В настоящее время под воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Великая же культура русского народа, которая складывалась тысячелетиями и изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, уникальным фольклором, стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизни наших предков уже утрачено. Родная культура, как и отец, и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность гражданина и патриота. Как бы, не менялось наше общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой поселок, нам необходимо показать наш край с привлекательной стороны.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, знакомить с семейными ценностями, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, будут жить, даря миру свои таланты, прославляя Россию.
В раннем детстве дети уже более развиты, способны понимать многие вещи, поэтому и воспитательные средства будут усложняться. К раннему возрасту относится период от 1 года до 3 лет, поэтому ведущая доля воспитания ложится на семью. Содержание патриотического воспитания в раннем возрасте включает в себя: знакомство с семьёй, её традициями; если ребёнок уже пошёл в детский сад, то знакомство с детским садом; знакомство с улицей, на которой проживает ребёнок.
Патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения ребёнка. И формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма. Средствами воспитания на этом этапе будут выступать, во-первых, совместная деятельность в семейном кругу. Например, настольные игры вечером или организация хозяйственно-бытового труда (распределить обязанности по дому и выделить малышу какую-нибудь функцию, например, поливать цветы или протирать пыль), помощь маме на кухне, хотя бы мелкое поручение.
Во-вторых, семейный досуг. Следует уделять своему малышу больше времени. Очень важно, чтобы в проведении досуга принимали участие все члены семьи. В современных условиях можно легко придумать, как интересно провести выходной день всем вместе. Важно, не только провести досуг, но и подвести его итоги, побеседовать, о том, что запомнилось больше всего, что понравилось, что не понравилось. Стараться по возможности везде брать ребёнка с собой.
В-третьих, оформление семейного фотоальбома. В этом возрасте пока можно просто просматривать фотографии. Очень хорошо просматривать старые фотографии. Маленьким детям всегда интересно как выглядели мама с папой в детстве, а детские фотографии дедушки и бабушки вообще вызывают восторг. Можно рассказать крохе о своём детстве, что вы больше всего любили, во что играли, как проводили время и т.д.
В-четвёртых, семейные традиции. Необходимо обдумать, какие в вашей семье традиции. Если не получилось, стоит придумать себе традиции и придерживаться их. Традиции могут быть разными, например, ежедневная – совместный семейный ужин (но не всегда получается), поэтому легче завести традиции ежегодные или ежемесячные, например, поездка за город или в какое-нибудь интересное место (зоопарк, парк птиц, луна-парк, батутный центр и т.д.). Так же это может быть еженедельный игровой вечер с мамой и папой, или вечер творчества, кому что ближе.
В-пятых, чтение ребёнку рассказов и сказок, в которых отражены семейные отношения.
В-шестых, изготовление подарков своими руками на праздники (День рождения, 23 февраля, 8 марта, Новый год). Это формирует внимательное и заботливое отношение к близким людям, развивает эмоциональную сферу малыша, создаёт мотивы поведения, заданного обществом.
Вторым этапом патриотического воспитания ребёнка раннего возраста можно считать поступление его в детский сад и, соответственно, формирование положительного отношения к этому дошкольному учреждению.
Педагоги ДОУ при воспитании у детей раннего возраста патриотических чувств, способствуют накоплению у ребенка опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывают отрицательное отношение к грубости, жадности. Учат детей здороваться и прощаться, излагать собственные просьбы спокойно употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста». Формируют у ребенка умение вести себя спокойно в помещении и на улице. Воспитывают внимательное отношение к родителям. Формируют бережное отношение к природе.
Задача воспитателя вовлечь ребенка в деятельность, которая принесет ребенку удовольствие. Дети впечатлительны и склонны к подражанию. Во многих художественных произведениях отражено поведение героя, которое оказывает влияние на личность и поведение ребенка. В художественной литературе приводятся и примеры того, как не надо поступать по отношению к окружающим. Так, например, после чтения сказки «Репка» можно остановиться на дружеской работе героев.
Доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам помогает воспитывать игра, так как усвоение социальных ценностей происходит в процессе коллективной деятельности. В подвижных играх создаются такие условия, когда ребенок может оценивать поведение всех участников игры, а так же свое. Это помогает формировать дружеские отношения в группе. Подвижные игры способствуют повышению активности ребенка, что, безусловно, сказывается на его поведении. Например, в игре «Лохматый пес» — малыши все вместе направляются к «опасной черте», но ребенок способен преодолеть свой страх пред неизвестным и поможет ему в этом поддержка сверстников. В игре «Я принес тебе подарок» — дети учатся помогать друг другу, ведь иногда приходиться отдавать сверстнику, то, что нравится самому. Воспитателю необходимо создать такую обстановку, чтобы удовольствие получаемое ребенком от своего поступка, побеждало другие чувства.
Ещё одно средство патриотического воспитания подходит как для семейного воспитания, так и воспитания в детском саду – народные игры. Чаще это подвижные игры. Так же патриотизм воспитывается благодаря знакомству ребёнка с устным народным творчеством, рассматриванию картин и иллюстраций, организации трудовой деятельности, изготовлению поделок по патриотическому воспитанию.
Третьим этапом патриотического воспитания, который накладывается на два других, является формирование отношения к собственному двору, бережного отношения к оснащению двора, к игрушкам во дворе и т.д. Здесь хорошим средством воспитания будет являться организация трудовой деятельности. Например, с малышом можно полить цветочки на клумбе, сгрести песок в горку, повесить кормушки и подкармливать птиц зимой и т.д. Не надо забывать и про игры во дворе. Организатором таких игр будет являться взрослый или старшие дети.
Ни в коем случае не стоит забывать о самом важном средстве любого воспитания – собственный пример поведения. Не следует при ребёнке комментировать новости или ругать правительство, критиковать страну в целом. Дети впитывают всю информацию как губки, не фильтруя её. Поэтому, когда даёте какой-нибудь комментарий, обязательно необходимо задумываться над собственными словами. Кроме того, личным примером нужно показывать образец бережливости, заботы, уважения к старшим и т.д. Не стоит забывать, что всё поведение, которое заложено в вашем ребёнке – это скопированный ваш шаблон.
Таким образом — положительный результат возможен при условии вдумчивого, разностороннего развития и воспитания ребенка в разных видах деятельности, и особая роль отводится взрослым, так как они служат примером, образцом поведения для ребенка.
|