Лопушанская Ирина Анатольевна, Ченцова Ольга Николаевна. Краеведение в дошкольном детстве

Краеведение в дошкольном детстве

Ченцова О.Н. Лопушанская И. А. воспитатели МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек» г. Губкин Белгородская область

Что может быть для человека дороже, выше, чем любовь к своей Родине! Именно это святое чувство делает его непобедимым богатырем, ведет на новые великие подвиги.

Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением.

 

В нашу жизнь все активнее входит краеведение. Чтобы открыть ребенку большие возможности для проявления творческих способностей. Мы знакомим детей с жизнью, бытом, природой и культурой, отчего края. В нашем детском саду краеведение развивается в непосредственной связи с общими учебно-воспитательными задачами. Оно способствует осуществлению уровня трудового и нравственного воспитания дошкольников. Перед нами поставлены важные задачи – подготовить подрастающее поколение к созидательной деятельности, общественно-полезному труду.

Коренные преобразования в стране конца ХХ – начале ХХI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально – экономической, политической и духовной сферах общества и сознании граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов патриотизма.

Современная семья серьёзно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья; особенно важно заложить основы и нравственного здоровья, в основе которого лежит сложный педагогический процесс – нравственно – патриотическое воспитание.

Чувство Родины – родного края, начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким и родным людям, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становление личности патриота.

Начиная со старшей группы, так как мы работаем с детьми с общим недоразвитием речи, и они приходят к нам в старшую группу, решаем задачи нравственно – патриотического воспитания.

Продолжаем знакомить с родным краем – Белгородской областью, геральдикой – герб и флаг, областным центром – городом Белгородом, с историей названия города Губкин, геральдикой – города.

Продолжаем обзорное знакомство с географическим расположением области, историей образования области. Основные достопримечательности города (природные, архитектурные, исторические).

Детям интересна роль родного края в годы Великой Отечественной войны. С удовольствием знакомятся с героями фронта и тыла, узнают о том, что 5 августа – День города, что Белгород – город — Первого салюта, что Белгород и Старый Оскол – города Воинской славы России, что Прохоровка – Третье ратное поле России. Предлагаем для рассматривания военные памятники на территории Белгородской области.

Посещаем музеи родного края: историко-краеведческий, библиотеки, памятники и контактные скульптуры Белгородчины.

Знакомим с известными и знаменитыми люди Белгородского края.

М.С. Щепкин — великий русский актер – наш земляк. Н.Ф. Ватутин — военачальник, герой Великой Отечественной войны 1941-1945гг. В.Г. Шухов – гениальный ученый-инженер. Дважды Герой Труда В.Я. Горин. Знаменитые современники: С. Хоркина – двукратная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике, белгородская волейбольная команда «Белогорье» — олимпийцы, Ф.Емельяненко – борец, чемпион мира по боям без правил. Объяснили детям, что небесный покровитель земли Белгородской святитель Иоасаф.

Доносим до детей информацию о народных промыслах Белгородской области, народных умельцах — Борисовская керамика, Старооскольская глиняная игрушка. О преемственности в работе мастеров прошлого и настоящего. О профессиях народных мастеров и умельцев.

Знакомим с Белгородчиной творческой, устным народным творчеством: потешки, прибаутки, заклички, загадки, игры и т.д. С художественной и краеведческой литературой: детские писатели и поэты Белогорья — В. Молчанов, Е.Дубравный, Ю.Макаров, В.Колесник, В Черкесов и др. Музыкальный фольклор. Детские композиторы: А.Балбеков, Е.Рыбкин и др. С песнями о Белгороде, родном крае.

Приобщение детей к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании ребенка. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать.

Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.

Воспитывая у дошкольников понятие, Родина мы даем конкретные представления о том, что им близко и дорого. Учим чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитываем любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства.

Однако «маленькую» Родину ребенка нельзя ограничивать только парком или сквером, которые находятся рядом с его домом или детским садом. Это даже не улица, на которой живет ребенок. «Малая Родина» ребенка – это и природа, которая его окружает каждый день, и памятные места города, его музеи и выставки, это и известные люди, живущие в городе, их трудовые будни, исторические сведения краеведческого содержания и многое другое.

Мы проводим некоторые формы педагогической работы: приобщение детей к изучению родного края через элементы исследовательской и проектной деятельности совместно со взрослыми. К участию в проектной деятельности привлекаем родителей, с их помощью были проведены такие проекты как; «День победы», «Природа родного края» и др.

Мы стараемся так организовать пополнение знаний о родном крае, чтобы вызвать у детей интерес развивать любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствует развитию образного и логического мышления ребенка.

Слушая песни и стихи, рассматривая фотографии о Белгородском крае, о подвигах на Курской Дуге, о труде своих земляков, о природе родной Белгородчины, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать себя частью этого прекрасного края.

Знакомя детей с родиной, показывая её особенности, даем представление о родном крае, как части большой страны – России, в которой они живут. Обязательно подчеркиваем, что каким бы особенным ни был наш родной край, в нем непременно находит свое отражение то, что типично, характерно для всей страны.

Список используемой литературы:

  1. Белгородоведение. Парциальная программа для дошкольных образовательных организаций. Т. М. Стручаева, Н.Д. Епанчинцева, О. А. Брыткова, Я. Н. Колесникова, В. В. Лепетюха. Белгород: 2015.
  2. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С., Жигналь Е. Н. и др.: Детство пресс, 2010, — 191с.
  3. Белгород. Очерки о прошлом, настоящем и будущем города.: Бук. Издание. 1969, 156с.
  4. Мой край. Книга для чтения по истории и природе Белгородской области. Воронеж: Ц-ЧКИ, 1977.
  5. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4 – 7 лет. С. Н. Нифонтова, О. А. Гаштова, Л. Н. Жук. Детство пресс: 2010.
  6. Наша Родина. Составители: Н.Ф. Виноградова, С. А. Козлова.: Просвещение, 1984.
Просмотров: 330
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Боева Наталья Владимировна. «Ознакомление детей с природой родного края — как средство нравственно-патриотического воспитания»
  • Хохлова Галина Тимофеевна,Ченцова Ольга Николаевна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию родного края как средство патриотического воспитания
  • Науменко Светлана Васильевна. Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историей родного края
  • Мелентьева Наталья Александровна. Воспитание у дошкольников любви к Родине через ознакомление с природой родного края.
  • Гульнара Фаритовна Мухаметзянова. Ознакомление детей с историей родного края.
  • Стешина Оксана Леонидовна. Консультация: «Приобщение дошкольников к миру театра в процессе ознакомления с историей и культурой родного края»
  • Рыбина Ирина Геннадьевна. Ознакомление детей с природой родного края через проектную деятельность
  • Серёдкина Надежда Николаевна. ДОКЛАД «Формирование у детей знаний о растительном и животном мире родного края как средство повышения экологической культуры воспитанников»
  • Дурасова Елена Николаевна. Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природой родного края»
  • Никитина Ольга Дмитриевна. Исследовательская деятельность как средство развития интереса к познанию истории и культуры родного края у старших дошкольников.
  • Кружкова Т.В., Яблочкина Л. В.. Проект по формированию патриотического воспитания дошкольников «Памятные места родного города — Таганрог»
  • Овчинникова Елена Александровна. Конструкт совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 7-го года жизни «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ»
  • Фролова Ольга Юрьевна. Организация опытно-экспериментальной деятельности при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой родного края
  • Заблоцкая Нина Геннадьевна. Ознакомление с природой родного края через экологическую тропу в детском саду.
  • Полторецкая Юлия Александровна. Проект «Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края»
  • Паршкова Марина Рафхатовна. Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, через кружковую работу.
  • Боровкова Ирина Сергеевна. Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с природой родного края».
  • Шумейко Светлана Борисовна. Презентация по познавательно - речевому развитию старших дошкольников - 'Самарская область. Природа Родного края'
  • Верхозина Ирина Михайловна. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СИМВОЛИКЕ РОДНОГО КРАЯ
  • Ганиева Марина Николаевна ГорбушинаЭльвира Фаритовна. Конспект образовательной деятельности «Природа родного края. Башкортостан»
  • Басова Алёна Николаевна. Досуг для детей старшего возраста 'Жители родного края'
  • Киреева Елена Николаевна. Экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности
  • Пузикова Елена Владимировна. Природа родного края
  • Сорокина Наталия Ивановна. Материал к экологической конференции «Расширение представления у детей с ОНР о лекарственных растениях родного края»
  • Каргина Лариса Владимировна. План — конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с ЗПР) «Природа родного края»
  • Бурлакова Елена Евгеньевна. Презентация авторского образовательного проекта по расширению у детей старшего дошкольного возраста знаний о редком животном – Амурском тигре, который живет в родном крае «Тигренок на подсолнухе»
  • Нозадзе Мария Зурабовна. Конструкт организации совместной позновательно-исследовательской деятельности с детьми 6-7-го года жизни «ПРИРОДА РОДНОГО ГОРОДА»
  • Байшева Луиза Иркиновна. Проект «Природа моего родного края: лишайники и мхи Ямала»
  • Кучиева Светлана Николаевна. Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников»
  • Савенкова Елена Николаевна. Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ОНР. Тема: «Знатоки родного города».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь