|
Смит Ноэль. Современные системы психологии.Категория: Психология, Системный подход в психологии | Просмотров: 47176
Автор: Смит Ноэль.
Название: Смит Ноэль. Современные системы психологии. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Смит Н. Современные системы психологии./Пер. с англ. под общ. ред. А. А. Алексеева — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. — 384 с. (Серия «Психологическая энциклопедия») ISBN 5-93878-082-9 В своем новаторском пособии Н. Смит сводит воедино все разнообразие теоретического научного наследия психологии XX-XXI веков, предоставляя тем самым ресурсы для сравнения силы и слабости, достоинств и недостатков всех современных систем психологии. Каждая новая глава книги посвящена одному из десяти самых влиятельных современных направлений: когнитивному, гуманистическому, психоаналитическому, бихевиоральному, экологическому, феноменологическому, постмодернистскому, диалектическому, интербихевиоральному и субъективистскому. Методологически четкий контур подачи материала — от исторического очерка к основным проблемам и далее от сравнительного анализа к оценочному комментарию и вкладу системы в общую психологическую копилку знаний — позволяет легко сравнить системы, определить свое собственное «место» в научном пространстве психологии и наметить направления практического применения полученных знаний. Книга Н. Смита рекомендована слушателям и преподавателям факультетов психологии и философии вузов по курсам общей психологии и истории психологии, системных методов исследования и преподавания психологии. Содержание Предисловие...................................................................................15 Предисловие научного редактора...........................................................................16 Предисловие...................................................................................................................18 ЧАСТЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИИ .. 20 Глава 1. Введение............................................................................21 Что такое система?.......................................................................................................22 Десять и еще шесть систем........................................................................................22 Организация книги......................................................................................................23 Главы 1 и 2: Начало................................................................................................23 Главы с 3 по 13: Четыре категории систем............................................................23 Глава 14: Ретроспектива.......................................................................................23 Организация глав............................................................................23 Системы постулатов.................................................................................................24 Глава 2. Исторические основания и логика науки..............................26 Исторические основания...........................................................................................27 От охотников-собирателей к классической Греции и натурфилософии.................27 Психология классической Греции: натурализм без анимизма..................................30 Эллинистическая Греция и психофизический дуализм...........................................34 Параллели с Индией..................................................................................................40 Упадок Римской империи и возрождение науки.......................................................42 Экспериментальная психология и классические школы: борьба с дуализмом..........55 Резюме и выводы..........................................................................................................61 Логика науки..................................................................................................................63 Конструкты против событий.......................................................................................63 Дуализм «душа—тело»................................................................................................70 Редукционизм.................................................................................................................74 Личная сфера и субъективность...................................................................................78 Познаваемость...............................................................................................................78 Аналогии.......................................................................................................................80 ЧАСТЬ 2. ОРГАНОЦЕНТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ..................................82 Глава 3. Когнитивная психология: Ментализм, компьютерные аналогии и удвоение мира.........................................83 Введение...........................................................................................................................84 Раннее развитие и некоторые рассматриваемые вопросы.............................85 Бихевиоризм и когнитивизм.......................................................................................85 Некоторые ранние достижения когнитивной психологии.................................... 86 Концепции, проблемы и исследования.................................................................87 Три теоретических подхода к репрезентациям.......................................................... 88 Память..........................................................................................................................92 Семантические сети...................................................................................................96 Продукционные системы...........................................................................................97 Психолингвистика...................................................................................................97 Искусственный интеллект......................................................................................98 Когнитивная нейронаука.........................................................................................99 Новые тенденции........ ..................101 Имплицитные постулаты........................................................................................102 Психотерапия...............................................................................................................103 Сопоставление с другими подходами..................................................................105 Анализ поведения......................................................................................................105 Гуманистическая психология..............................................................................:. 105 Интербихевиоральная психология........................................................................105 Оперантный субъективизм......................................................................................106 Феноменологическая и экзистенциальная психология...................................106 Психоанализ..............................................................................................................107 Критика..........................................................................................................................107 Контекст против неестественных экспериментальных заданий..........................107 Факторы развития и социальные факторы.............................................................107 Компьютерный мозг................................................................................................108 Когниция как управляющий фактор.....................................................................109 Эвристики................................................................................................................ 109 Репрезентационизм..................................................................................................110 Разум или поведение................................................................................................110 Отсутствие единства................................................................................................111 Операциональные определения и гипотетико-дедуктивный метод...................111 Процедуры логического вывода в науке...........................................................112 Теория и методология.............................................................................................. 112 Критика и контркритика.............................................................................................113 Выводы...........................................................................................................................113 Глава 4. Гуманистическая психология: смысл, внутренняя реальность и самокаузальность.....................................115 Введение.........................................................................................................................116 Развитие и некоторые вопросы.............................................................................116 Начальный этап и основные принципы...............................................................116 Трансперсональная психология, контркультура и «Нью Эйдж»...............................120 Будущее гуманистической психологии...................................................................121 Полуэксплицитные постулаты.............................................................................. 122 Исследования..............................................................................................................122 Контролируемые исследования..............................................................................123 Качественные исследования...................................................................................124 Неопубликованные диссертации.............................................................................126 Области практического применения...................................................................126 Образование..............................................................................................................126 Промышленность и организации.............................................................................128 Психотерапия...............................................................................................................128 Терапия актуализирующегося потенциала..............................................................128 Терапия становления................................................................................................130 Законны ли притязания гуманистической психологии на спорные психотерапевтические территории?..................................................................................131 Сопоставление с другими подходами..................................................................132 Анализ поведения................................................................................................132 Когнитивная психология.........................................................................................133 Феноменологическая и экзистенциальная психология.......................................133 Оперантный субъективизм и Q-методология........................................................134 Психоанализ...........................................................................................................134 Критика..........................................................................................................................134 Социальные и средовые условия.........................................................................134 Передача личного опыта.....................................................................................135 Сфера образования..............................................................................135 Теория самоактуализации....................................................................................136 Дуализм «душа—тело»......................................................................................138 Вопрос о локусе причинности..............................................................................139 Безусловное подкрепление в противовес условному..........................................139 Негативные формы поведения и другие критические замечания........................139 Сильные стороны гуманистической психологии...................................................139 ВЫВОДЫ.................................................................................................................. 140 Глава 5. Психоанализ: кардинальный отход от Фрейда....................142 Введение.........................................................................................................................143 Теоретическое развитие............................................................................................143 Начальная ортодоксия и отступления от нее первого поколения аналитиков....143 Отступления от ортодоксии второго поколения аналитиков..............................145 Другие отступления: теория объектных отношений..............................................147 Кризис теории?............................................................................................................155 Полуэксплицитные постулаты..............................................................................156 Исследования...............................................................................................................157 Изучение случаев.....................................................................................................157 Q-метод.................................................................................................................158 Эксперименты...........................................................................................................158 Приложения.................................................................................................................160 Психотерапия..............................................................................................................160 Сопоставление с другими подходами..................................................................161 Анализ поведения............................................................................................................161 Диалектическая психология.......................................................................................161 Гуманистическая психология.....................................................................................161 Интербихевиоральная психология...............................................................................161 Оперантный субъективизм........................................................................................162 Социальный конструкционизм..................................................................................162 Критика..........................................................................................................................162 Внешняя критика в сравнении с внутренней................................................................162 Внешняя критика Фрейда.........................................................................................162 Психоанализ действий Шефера.............................................................................164 ВЫВОДЫ............................................................................................................... 164 ЧАСТЬ 3. ЭНВАЙРОЦЕНТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ............................. 166 Глава 6. Анализ поведения: от оперантного обусловливания к поведенческой терапии и поведению, определяемому правилами............................................167 Введение.........................................................................................................................168 Основные положения................................................................................................168 Раннее развитие и некоторые вопросы...............................................................170 Вербальное поведение...............................................................................................172 Концептуальные вопросы........................................................................................174 Вопрос контроля.........................................................................................................174 Разум и мозг...............................................................................................................175 Теория и метатеория.................................................................................................176 Гипотетическая дедукция в противовес эмпирической индукции.......................177 Механицизм в противовес контекстуализму..........................................................177 Имплицитные постулаты........................................................................................177 Сферы практического применения......................................................................178 Поведенческая терапия............................................................................................181 Сопоставление с другими подходами..................................................................183 Когнитивная психология.......................................................................................183 Эко-бихевиоральная психология.............................................................................184 Интербихевиоральная психология...........................................................................185 Феноменологическая психология...........................................................................186 Критика..........................................................................................................................187 Области практического применения......................................................................187 Выступление Кантора перед специалистами по анализу поведения....................187 Сборник критических статей...................................................................................187 Эффекты подкрепления...........................................................................................189 Ошибочные представления об анализе поведения...............................................189 Критика основного направления психологии со стороны анализа поведения....189 Выводы...........................................................................................................................190 Глава 7. Эко-бихевиоральная наука экологическая психология: прогнозируемые паттерны во взаимодействии между людьми и физическим окружением................................................................191 Введение.........................................................................................................................192 Основные положения о поведенческих сеттингах..........................................192 Устойчивые паттерны поведения..........................................................................192 Синоморфы................................................................................................................192 Окружающая среда................................................................................................... 193 Определение поведенческого сеттинга.................................................................193 Схемы или механизмы управления.........................................................................193 Раннее развитие..........................................................................................................195 Начало.........................................................................................................................195 Поток индивидуального поведения......................................................................195 Поведенческие эпизоды и содержание поведения..................................................195 Последствия...............................................................................................................196 Некоторые вопросы...................................................................................................196 Мир хаоса против регулярности..........................................................................196 Несоизмеримость блоков..........................................................................................197 Трансдьюсеры и операторы....................................................................................198 Распределение и таксономии поведения..............................................................198 Проблемы и теории в противовес событиям и отказу от теории.........................199 Тематика эко-бихевиоральной науки....................................................................199 Полуэксплицитные постулаты..............................................................................199 Исследования...............................................................................................................200 Теория «комплектации»: переукомплектованность и недоукомплектованность...200 Поведенческий сеттинг...............................................................................................203 Оптимизация исследований и самоотчеты........................................................206 Вмешательство.......................................................................................................206 Области практического применения...................................................................206 Сопоставление с некоторыми другими подходами........................................206 Анализ поведения.......................................................................................................206 Интербихевиоральная психология...........................................................................207 Оперантный субъективизм......................................................................................207 Критика..........................................................................................................................207 ВЫВОДЫ.......................................................................................................................208 ЧАСТЬ 4. СОЦИОЦЕНТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ..................................209 Глава 8. Постмодернизм и социальный конструкционизм: равноценность науки и мифологии; полная относительность истины………………………….... 210 Введение.........................................................................................................................211 Развитие и некоторые вопросы.............................................................................211 Постмодернизм.........................................................................................................211 Социальный конструкционизм...............................................................................214 Полуэксплицитные постулаты социального конструкционизма.............220 Исследования...............................................................................................................221 Психотерапия...............................................................................................................222 Принципы...................................................................................................................222 Кто руководит процессом?......................................................................................223 Кто обладает знанием?...........................................................................................223 Некоторые процедуры...............................................................................................224 Семейная терапия.....................................................................................................224 Постмодернистская терапия и академическая психология..................................226 Области практического применения...................................................................226 Соспоставление с другими подходами................................................................226 Когнитивная психология..........................................................................................226 Интербихевиоральная психология.........................................................................227 Оперантный субъективизм.....................................................................................227 Феноменологическая психология......................................................................227 Психоанализ...........................................................................................................228 Критика..........................................................................................................................228 Использование логики с целью дискредитации логики....................................228 Использование эмпиризма с целью дискредитации эмпиризма...........................229 Какие события принимаются во внимание?..........................................................229 Точка опоры............................................................................................................229 Вопрос релятивизма...................................................................................................229 Редукционизм и удвоенный мир..........................................................................231 Постмодернизм против физических и биологических наук...............................232 Влияние на систему образования.............................................................................234 Модификации конструкционизма............................................................................235 Выводы...........................................................................................................................236 ЧАСТЬ 5. ДЕЦЕНТРИЧЕСКИЕ ИЛИ ИНТЕРАКЦИОНАЛЬНО-КОНТЕКСТНЫЕ СИСТЕМЫ....................238 Глава 9. Диалектическая психология: Конфликт и противоречие как основополагающий принцип изменения.............239 Введение.........................................................................................................................240 Раннее развитие и некоторые проблемы............................................................241 Китайские диалектики.............................................................................................241 Диалектический идеализм.....................................................................................242 Диалектический материализм................................................................................242 Российская антидиалектика.....................................................................................242 Диалектическая психология в Китае................................................................... 243 Диалектическая психология в США...................................................................244 Полуэксплицитные постулаты..............................................................................246 Исследования..............................................................................................................247 Психотерапия...............................................................................................................248 Принципы.................................................................................................................248 Процедуры Линехана................................................................................................248 Процедуры Омера.....................................................................................................249 Отношение диалектики к другим системам......................................................250 Анализ поведения.........................................................................................250 Когнитивная психология.........................................................................................250 Гуманистическая психология.....................................................................................251 Интербихевиоральная психология...........................................................................251 Оперантный субъективизм........................................................................................251 Феноменологическая и экзистенциальная психология..........................................251 Психоанализ............................................................................................................251 Критика..........................................................................................................................252 ВЫВОДЫ...........................................................................................................................253 Глава 10. Интербихевиоральная психология: событийное поле наблюдаемых взаимодействий вместо допущений о душе и мозге...................................................254 Введение.........................................................................................................................255 Основные положения и вопросы..........................................................................255 Интербихевиоральное поле........................................................................................255 Некоторые импликации данной системы................................................................262 Система эксплицитных постулатов.....................................................................266 Исследования...............................................................................................................267 Множественные меры взаимозависимости...........................................................268 Факторы сеттинга......................................................................................................268 Интеракциональная история.................................................................................269 Явные и скрытые интеракции....................................................................................269 Функции стимула в решении задач..........................................................................269 Лингвистические интеракции..................................................................................270 ПрИЛОЖеНИЯ.................................................................................................................271 Управление бизнесом и космическая программа..................................................271 Образование...............................................................................................................271 Психотерапевтические приложения.......................................................................273 Клиническая психология.........................................................................................274 Требования к клинической психологии..............................................................274 Система психопатологии Кантора........................................................................276 Интербихевиоральное описание клинических случаев........................................276 Сопоставление с другими подходами..................................................................277 Анализ поведения.............................................................................................277 Когнитивная психология............................................................................................277 Диалектическая психология........................................................................................278 Оперантный субъективизм...........................................................................................278 Феноменологическая психология.............................................................................278 Социальный конструкционизм....................................................................................278 Критика..........................................................................................................................279 ВЫВОДЫ..........................................................................................................................280 Глава 11. Оперантный субъективизм: объективность субъективности.......................................................281 Введение.........................................................................................................................282 Основные положения и вопросы..........................................................................283 История развития системы.......................................................................................283 Научная ориентация...................................................................................................284 Q-метод......................................................................................................................286 Сравнение вопросников и оценочных шкал с Q-методологией............................287 R против Q.........................................................................................................289 Коммуникабельность...............................................................................................292 Рассмотрение единичных случаев и проблема обобщения..................................293 Имплицитные постулаты........................................................................................296 Исследования...............................................................................................................297 Сферы практического применения......................................................................298 Клиническая психология.........................................................................................298 Сопоставление с другими подходами..................................................................300 Когнитивная психология.........................................................................................300 Гуманистическая психология..................................................................................301 Интербихевиоральная психология.........................................................................301 Феноменологическая психология...........................................................................302 Постмодернизм и социальный конструкционизм................................................302 Критика..........................................................................................................................302 ВЫВОДЫ.....................................................................................................................302 Глава 12. Феноменологическая психология: смысл, сознание и связь с миром.....................................................304 Введение.........................................................................................................................305 Становление и некоторые вопросы......................................................................305 Французская ветвь.....................................................................................................308 Мерло-Понти...............................................................................................................308 Сартр........................................................................................................................311 Феноменологическая психология в США.........................................................312 Имплицитные постулаты........................................................................................313 Исследования...............................................................................................................313 Психотерапия...............................................................................................................315 Сопоставление с другими подходами..................................................................318 Анализ поведения.....................................................................................................318 Когнитивная психология........................................................................................318 Диалектическая психология......................................................................................318 Гуманистическая психология..........................................................................................318 Интербихевиоральная психология...........,.................................................................319 Оперантный субъективизм.............................................................................................320 Постмодернизм и социальный конструкционизм...................................................320 Критика..........................................................................................................................320 ВЫВОДЫ.......................................................................................................................322 ЧАСТЬ 6. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДРУГИХ СИСТЕМ.............. 323 Глава 13. От общества к вероятностям: шесть систем.......................324 Общественная психология......................................................................................325 Прямой реализм..........................................................................................................326 Экологическое восприятие/Экологический реализм/ Экологическая психология.....................................................................................328 Энвайронментальная психология........................................................................330 Эволюционная психология.....................................................................................332 Вероятностно-эпигенетическая психология.....................................................333 ЧАСТЬ 7. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ОБЗОР............................................338 Глава 14. Оглядываясь назад и подводя итоги..................................339 Причинность и системы психологии...................................................................340 Характеристики каждой категории причинности...........................................341 Органоцентризм......................................................................................................341 Энвайроцентризм.....................................................................................................342 Социоцентризм.........................................................................................................343 Нонцентризм.............................................................................................................344 Краткая сводка.............................................................................................................345 Критерии научных конструктов............................................................................346 Методология.................................................................................................................346 ВЫВОДЫ................................................................................................................. 347 ЧАСТЬ 8. ПРИЛОЖЕНИЕ....................................................................348 Постулаты рассматриваемых в книге психологических систем.................................................................349 Органоцентрические системы................................................................................350 Имплицитные постулаты когнитивной психологии (Г. Саймон: глава 3).............350 Полуэксплицитные постулаты гуманистической психологии (А. Маслоу: глава 4)........... 350 Полуэксплицитные постулаты психоанализа (Р. Шефер: глава 5)....................351 Энвайроцентрические системы....................................................................351 Имплицитные постулаты анализа поведения (Б. Ф. Скиннер, глава 6)............351 Полуэксплицитные постулаты эко-бихевиоральной науки (Р. Баркер: глава 7).......352 Социоцентрические системы.................................................................................352 Полуэксплицитные постулаты социального конструкционизма (К. Герген: глава 8)...............................................................................................352 Нецентрические системы..............................................................353 Полуэксплицитные постулаты диалектической психологии (К. Ригель: глава 9)...............353 Эксплицитные постулаты интербихевиоральной психологии (Дж. Р. Кантор: глава 10)........................................................................................353 Имплицитные постулаты оперантного субъективизма (У. Стефенсон: глава 11)................354 Имплицитные постулаты феноменологической психологии (М. Мерло-Понти: глава 12)......................................................................................355 Предметный указатель..............................................................................................356 Русские переводы литературных источников..................................................367 Литература....................................................................................................................368 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|