Детский сад — важнейшая ступень в формировании личности ребенка. И педагог должен всегда помнить, что детский сад не только место обучения и воспитания, а целый мир, в котором главное – понимание, доверие, сочувствие. Обучение не даст результата, если нет психологического комфорта. От того, как маленький человек себя ощущает в этом мире, зависит очень многое в его жизни. Рождается человек. Он уже индивидуальность со своим характером. Но нет в нём ни зла, ни ненависти. Воспитатель должен четко осознавать всю степень ответственности за хрупкую и ранимую душу ребенка.
Нельзя допустить, чтобы в ней поселились боль и обида на всех и всё. Каждое слово педагога, каждый поступок служит примером для подражания. Нельзя требовать того, чего не выполняешь сама. И если ты добра, терпелива, внимательна, справедлива, то и дети перенимают эти качества. Если же окружающие взрослые грубы, раздражительны, дети с легкостью будут перенимать эту манеру поведения; их научили, пусть невольно, сердиться, грубить. Очень важными личностными качествами воспитателя являются жизнерадостность, оптимизм, чувство юмора. С этими качествами человек не рождается, их надо в себе формировать. Воспитатель детского сада – человек, которого дети видят порой чаще, чем собственных родителей. На его глазах малыши растут, учатся дружить, смеются, плачут и, конечно, взрослеют.
По каким же критериям оценивать работу воспитателя? Ответ однозначен: как он общается с детьми. И здесь необходимо выделить личностную и содержательную стороны общения. В плане личностном общение педагога и ребенка должен носит спокойный, добрый характер. Необходимо уважительно относится к ребенку, ко всему, что он делает: занимается, играет, делится своими впечатлениями.
Что имеется в виду под содержательной стороной общения? Воспитатель передает детям знания, и очень важно, насколько разнообразны знания самого педагога и как хорошо он владеет словом, чтобы в доступной форме рассказать детям о мире, который их окружает, а также важно, как общается воспитатель с детьми. Если характер общения вызывает у детей положительный отклик, если дети тянутся к педагогу, то и усвоение знаний результативно.
Воспитатель должен быть интеллигентным человеком в полном смысле этого слова. Подлинная интеллигентность не позволяет ему неуважительно отзываться о родителях ребенка, о самом ребенке, разговаривать с родителями с высоты своих педагогических знаний.
Если, общаясь с родителями, педагог говорит только о недостатках ребенка, это вызывает, лишь негативную реакцию. Следовательно, не будет контакта, который так необходим для воспитания детей. А в группе нарушится положительная эмоциональная обстановка. Ведь дети так чувствительны к оттенкам человеческих взаимоотношений. Детей учит не только и не столько то, что мы внушаем им. Они впитывают, перенимают общий тон, все тонкости поведения педагога.
К.Д. Ушинский, подчеркивая сложность дела воспитания и то, как много для этого нужно знать и уметь педагогу, какой многогранной личностью он должен быть, писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически».
|