Из опыта работы воспитателя Грязновой Н.В.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени.
Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.
Скачать конспект
О важности приобщения детей к истокам русской народной культуры написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь, поддерживает интерес к истории и культуре своего народа.
Внедрение фольклора в практику эстетического и художественного воспитания, изучение традиций и обычаев своего народа является важным звеном в образовательно-воспитательном процессе.
В педагогической мудрости русского народа наблюдается достаточно четкая дифференциация форм воспитания:
- пословицы — для социально-этического;
- загадки — для умственного;
- песни — для эстетического, патриотического;
- сказки — для того и другого.
Наиболее важным в наши дни представляется рассмотрение средств народной педагогики, несущих идею самореализующейся творческой личности и дающих знание о способах приобщения к самостоятельной творческой деятельности.
Актуальность нашего исследования определяется той уникальной ролью, которую играет приобщение детей к русской народной культуре в становлении личности и самосознания ребенка-дошкольника.
Объект исследования: процесс приобщения дошкольников к русской народной культуре.
Предмет исследования: праздники и развлечения как средство приобщения дошкольников русской народной культуре.
Цель исследования: выявить условия приобщения дошкольников к русской народной культуре.
Задачи исследования:
- проанализировать содержание и задачи процесса приобщения дошкольников к русской народной культуре;
- изучить природу и духовное начало народных воспитательных традиций;
- определить особенности приобщения дошкольников к русской народной культуре;
- изучить средства приобщения дошкольников к русской народной культуре;
- провести психолого-педагогический эксперимент в условиях детского сада;
- провести анализ результатов эксперимента и сделать вывод о состоятельности выдвинутой нами гипотезы.
Гипотеза: мы предполагаем, что проведение детских праздников и развлечений, тематика которых охватывает главные элементы русской народной культуры (в частности, устное народное творчество и фольклор, элементы быта, декоративно-прикладного искусства и т.д.) будет способствовать более эффективному приобщению дошкольников к культуре русского народа.
Методы исследования: обзор литературы по данной теме, изучение передового педагогического опыта, теоретический анализ педагогических идей, эмпирические методы (наблюдение, беседа, игровые упражнения), эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
База исследования – МБДОУ ДС № 32 «Березка» г. Туапсе. Эксперимент проводился с детьми 4-5 лет средней группы.
Целью экспериментальной части исследования было доказать, что проведение детских праздников и развлечений, тематика которых охватывает элементы русской народной культуры, будет способствовать более эффективному приобщению дошкольников к культуре русского народа.
Задачи:
- выявить первоначальный уровень ознакомления с русской культурой у детей 4-5 года жизни;
- создать и апробировать систему занятий по приобщению дошкольников к русской культуре;
- сравнить уровни знаний о культуре русского народа после проведения серии занятий в контрольной и экспериментальной группе.
В основу работы положены следующие принципы:
- учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения;
- обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;
- уважение к личности каждого ребенка.
В основу нашего эксперимента легла программа "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" (авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханева).
Экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий этап, включающий диагностику имеющегося уровня этнической культуры детей; формирующий этап, заключающийся в апробировании на практике эффективности разработанной методики формирования этнической культуры дошкольников; контрольный эксперимент, представляющий результаты диагностирования, эффективности проведенной работы, сопоставление и обобщение полученных результатов.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
- Приобщение детей к истокам русской народной культуры открывает им удивительный, прекрасный мир, что стимулирует активно-познавательное и эмоционально-ценностное отношение детей к окружающему миру.
- Необычность и новизна, разнообразие окружающего мира, которые открываются детям с помощью народных сказок, народного фольклора, промыслов способствуют эмоциональному воздействию на ребенка, вызывают его удивление, желание больше узнать, побуждают к передаче чувств и мыслей посредством участия в праздниках и развлечениях.
- Включение элементов устного народного творчества в процесс образования и воспитания дошкольников дает возможность не только для развития речевой выразительности, но и развивает мнемонические процессы, открывает дорогу к творческим проявлениям, наблюдательности, обогащению и активизации словаря, внутренней раскованности.
В процессе работы по обучению детей составлять рассказы по теме занятия удалось решить воспитательные задачи: дети научились выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно исправлять их. Приобретенные навыки дети используют и в повседневной жизни — в общении между собой, при взаимодействии друг с другом в разных видах детской деятельности.
Гипотеза исследования доказана: разработанная нами система проведения детских праздников и развлечений способствует эффективному приобщению дошкольников к русской народной культуре, попутно решая некоторые проблемы нравственно-эстетического воспитания и развития речи.
|