Автор: Федорова Светлана Юрьевна воспитатель первой квалификационной категории ГБОУ Школы №1467 ДО №4 (детский сад №1805)
Аннотация. Данное занятие рассчитано на детей подготовительной группы (возраст 6-7 лет). Проводилось как итоговое, обобщающее. В наше непростое время, когда обесцениваются такие жизненные качества, как мораль, нравственность и духовность, встает особо остро вопрос: «Как воспитать маленького патриота с большим и открытым сердцем?». В этом занятии можно найти ответы на все вышепоставленные вопросы. Чтобы сформировать у старших дошкольников патриотические чувства к Родине, гордость за свою родную страну, любовь и бережное отношение к своей Отчизне, педагог сам должен быть патриотом своей страны. Именно тогда можно добиться больших успехов в этой области. Занятие соответствует требованием ФГОС и рекомендовано для применения на практике педагогом дошкольных учреждений.
Скачать конспект
Цель: формировать патриотические и гражданские чувства у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи воспитательные: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста патриотические чувства к Родине, гордость за родную страну, любовь и бережное отношение к своей отчизне.
Задачи образовательные:
- Закрепить знания детей о том, что наша Родина- Россия;
- Закрепить названия российских городов, названия рек, народных праздников.
- Формировать уважительное отношение к государственным символам;
- Закрепить знания о флаге, гербе, гимне, как о государственных символах страны;
- Совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении стихов, пословиц, поговорок;
- Обогащать речь детей выразительными средствами.
Задачи развивающие: развивать диалогическую речь, память, мышление и творческие способности детей.
Словарная работа: (активизация словаря) государственные символы, Родина, Отчество, Россия, герб, флаг, гимн, скипетр, держава.
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, музыка, художественная литература.
Предварительная работа: разучивание с детьми стихов, пословиц, поговорок; прослушивание гимна, показ презентаций о народных праздниках, одежде, быте, рассматривание государственной символике; знакомство с дидактическими играми «Передай сердечко и скажи словечко», «Белый, синий, красный»; рисование с детьми березки — символ России.
Материалы к занятию: карта «Россия- Родина моя», портрет президента России, изображения государственной символика, музыкальная подборка, игрушка «Волчок», полоски-сектора с заданиями, подносы, клей, кисти, клеенки, маркеры, цветная бумага, ножницы, бандероль, карточки- слоги, макет кремля, матрешка, картинка с изображением березы.
Ход занятия: Под фонограмму песни «С чего начинается Родина» дети входят в зал и встают полукругом.
Воспитатель: Ребята, сегодня придя утром на работу, мне передали бандероль для нашей группы. Давайте вместе посмотрим, что же там (достает поочередно конверт со словами и заданием). Соедините карточки так, чтобы получились слова. А подсказки лежат на дне бандероли (воспитатель приглашает ребенка, что бы достать подсказки – матрешка, кремль, березка).
Воспитатель приглашает нескольких детей, чтобы выложить слова (дети выкладывают слова: Родина, Россия).
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о нашей Родине-России.
(Звучит фонограмма классической музыки, появляется инопланетянин)
Инопланетянин: Ой, куда я попал?
Воспитатель: Это планета Земля. А попали Вы в детский сад.
Иннин: В детский сад? Я давно наблюдал за вами и вашей планетой, и мечтал побывать на ней.
Воспитатель: А с какой планеты Вы к нам прилетели?
Инопланетянин: Я с планеты Марс. Я — марсианин и живу в космической стране. А в какой стране живете вы?
Дети: Мы живем в России.
Инопланетянин: А что такое Россия?
Дети: Это страна, в которой мы живем, где мы родились, где живут наши родители, родственники и друзья.
Инопланетянин: А какая она ваша Родина?
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Передай сердечко и скажи словечко» и расскажем нашему гостю какая наша Россия (дети образуют круг и передают друг другу сердечко со словами: милая, красивая, любимая, чудесная, дорогая, единственная и т.д.)
Воспитатель: Вот сколько красивых слов можно сказать о нашей Родите.
Инопланетянин: Ну а чем ваша страна отличается от других стран?
Дети: языком, на котором мы разговариваем, своими символами, историей, обычаями, традициями
Воспитатель: Мы живем в огромной прекрасной стране. Это наша большая Родина. И я предлагаю вам ребята вам ребята и нашему гостю отправиться в путешествие по России. Вы согласны?
Все: Да!
Воспитатель: Тогда, берите с собой свои знания, они вам пригодятся. А узнать, куда же мы отправимся, нам поможет игра «Что? Где? Когда? Когда?»
Дети подходят к столу, где расположены полоски-сектора с заданиями и игрушка (волчок со стрелкой) и рассаживаются. Воспитатель предлагает одному из детей запустить волчок.
Воспитатель: Первое задание со станции «Лесная»: Какие деревья растут в лесах России? (береза, дуб, осина, тополь, рябина, ель, сосна).
Воспитатель: Чтобы нашему гостю было понятнее, давайте покажем пальчиковую гимнастику «Лист у клена и каштана» … (встают возле стульев)
Воспитатель: Какие животные обитают в лесах России? (лиса, волк, медведь, еж, белка)
Воспитатель: Какие птицы живут в России? (дятел, ворона, воробей, кукушка, сорока, грач, галка).
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какие рыбы водятся в реках и озерах России? (карп, щука, карась, лещ, окунь).
Воспитатель: А какие ягоды можно собирать в наших лесах? (малина, черника, брусника, земляника)
Воспитатель: Назовите цветы, растущие на полях и лугах нашей Родины (васильки, лютики, ромашки, клевер, колокольчики)
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием, предлагаю выйти из-за игрового стола и немного размяться. Становитесь в круг, и покажем гостю физминутку «Вместе по лесу идем».
Замечательно размялись, предлагаю занять игровые места (следующий ребенок запускает волчок).
Станция «Историческая»
1вопрос: Какие праздники отмечают на Руси с древних времен? (Рождество, Пасха, Покров, Масленица)
2вопрос: Какие блюда русской кухни вы знаете? (щи, каша, пироги, блины)
3вопрос: Какие поговорки, вы знаете о русской пище? (Хлеб — всему голова, щи да каша- пища наша, самовар кипит — уходить не велит, наши предки суп любой называли в старь ухой)
4вопрос: Какую обувь носили крестьяне по будням, и какую одевали по большим праздникам? (лапти, сапоги)
5вопрос: Какой сувенир считается символом России? (матрешка)
Воспитатель: Предлагаю продолжить игру и запустить волчок.
Станция «Литературная»
- вопрос: Отгадайте, из какой русской народной сказки этот отрывок? (колобок, репка, лиса и серый волк, Маша и медведь)
- вопрос: Какие русские пословицы вы знаете? Назовите их.
- Нет ничего на свете краше, чем Родина наша
- Береги землю родную, как мать любимую
- Одна у человека родная мать — одна у него Родина
- Человек без Родины, что соловей без песни.
3вопрос: Знаете ли вы стихотворение о Родине? Прочтите (дети читают)
«Родина»
Родина! Россия! Русь! Как тобою я горжусь!
Горы самые высокие, реки самые глубокие!
Степи самые раздольные! Люди гордые и вольные!
Все бойцы самоотверженны! Все твои враги повержены!
Ты стремись вперед, как птица, будут все тобой гордиться!
Воспитатель: С этим заданием вы справились. Продолжаем игру.
Станция «Знайкино»
На этой станции самые сложные задания. Готовы?
Дети: Да!
- вопрос: Назовите столицу России? (Москва)
- вопрос: Прочтите стихотворение о Москве? (дети читают)
Москва-это Красная площадь,
Москва-это башни Кремля,
Москва- это сердце России, которое любит тебя!
3 вопрос: Назовите место работы президента России? (Москва-Кремль)
4 вопрос: Как зовут президента России? (Владимир Владимирович Путин)
5 вопрос: Какие реки России вы знаете? (Лена, Обь, Енисей, Нева, Волга)
6 вопрос: Какие города России вы знаете? (Орел, Тула, Санкт-Петербург, Севастополь)
7 вопрос: Какие символы страны вы знаете? (Герб, Гимн, Флаг)
8 вопрос: Прочтите стихи о гербе? (дети читают)
У России величавой на гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток посмотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый, — он России дух свободный!
9 вопрос: Что обозначает на гербе орел и где он еще изображается? (символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это эмблема государства. Изображается на печатях, паспортах, монетах).
10 вопрос: Что такое гимн? (главная песня страны, которую исполняют и слушают стоя)
Звучит гимн. Дети поют гимн России.
11 вопрос: Что такое флаг? Какого цвета Российский флаг и для чего он нужен? (ответы детей)
«Флаг России»
Флаг России — он трехцветный. Гордый, яркий и заметный.
Выше флаг держи, Россия! Ты должна быть самой сильной!
Воспитатель: Давайте выйдем из-за игрового стола и поиграем в подвижную игру «Российский флаг».
(дети под музыку бегают в рассыпную, держа в руках ленты синего, красного и белого цвета. По окончании музыки выстраиваются в три колонны и поднимают ленточки одного цвета, образуя имитацию флага России)
Воспитатель: Замечательный флаг у нас получился, но пора возвращаться к игре и крутить волчок дальше.
Станция «Единственная»
Воспитатель: Много веков подряд наши прадеды и деды берегли для нас нашу землю. А теперь настала наша очередь беречь ее. Скажите, как мы можем это сделать? (жить в мире и дружбе, беречь и охранять природу и все живое вокруг, не допускать пожаров)
Воспитатель вместе с детьми читает стихотворение «Это Родина моя».
Слышишь песенку ручья — это Родина моя!
Слышишь голос соловья- это Родина моя!
Видишь звездочки Кремля — это Родина моя!
Школа, где твои друзья – это Родина моя!
Руки матери твоей, шум ветвей и звон дождей,
И в лесу смородина- это тоже Родина!
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а какое дерево символизирует Россию? (береза). Прочитайте стихотворение о березе (читают стихотворения). Ребята, давайте для нашего гостя сделаем из бумаги и подарим символ России — березку. Проходите к столам. (звучит русская народная мелодия; по окончанию работы дети дарят поделки инопланетянину)
Воспитатель: Уважаемый Марсианин эти небольшие символы России мы дарим тебе, что бы ты вспоминал о нашей встрече и мог рассказать своим друзьям о нашей замечательной Родине.
Инопланетянин: Спасибо вам большое друзья. Я слышу сигналы с моей планеты, мне пора возвращаться. Ваши замечательные березки я покажу на своей планете, а вам на память обо мне хочу подарить марсианские камушки. До свидания ребята, до свидания Россия! (удаляется)
Воспитатель: На Руси с древности верили, что если что-то пожелать и привязать ленточку к березке, то это пожелание обязательно сбудется. Давайте и мы с вами в заключение нашего занятия пожелаем нашей любимой Родине, что-то хорошее (дети говорят пожелание и прикрепляют бантик к березке).
Воспитатель: С каждым годом все краше дорогие края…
Лучше Родины нашей нет на свете, друзья!
Библиографический список:
- Н.В. Алешина, М.: Сфера, 2011 Знакомство дошкольников с родным городом и страной. Патриотическое воспитание. Конспекты занятий.
- Н.С. Голицына, М.: «Скрипторий 2003», 2015 Конспекты комплексно-тематических занятий. Подготовительная к школе группа. ФГОС
- В.И. Петрова, Т.Д. Стульник, М.: Мозаика-Синтез, 2006 Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет.
- М.Б. Зацепина, М.: Мозаика-Синтез, 2010 Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников 5-7лет.
- Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова, М.: Скрипторий, 2010 Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа.
- Г.М. Науменко, М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000 Физкультурный праздник в детском саду и в школе: песни, игры, загадки.
|