Проект "Знакомство с русской культурой"
На сегодняшний день проектная деятельность становиться на одно из первых мест в образовательной деятельности. Проектная деятельность способствует изменению межличностных отношений между детьми, между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Проектная деятельность направлена на развития у детей познавательного интереса, поисково-исследовательских навыков, умения самостоятельно формулировать вопросы, решать возникшие перед ними проблемные ситуации. Роль педагога в данном случае сводится к тому, чтобы подсказать детям верное направление, помочь составить план действий по решению проблемной ситуации.
Предлагаем Вашему вниманию долгосрочный проект «Знакомство с русской культурой», разработанный и внедренный в образовательный процесс ГБДОУ детский сад № 31 Петродворцового района (Подготовительная группа «Веселые капельки»)
Воспитатели: Карасева И.В., Козлова Г.А.
Цель проекта: Воспитание творчески развитой
личности через активную познавательную деятельность, приобщение детей к русской культуре, воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей всестороннему развитию и воспитанию личности ребенка.
Задачи:
- способствовать развитию познавательной активности, любознательности
- прививать интерес к истокам культуры России
- способствовать развитию у детей лучших черт русского характера
- показать детям красоту русского языка через устное народное творчество выраженное в песнях, колядках, хороводах, обрядах
- оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей, привлекать их к сотрудничеству
- активизация словаря (знакомство со старинными русскими словами -коляда, ряженые, околица, у хват, крынка, веретено и т.д.)
- использование фольклора в интеграции всех областях развития
использование устного народного творчества в деятельности детей, путем приобщения к народным праздникам и традициям.
Участники проекта:
- Дети, родители, воспитатели группы.
Актуальность темы:
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Методы проектной деятельности:
- познавательно-игровые занятия
- целевые прогулки
- наблюдения
- беседы
- мониторинг
Срок реализации проекта: долгосрочный
Методические приемы:
- Принцип познавательной активности
- Принцип наглядности
- Принцип поэтапности
- Принцип вариативности
- Принцип активности и посильной самостоятельности.
Предполагаемый результат:
Задумывая наш проект, мы хотели добиться:
Повышения интереса к истории и культуре России, родному краю.
Сформировать зарождение чувства национальной гордости.
Обогатить социальный опыт дошкольников расширить кругозор.
В игровой деятельности использование детьми разных видов фольклора.
создание предметно-развивающей среды, использование устного народного творчества в деятельности детей, приобщение к народным праздникам и традициям
Родители и дети будут лучше понимать друг друга, у них появится новый общий интерес к изучению русской народной культуры.
Основные направления реализации проекта:
- Познавательно-речевое
- Художественно-творческое
- Физкультурно-оздоровительное
- Социально-личностное.
Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
Подобраны книги, слайды, наглядный материал по народному творчеству.
Центры активности оформлены в народном стиле.
Приобретены настольно-печатные игры по народному творчеству.
Создан мини-музей народного творчества.
Подбор старинных предметов быта для создания экспозиции русской избы.
Предварительная работа:
Подбор иллюстративного материала по теме о русской культуре.
Подбор и изготовление пооперационных карт по народным промыслам «Гжель», «Хохлома», «Дымка». «Павлопосад», «Тульские пряники», «Городец».
Изготовлено лото, макет «Русская деревня», атрибуты народного костюма, штампы для набивки Павлопосадских платков. пооперационные карты для рисования, лепки, аппликации и лоскутных кукол, рабочие листы по математике, кроссворды.
Создан мини-музей народного творчества
Подбор репертуара народной музыки.
Подбор старинных предметов быта для создания экспозиции русской избы.
Подбор картотеки народных игр.
Работа над проектом.
Центр литература:
знакомство с русскими народными сказками «Снегурочка», «Морозко», «По щучьему велению», «Кощей бессмертный»,» Василиса премудрая», «Царевна лягушка» …
разучивание стихов калядок, закличек, пословиц и поговорок, народных песен
рассматривание репродукций картин «Лель», «Снегурочка» И.В. Васнецова.
прослушивание народных песен, закличек, колядок, колыбельных;
просмотр мультфильмов «Снегурочка», «Морозко», «По щучьему велению»;
изготовление книжек самоделок, картографов, решение кроссвордов.
Центр Математика:
- Индивидуальные рабочие листы с заданиями
- Лото «Народные промыслы»
- Раздаточный материал матрёшки, лошадки, елочки (счет, составление задач на сложение и вычитание)
- Разрезные картинки (собери целое)
- Пазлы
- Магнитная мозаика
- Блоки Дьенеша
- Кроссворды.
Центр Искусство:
Лепка: Игрушки по мотивам Дымковских мастеров, Семеновских матрешек, Тульских пряников;
Узоры на тарелочках под хохлому;
Рисование: По мотивам хохломских, гжельских, дымковских, городецких. павлопосадских платочных росписей.
Русская деревня,
Русский костюм.
Народные гулянья (колядки, масленица, ярмарка)
Подарки для мам на 8 марта- роспись под хохлому и городец разделочных дощечек и лопаток.
Набивка платков по технике Павлопосадских мастеров.
Аппликация:
Узор для платков.
Декупаж тарелочек под хохлому и гжель.
Шкатулки под хохлому и гжель.
Центр Наука и природа:
- Картографы
- кроссворды
- Н/п игра «что сначала, что потом», «Меч и кольцо»
- Опыт «окрашивание ткани», «фильтрация воды углём», «Свойства глины».
- Изготовление макета «Русская деревня» из природного и бросового материала.
Центр блоки:
- Деревянный конструктор «Живые кубики», «Крепость»
- Мягкий конструктор
- Конструктор из картона «Старинная крепость»
- Конструктор из фанеры «Водяная мельница», «Животные».
Центр Игра:
- Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Посиделки», «Скотный двор»
«Пекарня», «Мельница», Лавка- магазин».
Центр Кулинария:
- Медовые пряники
- Блины
- Квас из ржаных сухариков
- Кисель
- Травяной чай из мяты. смородины, чабреца, душицы, малины, земляники.
Центр Песок и вода:
- Опыты: «Способность воды отражать окружающие предметы», «Круговорот воды в природе», «Живая и мертвая вода», «Передвижение песка».
Центр Спорт:
- Народные игры
- Подвижные «шла коза по лесу», «Ручеек», «Капуста», «Заря зарница», «Городки», «Котёл», «Бабки», «Баба Яга», «золотые ворота, «Коршун»
- Настольные «Кубарь», «Камешки», «Поленница» «Блошки», «Бирюльки»
Сотрудничество с семьёй:
Консультация: по изготовлению русского костюма,
Родители записывают придуманный ребёнком рассказ о народных традициях в семье, помогают оформить рисунками.
Досуг «Колядки», «Масленичные посиделки»
Ярмарка детских работ.
Родителям было предложено:
посетить с детьми русскую деревню Шуваловку
фотоотчет о посещении
принести экспонаты для экспозиции мини музея.
принести книги и альбомы о народно-прикладном искусстве.
Взаимодействие со специалистами:
Фольклорный досуг
Приобщаем детей и к культуре своего народа (русские народные праздники), поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. С младенчества ребенок слышит родную речь, у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Народ, не признающий своё прошлое — народ без будущего!
Литература:
Рисование с детьми дошкольного возраста/ под ред. Р.Г. Казаковой. М.: 2006г.
Комарова Т.С. Художественное творчество. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. М.: 2012г
Шорыгина Т.А. Народные сказки» Нравственно-патриотическое воспитание. М.: Прометей, 2008г.
Халезова Н.Б. Народная пластики и декоративная лепка в детском саду. М.: Просвещение, 1994г.
Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре
М.: ТЦ «СФЕРА», 2004г
|