|
Аннекен Габи, Эгельмайер Лиц, Кесслер Ева. Тренинг уверенности и контакта в группе.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 11456
Автор: Аннекен Габи, Эгельмайер Лиц, Кесслер Ева.
Название: Тренинг уверенности и контакта в группе. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Материалы немецкого общества терапии поведения (DGVT), Тюбинген, Германия.
ПРЕДИСЛОВИЕ Занимаясь клинической психологией, тренингом уверенности для студентов, мы при-няли участие в ряде исследовательских проектов и программ. После того, как мы провели наш первый тренинг по стандартизированной программе, мы обнаружили, что стандартизированный тренинг не дал того результата, о котором писали, и который статистически проверяли теоретики. Оказалось, что поло-жительный эффект стандартизированного тренинга, и перенос выученного в реальную жизнь клиентов не так уж и бесспорен. Осознание этого дало нам толчок к тому, чтобы в последующих тренингах центр тяжести работы перенести в рамки внутреннего мира конкретного человека. Поэтому в теоретическом плане мы ограничились лишь основными положениями теории научения, дополнительно включив в нее описание функции самоинструкции (и внутренней самовербализации). Наш инвентарь методов мы попробовали использовать для того, чтобы каждый участник группы сначала сам проанализировал выбранные им самим (нестандартизированные) трудные ситуации, и лишь затем тренировал обдуманное им альтернативное поведение в ролевой игре. И этот образ действий очень хорошо зарекомендовал себя . Главной идеей тренинга стала концепция уверенности, понимаемой как установки (и поведения) человека по отношению к самому себе. Подразумевается, что уверен-ность в меньшей степени зависит от дефицита поведения, чем от недостатка чувства собственной ценности. По нашему опыту, тренинг поведения (т.е. оперантное формирование новых образцов поведения) только тогда эффективно выполняет приписанную ему функцию, если в нем происходит изменение внутреннего диалога клиента, его установок по отношению к себе самому и своим правам. Решающим терапевтическим приемом, который в конце концов обусловливает терапевтический успех а также изменение поведения, становится изменение самовербализации, которая до того мешала клиенту соответ-ствующим образом обращаться со своими желаниями и чувствами. Отдельные компоненты тренинга в нашей программе объединяются в целое на основе единой регуляционной модели. Эта модель помогает клиентам тренироваться одно-временно как в плоскости поведения, реальных действий, так и в когнитивной плоско-сти. Участники группы, используя формулируемые ими определения уверенности в себе, вырабатывают реалистическую концепцию, которая помогает им конструктивно обра-щаться с самим собой и своим окружением. Успешным в нашей программе считается то уверенное поведение, которое не ущем-ляет права партнера на уважение его желаний и чувств. Голое самоутверждение, при котором клиенты безусловно добиваются осуществления своих интересов, не входит в целевую область нашего тренинга. Подкрепляется в ходе тренинга не достижение ко-нечной цели, а, скорее, уверенное участие в ситуации, способность к успешному об-щению в любое время и с любым социальным партнером. Именно на это направляют-ся нами и позитивные самовербализации участников группы. В предлагаемом учебнике тренинга представлена первая попытка тренировки уверен-ности в себе с использованием поведенческо-терапевтических когнитивно-ориентированных техник и техник разговорной психотерапии. Включение в тренинг регуляционной модели уверенного поведения мы считаем необходимым. Только с ее помощью нам удавалось показать клиентам различные взаимосвязи, которые суще-ствуют между когнициями, поведением и эмоциями человека. ОБ ЭТОМ УЧЕБНИКЕ Тренинговая программа, которую мы здесь представляем, включает в себя шесть тре-нинговых заседаний 4х2 или 2х4 часов; Тренинг проводят три тренера , которые по-очередно, от заседания к заседанию, или также от фазы к фазе - берут на себя выпол-нении различных задач. Эти задачи различаются следующим образом: Координатор: структурирует, подводит итоги, следит за распределением времени, предлагает темы, прекращает обсуждение темы; Протоколант: наблюдает заседание в целом, записывает примеры, которые при-водят участники, снова напоминает об этих примерах в подходящем месте, следит за индивидуальными трудностями клиентов, следит за группо-динамическими про-цессами, за невербальными казусами. Терапевт: осуществляет содержательную работу с клиентами, является "локомоти-вом" и активатором. В первой части учебник содержит: точное описание всех шести тренинговых заседаний с расположенными здесь же и отмеченными вертикальной чертой - нашими предложениями по устранению воз-можных трудностей и описанием действий команды тренеров. Во второй части учебника приводятся: все упоминаемые в тексте рабочие материалы - как для тренера, так и для клиентов. В учебник не включена рабочая папка, которую каждый клиент получает перед нача-лом тренинга в качестве материала, сопровождающего тренинг. В ней лежат переве-денные нами на немецкий выдержки из двух глав книги Alberti/Emmons "Your Perfect Right", далее - переведенный тест Jakubowski (общая форма, позже дополнительно со-кращаемая) с ключом для оценки, "руководство по успешному уверенному поведе-нию", вопросы, структурирующие регуляционную модель и бланки домашних заданий. Несколько слов о контроле эффективности. Для оценки изменений "до-после тре-нинга" мы использовали: EPI Eysenk личностный опросник Айзенка: оценка тенденции к лжи и нейротизма (дает основание отправлять клиентов с крайними значениями на индивидуальную терапию); U опросник неуверенности в себе Ullrich & Ullrich de Muynck: определение исход-ного общего уровня неуверенности. Социальная неуверенность по 7 факторам; EMI инвентарь эмоций Ullrich & Ullrich de Muynck: оценка состояния клиентов в различных плоскостях: эмоциональной, психологической, (психо-)моторной. Для самопроверки клиенты получали тест Якубовской перед началом занятий и позже - в сокращенной форме (см. первое и четвертое занятия). 1. ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ (4 часа) Материалы: Ватман, доска, фломастеры, клеящий материал, тест Якубовской, 3 опи-сания игровых ситуаций, руководство для клиентов, листки домашних заданий ( см. приложения) Цель данного занятия состоит в первоначальной когнитивной переработке проблемы "Уверенность в себе/ Неуверенность/ Агрессивность". После специального когнитивного тренинга клиентами должно быть осознано, по ка-ким признакам они могут классифицировать поведение на уверенное, неуверенное и агрессивное. При этом должно стать ясно, чем - с точки зрения Лазаруса, эти классы поведения различаются в когнитивной, эмоциональной и моторной плоскости регуля-ции поведения. Можно также обсудить различные теории регуляции поведения (например, теории Выготского, Коссаковского, Майхенбаума). Каждый клиент анализирует индивидуальные, только ему присущие когнитивные ба-рьеры. Для этого на последующей неделе будут выполнены специальные упражнения. Особенную ценность в этом смысле представляют самовербализации, которыми, за-щищаясь, участники сопровождают тренировку уверенного поведения. Как только бу-дут замечены такого рода самовербализации, они будут переформулироваться с по-мощью тренера и членов группы. Практические упражнения этого занятия должны быть отобраны таким образом, чтобы каждый клиент в них пережил успех, достиг поставленной цели. Переформирование поведения по принципу маленьких шагов должно начаться уже на первом занятии. С использование этого подхода тренируется уверенность в установлении контакта. В нашей программе мы исходим из того, что клиенты (в данном случае - студенты) луч-ше мотивированы, если уже с самого начала в центре внимания стоят их индивиду-альные проблемы и потребности. Тренинг тогда оказывается наиболее эффективным, когда он базируется на конкретных условиях жизни клиентов, когда он учитывает очень специфические индивидуальные условия социализации каждого участника группы (Минсель, Роджерс). Координатор: вкратце описывает клиентам структуру этого занятия. 1.1 "Разогрев" Трехчасовое занятие начинается фазой разогрева, которая "дает ход" коммуникациям, повышает уровень доверия друг другу. Содержанием коммуникаций с самого начала служит уверенность поведения. 1.1.1 Каждый член группы сообщает своему соседу наиболее важные сведения о себе: имя, факультет, область интересов и тому подобное. 1.1.2 После этого каждый описывает соседу ситуацию, в которой он однажды попробо-вал вести себя уверено. Уже здесь нужно подчеркнуть, что речь должна идти не столь-ко об успешной попытке самоутверждения, сколько просто о попытке как таковой. Уве-ренность не нужно определять как успех действий, она заключается скорее просто в участии в ситуации. Желательно расположиться по кругу. При нечетном числе участников один из терапев-тов выполняет роль "соседа". 1.1.3 Затем каждый сообщает полученную от соседа информацию всей группе. Группа в целом получает персональную информацию о каждом при посредстве доверенного лица - соседа. Отдельные участники оказываются связанными с группой. 1.2 Умение различать уверенное, неуверенное и агрессивное поведение с помощью теста Якубовской (см.приложение). Тест Якубовской лежит в папке, которую каждый клиент получил перед началом тре-нинга; для экономии времени этот тест должен быть заполнен дома. 1.2.1 Каждый участник получает ключ к тесту Якубовской и сравнивает с ним свои соб-ственные ответы. 1.2.2 Каждый клиент отыскивает те утверждения, относительно которых его оценки от-личаются от ключа. Этот шаг можно использовать как толчок к дифференцированному определению уверенного поведения, которое будет обсуждаться в пункте 1.4.1. Tерапевт: "Сейчас найдите ситуации, в оценке которых ваш выбор отличается от клю-ча. Несколько позже на этом занятии мы еще раз вернемся к этим ситуациям. Сейчас же мы хотели бы сначала заняться самой категорией "уверенное поведение". 1.3. Описание современных представлений психологов в области уверенности и со-циальной компетентности (конспект см. приложение). Последовательно обсуждаются собственные представления участников группы об уверенности. На доске кратко фиксируются все определения уверенного поведения, если их можно будет вычленить из рассказов клиентов. С учетом этих определений участники должны упорядочить свой жизненный опыт. Таким способом предполагается на ког-нитивном уровне создать предпосылки для будущих позитивных изменений в пове-дении. Сначала активно действует терапевт, он дает подробные объяснения по поводу со-временного понимания уверенного поведения. С учетом полученных знаний участники группы должны дать оценку своему собствен-ному поведению, определить, как на основе уже имеющихся предпосылок они могут формировать уверенность посредством небольших учебных шагов. 1.4 Интеграция определения уверенного поведения в собственные когнитивные структуры. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|