Ташпаева Дания Даниловна МАДОУ «Золушка» Воспитатель Г. Когалым, Тюменская область, ХМАО
Цель:
Создание условий для формирования у детей элементарных математических представлений.
Обучающие задачи:
- Продолжать формировать у детей умение решать арифметические примеры на сложение и вычитание (в пределах 10);
- Упражнять в счёте в пределах 10, совершенствовать умения называть числа в прямом и обратном порядке;
- Закрепить умение детей ориентироваться на листе бумаги, определять его стороны и углы;
- Закрепить названия геометрических фигур: «прямоугольник», «ромб», «трапеция», «пятиугольник», «овал», «шестиугольник»;
- Закрепить навык измерения жидкости с помощью условной мерки;
- Проверить умение составлять целое из частей и называть каждую дробную часть;
- Учить решать логические задачи;
- Уточнить представление детей о планетах солнечный системы.
Развивающие задачи:
- Способствовать формированию мыслительных операций.
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
- Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Воспитывать интерес к математическим заданиям.
- Воспитывать желание делать добрые поступки.
Предварительная работа: знакомство детей с Солнечной системой, с планетами Солнечной системы, беседа о космонавтах и экипаже космического корабля.
Приоритетная образовательная область: «Познание»
Виды деятельности: познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, трудовая.
Методические приемы:
- художественное слово;
- вопросы к детям, ответы; отгадывание загадок;
- самостоятельная работа на карточках;
- индивидуальные и хоровые ответы; счет вслух;
- работа с пособиями;
- сюрпризный момент;
- поощрение и похвала детей.
Словарная работа: ромб, трапеция, пятиугольник, шестиугольник, Сатурн, Марс, Венера
Материалы:
- картинки с изображением космоса и космонавтов (для оформления)
- карточки (по количеству детей) с нарисованными геометрическими фигурами
- картинки специалистов экипажа, составленные из геометрических фигур (на столе у каждого ребенка)
- демонстрационный лист в крупную клетку (с точкой)
- картинки планет (Солнце, Нептун, Марс, Сатурн)
- силуэтная модель пришельца
- сосуды (3) с разными по цвету жидкостями, измерительная кружка
- карточки с примерами; набор цифр
- картинка – перевертыш ( «Молодая леди — пожилая дама»)
- круги (3) в виде планет, поделенные на равные части (10, 6, 3)
- картинки героев: птица – Говорун, робот Железяка.
Для детей: цифры от 0 до 10; листы в клетку с точкой; картинки планет (Солнце, Нептун, Марс, Сатурн); карандаши.
Ход мероприятия:
Воспитатель: «Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте подарим им свои улыбки и поприветствуем их».
Дети: «Здравствуйте!»
Воспитатель: «Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. (Дети вместе с воспитателем становятся в круг.)
Воспитатель:
* В круг широкий, вижу я Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем направо, А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся, И на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем. -У всех хорошее настроение? (Да!)
-Молодцы! Я очень рада за вас!
- Ребята, я хочу загадать вам загадку:
Голубая, круглая Голубая, родная На ней мы все живем, Как ее называют?
(планета Земля)
- Какие вы еще знаете планеты? (ответы детей)
- А вы хотели бы побывать космонавтами и отправиться в полёт?
- Очень хорошо!
- На любом космическом корабле есть экипаж, который состоит из разных специалистов. Мы создадим свой экипаж и узнаем, кто кем будет на корабле. Для этого выберите себе карточку с геометрическими фигурами, назовите их. Теперь найдите на столах картинку – специалиста экипажа, составленную из этих фигур.
(Воспитатель просит детей занять свои места и называет специальности экипажа: радист, пилот, связист и т. д.)
- Внимание, приготовились к запуску корабля. Выложите пульт управления на столе в виде цифрового ряда от 0 до 10. Начинаем обратный счет, помогайте мне: 10– 9– 8- 7 -…0 — пуск!
(Звучит космическая музыка)
- Будьте внимательны, мы ведем наблюдение за космическими объектами и телами. Положите перед собой монитор (лист в клетку), найдите на своём столе разные планеты.
- А сейчас, выложим вид космического неба на мониторы.
- В верхнем левом углу мы наблюдаем за Солнцем, в правом нижнем углу появилась голубая планета – Нептун, в левом нижнем углу красная планета – Марс, а в правом верхнем углу планета – Сатурн.
(Дети выкладывают планеты на своих мониторах – листах).
- Кто хочет вывести картинку с планетами на большой экран?
- Ребята, проверьте у всех ли такой вид на мониторе.
- На моем экране появилась непонятная точка. Что бы это могло быть?
- Для обнаружения объекта возьмите свои космические карандаши, приступаем к работе.
Графический диктант.
Проведите линию от точки:
3 клетки вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 вправо, 1 вниз, 2 влево, 5 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 1 влево, 5 вверх, 2 влево, 1 вверх, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 3 вверх.
- Космонавты, какой объект вы обнаружили? (ответы детей)
(Воспитатель выставляет готовую модель пришельца на экран и картинку робота Железяки).
- Это пришелец из космоса, с планеты Роботов. Он подает сигнал бедствия, просит помощи. Роботы его планеты заржавели, их срочно нужно смазать специальным маслом. Масло находится в одном из сосудов, но в каком из них он не знает. Он знает только то, что масла больше, чем другой жидкости. Пришелец не может определить, где больше, а где меньше.
- Космонавты, как узнать, где масло? (ответы детей)
- Как мы можем узнать в каком сосуде жидкости больше?
- Чем можно измерить? (измерительной кружкой)
(На столе находятся три сосуда с красной, голубой и желтой водой. Дети измеряют, переливая поочередно жидкости в один измерительный сосуд, воспитатель делает отметки на кружке).
- Какой жидкости оказалось больше?
- Какая жидкость является маслом для смазки роботов?
- Вот, молодцы! Пришелец вам очень благодарен!
Роботы снова могут двигаться и хотят вступить с нами в контакт, приглашают вас на разминку.
Физминутка (Ритмические движения под музыку «Роботы»).
- Нам надо спешить. Прошу экипаж занять свои места, мы продолжаем наше космическое путешествие.
(Звучит космическая музыка).
- Мы приближаемся к планете Венера. Все жители этой планеты были прекрасными, молодыми девушками. Но планету заколдовал злой колдун Глос, и все девушки превратились в старых бабушек.
(Показать картинку – перевертыш).
- Чтобы их расколдовать, надо подобрать шифр, а для этого нужно решить примеры.
5+3=
7+2=
4+3=
6+3=
9-3=
8-3=
7-2=и т.д.
(Дети решают примеры и выставляют ответы на доске).
- Мы подобрали вместе шифр и расколдовали планету. Все жители опять стали красивыми, молодыми девушками.
(Воспитатель незаметно переворачивает картинку-перевертыш).
- Миссия выполнена, а нам пора лететь дальше.
(Звучит космическая музыка).
– Я слышу сигнал SOS.
(Звучит сигнал бедствия).
- Планета Сатурн просит помощи. В планету попал метеорит, и она раскололась на части.
- Внимание, задание экипажу: собрать планету Сатурн из десяти одинаковых по размеру частей.
(Дети подходят к столу и вместе собирают планеты).
- На сколько частей раскололась планета? (10)
- Возьмем каждый по одной части и поочерёдно выложим планету, называя каждую часть. (1/10 часть планеты, 2/10 части планеты и т. д. до 10/10 – целая планета).
- Прошу всех занять свои места и приготовиться к полету.
(Звучит космическая музыка)
- Но что такое? Кажется, мы сбились с курса. Придется нам обратиться за помощью к говорунам. Держим курс на планету Говорунов.
(Поставить картинку птицы Говорун).
- Птица Говорун отличается умом и сообразительностью. (Запись голоса птицы Говорун)
- Птица Говорун укажет нам путь, если мы ответим на ее хитрые вопросы.
Вопросы Говоруна:
Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
У космического животного 2 лапы спереди, 2 лапы сзади, 2 справа, 2 слева. Сколько лап у этого животного? (четыре)
На какое дерево садится Говорун во время проливного дождя? (на мокрое)
Росло 4 берёзы, на каждой березе по 4 большие ветки, на каждой большой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Ни одного. На березах яблоки не растут).
Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Не может. Ночь разделяет дни).
На столе лежало 4 яблока, одно из них разделили пополам. Сколько яблок на столе? (4)
Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птичку. (Нельзя. Улетит)
- Молодцы, вы ответили на все вопросы, и мы можем возвращаться на Землю. Ведем обратный счет: 10, 9, 8 и т. д. до 0.
(Звучит космическая музыка).
- Мы приземлились, вы можете выйти из нашего космического корабля. Пришельцы с других планет благодарят вас за помощь и отличную работу. Вы проявили не только смекалку и ум, но доброту и отзывчивость!
Рефлексия:
- Вам понравились наше путешествие?
- Что было самым трудным?
- Что было самым лёгким?
- Что бы вам хотелось повторить?
- Какое сейчас у вас настроение?
|