МБДОУ Мурминский Детский Сад «Теремок»
Подготовила и провела Воспитатель 1 квалиф. категории Грунтова О.С. Ноябрь 2017 года
Цель: формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – посёлке Мурмино.
Задачи:
Образовательные
- систематизировать знания детей о Мурмино, её историческом прошлом, улицах нашего посёлка, гербе Мурминского поселения;
- продолжать учить детей составлять предложения с заданным словом и делать схему предложения;
- упражнять детей делить слова на слоги;
- продолжать выделять родственные слова; — упражнять в образовании прилагательных от слова «Мурмино».
Скачать конспект
Скачать презентацию
Развивающие
- развивать у ребят связную речь, мышление, воображение.
Воспитательные
- воспитывать любовь к родному посёлку, желание сделать его лучше;
- продолжать воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Предварительная работа: беседа о посёлке Мурмино, её историческом прошлом с показом фотографий и слайдов; беседа о гербе Мурминского поселения, его символики; чтение стихотворений о Родине; проведение выставки детского рисунка «Мой родной посёлок», проведение д/и «Составь предложение со словом …», «Какое слово не подходит?», «Составь новое слово».
Материалы и оборудование: карта Российской Федерации; фотографии трёх Героев Советского Союза, наших земляков; изображение герба Мурминского поселения; проектор; ноутбук.
Ход НОД:
(звучит фрагмент песни «Наш край», муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца). Дети входят в зал.
Воспитатель: Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький цветок!
Мы живём в родном краю,
Всех я Вас приветствую!
- Ребята, сегодня к нам пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Давайте поздороваемся с гостями.
- Дети, когда вы заходили в зал, звучала песня о родном крае. Скажите, пожалуйста, в какой стране мы живём? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, я согласна с вами, Россия. Давайте покажем на карте нашу страну. Я вам предлагаю разгадать кроссворд, где зашифровано слово, которым можно по-другому назвать Россию. (Воспитатель выставляет мольберт с кроссвордом.)
Воспитатель: Обратите внимание, слова расположены по вертикали. Каждое слово обозначено цифрой. Предлагаю вам внимательно послушать, подумать и ответить. А ответ мы будем переносить в маленькие домики – квадраты.
- Как называются люди, проживающие в России? (Россияне.)
- Столица России. (Москва.)
- Сколько голов у орла, изображённого на гербе России? (Две.)
- Как называют человека, который предан своей стране? (Патриот.)
- Главная песня страны? (Гимн.)
- Дерево, чаще всего встречающее в средней полосе России. (Берёза.)
Воспитатель: Ребята, прочитайте выделенное слово. (Ответы детей: Родина.)
Воспитатель: А теперь давайте поразмышляем, что такое Родина? (Родина – это страна, в которой мы живём, это место, где человек родился, вырос, живёт. Родина – это наш дом и всё, что нас окружает.)
Воспитатель: Наша страна, Россия, это наша большая Родина. А что для нас является малой Родиной? (Ответы детей: наш посёлок Мурмино.)
Воспитатель: И сегодня наше занятие «Край родной, навек любимый» посвящено малой Родине. Предлагаю вам отправится со мной и гостями в путешествие по нашему посёлку. А вот на каком транспорте мы совершим наше путешествие, вы узнаете, если соедините по порядку точки от 1 до 8. Садитесь за свои столы.
Проводится д/и «Соедини точки»:
Цель: развитие координации движений рук, мелкой моторики.
Воспитатель: Что у вас получилось, дети? (Машина.) – Молодцы, вы справились с заданием, и нам пора отправляться в путь на машине.
Проводится физкультминутка «Машина»:
Завели машину: ш-ш-ш (вращение кистями рук)
Накачали шину: ш-ш-ш. (наклоны вперёд)
Улыбнулись поскорей! (улыбаются)
И поехали скорей! (идут по кругу с «рулями»)
(Воспитатель выставляет указатель с надписью «Историческая», дети садятся на стулья.)
Воспитатель: Скажите, ребята, как раньше называлось наше село? (Муромино). Откуда произошло название «Муромино»? (Предполагаемые ответы детей: от названия угро-финского племени «мурома»).
Воспитатель: Совершенно верно. А теперь давайте вспомним, чем наше село знаменито?
Слайд 1, 2, 3
(На экране проектора появляются изображения старинной Троицкой церкви постройки 1865 года, Мурминской суконной фабрики и фотографии трёх Героев Советского Союза, родившихся в Мурмино).
Дети по очереди рассказывают об истории своего посёлка:
- Мурминская суконная фабрика была построена в 1821 году на базе кружевной фабрики, которая существовала в Муромино в 18 веке. Село славилось своими кружевами, которые русские купцы ввозили в заморские страны. В годы Великой Отечественной войны на суконной фабрике шили серое шинельное сукно для фронта, тем самым мурминцы внесли свой вклад в победу над фашизмом.
- Троицкая деревянная церковь была построена в 1865 году (19 век). Здесь находились старинные иконы. Поистине этот старинный храм считался архитектурным достоянием нашего села. К большому сожалению, в 2006 году храм полностью сгорел.
- Мурмино – родина трёх Героев Советского Союза: Виктора Ивановича Сувирова, Ивана Васильевича Важеркина и Петра Дмитриевича Селиванова. (Дети рассказывают о каждом герое).
Воспитатель: Вот мы и вспомнили некоторые исторические события нашего посёлка, а теперь отправляемся дальше в наше путешествие.
Проводится физкультминутка:
Мы по Мурмино идём, (маршируют)
Звонко песню мы поём. (взмахи руками)
Мы по улице шагаем, (маршируют)
Ноги ровно поднимаем. (высоко поднимают ноги)
Делай шаг – раз, два, (шагают)
Взмах руками – три, четыре.
И поедем на машине. (изображают езду на машине)
Воспитатель: Следующая остановка «Географическая».
Давайте, ребята, вспомним улицы нашего посёлка.
Слайды 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11:
(На экране проектора поочерёдно появляются изображения различных зданий нашего посёлка. Дети должны сказать, на какой улице находится то или иное здание).
Школа – улица Советская,
д/с «Теремок» — улица Лесная,
Троицкая церковь – улица Колхозная,
здание Мурминской администрации – улица Верхне – Садовая,
пластилиновый цех – улица Фабричная,
больница – улица Горка,
пожарная часть – улица Верхне – Садовая,
почта – улица Новая.
Воспитатель: Молодцы, ребята, продолжаем наше путешествие.
Проводится зрительная гимнастика:
Если долго-долго-долго ( «круги» глазами)
На машине ехать нам, (моргаем глазками)
Если долго-долго-долго ( «круги» глазами)
На Россию смотреть нам. (моргаем глазами)
То увидим мы тогда (вращаем глазами
И леса, и города, вправо – влево)
Океанские просторы, (смотрим вверх
Ленты рек, озёра, горы… и вниз)
И поймём тогда, какая (делаем глазами
Наша Родина большая, «змейку»)
Необъятная страна.
Воспитатель: Следующая остановка — «Занимательная».
(Ребята садятся на свои стулья).
Воспитатель: Предлагаю немного поиграть.
Д/и «Какое слово не подходит»:
Цель: продолжать учить ребят выделять родственные слова.
- Мама, мамин, мастер, мамочка;
- Отец, отпуск, Отечество, отчий;
- Родина, родной, родственник, росинка.
Воспитатель: А теперь давайте составим различные предложения со словом «Мурмино». (Дети высказываются, с одним из предложений составляют схему на фланелеграфе).
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь попробуем образовать новые слова от слова «Мурмино».
Слайд 12.
(На экране появляются изображения в ряд: школа, молоко, детский сад, поля.)
Д/и «Подбери слово»:
Цель: упражнять детей в образовании прилагательных от заданного слова.
Школа (какая?) мурминская,
Молоко (какое?) мурминское,
Детский сад (какой?) мурминский,
Поля (какие?) мурминские.
Слайд 13.
(На экране проектора – изображения гербов под номерами: герб Рязанского района (1), герб Мурминского поселения (2), герб Рязанской области (3).
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на экран проектора и скажите, какой цифрой обозначен герб Мурминского поселения?
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Вы справились и с этим заданием, молодцы! А кто из вас может рассказать, что обозначает символика нашего герба? (Один из ребят рассказывает о гербе Мурминского поселения).
Воспитатель: Нам пора отдохнуть.
Проводится физкультминутка:
Родина! Россия! Русь! (руки вниз, вперёд, вверх)
Как тобою я горжусь! (показать рукой)
Горы самые высокие, (руки вверх)
Реки самые глубокие, (руки вниз, присесть)
Степи самые раздольные, (руки в стороны)
Люди гордые и вольные. (кивки головой)
Все борцы самоотвержены, (шагаем по кругу)
Все твои враги повержены.
Ты стремись вперёд, как птица, (показываем руками)
Будут все тобой гордиться! (рука на грудь)
Воспитатель: Хорошо, ребята, а сейчас последняя остановка «Единственная».
На экране проектора идёт показ слайдов родных просторов, один ребёнок читает стихотворение о родном Рязанском крае:
Я люблю свой Рязанский край.
Протекает Ока горделиво.
И цветочно-берёзовый рай
Протянул свои ветви игриво.
Сердцу милый рязанский простор
Воспевал наш поэт Есенин.
Дорог мне отчий дом и наш двор,
Пряный запах цветов весенних.
Воспитатель: Наши деды и прадеды сохранили для нас, сберегли от врагов эти широкие степные просторы, эти огромные леса, полноводные реки, озёра. А теперь уже наша очередь – беречь, хранить, защищать родную землю, природу, свою малую Родину. Подумайте и расскажите, как мы можем позаботиться о своём посёлке.
Дети: Беречь каждый кустик, травку; сажать цветы, деревья; беречь памятники; не загрязнять природу.
Воспитатель: Запомните, ребята, люди должны быть добрыми, жить в мире и дружбе, и тогда на Земле не будет зла, насилия и войны.
Вам понравилось наше путешествие? А теперь нам пора возвращаться в группу. (Дети берут воображаемые «рули» и вместе с помощником воспитателя «едут» в группу).
Используемая литература:
- А.М. Толченкин, Л.В. Чекурин «История родного края». — Рязань: изд-во «Московский рабочий», 1988;
- С.И. Вяземцев «География и история рязанского района». — Рязань: Узоречье, 2001.
|