Подготовил старший воспитатель Василенко С.Б. 2018год МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29
1. Условия формирования опыта.
«Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен». Н. М.Карамзин.
Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – одна из важнейших и сложных задач, стоящих перед педагогом. Наиболее объективно о трудности её выполнения можно судить по работе с детьми дошкольного возраста. Однако сложность возникает лишь в случае, когда делается попытка переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к Отечеству. Дошкольный возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования убеждений и жизненных ориентиров гражданина, преданного своей Родине. Их фундаментом служит чувство патриотизма.
Скачать конспект
В основе его лежит развитие нравственных установок и моральных норм человека. Массовая культура не ориентирует детей в нравственных проблемах. В результате этого усиливается пробел даже в представлениях детей о традиционных ценностях отечественной культуры, не говоря уже о следовании им. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещается лишь отдельные стороны нравственно – патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Возможно, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей принадлежности и связи с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатства своей страны. Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации нравственно – патриотического воспитания детей, его теоретических основ является актуальной задачей нашего дошкольного образовательного учреждения.
Знание истории своего народа, родной культуры поможет с уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов. Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Так, К. Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввёл термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.
В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную работу. Материал, подобранный для показа детям, должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия.
Результатом такой деятельности стали разработки перспективно – тематических планов, подбор конспектов мероприятий, тематики бесед и экскурсий.
Трудности в ознакомлении детей с отдельными историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление. Это требует насыщения окружающей малыша действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чём говорит педагог.
В группе педагогами была оборудована комната русского быта (крестьянская изба, горница), в которой представлялись предметы старины и быта крестьян, организовывались сменные экспозиции ( «Боевая слава и доблесть России», «Игрушки наших предков», «Народный костюм» и т. д.).
Значимость мини – музеев не стоит недооценивать, т. к. здесь дошкольники не только рассматривают выставленные экспонаты, знакомятся с подлинными вещами или их аналогами, слушают рассказы, но и сами задают вопросы, размышляют, беседуют. Рассматривание таких экспозиций позволяет ребёнку стать непосредственным участником событий, прикоснуться к страницам истории России.
В группах созданы специальные зоны: для детей младшего дошкольного возраста – уголки по социально – нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад и т.д.), патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой.
В уголках «ИЗО» выделено место для так называемой полочки красоты, где педагоги могут периодически выставлять предметы декоративно – прикладного искусства. Необходимый наглядно – демонстрационный материал пополняем по разделам (например, «Предметы старины», «Защитники Отечества», «День Победы», «Русские народные праздники», «Как жили люди на Руси»).
Семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей – начальное звено процесса воспитания. Необходимо научить детей уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение. Прикосновение к «живым» документам истории семьи вызывает яркие эмоции, заставляет бережно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребёнок, о чём он спрашивает. Поэтому так важны активная позиция родителей, их желание сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, помочь им осознать себя неотъемлемой частицей малой Родины, гражданином России.
Работа с родителями включает в себя совместные праздники по народному календарю, а также посвящённые Дню защитника Отечества, Дню Победы.
Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки и т. д.) – можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ.
Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребёнка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно! Ведь людей, знающих свою историю, традиции, культуру, невозможно сбить с толку, превратить в «Иванов, не помнящих родства».
В процессе воспитания, в процессе ознакомления детей с необходимым материалом создаются благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития: детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, о чём расскажет или прочтёт воспитатель.
Организовываем сообщение детям знаний о родной стране или о родном крае, чтобы вызвать у них познавательную активность, развивать любознательность. Наблюдения окружающей жизни и усвоение знаний способствуют развитию образного и логического мышления ребёнка.
В процессе работы по патриотическому воспитанию детей нашими педагогами решаются и задачи художественно – эстетического развития малышей. Эмоционально воспринимать окружающее им помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о воинах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к памятным событиям или актам героизма. Искусство помогает детям воспринимать то, чего они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по – новому представить то, что им хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.
|