Учитель-дефектолог, логопед ГБОУ Школа №1935, к.п. н. Макарова С.А.
Как показывает практика, результаты традиционной системы коррекционной работы при реабилитации детей с интеллектуальной недостаточностью часто отдалены во времени, поэтому одной из наиболее актуальных задач специальной педагогики является поиск и разработка новых технологий, методов и средств коррекционного воздействия.
Данная работа посвящена исследованию проблемы коррекции речи и моторики детей с интеллектуальной недостаточностью, актуальность которой подтверждается исследованиями отечественных и зарубежных дефектологов.
Изучению особенностей двигательного развития детей с интеллектуальной недостаточностью посвящены работы Р.Д. Бабенковой (1963г., 1971г.), А.А. Дмитриева (1981г., 1986г., 1987г., 1991г.), Н.А. Козленко (1962г., 1966г., 1987г.), В.И. Лубовского (1955г., 1978г.), Е.М. Мастюковой (1972г.), Г.М. Дульнева (1969г., 1981г.), В.М. Мозгового (1971г., 1972г., 1975г., 1993г.), М. Дюбоста и К. Колера (1960г.) и др. Исследования двигательной сферы базируются, как правило, на данных клинического изучения умственно отсталых детей (М. С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, Е.Н. Правдина-Винарская), на фундаментальных психологических исследованиях (П. К. Анохин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия и др).
Анализ результатов исследований показал, что, несмотря на то, что двигательная недостаточность при умственной отсталости выступает неодинаково при разных степенях и формах олигофрении, все авторы отмечают факт недоразвития двигательной сферы у детей данной категории, которое выражается в запаздывании формирования моторных функций, а также их качественных нарушениях. Наиболее ощутимо моторная недостаточность проявляется в таких компонентах моторики, как статическая и динамическая координация, мелкая и артикуляционная моторики, переключаемость движений.
Анализ литературных данных на предмет речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью показал, что речь детей данной категории развивается на фоне нарушений двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы, поэтому имеет ряд особенностей. Имеющиеся в литературе данные (О. П. Гаврилушкина, Л.Б. Баряева, З.М. Дунаева, А.А. Катаева, В.Г. Петрова, И.В. Белякова, В.В. Воронкова, Г.В. Кузнецова, Е.С. Снепович, Н.Д. Соколова, Е.А. Стребелева и др.), свидетельствуют о том, что речь детей с нарушением интеллекта формируется не только позднее, чем у нормальных сверстников, но и со значительными отклонениями, которые проявляются во всех ее сторонах: фонетико-фонематической, интонационно-выразительной и лексико-грамматической. Исследования авторов показали наличие у детей данной категории низкой речевой активности, бедности словаря, связанного с ограниченным запасом общих сведений и представлений, недоразвитие фонетической стороны речи, присутствие аграмматизмов, а также недоразвитие всех видов связной речи. Кроме того, авторы отмечают, что нарушения речи при интеллектуальной недостаточности имеют системный характер и распространяются на все функции речи – коммуникативную, познавательную и регулирующую.
Анализ специальной литературы показал, что актуальным остается вопрос о взаимосвязи речи и моторики. Большинство авторов (Н. А. Бернштейн, 1947г., В.И. Бельтюков, 1977г.; М.М. Кольцова, 1961г.; Л.А. Кукуев, 1968г.; Л.А. Новиков, 1957г., Л.В. Антакова-Фомина, 1974г. К.П. Беккер, М. Совак, 1981г., В.И. Лубовский, 1978г., Е.М. Мастюкова, 1973г., Н.П. Вайзман, 1997г., Т.П. Хризман, 1978г. и др.) выступает за наличие тесной взаимосвязи в развитии моторных и речевых функций, придавая особенное значение влиянию развития мелкой моторики на развитие речи. В своих исследованиях авторы опираются на данные клинических наук, в т.ч. невропатологии, которая располагает обширным фактическим материалом, показывающим теснейшую связь функции речи и двигательного анализатора.
Итак, принимая во внимание факт отставания детей с интеллектуальной недостаточностью в моторном и речевом плане, мы поставили цель проанализировать методики развития речи и моторики, которые имеют место в традиционных направлениях коррекционной работы с детьми данной категории.
Анализ учебной программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида показал, что основная нагрузка в формировании речи умственно отсталых детей приходится на уроки русского языка и уроки развития речи. На уроках письма внимание детей привлекается к звуковому составу слова, его кодированию на письме, отбору лексики для более точного выражения мысли, правильному построению предложения, связи их друг с другом в тексте. В число основных направлений работы по развитию речи умственно отсталых учащихся на уроках русского языка входит уточнение, обогащение и активизация словарного запаса, а также развитие умения грамматически правильно использовать слова различных категорий при оформлении предложения. Уроки развития речи направлены на обогащение словарного запаса и расширение представлений детей об окружающем мире. Однако следует отметить, что, хотя обучение детей со снижением интеллекта по данным программам, несомненно, способствует совершенствованию их речевых навыков, ограничение преподавания данных предметов временными рамками, а также невозможности осуществления индивидуального подхода на уроках приводит к тому, что результаты коррекции речи не всегда бывают удовлетворительными.
Что касается коррекции двигательных нарушений, то первое место в образовательном процессе здесь занимают уроки физической культуры. Результаты исследований ряда отечественных авторов (Р. Д. Бабенкова, Э.П. Бебриш, Калугин, А.А. Дмитриев, А.С. Самыличев, Н.В. Астафьев и др.) показывают, что эти занятия являются для детей с интеллектуальной недостаточностью не только условием активного общего развития, но и одним из основных средств устранения отклонений в их двигательной сфере. Однако анализ программы физического воспитания в специальных коррекционных школах VIII вида показал, что программа составлена без учета возрастных особенностей, сензитивных периодов развития различных двигательных качеств, а также степени отклонения в двигательной сфере учащихся с нарушением интеллекта. Поэтому многие авторы отмечают необходимость разработки коррекционных программ, учитывающих особенности развития данного контингента детей. Также следует учитывать, что процесс физического развития ограничен в специальной школе временными рамками, что не всегда позволяет решить учебные задачи, поэтому важным становится использование в коррекционной работе дополнительных форм двигательной нагрузки.
Основными формами внеурочной работы по физической культуре с учащимися специальных (коррекционных) школ VIII вида, обусловленными режимными моментами, являются: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки на общеобразовательных уроках, подвижные игры на переменах и во второй половине дня, прогулки, спортивные часы, кружковая работа. Каждая форма имеет свою специфику, при этом все они логически взаимосвязаны друг с другом решением задач по коррекции двигательных нарушений детей с нарушением интеллекта. Однако следует заметить, что в практике учебного процесса имеет место разрозненность и нерегулярность использования дополнительных форм физического развития детей.
Еще одним учебным предметом, в рамках которого осуществляется коррекция двигательной сферы учащихся с нарушением интеллекта, является ритмика. Анализ современной программы по ритмике для специальных (коррекционных) школ VIII вида показал, что использование данного предмета в учебном процессе должно способствовать дополнительному к занятиям физической культурой двигательному развитию детей, а также их музыкально-ритмическому и нравственно-эстетическому развитию. Однако следует отметить, что обучение предмету в рамках учебного процесса предполагает фронтальную форму занятий, что не предусматривает сегрегацию учащихся внутри класса по уровню моторного развития и усложняет осуществление индивидуального подхода на занятиях.
Таким образом, анализ учебной программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида показал, в процессе обучения имеет место разрозненность преподавания различных дисциплин, хотя каждый педагог, несомненно, делает свой вклад в развитие ребенка. Очевидна необходимость внедрения в образовательный процесс такой методики, которая соединяла бы несколько дисциплин и способствовала бы объединению усилий педагогов, как при обучении детей, так и при коррекции различных нарушений.
Анализ программы по коррекционной ритмике, разработанной Е.А. Медведевой, показал, что коррекционная ритмика является направлением, совмещающим в себе коррекцию психических функций, эмоционально-волевой сферы и моторики детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Однако данная коррекционная методика не включает целенаправленную работу по развитию различных компонентов речевой сферы детей данных категорий. К тому же при разработке программы имело место объединение категорий задержки психического развития и умственной отсталости, что свидетельствует о том, что осуществление учебного процесса средствами коррекционной ритмики не предполагает дифференциацию методов педагогического воздействия в зависимости от уровня интеллектуального развития учащихся. В то же время большинство отечественных и зарубежных исследователей (А. К. Аксенова, 2003г.; В.В. Воронкова, 2001г.; В.Г. Петрова, 2003г.; О.В. Правдина, 2003г.; Е.А. Стребелева, 2003г.; М.Е. Хватцев, 2003г. и др). указывает на значительные различия в уровне развития психических функций, эмоционально-волевой сферы, а также речи и моторики детей этих двух категорий. Более того, ряд авторов (В. В. Воронкова и др.) свидетельствует о том, что даже внутри такой категории, как легкая степень интеллектуальной недостаточности можно выделить несколько подгрупп детей, отличающихся степенью недоразвития психических и моторных функций.
Итак, анализ специальной литературы показывает, что, несмотря на общее понимание необходимости использования двигательных упражнений для коррекции речевых расстройств у детей с нарушением интеллекта, данная проблема недостаточно исследована и разработана в научно-методической литературе, в практических рекомендациях.
На данном этапе развития теории и практики специального образования методикой, совмещающей в себе музыкальные, двигательные занятия и занятия по коррекции и развитию речи является логопедическая ритмика.
Это направление появилось в 30-х годах XX века и активно используется в коррекционной работе и в наше время. В нашей стране этой проблемой занимались В.А. Гриннер, Г.А. Волкова, В.И. Дресвянников, Крапухин, Высоцкая, Е.В. Оганесян, Н.А. Рычкова, Г.Р. Шашкина, Е.А. Медведева, Т.М. Власова. За рубежом вопрос об использовании логопедической ритмики в коррекционной работе рассматривался такими авторами, как: Аурелия Розенталь, Э.Килинска-Эвертовска, Карл Орф, Сабина Вайнест, Робсон, Арард, Франс, Ильмбергер, Мюллер и другие.
На современном этапе развития науки объектом логоритмического воздействия считается человек с речевой патологией. Методика широко используется при коррекции заикания, дизартрии, ОНР, ФФН и т.д.
Однако, логоритмическая коррекционная работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью, у которых наблюдаются и речевые нарушения, в современной литературе представлена недостаточно и не имеет широкого распространения.
При этом теоретический анализ литературы по вопросу коррекционного влияния ритма показал, что ритм в качестве лечебного фактора успешно используется с прошлых веков по наше время в рамках различных коррекционных методик и направлений, как в нашей стране, так и за рубежом.
Проведенные нами исследования (2006-2009гг.) показали, что использование методов и средств логопедической ритмики, которые охватывают всю структуру дефекта детей с интеллектуальной недостаточностью (нарушения моторики, всех высших психических функций, в том числе и речи, а также личностные и поведенческие нарушения), является эффективным средством реабилитации данной категории детей.
Однако, как показывает практика, в работе с детьми данной категории при подборе коррекционных средств необходимо адаптировать традиционные средства логопедической ритмики к возможностям и способностям детей, а также полезно использовать опыт работы в этом направлении с другими категориями детей с ограниченными возможностями, не только в нашей стране, но и за рубежом.
Так, коррекционные средства фонетической ритмики, разработанные в нашей стране Т.М. Власовой, А.Н. Пфафенродт, Е.З. Яхниной для детей с нарушением слуха, можно использовать в работе с детьми с интеллектуальным недоразвитием при коррекции звукопроизношения и ритмико-интонационной стороны речи.
Методы коррекционного воздействия в работе с детьми с нарушением зрения (Л. А. Семенов, В.П. Шлыков) будут полезны для улучшения пространственной ориентировки детей со снижением интеллекта, а также совершенствования других моторных компонентов.
Таким образом, целью данной работы было изучение, обобщение и анализ существующих методов коррекции речи, моторики, высших психических функций и эмоционально- волевой сферы, используемых в нашей стране и за рубежом при работе с различными категориями лиц с нарушением развития, в том числе, с интеллектуальной недостаточностью.
Освещение основных постулатов выработанной нами собственной методики работы с умственно отсталыми детьми, объединяющей наиболее подходящие для этого средства коррекционной ритмики для детей с нарушением зрения, интеллекта, фонетической ритмики, логопедической ритмики будет являться предметом следующей публикации.
|