(из опыта работы МДОУ № 52 г.Копейска Челябинской области)
Дошкольный возраст имеет огромные потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. Отличительной особенностью ФГОС ДО является направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей и «воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим».
Скачать конспект
Патриотическое воспитание в детском саду — это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.
Мы считаем, что начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлым играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству. Патриотическое чувство не возникает само по себе, это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
В чём же состоит своеобразие патриотизма ребёнка- дошкольника, каковы пути и методы патриотического воспитания в детском саду? (Рис. 1)
Рис. 1 Модель патриотического воспитания в ДОУ
Работа по патриотическому воспитанию включает в себя целый комплекс задач.
Задачи патриотического воспитания в детском саду:
- формирование у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду
- формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям
- формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России
- воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики
- воспитание уважения к труду, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
Работа по патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении ведется по следующим направлениям:
- «Я и моя семья»
- «Мой детский сад»
- «Мой родной край – моя малая Родина»
- «Я — россиянин»
Содержание и методы патриотического воспитания должны соответствовать возрастным особенностям детей. Самый существенный результат патриотического воспитания в детском саду — это положительный сознательный настрой детей, их общественно-нравственная направленность, живой интерес к общественным явлениям и событиям, происходящим в городе, стране, чувство радости, гордости за наши достижения.
К основным методам патриотического воспитания можно отнести слушание музыкальных произведений о Родной земле, родном городе, показ детям фильмов, презентаций о подвигах русских людей, о истории России;
рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.
Проведение тематических праздничных событий: «День матери» «Колядки», «День защитника Отечества», «День Победы», «День семьи», «День защиты детей», «День России».
В нашем детском саду решение программных задач реализуется через тематическое планирование, которое способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей семье, детском саде, родном крае, той местности, где они живут, стране. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.
Эти задачи решаются в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, т.к. воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Наряду с традиционными формами, такими как непосредственно образовательная деятельность, занимательные занятия, совместная деятельность педагога и детей, праздничные мероприятия, музейные занятия, в детском саду полюбились и, надеемся, станут традиционными и такие, как:
- Флешмоб «1418» в этом году он пройдет под названием «Мирное небо»; — запуск воздушных шаров
- велопробег «Мы помним, мы гордимся»
- акция «Цветок за того парня», «Клумба Победы»
- уход за вишневым садом Победы
- мастер-класс «Георгиевская ленточка»
- конкурс «Подарок ветерану»
- мемориальная акция «Цветы на граните»
- марш «Бессмертного полка»
На сайте детского сада открыта страничка «Чтобы поняли, чтобы помнили». Успех патриотического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Поэтому необходимо объединить усилия детского сада и семьи. Такая целенаправленность, педагогическая работа способствует воспитанию у детей трудолюбия, гуманизма, патриотизма, формирует активную жизненную позицию. Родители активно участвуют во всех мероприятиях, проводимых в нашем детском саду: в экологических акциях, экскурсиях, развлечениях, викторинах, соревнованиях. При их непосредственной поддержке к 70-летию Великой Победы на улице города был установлен банер «Мы помним! Мы гордимся!»
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: люди трудятся для всех (учителя учат детей, врачи лечат больных, рыбаки ловят рыбу, строители строят дома,); Современный ребенок — это житель XXI века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых,
путешествует. В то же время ребенок по-прежнему сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать
В детском саду, в котором я работаю, педагоги стараются создать все условия для патриотического воспитания детей. В ДОО выработана система целостного образовательного пространства на основе организации развивающей предметно-пространственной среды по формированию у детей с малых лет гражданско-патриотических чувств. Педагоги ведут перспективное планирование по патриотическому воспитанию, у них имеются конспекты НОД и развлечений, подборка стихов о природе родного края, познавательная детская литература о Южном Урале и многое другое Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о своем городе, о родном крае. если ему будут известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.
|