Смит Ноэль. Современные системы психологии.

Категория: Психология, Системный подход в психологии | Просмотров: 47176

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке


Смит Н.
Современные системы психологии./Пер. с англ. под общ. ред. А. А. Алексеева — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. — 384 с. (Серия «Психологическая энциклопедия»)
ISBN 5-93878-082-9
В своем новаторском пособии Н. Смит сводит воедино все разнообразие теоретического научного наследия психологии XX-XXI веков, предоставляя тем самым ресурсы для сравнения силы и слабости, достоинств и недостатков всех современных систем психологии. Каждая новая глава книги посвящена одному из десяти самых влиятельных современных направлений: когнитивному, гуманистическому, психоаналитическому, бихевиоральному, экологическому, феноменологическому, постмодернистскому, диалектическому, интербихевиоральному и субъективистскому. Методологически четкий контур подачи материала — от исторического очерка к основным проблемам и далее от сравнительного анализа к оценочному комментарию и вкладу системы в общую психологическую копилку знаний — позволяет легко сравнить системы, определить свое собственное «место» в научном пространстве психологии и наметить направления практического применения полученных знаний.
Книга Н. Смита рекомендована слушателям и преподавателям факультетов психологии и философии вузов по курсам общей психологии и истории психологии, системных методов исследования и преподавания психологии.
Содержание
Предисловие...................................................................................15
Предисловие научного редактора...........................................................................16
Предисловие...................................................................................................................18
ЧАСТЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИИ .. 20 Глава 1. Введение............................................................................21
Что такое система?.......................................................................................................22
Десять и еще шесть систем........................................................................................22
Организация книги......................................................................................................23
Главы 1 и 2: Начало................................................................................................23
Главы с 3 по 13: Четыре категории систем............................................................23
Глава 14: Ретроспектива.......................................................................................23
Организация глав............................................................................23
Системы постулатов.................................................................................................24
Глава 2. Исторические основания и логика науки..............................26
Исторические основания...........................................................................................27
От охотников-собирателей к классической Греции и натурфилософии.................27
Психология классической Греции: натурализм без анимизма..................................30
Эллинистическая Греция и психофизический дуализм...........................................34
Параллели с Индией..................................................................................................40
Упадок Римской империи и возрождение науки.......................................................42
Экспериментальная психология и классические школы: борьба с дуализмом..........55
Резюме и выводы..........................................................................................................61
Логика науки..................................................................................................................63
Конструкты против событий.......................................................................................63
Дуализм «душа—тело»................................................................................................70
Редукционизм.................................................................................................................74
Личная сфера и субъективность...................................................................................78
Познаваемость...............................................................................................................78
Аналогии.......................................................................................................................80
ЧАСТЬ 2. ОРГАНОЦЕНТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ..................................82
Глава 3. Когнитивная психология: Ментализм,
компьютерные аналогии и удвоение мира.........................................83
Введение...........................................................................................................................84
Раннее развитие и некоторые рассматриваемые вопросы.............................85
Бихевиоризм и когнитивизм.......................................................................................85
Некоторые ранние достижения когнитивной психологии.................................... 86
Концепции, проблемы и исследования.................................................................87
Три теоретических подхода к репрезентациям.......................................................... 88
Память..........................................................................................................................92
Семантические сети...................................................................................................96
Продукционные системы...........................................................................................97
Психолингвистика...................................................................................................97
Искусственный интеллект......................................................................................98
Когнитивная нейронаука.........................................................................................99
Новые тенденции........ ..................101
Имплицитные постулаты........................................................................................102
Психотерапия...............................................................................................................103
Сопоставление с другими подходами..................................................................105
Анализ поведения......................................................................................................105
Гуманистическая психология..............................................................................:. 105
Интербихевиоральная психология........................................................................105
Оперантный субъективизм......................................................................................106
Феноменологическая и экзистенциальная психология...................................106
Психоанализ..............................................................................................................107
Критика..........................................................................................................................107
Контекст против неестественных экспериментальных заданий..........................107
Факторы развития и социальные факторы.............................................................107
Компьютерный мозг................................................................................................108
Когниция как управляющий фактор.....................................................................109
Эвристики................................................................................................................ 109
Репрезентационизм..................................................................................................110
Разум или поведение................................................................................................110
Отсутствие единства................................................................................................111
Операциональные определения и гипотетико-дедуктивный метод...................111
Процедуры логического вывода в науке...........................................................112
Теория и методология.............................................................................................. 112
Критика и контркритика.............................................................................................113
Выводы...........................................................................................................................113
Глава 4. Гуманистическая психология: смысл,
внутренняя реальность и самокаузальность.....................................115
Введение.........................................................................................................................116
Развитие и некоторые вопросы.............................................................................116
Начальный этап и основные принципы...............................................................116
Трансперсональная психология, контркультура и «Нью Эйдж»...............................120
Будущее гуманистической психологии...................................................................121
Полуэксплицитные постулаты.............................................................................. 122
Исследования..............................................................................................................122
Контролируемые исследования..............................................................................123
Качественные исследования...................................................................................124
Неопубликованные диссертации.............................................................................126
Области практического применения...................................................................126
Образование..............................................................................................................126
Промышленность и организации.............................................................................128
Психотерапия...............................................................................................................128
Терапия актуализирующегося потенциала..............................................................128
Терапия становления................................................................................................130
Законны ли притязания гуманистической психологии на спорные психотерапевтические территории?..................................................................................131
Сопоставление с другими подходами..................................................................132
Анализ поведения................................................................................................132
Когнитивная психология.........................................................................................133
Феноменологическая и экзистенциальная психология.......................................133
Оперантный субъективизм и Q-методология........................................................134
Психоанализ...........................................................................................................134
Критика..........................................................................................................................134
Социальные и средовые условия.........................................................................134
Передача личного опыта.....................................................................................135
Сфера образования..............................................................................135
Теория самоактуализации....................................................................................136
Дуализм «душа—тело»......................................................................................138
Вопрос о локусе причинности..............................................................................139
Безусловное подкрепление в противовес условному..........................................139
Негативные формы поведения и другие критические замечания........................139
Сильные стороны гуманистической психологии...................................................139
ВЫВОДЫ.................................................................................................................. 140
Глава 5. Психоанализ: кардинальный отход от Фрейда....................142
Введение.........................................................................................................................143
Теоретическое развитие............................................................................................143
Начальная ортодоксия и отступления от нее первого поколения аналитиков....143
Отступления от ортодоксии второго поколения аналитиков..............................145
Другие отступления: теория объектных отношений..............................................147
Кризис теории?............................................................................................................155
Полуэксплицитные постулаты..............................................................................156
Исследования...............................................................................................................157
Изучение случаев.....................................................................................................157
Q-метод.................................................................................................................158
Эксперименты...........................................................................................................158
Приложения.................................................................................................................160
Психотерапия..............................................................................................................160
Сопоставление с другими подходами..................................................................161
Анализ поведения............................................................................................................161
Диалектическая психология.......................................................................................161
Гуманистическая психология.....................................................................................161
Интербихевиоральная психология...............................................................................161
Оперантный субъективизм........................................................................................162
Социальный конструкционизм..................................................................................162
Критика..........................................................................................................................162
Внешняя критика в сравнении с внутренней................................................................162
Внешняя критика Фрейда.........................................................................................162
Психоанализ действий Шефера.............................................................................164
ВЫВОДЫ............................................................................................................... 164
ЧАСТЬ 3. ЭНВАЙРОЦЕНТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ............................. 166
Глава 6. Анализ поведения: от оперантного
обусловливания к поведенческой терапии и
поведению, определяемому правилами............................................167
Введение.........................................................................................................................168
Основные положения................................................................................................168
Раннее развитие и некоторые вопросы...............................................................170
Вербальное поведение...............................................................................................172
Концептуальные вопросы........................................................................................174
Вопрос контроля.........................................................................................................174
Разум и мозг...............................................................................................................175
Теория и метатеория.................................................................................................176
Гипотетическая дедукция в противовес эмпирической индукции.......................177
Механицизм в противовес контекстуализму..........................................................177
Имплицитные постулаты........................................................................................177
Сферы практического применения......................................................................178
Поведенческая терапия............................................................................................181
Сопоставление с другими подходами..................................................................183
Когнитивная психология.......................................................................................183
Эко-бихевиоральная психология.............................................................................184
Интербихевиоральная психология...........................................................................185
Феноменологическая психология...........................................................................186
Критика..........................................................................................................................187
Области практического применения......................................................................187
Выступление Кантора перед специалистами по анализу поведения....................187
Сборник критических статей...................................................................................187
Эффекты подкрепления...........................................................................................189
Ошибочные представления об анализе поведения...............................................189
Критика основного направления психологии со стороны анализа поведения....189
Выводы...........................................................................................................................190
Глава 7. Эко-бихевиоральная наука экологическая психология: прогнозируемые паттерны во взаимодействии между людьми и физическим окружением................................................................191
Введение.........................................................................................................................192
Основные положения о поведенческих сеттингах..........................................192
Устойчивые паттерны поведения..........................................................................192
Синоморфы................................................................................................................192
Окружающая среда................................................................................................... 193
Определение поведенческого сеттинга.................................................................193
Схемы или механизмы управления.........................................................................193
Раннее развитие..........................................................................................................195
Начало.........................................................................................................................195
Поток индивидуального поведения......................................................................195
Поведенческие эпизоды и содержание поведения..................................................195
Последствия...............................................................................................................196
Некоторые вопросы...................................................................................................196
Мир хаоса против регулярности..........................................................................196
Несоизмеримость блоков..........................................................................................197
Трансдьюсеры и операторы....................................................................................198
Распределение и таксономии поведения..............................................................198
Проблемы и теории в противовес событиям и отказу от теории.........................199
Тематика эко-бихевиоральной науки....................................................................199
Полуэксплицитные постулаты..............................................................................199
Исследования...............................................................................................................200
Теория «комплектации»: переукомплектованность и недоукомплектованность...200
Поведенческий сеттинг...............................................................................................203
Оптимизация исследований и самоотчеты........................................................206
Вмешательство.......................................................................................................206
Области практического применения...................................................................206
Сопоставление с некоторыми другими подходами........................................206
Анализ поведения.......................................................................................................206
Интербихевиоральная психология...........................................................................207
Оперантный субъективизм......................................................................................207
Критика..........................................................................................................................207
ВЫВОДЫ.......................................................................................................................208
ЧАСТЬ 4. СОЦИОЦЕНТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ..................................209
Глава 8. Постмодернизм и социальный конструкционизм: равноценность науки и мифологии; полная относительность истины………………………….... 210
Введение.........................................................................................................................211
Развитие и некоторые вопросы.............................................................................211
Постмодернизм.........................................................................................................211
Социальный конструкционизм...............................................................................214
Полуэксплицитные постулаты социального конструкционизма.............220
Исследования...............................................................................................................221
Психотерапия...............................................................................................................222
Принципы...................................................................................................................222
Кто руководит процессом?......................................................................................223
Кто обладает знанием?...........................................................................................223
Некоторые процедуры...............................................................................................224
Семейная терапия.....................................................................................................224
Постмодернистская терапия и академическая психология..................................226
Области практического применения...................................................................226
Соспоставление с другими подходами................................................................226
Когнитивная психология..........................................................................................226
Интербихевиоральная психология.........................................................................227
Оперантный субъективизм.....................................................................................227
Феноменологическая психология......................................................................227
Психоанализ...........................................................................................................228
Критика..........................................................................................................................228
Использование логики с целью дискредитации логики....................................228
Использование эмпиризма с целью дискредитации эмпиризма...........................229
Какие события принимаются во внимание?..........................................................229
Точка опоры............................................................................................................229
Вопрос релятивизма...................................................................................................229
Редукционизм и удвоенный мир..........................................................................231
Постмодернизм против физических и биологических наук...............................232
Влияние на систему образования.............................................................................234
Модификации конструкционизма............................................................................235
Выводы...........................................................................................................................236
ЧАСТЬ 5. ДЕЦЕНТРИЧЕСКИЕ ИЛИ
ИНТЕРАКЦИОНАЛЬНО-КОНТЕКСТНЫЕ СИСТЕМЫ....................238
Глава 9. Диалектическая психология: Конфликт
и противоречие как основополагающий принцип изменения.............239
Введение.........................................................................................................................240
Раннее развитие и некоторые проблемы............................................................241
Китайские диалектики.............................................................................................241
Диалектический идеализм.....................................................................................242
Диалектический материализм................................................................................242
Российская антидиалектика.....................................................................................242
Диалектическая психология в Китае................................................................... 243
Диалектическая психология в США...................................................................244
Полуэксплицитные постулаты..............................................................................246
Исследования..............................................................................................................247
Психотерапия...............................................................................................................248
Принципы.................................................................................................................248
Процедуры Линехана................................................................................................248
Процедуры Омера.....................................................................................................249
Отношение диалектики к другим системам......................................................250
Анализ поведения.........................................................................................250
Когнитивная психология.........................................................................................250
Гуманистическая психология.....................................................................................251
Интербихевиоральная психология...........................................................................251
Оперантный субъективизм........................................................................................251
Феноменологическая и экзистенциальная психология..........................................251
Психоанализ............................................................................................................251
Критика..........................................................................................................................252
ВЫВОДЫ...........................................................................................................................253
Глава 10. Интербихевиоральная психология:
событийное поле наблюдаемых взаимодействий
вместо допущений о душе и мозге...................................................254
Введение.........................................................................................................................255
Основные положения и вопросы..........................................................................255
Интербихевиоральное поле........................................................................................255
Некоторые импликации данной системы................................................................262
Система эксплицитных постулатов.....................................................................266
Исследования...............................................................................................................267
Множественные меры взаимозависимости...........................................................268
Факторы сеттинга......................................................................................................268
Интеракциональная история.................................................................................269
Явные и скрытые интеракции....................................................................................269
Функции стимула в решении задач..........................................................................269
Лингвистические интеракции..................................................................................270
ПрИЛОЖеНИЯ.................................................................................................................271
Управление бизнесом и космическая программа..................................................271
Образование...............................................................................................................271
Психотерапевтические приложения.......................................................................273
Клиническая психология.........................................................................................274
Требования к клинической психологии..............................................................274
Система психопатологии Кантора........................................................................276
Интербихевиоральное описание клинических случаев........................................276
Сопоставление с другими подходами..................................................................277
Анализ поведения.............................................................................................277
Когнитивная психология............................................................................................277
Диалектическая психология........................................................................................278
Оперантный субъективизм...........................................................................................278
Феноменологическая психология.............................................................................278
Социальный конструкционизм....................................................................................278
Критика..........................................................................................................................279
ВЫВОДЫ..........................................................................................................................280
Глава 11. Оперантный субъективизм:
объективность субъективности.......................................................281
Введение.........................................................................................................................282
Основные положения и вопросы..........................................................................283
История развития системы.......................................................................................283
Научная ориентация...................................................................................................284
Q-метод......................................................................................................................286
Сравнение вопросников и оценочных шкал с Q-методологией............................287
R против Q.........................................................................................................289
Коммуникабельность...............................................................................................292
Рассмотрение единичных случаев и проблема обобщения..................................293
Имплицитные постулаты........................................................................................296
Исследования...............................................................................................................297
Сферы практического применения......................................................................298
Клиническая психология.........................................................................................298
Сопоставление с другими подходами..................................................................300
Когнитивная психология.........................................................................................300
Гуманистическая психология..................................................................................301
Интербихевиоральная психология.........................................................................301
Феноменологическая психология...........................................................................302
Постмодернизм и социальный конструкционизм................................................302
Критика..........................................................................................................................302
ВЫВОДЫ.....................................................................................................................302
Глава 12. Феноменологическая психология:
смысл, сознание и связь с миром.....................................................304
Введение.........................................................................................................................305
Становление и некоторые вопросы......................................................................305
Французская ветвь.....................................................................................................308
Мерло-Понти...............................................................................................................308
Сартр........................................................................................................................311
Феноменологическая психология в США.........................................................312
Имплицитные постулаты........................................................................................313
Исследования...............................................................................................................313
Психотерапия...............................................................................................................315
Сопоставление с другими подходами..................................................................318
Анализ поведения.....................................................................................................318
Когнитивная психология........................................................................................318
Диалектическая психология......................................................................................318
Гуманистическая психология..........................................................................................318
Интербихевиоральная психология...........,.................................................................319
Оперантный субъективизм.............................................................................................320
Постмодернизм и социальный конструкционизм...................................................320
Критика..........................................................................................................................320
ВЫВОДЫ.......................................................................................................................322

ЧАСТЬ 6. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДРУГИХ СИСТЕМ.............. 323
Глава 13. От общества к вероятностям: шесть систем.......................324
Общественная психология......................................................................................325
Прямой реализм..........................................................................................................326
Экологическое восприятие/Экологический реализм/
Экологическая психология.....................................................................................328
Энвайронментальная психология........................................................................330
Эволюционная психология.....................................................................................332
Вероятностно-эпигенетическая психология.....................................................333
ЧАСТЬ 7. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ОБЗОР............................................338
Глава 14. Оглядываясь назад и подводя итоги..................................339
Причинность и системы психологии...................................................................340
Характеристики каждой категории причинности...........................................341
Органоцентризм......................................................................................................341
Энвайроцентризм.....................................................................................................342
Социоцентризм.........................................................................................................343
Нонцентризм.............................................................................................................344
Краткая сводка.............................................................................................................345
Критерии научных конструктов............................................................................346
Методология.................................................................................................................346
ВЫВОДЫ................................................................................................................. 347
ЧАСТЬ 8. ПРИЛОЖЕНИЕ....................................................................348
Постулаты рассматриваемых в книге
психологических систем.................................................................349
Органоцентрические системы................................................................................350
Имплицитные постулаты когнитивной психологии (Г. Саймон: глава 3).............350
Полуэксплицитные постулаты гуманистической психологии (А. Маслоу: глава 4)........... 350
Полуэксплицитные постулаты психоанализа (Р. Шефер: глава 5)....................351
Энвайроцентрические системы....................................................................351
Имплицитные постулаты анализа поведения (Б. Ф. Скиннер, глава 6)............351
Полуэксплицитные постулаты эко-бихевиоральной науки (Р. Баркер: глава 7).......352
Социоцентрические системы.................................................................................352
Полуэксплицитные постулаты социального конструкционизма
(К. Герген: глава 8)...............................................................................................352
Нецентрические системы..............................................................353
Полуэксплицитные постулаты диалектической психологии (К. Ригель: глава 9)...............353
Эксплицитные постулаты интербихевиоральной психологии
(Дж. Р. Кантор: глава 10)........................................................................................353
Имплицитные постулаты оперантного субъективизма (У. Стефенсон: глава 11)................354
Имплицитные постулаты феноменологической психологии
(М. Мерло-Понти: глава 12)......................................................................................355
Предметный указатель..............................................................................................356
Русские переводы литературных источников..................................................367
Литература....................................................................................................................368



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Конструкт; fiction
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Синхрония; Synchronicity; Synchronizitat
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Психология убеждения. Ложные доводы
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Братусь Б. К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ
  • Как попробовать разгадать свой сценарий?
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Юнг К.-Г. Психология и религия.
  • Хиллман Дж. Опус психологии: сотворение души
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Рамиль Гарифуллин. Как распознать наркомана или алкоголика? Как определить наркозависимую личность
  • И. Пинтосевич. Управление эмоциями в твоих руках
  • Маслоу Абрахам. На подступах к психологии бытия.
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Розин В.М. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ О ПУТЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Психология запахов
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Психология сверхбогатых: чем богачи отличаются от всех остальных
  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Наука; science
  • Юнг К. Г. Подход к бессознательному.
  • Зинченко В., Мамардашвили М. ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИИ
  • Рамиль Гарифуллин. Постмодернистская психология смысла. Введение в постмодернистскую(неклассическую) психологию.
  • Обухова Л. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ
  • Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Психология толпы
  • Личность; Person; Personlichkeit
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Почему люди хронически лгут
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Чистяков А.В. (Владимирский) МАТЕРИАЛЫ ПО КОHСТРУКТИВHОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Объект; object
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Как функционирует мозг эрудированного человека



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь