети 5-6 лет с нарушениями речи
  • Бурдукова Елена Алексеевна. Организация игр — занятий по грамматическому строю дети с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы.
  • Терентьева Елена Геннадьевна. Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста с мультимедийной презентацией «Дети войны»
  • Петренко Людмила. Познавательный маршрут «Город и дети» для детей старшего дошкольного возраста
  • Ладутько Виктория Викторовна. Сценарий квест-игры с родителями «Играем, как дети!»
  • Лучкина Анна Александровна. Конспект занятий для детей старшего дошкольного возраста «Дети на войне»
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Бурлакова Елена Семеновна. Методическая разработка «Книжка — пособие для работы с палочками Кюизенера»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Р.А. Биккулова. Консультация для родителей «Дети, которых не понимают взрослые»
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Кодола Лариса. Занятие по проектной деятельности – «Дети экспериментируют» Тема занятия: «В гости к профессору Почемучкину»
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Машкина Екатерина Васильевна Харитонова Наталья Владиленовна. Сценарий праздника к Дню Победы для детей старшего дошкольного возраста «Дети — герои войны»
  • Горностаева Татьяна Викторовна. Тренинг занятие на тему: «Родители и дети: пути взаимодействия»
  • Страхова Людмила Евгеньевна. Дети с отклонениями в развитии и принципы обучения таких детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь