Голованёва Елена Анатольевна Козлова Любовь Александровна Павлова Вероника Владимировна Гвоздева Регина Витальевна Корытова Светлана Сергеевна. Проект по краеведческому образованию дошкольников «Расск

Проект по краеведческому образованию дошкольников «Расскажи, как хорош край, в котором ты живешь».

  • Голованёва Елена Анатольевна Старший воспитатель
  • Козлова Любовь Александровна педагог-психолог
  • Павлова Вероника Владимировна
  • Гвоздева Регина Витальевна
  • Корытова Светлана Сергеевна

воспитатель

МБДОУ города Костромы "Центр развития ребёнка — Детский сад № 13"

Актуальность

 

«Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества»

Д. С. Лихачев

Но чтобы любить родной край, надо его знать. Известно, если маленький ребенок не узнает своей истории, не увидит красоты родного края, не услышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать и защищать её интересы.

Проблема и обоснование разработки проекта

Понимая актуальность и значимость краеведческой работы, как условия формирования патриотизма у дошкольников, педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения уделяет большое внимание изучению костромского края, его природы, истории и культуры.

Однако, не всегда познавательный материал, предложенный при традиционной организации образовательного процесса, вызывает у детей отклик и интерес. Возникает необходимость поиска новых форм организации краеведческой деятельности, позволяющих обеспечить занимательное целостное познание.

Новизна проекта

Дружеская переписка — это невероятно увлекательный способ общения ребят со сверстниками. А переписка с детьми из детских садов России предоставляет возможность познакомить детей с малой родиной и со всей страной, используя для этого информационно-коммуникативные технологии, а так же объединить в интегрированном процессе детей, воспитателей и родителей нескольких групп и нескольких детских садов, что является новым подходом к организации образовательного процесса.

Практическая значимость данной работы состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения, возможности использования в рамках любой образовательной программы.

Тип проекта

По доминирующей деятельности: познавательно — информационный, творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, дети подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи; педагоги, родители. Дети, педагоги и родители детских садов – корреспондентов.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

По продолжительности: долгосрочный. Не предполагает конкретных сроков реализации.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: создание условий для формирования первичных представлений о малой родине как части большой страны посредством организации переписки между детскими садами России.

Задачи в работе с детьми:

  • формировать представления детей об истории Костромского края, его природных богатствах, достопримечательностях города и страны, в которой живут;
  • развивать у детей любознательность и познавательную мотивацию;
  • развивать умения общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
  • развивать связную речь, речевое творчество, обогащать активный словарь детей;
  • развивать эстетическое отношение к окружающему миру;
  • способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей;
  • воспитывать чувство любви и уважения к малой родине, позитивное отношение к миру.

Задачи в работе педагогов:

  • повысить компетентность педагогов в вопросах краеведения посредством изучения методической и художественной литературы;
  • содействовать взаимодействию членов семей дошкольников и педагогов, организуя совместные мероприятия (экскурсии, праздники, т.д.);
  • совместно со старшими воспитателями садов-корреспондентов определить этапы и темы переписки.

Содержание работы по реализации проекта

1 этап. Подготовительный

Корреспонденты были выбраны не случайно. Хотелось переписываться с детскими садами под счастливым номером 13, причем из разных регионов России. Воспользовавшись информационной сетью Интернет, мы нашли такие. Для нас не является значимым большое количество участников переписки, так как главным считаем содержание. В ответ на приглашение к участию в переписке мы получили такое сообщение: «Спасибо большое за интересное приглашение! Мы с педагогами полностью поддерживаем эту идею!!!! Детвора уже готова бежать на почту.)))))) Будем дружить садами!!!!».

Получив, согласие на участие в переписке, творческая группа педагогов определила темы писем, которые соответствовали тематическому планированию образовательного процесса ДОУ.

2 этап. Основной

На большой карте ребята нашли города Севастополь и Железногорск, куда отправятся наши первые письма, отметили их флажками. Выяснили, что Севастополь находится на побережье незамерзающего Черного моря, а Железногорск — среди заросших тайгой сопок на берегу реки Енисей. И сразу у детей возникло множество предположений о климате, растительном и животном мире данных природных зон. Появились первые вопросы для обсуждения. На следующий день нетерпеливые ребята принесли из дома атласы и энциклопедии, в которых вместе с родителями нашли много интересной информации о городах. Как у настоящих знатоков, появились и новые более конкретные вопросы, которые мы и задали в письмах.

Составление письма другу является одним из ценных приемов развития речи детей старшего дошкольного возраста. Еще более ценным этот прием становится, когда письмо составляется не выдуманному герою, а конкретным людям.

По предварительной договоренности была организована экскурсия на почту. Где дети выбрали самые большие конверты, т.к. каждый захотел положить туда еще и свой рисунок.

Началось томительное ожидание ответных писем. Каждый день дети заглядывали в почтовый ящик, надеясь первыми сообщить радостную весть.

И наконец, ответ пришел. Восторг, удовлетворение испытали и дети, и взрослые. Каждый получил адресный ответ на свой вопрос в рубрике «Спрашивали — отвечаем». Радость в глазах ребенка, когда в письме упоминалось его имя. Это стало отличным мотивом для продолжения переписки. Однако, установление положительного эмоционального контакта между корреспондентами — не единственная задача, стоящая перед педагогическим коллективом.

Для всестороннего изучения намеченных тем необходимо было обеспечить синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности. С этой целью воспитатели разработали технологические карты интегрированного образовательного процесса. Продумали итоговые мероприятия по каждой теме.

Основную задачу по речевому развитию детей мы видели в формировании умений выражать свои мысли и чувства в связном высказывании. А это подразумевает комплексную работу по всем направлениям речевого развития.

Сначала научили детей продумывать план – с чего начать письмо, как обратиться к получателю письма, о чем и в какой последовательности писать, чем закончить. Чтобы ничего не забыть использовали денотативный (картинный) план. Опираясь на фотографии, сделанные во время экскурсий, собственные рисунки, отражающие новые полученные знания по теме, дети последовательно выстраивали текст писем, что было особенно актуально для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Конечно, чтобы составить интересное письмо, необходимо наполнить его познавательным содержанием. Воспитатели создали условия, которые обеспечивают поддержание устойчивых познавательных интересов дошкольников. В развивающей предметно-пространственной среде появились карта города, физическая карта России, альбом «Достопримечательности родного города», познавательный материал по темам брендов костромского края, мнемокарты для составления связных повествовательных и описательных рассказов.

Большую роль в приобретении новых знаний имели экскурсии, организованные совместно с родителями воспитанников. Свои впечатления дети при помощи родителей с гордостью за любимый город передали в рассказах «Знаете ли вы…» и рисунках, которые отправились в Севастополь и Железногорск.

Участие детей в экскурсиях способствовало и физическому развитию детей, так как обеспечивало их двигательную активность. А беседы во время экскурсий «Как правильно переходить дорогу», «Что можно, чего нельзя делать на улицах города» помогали формированию навыков безопасного поведения.

Желание сделать приятное друзьям по переписке в канун новогодних праздников вылилось в решение собрать посылку, что способствовало формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками, а так же формированию позитивных установок к творчеству. Дети дружно смастерили игрушки, изготовили открытки, родители купили конфеты «Костромичка».

Художественно-продуктивная деятельность одна из наиболее доступных, осмысленных и предпочитаемых для ребенка дошкольного возраста. Общеизвестно, что продуктивная, ручная деятельность имеет уникальные развивающие и коррекционные возможности, влияя на речевое развитие детей, стабилизируя эмоциональное состояние, гармонизируя общее развитие. А коллективные работы еще и объединяют детей и взрослых, дают возможность приложить усилия в общем деле, сделать вместе нужную и красивую поделку.

3 этап. Этап подведения предварительных результатов

В процессе реализации проекта происходила интеграция основных видов деятельности детей: игровой, познавательно-исследовательской, а также восприятия художественной литературы, конструирования из разного материала, изобразительной, музыкальной и двигательной. Деятельность как психологическая основа интеграции объединила внутри себя разрозненные компоненты и обеспечила необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого были включены и педагоги, и дети, и родители. Таким образовательным продуктом стали письма и видеофильмы для друзей.

Узнав о подвиге Ивана Сусанина, севастопольцы в свою очередь рассказали нам о памятнике затопленным кораблям. А в ответ на видеорепортаж из терема Снегурочки – просьба передать в ее коллекцию новогоднюю елочку из Крыма.

Дети из Балаклавы предложили собирать морскую коллекцию и прислали первые экспонаты.

Все это является отличным мотивом для продолжения переписки.

Интересная, творческая работа дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей. Педагоги детских садов-корреспондентов делятся друг с другом своим опытом, методический кабинет пополнился презентациями о городах России.

Подводить итог деятельности нашего творческого коллектива еще рано. Впереди много интересных тем из современной и прошлой жизни нашего города, а значит, много новых увлекательных писем.

Перспектива дальнейшей реализации проекта

Благодаря проекту дети многое узнали о родном городе и стране, познакомились с эпистолярным жанром общения, научились писать открытки и письма. Материалы, которые мы собрали с момента начала реализации проекта, стали хорошим подспорьем в работе. Проект продолжается. Планируется найти новых участников переписки и таким образом продолжить работу по краеведческому, патриотическому воспитанию детей и всестороннему их развитию.

Просмотров: 432
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Каргина Лариса Владимировна. План — конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с ЗПР) «Природа родного края»
  • Самойленко Н.В.. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ РОДНОГО ГОРОДА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСКУРСИЙ'
  • Котельникова Ольга Ивановна. «Технология освоения образовательного инструментария — серии книг для развития детей дошкольного возраста — к программе «Социокультурные истоки» педагогами детских садов, родителями воспитанников».
  • Романюк Татьяна Александровна. Методические рекомендации: «Как дети становятся участниками планирования музыкально — образовательного проекта?»
  • Полторецкая Юлия Александровна. Проект «Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Невежина Оксана Владимировна. «Развитие творческих способностей младших дошкольников посредством театрализованной деятельности во взаимодействии всех участников образовательного процесса».
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Зеленова Елена Павловна. Опыт работы по реализации проекта по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Вторая жизнь упаковки»
  • Бурлакова Елена Евгеньевна. Презентация авторского образовательного проекта по расширению у детей старшего дошкольного возраста знаний о редком животном – Амурском тигре, который живет в родном крае «Тигренок на подсолнухе»
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Бойко Ольга Марксовна, Гришина Елена Станиславовна. Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения для детей старшей группы
  • Савенкова Елена Николаевна. Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ОНР. Тема: «Знатоки родного города».
  • Петренко Людмила. Познавательный маршрут «Город и дети» для детей старшего дошкольного возраста
  • Боровкова Ирина Сергеевна. Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с природой родного края».
  • Воловик Наталья Владимировна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Как дети помогали астроному Сонику»
  • Пиманова Людмила Александровна. Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации ФГОС
  • Бортулева Маргарита. Творческая разработка «Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • Стороженкова Татьяна Сергеевна. КОНСПЕКТ СПОРТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ!» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И РОДИТЕЛЕЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ
  • Бобкова Татьяна Александровна. Конспект интегрированной образовательной деятельности «Путешествие из города в деревню» для детей младшего дошкольного возраста (совместно с родителями)
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Бражникова Алла Валериевна. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Мокроусова Лидия Владимировна. Создание условии работы по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах и улицах города
  • Исаева Ольга Сергеевна. Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения как условие реализации педагогического процесса
  • Казанцева Евгения Александровна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы «Герои нашего города»
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь