Подготовил: воспитатель ГБОУ СОШ № 8 п.г. т Алексеевка г.о. Кинель
Касымова Дилором Рахимовна.
Цели:
- расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине,
- дать детям общее представление о Мордовской республике,
- познакомить с Мордовскими обычаями и традициями, с народным творчеством,
- воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа.
Материалы: карта России, флаги и гербы России, Чувашии, Мордовии, Татарстана, народный мордовский костюм, иллюстрации одежды мордвы, аудиозапись с песнями о Волге, картинки грибов, рыбы.
Предварительная работа: чтение легенд, сказок мордовского народа, рассматривание одежды мордовского народа, знакомство с гербом, флагом Мордовии, разучивание подвижных народных игр, рассматривание иллюстраций о Волге, о Мордовии. Слушание народной мордовской музыки.
Словарь: панго, паця, береста, лыко, пулай, панар.
Ход НОД:
- Ребята, где мы с вами живем? (В Поволжье) Почему так называется наш край? Верно, потому что мы живем на Волге.
- Что мы с вами делали, чтобы больше узнать о Волге?
- Правильно, ездили на экскурсии, читали стихи, легенды, сказки, рассматривали фото, картины художника Петрова, слушали песни о Волге, рисовали Волгу.
Звучит песня Пляцковского и Савельева “Волга в сердце впадает мое”.
- Дети, о чем поется в этой песне? А давайте-ка вспомним, люди каких национальностей живут у нас в Поволжье?
Дети подходят к столу, называют символы каждого народа (флаг и герб).
- Дети, а вы хотите побывать у кого-нибудь в гостях?
- Мы сегодня побываем в гостях у мордовского народа.
Дети с воспитателем подходят к карте – воспитатель показывает на карте, где находится Мордовия, называя главный город Саранск. Показывает флаг и герб Мордовии. Дети рассматривают его. Воспитатель объясняет значение герба.
- Как вы думаете, ребята, чем отличается природа Мордовии от природы Чувашии, Татарстана? Чем занимается народ Мордовии? (Выращивает хлеб, занимается охотой, гончарным делом, делает изделия из бересты)
Звучит мордовская народная музыка. Стук в дверь. Входит девочка в национальном мордовском костюме.
- Дети, к нам пришла гостья.
- А как тебя зовут? (Алдуня)
- Это русское имя? Что вы чувствуете, когда произносите это имя? А как вас зовут? (Дети проговаривают свои имена)
- А одежда у нее какая необычная. Эта девочка – мордовка, и на ней мордовский национальный костюм.
Девочка кружится, дети рассматривают ее костюм.
- Какие цвета использованы в костюме? (Ответы детей)
Алдуня:
- Ребята, я вам принесла картинки с изображением одежды нашего народа. Это – панго – праздничный головной убор замужней женщины. Паця – платок. Налобная повязка, вышитая бисером. Венок из искусственных цветов – девушки.
- Дети, какие любимые украшения у мордовских женщин? (Дети рассматривают их, примеряют, называют)
- А вот это – обязательный атрибут костюма – пояс. Его завязывают поверх женской рубахи. Называется он пулай. (Дети повторяют, как называется пояс) Панар – это белая женская рубаха.
- А сейчас я вам расскажу легенду о мордовском богатыре Пере (Коротко рассказывает).
Воспитатель:
- Ребята, очень красивые места в Мордовии, а мы все с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя… Россия.
- Для каждого из вас дорог тот край, где вы родились. (Cпросить 2-3-х детей, где родились). Для нашей гостьи это Мордовия, для меня – Ульяновская область, а для всех нас и для Алдуни – это большая Родина – Россия. Володя прочитает нам стихотворение.
Родина моя, бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, и Урал,
Все места для нас святые,
Где бы ты в России не бывал.
- Какие пословицы вы знаете о Родине и России?
- Воздух Родины – он особенный – не надышишься им.
- Жить – Родине служить.
- Лучше нет родного края.
- На родной стороне и ворона родная.
- Алдуня, а какие пословицы есть у мордовского народа о Родине?
- Без ветвей не дерево – без детей не семья.
- В родном краю, как в раю.
- Краше Родины нет ничего.
- На родной стороне и камушек знаком.
Алдуня приглашает детей на выставку.
- Ребята, мордовский народ очень трудолюбив и гостеприимен, есть у нас и свое народное творчество. Это ткачество, вышивка, работа с деревом, плетение корзин, туесков (дети рассматривают).
- Ребята, а мне бы хотелось узнать, что вы знаете о Мордовии, о ее лесах.
Дети говорят, что в лесах много грибов и ягод. А в озерах много рыбы. Дети показывают картинки и называют грибы и ягоды.
Алдуня:
- Очень богат наш край, наш народ любит свою Родину и заботится о лесах, реках, бережет достояние республики.
- У нашего народа много традиций и обычаев. А какие у вас в группе есть традиции?
- Справляем именины детей.
- Рябинкины именины.
- Устраиваем день цветов.
- Синичкин день рождения.
- День рождения Земли.
- Экологические тропы.
- Проводы зимы, масленица, колядки.
Алдуня:
- Мы тоже любим праздники. У нас есть праздник “Кереть-озке”. “Кереть” — означает плуг, “озке” — моленье. Этот праздник посвящается посевным работам.
- А на праздниках мы играем в игры, поем, пляшем. Вот я и хочу с вами поиграть в игру “Раю-раю”.
- На память о нашей встрече я дарю вам эту книгу – “Былины мордовского народа”.
Звучит песня “Волга в сердце впадает мое”. Девочка прощается, уходит.
- Очень много мы узнали. О чем? О ком?
- Очень много людей разных национальностей живет у нас в Поволжье. Все они живут дружно, помогая друг другу. Дети все вместе учатся в школах. В нашем детском саду тоже есть дети разных национальностей – мордва, татары. Все они вместе дружат, вместе играют.
Каждая березка, кустик каждый, Задремавшие в снегу поля, - Все напоминает нам о самом важном – Только здесь родимая земля!
|