Подготовительная группа. Воспитатель Белова Тамара Дмитриевна.
Цель:
- Развивать фантазию и творческие способности ребёнка средствами математики на основе выявления субъективного опыта детей.
Задачи:
- Закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 20;
обратный счёт в пределах 10.
- Упражнять детей в назывании «четных» и «нечетных» чисел в пределах 20;
- Закрепить умение составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр: выделять в задаче условия, вопрос, ответ.
- Упражнять в «чтении» записей количественных отношений между числами в пределах 10 при помощи знаков: «»;
- Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.
- Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку;
- Создать ситуацию успеха для каждого ребёнка.
- Закрепить умения и навыки работы с различными изобразительными средствами.
- Развивать навык самооценки и самоконтроля.
Материал:
- Пенал с цифрами; карточки с цифровыми домиками; счетные палочки; набор геометрических фигур; лист в клетку; карандаш; карточки с задачами; карточки с цифрами до 10 /5 <? <7/; членские билеты «Юный знаток»; цифры на стульчики;
- Наборы плоскостных геометрических фигур.
Оборудование:
- Мультимедийная техника, магнитофон, демонстрационный материал на компьютере: игра «Что лишнее», Игра «Сосчитай-ка». Раздаточный материал для игр: «Кто в доме живёт», «Цепочки», «Собери бусы». Счётные палочки, карточки с задачами, карандаши цветные, простой карандаш. Карточки с физминутками,
Ход занятия:
Воспитатель:
то настроение, с каким вы станете сегодня заниматься математикой на нашем семицветике Сейчас у нас будет математика. Какое у вас сегодня настроение? Вам нравится математика? Отметьте настроений. Почему ты выбрал этот цвет?
Варианты ответа:
- Я выбрал синий цвет, потому что мне хочется придумывать и сочинять.
- А мне нравится красный. Я хочу быть быстрым, энергичным. Быстро всё делать.
- Я выбрал жёлтый. Я хочу быть умным достигать цели.
- Я люблю зелёный цвет. Мне хочется, чтобы все были дружными и добрыми. Когда я смотрю на зелёный цвет, мне становится спокойно и радостно.
- Мне нравится фиолетовый. Я хочу всё быстро запоминать.
- Я выбрала голубой. Он меня всегда успокаивает. Когда я на него смотрю, мне лучше думается.
- А мне нравится оранжевый. Мне становится радостно и весело. Хочется что-то делать, придумывать, играть.
Воспитатель:
Отлично. Мы узнали, какое у нас сегодня настроение и как мы станем заниматься математикой. Сегодня будем продолжать узнавать все ее тайны.
Скажите ребята, зачем нужна математика. Где тебе Илья, помогает умение считать, знание чисел?
Варианты ответа:
- Зная числа, можно узнать номер своего дома.
- Можно определить время.
- Умея считать, правильно накроешь стол.
- Узнаешь, сколько конфет останется у меня, если я угощу друзей.
Воспитатель:
А знания геометрических фигур, может они и не нужны? Как вы считаете?
Варианты ответа:
- Не зная фигур не построишь дом.
- Не было бы круглых часов. Тарелок.
- И прямоугольных окон.
- Геометрические фигуры везде. Стол и стул.
5Лампочка и очки у папы.
Воспитатель:
Какой мы сделаем вывод?
Вывод:
Без математических знаний прожить нельзя.
Воспитатель:
Любое дело лучше всего начинать с разминки.
Математическая разминка поможет нашему мозгу лучше соображать.
Внимание на экран. Игра называется «Что лишнее и почему». Если ответ правильный, лишняя картинка исчезнет. Игра «Цепочки»
Впишите в цифровой ряд пропущенные цифры на ваших листочках
Написали прочти Саша для всех, а ребята проверят каждый сам себя.
Воспитатель:
Ребята вы молодцы, ошибок нет и мы продолжаем.
У меня есть интересные задачи, нам нужно их решить.
Счетоводы не могут сосчитать, сколько будет жителей и зверюшек. Я вам прочитаю задание, а способ решения выберите сами. С помощью счётных палочек или устно.
Hа планете у реки
Жили счетоводики.
Две дочки, два сына, отец и мать.
Кто их может сосчитать?
Назовите решение этой задачи. Что будет ответом?
Вариант ответа:
2 + 2 + 1 + 1 = 6 (к двум прибавить два, прибавить один, прибавить ещё один — получится шесть).
Воспитатель: Молодцы, справились. Следующая задача.
Мы пять дней подряд Ходим с братом в детский сад. Кто подскажет нам ответ, Сколько дома нам сидеть?
Вариант ответа:
7 – 5 = 2 (от семи отнять пять получится два; опора на личный опыт: в неделе семь дней). Внимание на экран, подходите ближе:
Сколько маленьких зайчат
За кустиком притаились и тихо сидят?
Как ты узнал? Но ведь ушек 12?
Вариант ответа:
У каждого зайчонка по два ушка. Значит зайчат шесть.
Воспитатель:
Умницы. Следующий вопрос:
Мама хочет накормить всех своих детишек.
Только хватит ли морковок ей для всех малышек? Как ты узнал?... Чего больше, на сколько? Как сделать, чтобы было поровну?
Вариант ответа:
Морковок7. 7> 6 на 1. Надо угостить морковкой маму Зайчиху. 6+ 1 =7, 7=7.
Настало время отдыха. Физминутка.
«Кто на месяце живет?»
Месяц по небу плывёт. Кто на месяце живёт?
(ходьба на месте)
Там гуляет хитрый лис, он на землю смотрит вниз.
(наклон вперёд)
Машет лис своим хвостом, серебрится мех густой.
(машут руками за спиной)
А вокруг летают звёзды, залетают к лису в гости.
(руки в стороны, покачать)
Воспитатель:
А сейчас я буду бросать мяч вам в руки и задавать вопросы, а вы отвечайте.
Солнышко светит днем, а луна – (ночью).
Утром ты пришла в детский сад, а вернулась домой – (вечером).
Ночью мы спим, а гуляем – (днем).
Если вчера был понедельник, то сегодня – (вторник).
Сегодня ты пойдешь домой, а придешь в детский сад – (завтра).
Ночью ты спишь, а просыпаешься – (утром).
В воскресенье ты выходной, а придешь в детский сад – (в понедельник).
Воспитатель: Отдохнули, продолжим пополнять знания науки математике.
Ребята, вы прекрасно о себе заявили, поэтому я каждому из вас даю карточку, на которой спрятан номер вашего места за столом. Кто правильно «прочитает» эту запись, тот займет свое место. Пожалуйста, «прочитайте» свою карточку. /например, 8 <? < 10? — № места — 9/ — /10 карточек с цифрами от 1 до 10/.
Ребята, всем хватило мест, не получились ли двойные номера?
Какие вы сообразительные, никто не ошибся. Дима, обоснуй, пожалуйста, выбор своего места?
Воспитатель:
— Я раздам вам плоские фигурки разных цветов. Ваша задача выложить из них фигуру человека, животного, букву, цифру, предмет домашнего обихода Важное условие использовать все семь фигур и фигуры не должны перекрываться между собой Обращаю ваше внимание, что работать будете по парам. Можно приступать к заданию.
Воспитатель:
Очень быстро выложили фигуру зайца Лиза и Данил, они использовали все семь фигур.
Ну и последнее наше задание.
Возьмите лист в клетку и карандаш. Под мою диктовку вы должны нарисовать фигуру. Будьте внимательны, не переспрашивайте, я буду повторять 2 раза.
Начали: поставьте точку, от нее 1 клетка вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 5 клеток влево, 1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо. Закончили. Какая фигура получилась? /Лесенка/
Молодцы, вы так легко справились с заданиями. Вы все заслужили звание участника «Клуба Знатоков математики», поэтому я всем вручаю членские билеты, и еще небольшие сувениры, как будущим первоклассникам: тетрадь и ручку. Спасибо большое.
|