Подготовительная группа (6-7лет)
Гераськина Оксана Алексеевна – воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад№ 68
Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми — настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я — россиянин! Я горжусь своей страной!»
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, определено, что в части формируемой участниками образовательных отношений должны отражаться специфика национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Скачать конспект
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству всегда было задачей чрезвычайно важной. Проблема восстановления ценностей традиционной культуры, познание ребенком истории Родины и родного края настолько трудна, что эффективность ее решения можно обеспечить только при системном подходе.
Региональный компонент предусматривает: построение образовательного процесса на местном материале, с целью воспитания уважения к своему дому, городу, родной земле; приобщение ребенка к культурному наследию: народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.
Цель — формирование первоначальных представлений о истории и культуре, о растительном и животном мире Приангарья.
Решать программных образовательных задач предусматривается как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Содержание и структура методической разработки состоит из шести разделов:
- «Чтобы люди знать могли о делах родной земли».
- «Чудо-озеро Байкал».
- «Национальные парки и природные заповедники Прибайкалья».
- «Этнокультурное наследие Прибайкалья.
В методической разработке имеются электронные демонстрационные и дидактические пособия: «Древности Байкала», «Камни Байкала», «С днем рождения, Иркутск!», «Тофалария», «Национальные парки и природные заповедники Прибайкалья», «Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы», «Старинные города Прибайкалья», «Города Прибайкалья», «Славные имена Сибири», «Путешествие на дно Байкала», «Подводный мир Байкала», «Галерея народных мастеров Прибайкалья», «Ёрдынские игры», «Алтаргана», «Сагаалган», «Сурхарбан», «Природа и музыка», «Наш край богат талантами», «Мой край – многонациональный», «Мой край – моя Родина».
Материал и формы деятельности подобраны таким образом, что национально-культурный компонент решается через непосредственно образовательную деятельность в виде познавательных, культурных и досуговых мероприятий, проводимых в течение года, способствующую успешной социализации личности в условиях жизнедеятельности своего региона: проекты: «Удивительный мир природы», «Вокруг Байкала», «Город моей мечты», «Моя семья – генеалогическое древо», «Берегите Землю от пожара», «Дорожная азбука»;
- акции: «Наш город будет чистым!», «Каждой птице по домику», «Салют и слава годовщине, на веки памятного дня»
- конкурсы: «Я люблю тебя, Иркутск», «Альтернативная ель», «Русские красавицы», «Семейные таланты»
- городские фестивали детского творчества: «Приходите, сказки», «Рыцарский турнир», «Таежные жемчужинки», «Весенняя радость» и др.
Ожидаемые результаты
1. «Чтобы люди знать могли о делах родной земли»
Цель:
- развивать у детей интерес к родному краю, родному городу, событиям прошлого и настоящего
- формировать понимание выражения «малая Родина»:
- воспитывать нравственно-патриотические чувства.
К концу года дети могут овладеть следующими знаниями:
- почему город носит такое название;
- историческое прошлое города;
- чем наши земляки прославили свой город;
- достопримечательности города, учреждения культурно-бытового назначения;
- название главной улицы, какие еще есть улицы, именами каких замечательных людей они названы;
- свой домашний адрес.
2. «Чудо озеро Байкал»
Цель:
- познакомить детей с озером Байкал (дать элементарные географические сведения о Байкале, его обитателях)
- формировать предпосылки экологического сознания
- воспитывать любовь, восхищение «жемчужиной» мира – озером Байкал.
К концу года дети могут овладеть следующими знаниями:
- элементарные географические сведения о Байкале (местоположение на карте Иркутской области, количество рек, впадающих и вытекающих);
- обитателей Байкала (рачки, омуль, голомянка и другие рыбы, нерпа);
- создание природоохранных зон и их значение в жизни человека;
- названия реки, протекающей в городе, ее происхождение;
- правила поведения в природе;
- элементарные навыки эколого-экономного расходования воды.
Уметь:
- рассказывать об обитателях водоема (водных растениях, животных, их приспособленности к жизни в воде), растениях и кустарниках, растущих по берегам реки Ангары.
3. «Национальные парки и природные заповедники Прибайкалья»
Цель:
- знакомить детей с природным многообразием родного края, видовым составом животного и растительного мира тайги Прибайкалья: особенностями их внешнего вида и образа жизни; мероприятиями по охране зверей и птиц, занесенных в Красную книгу Сибири
- формировать чувства сопричастности и личной ответственности за сохранение природы.
К концу года дети могут овладеть следующими знаниями:
- различать и правильно называть растения в своей местности;
- понимать зависимость роста и развития растений от наличия условий (влага, питательная почва, свет, тепло);
- названия животного мира своей местности;
- особенности их внешнего вида и образа жизни;
- названия птиц (зимующих, перелетных).
4. «Этнокультурное наследие Прибайкалья»
Цель:
- расширять этнокультурную компетентность у детей, их знания о культуре и традициях народов Прибайкалья
- развивать способности понимания представителей другой культуры
- воспитывать чувства любви к своей Родине, основанного на исторических ценностях и традициях разных народов нашего края.
К концу года дети могут овладеть следующими знаниями:
- обычаи и традиции местного населения;
- название жилищ (юрта), особенность строения;
- основное занятие коренных жителей;
- элементарные представления о символике национальными орнаментами народов Прибайкалья;
- народные сказки, песни, потешки, частушки регионального содержания.
Список использованной и рекомендуемой литературы
- Белянина И.С., Сигарев В.А., Чечёткин Е.В., Чечёткина Л.Г. Витимский заповедник. // Заповедники России. Заповедники Сибири. М., Логата, 1999. Буряты: культура, обычаи, традиции/ составитель Шульгина. – Иркутск, 2008 (Мы живем вокруг Байкала. Вып. 1)
- Волков С. Н. Вокруг Байкала: Мини-энциклопедия: Путеводитель. – 4, книжное издательство Иркутск, 2001.
- Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России.
- Дулов В.А. «Исторические памятники древнейшей части Иркутска».
- Восточно-Сибирское книжное издательство 1983 г.
- Жерневская Т.В., Мальгинов
|