Автор:
Домрачева Людмила Викторовна воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Новоторъяльский детский сад «Теремок»
Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста, составлено, с учетом всех требований ФГОС ДО. Охватывает все образовательные области, позволяет детям проявить свои творческие способности. Сказочные задания построены с учетом личностно-ориентированного подхода, учтена двигательная активность детей данного возраста. В занятии прослеживается направление работы детского сада по сказкотерапии в рамках инновационного проекта.
Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры — путешествия в сказку.
Образовательные задачи:
- совершенствовать навыки счета в пределах 10, называть предыдущие и последующие числа
- учить при сравнении чисел пользоваться знаками «больше», «меньше», «равно»
- правильно называть соотношение части к целому
- продолжать учить называть дни недели, части суток
- упражнять в решении логических задач
- выкладывать рисунок с помощью палочек по схеме
- закреплять название плоских и объёмных геометрических фигур
- правильно называть линии: «прямая», «кривая», «ломаная», «отрезок», «луч», «замкнутая»
- учить наблюдать, видеть причинно-следственные связи, делать выводы.
Развивающие задачи:
- развивать умственные способности детей, речь, познавательный интерес
- развивать внимание, восприятие, память, логическое мышление.
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство доброты, приучать детей заботиться о тех, кто слабее или попал в беду
- учить распознавать добро и зло, желание прийти на помощь
- воспитывать культуру речевого общения.
Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, экран, мультимедийная презентация; часы, плащ для Феи, накидки для пажей, набор плоских и объёмных геометрических фигур. Карточки: дни недели, числовой ряд, арифметические знаки, линии. Д/игра «Части и целое», карточки-символы Дьенеша, блоки * схемы, счётные палочки.
Предварительная работа: чтение сказки «Золушка» Ш. Перро; беседа по сказке; индивидуальные занятия; решение простых арифметических задач; настольная игра «Золушка»; игры с блоками Дьенеша; дидактические игры: «Дни недели», «Часть и целое», «Числовые домики», «Поиграем», «Раз, два, сосчитай»; развивающие игры: «Сложи узор», «Танграмм», «Колумбово яйцо», «Разгадай головоломку», «Найди свой домик», «Логические таблицы»; игры с обучающими пазлами: «Учимся считать»; домино.
Методические приемы: организационный, игровой, словесный (вопросы, беседа, логические задачи), наглядный (демонстрационный материал), проблемный, личностно-ориентированный подход, анализ занятия, рефлексия, поощрение.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель. Здравствуйте. У меня в руках необычные сказочные часы. Сейчас вы превратитесь в стрелки. Раз, два, три, стрелка, сутки покажи. Из скольких частей состоят сутки? Какое сейчас время суток? Сейчас утро и давайте поздороваемся с гостями.
Доброе утро — мне! Доброе утро – тебе! Доброе утро — вам! Доброе утро – всем нам!
Воспитатель. Делу время, а потехе час. Который час на наших волшебных часах? Настало время позвать вас в гости к сказке. Слушайте, дети!
Жила семья на свете:
Муж, жена, 3 дочки с ними.
Дочки были уж большими.
Сколько человек жило в семье?
Давайте запишем решение задачки. /Расстановка знаков. /
Только две из них лентяйки:
Неряхи, задиры, зазнайки.
Лишь одна из них была
И сердечна, и мила.
Имя её от слова «зола»
И это кто? (Золушка.)
/Звучит сказочная музыка/.
Воспитатель. Все вы уже догадались, сегодня мы с вами отправимся в сказку «Золушка».
Ритуал «входа» в сказку.
Воспитатель. В сказку чтобы нам попасть,
Надо нам тихонько сесть,
Глаза закрыть, Обо всём на миг забыть. Дружно всем сказать слова: «Здравствуй, сказка и игра!»
Ребята, посмотрите, кто нас встречает? /На экране появляется Золушка. /
Золушка получила приглашение на бал. Во дворце сегодня бал, всех король туда позвал, но злая мачеха хочет ей помешать. «Не пойдёшь на бал пока не выполнишь мои задания», — сказала она.
Мы не случайно попали в эту сказку, Золушке нужна наша помощь. Поможем?
Кто в сказке помогал Золушке? /Фея/. Я буду феей /воспитатель накидывает на себя накидку/. А кто помог фее? /Верные пажи. / Вы, дети, будете пажами.
Первое задание для Золушки – сшить бальные платья.
Воспитатель. Злая мачеха испортила ткань. Не хотите ли вы помочь Золушке починить ткань. Вам необходимо подобрать нужную геометрическую фигуру для заплатки. Какие геометрические фигуры вы помните?
(Квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, овал).
/Игра с блоками Дьенеша/.
Мы справились с этим заданием, посмотрите, какие красивые бальные платья получились у Золушки.
Второе задание для Золушки – перебрать крупу. В каком из мешочков крупы больше, меньше? Расставьте знаки больше, меньше, равно. /Карточки, знаки/.
Воспитатель. Золушка трудится с утра до вечера всю неделю.
Третье задание — назвать дни недели.
/ Д/игра «Неделя стройся» /.
Воспитатель. Задание Золушка выполнила.
Пойдёт ли Золушка на бал?
С работой справиться мы ей помогли,
Сшить бальное платье тоже.
Но, чтобы отправиться на бал не хватает кареты. Из чего сделала фея карету? /Из тыквы. / Но, а вам, моим верным пажам, я предлагаю сделать карету из палочек. /Набивные палочки разного цвета, 35 см. в длину/. /Дети коллективно по предложенному образцу «строят карету». /
Четвертое задание.
Воспитатель. Золушку ждёт дальняя дорога. Чтобы её преодолеть, надо назвать все линии, которые встретятся на её пути. /На экране появляются линии: «прямая», «кривая», «ломаная», «отрезок», «луч», «замкнутая». /
Воспитатель. Вы, устали, Золушка предлагает поиграть.
Чтобы с Золушкой поиграть
В круг нам быстро нужно встать.
Хлопнуть, топнуть и нагнуться,
Вновь подняться, улыбнуться.
В круге цифры лежат.
Цифру мы сейчас возьмём,
место в числовом ряду найдём.
/Д/ игра «Последующее, предыдущее число/.
Золушка с нашей помощью почти добралась до замка. Но злая мачеха попыталась разрушить замок. Чтобы его восстановить, надо назвать геометрические фигуры, из которых он построен. Я буду показывать вам паспорт фигур, а вы мне постарайтесь назвать её без ошибки. Какие это будут фигуры? /Объёмные. //
Д/игра «Паспорт фигуры» /.
Вот замок в порядке.
Ни мороженого, ни пирожного,
Ни конфеты, ни котлеты,
Ни мармелада, ни шоколада,
Нет ни торта, ни баранки,
Даже хлеба нет ни буханки.
Стоят гости голодные.
Всё поели мыши. Мы можем всё это исправить, если угадаем, сколько частей сыра съела каждая мышка.
/Игра «Части и целое», дети называют дробное число. /
Воспитатель. Вот мы с вами помогли Золушке попасть на бал. /Музыка- Прокофьев С.С. –Сцена на балу (Золушка) /.
Воспитатель: Во сколько Золушка должна вернуться домой? Как по-другому можно сказать? (В полночь) Как будут располагаться стрелки на циферблате? Покажите на наших волшебных часах. Мы подарим эти часы Золушки, чтобы они напомнили ей, когда надо вернуться.
Ритуал «выхода» из сказки.
Сказка наша заканчивается.
А нам из сказки чтоб вернуться:
Вокруг себя нужно обернуться.
Хлопнуть, топнуть, улыбнуться,
Тихо сесть, глаза закрыть,
Что увидели не позабыть.
Дружно всем сказать пора:
«До свидания сказка,
Нам домой пора».
В гостях хорошо, а дома лучше.
Подведение итога. Рефлексия.
Мы с вами снова побывали в гостях у сказки. Вот и закончилось наше математическое путешествие по сказке «Золушка». Молодцы! Вы были внимательны, сообразительны, а главное добры и отзывчивы, не оставили Золушку в беде и помогли ей попасть на бал.
Какое задание вам больше всего понравилось?
Какое задание было самым трудным?
Что у тебя получилось лучше всего?
Вам понравилось наше путешествие? Кому понравилось наше путешествие, возьмите смайлики с улыбкой и поместите на дерево «добра». Я рада за вас, что вы такие добрые и весёлые! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу!
Список литературы
- Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль «Академия развития». 1998.
- Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. — М. Просвещение, 1998
- Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1980.
- Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.
- Л.В. Минкевич Математика в детском саду. Старшая группа / Л.В. Минкевич. — М.: Скрипторий 2003, 2010. — 96 c.
|