Ченцова О.Н. Лопушанская И. А. воспитатели МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек» г. Губкин Белгородская область
Что может быть для человека дороже, выше, чем любовь к своей Родине! Именно это святое чувство делает его непобедимым богатырем, ведет на новые великие подвиги.
Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением.
В нашу жизнь все активнее входит краеведение. Чтобы открыть ребенку большие возможности для проявления творческих способностей. Мы знакомим детей с жизнью, бытом, природой и культурой, отчего края. В нашем детском саду краеведение развивается в непосредственной связи с общими учебно-воспитательными задачами. Оно способствует осуществлению уровня трудового и нравственного воспитания дошкольников. Перед нами поставлены важные задачи – подготовить подрастающее поколение к созидательной деятельности, общественно-полезному труду.
Коренные преобразования в стране конца ХХ – начале ХХI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально – экономической, политической и духовной сферах общества и сознании граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов патриотизма.
Современная семья серьёзно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья; особенно важно заложить основы и нравственного здоровья, в основе которого лежит сложный педагогический процесс – нравственно – патриотическое воспитание.
Чувство Родины – родного края, начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким и родным людям, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становление личности патриота.
Начиная со старшей группы, так как мы работаем с детьми с общим недоразвитием речи, и они приходят к нам в старшую группу, решаем задачи нравственно – патриотического воспитания.
Продолжаем знакомить с родным краем – Белгородской областью, геральдикой – герб и флаг, областным центром – городом Белгородом, с историей названия города Губкин, геральдикой – города.
Продолжаем обзорное знакомство с географическим расположением области, историей образования области. Основные достопримечательности города (природные, архитектурные, исторические).
Детям интересна роль родного края в годы Великой Отечественной войны. С удовольствием знакомятся с героями фронта и тыла, узнают о том, что 5 августа – День города, что Белгород – город — Первого салюта, что Белгород и Старый Оскол – города Воинской славы России, что Прохоровка – Третье ратное поле России. Предлагаем для рассматривания военные памятники на территории Белгородской области.
Посещаем музеи родного края: историко-краеведческий, библиотеки, памятники и контактные скульптуры Белгородчины.
Знакомим с известными и знаменитыми люди Белгородского края.
М.С. Щепкин — великий русский актер – наш земляк. Н.Ф. Ватутин — военачальник, герой Великой Отечественной войны 1941-1945гг. В.Г. Шухов – гениальный ученый-инженер. Дважды Герой Труда В.Я. Горин. Знаменитые современники: С. Хоркина – двукратная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике, белгородская волейбольная команда «Белогорье» — олимпийцы, Ф.Емельяненко – борец, чемпион мира по боям без правил. Объяснили детям, что небесный покровитель земли Белгородской святитель Иоасаф.
Доносим до детей информацию о народных промыслах Белгородской области, народных умельцах — Борисовская керамика, Старооскольская глиняная игрушка. О преемственности в работе мастеров прошлого и настоящего. О профессиях народных мастеров и умельцев.
Знакомим с Белгородчиной творческой, устным народным творчеством: потешки, прибаутки, заклички, загадки, игры и т.д. С художественной и краеведческой литературой: детские писатели и поэты Белогорья — В. Молчанов, Е.Дубравный, Ю.Макаров, В.Колесник, В Черкесов и др. Музыкальный фольклор. Детские композиторы: А.Балбеков, Е.Рыбкин и др. С песнями о Белгороде, родном крае.
Приобщение детей к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании ребенка. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать.
Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.
Воспитывая у дошкольников понятие, Родина мы даем конкретные представления о том, что им близко и дорого. Учим чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитываем любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства.
Однако «маленькую» Родину ребенка нельзя ограничивать только парком или сквером, которые находятся рядом с его домом или детским садом. Это даже не улица, на которой живет ребенок. «Малая Родина» ребенка – это и природа, которая его окружает каждый день, и памятные места города, его музеи и выставки, это и известные люди, живущие в городе, их трудовые будни, исторические сведения краеведческого содержания и многое другое.
Мы проводим некоторые формы педагогической работы: приобщение детей к изучению родного края через элементы исследовательской и проектной деятельности совместно со взрослыми. К участию в проектной деятельности привлекаем родителей, с их помощью были проведены такие проекты как; «День победы», «Природа родного края» и др.
Мы стараемся так организовать пополнение знаний о родном крае, чтобы вызвать у детей интерес развивать любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствует развитию образного и логического мышления ребенка.
Слушая песни и стихи, рассматривая фотографии о Белгородском крае, о подвигах на Курской Дуге, о труде своих земляков, о природе родной Белгородчины, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать себя частью этого прекрасного края.
Знакомя детей с родиной, показывая её особенности, даем представление о родном крае, как части большой страны – России, в которой они живут. Обязательно подчеркиваем, что каким бы особенным ни был наш родной край, в нем непременно находит свое отражение то, что типично, характерно для всей страны.
Список используемой литературы:
- Белгородоведение. Парциальная программа для дошкольных образовательных организаций. Т. М. Стручаева, Н.Д. Епанчинцева, О. А. Брыткова, Я. Н. Колесникова, В. В. Лепетюха. Белгород: 2015.
- Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С., Жигналь Е. Н. и др.: Детство пресс, 2010, — 191с.
- Белгород. Очерки о прошлом, настоящем и будущем города.: Бук. Издание. 1969, 156с.
- Мой край. Книга для чтения по истории и природе Белгородской области. Воронеж: Ц-ЧКИ, 1977.
- Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4 – 7 лет. С. Н. Нифонтова, О. А. Гаштова, Л. Н. Жук. Детство пресс: 2010.
- Наша Родина. Составители: Н.Ф. Виноградова, С. А. Козлова.: Просвещение, 1984.
|