Горовенко Анжелика Германовна. Консультация для родителей «Народная сказка в системе нравственного воспитания»

Консультация для родителей «Народная сказка в системе нравственного воспитания»Консультация для родителей «Народная сказка в системе нравственного воспитания»

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру и к окружающим людям.

В этике существуют две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.

На своих занятиях я в основном использую татарские народные сказки, которые глубоко оптимистичны, воспевают победу добра над злом, мир и дружбу, прославляют благородство простого народа. Примером тому служат такие сказки, как «Ярлы хэм ике бай» («Нищий и два богача», «Саран белэн Юмарт» («Скупой и щедрый», «Гульчечек» и др. Существует много татарских сказок с мудрой ненавязчивой поучительностью, с глубоким нравственным содержанием, отражающим мораль народа. Через них дети познают веками сложившиеся красивые традиции народа, его душу – глубокую почтительность и уважение к родителям, младших к старшим, доброту и отзывчивость, сострадание к ближнему.

Сказки не дают прямых наставлений детям (таких как слушайся родителей, уважай старших, не уходи из дома без разрешения, но в их содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Дурт дус» («Четыре друга») учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Куян кызы» («Зайчишка», «Аерылганны аю ашар, буленгэнне буре ашар» («Отделившегося съест медведь, отгородившегося съест волк»). Страх и трусость высмеиваются в сказке «Бикбатыр белэн Биккуркак» («Очень смелый и очень трусливый», хитрость – в сказках «Толке белэн Каз» («Лиса и Гусь», «Карт белэн Толке» («Старик и Лиса», «Кэжэ белэн Сарык» («Коза и Овца»). Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Ике кыз» («Две дочери», «Уги кыз» («Падчерица», мудрость восхваляется в сказках «Камыр батыр» («Батыр из теста», «Аю белэн бабай» («Старик и медведь», забота о близких поощряется в сказке «Оч кыз» («Три дочери») .

При первоначальном знакомстве детей с татарской народной сказкой я объясняю им, что у каждого народа есть свои сказки. Обращаю внимание детей на их содержание, на отображение в них быта, деятельности и обычаев, на особенности характеров татарского народа.

Знакомство со сказками проходит у меня в несколько этапов:

- на первом этапе я читаю, рассказываю сказки, беседуем, рассматриваем картины и иллюстрации с детьми, объясняю им незнакомые слова. Иногда встречаются слова, обозначающие предметы быта и принадлежность одежды народа: «Калфак», «Читек» и т. д. Поэтому я одновременно показываю иллюстрации, отображающие быт татарского народа в прошлом, его трудовую деятельность, а так же отдельные предметы быта (прялку, скамейку, сундук, посуду, одежду, расписанную национальным орнаментом). Так же организую экскурсию в татарский музей. Такая наглядность помогает конкретизировать абстрактные представления о жизни, быте народа в далекие прошлые времена.

- второй этап: знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательна обратная эмоциональная связь. И здесь я сказки пересказываю, показываю настольный театр, фланелеграф, играем с персонажами сказок и т. д.

- на третьем этапе идет подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, подготовка необходимой среды для творческой игры, разыгрывание сюжета сказки, театрализованной игры.

В процессе ознакомления детей со сказками необходимо как можно шире использовать возможности кукольного театра, фланелеграфа. Изготовленные к сказкам куклы и предметы быта, выполненные по народным мотивам, вызывают дополнительный интерес к сказкам. Дети могут все наглядно представить. При чтении сказок уместно ознакомить детей с народными пословицами и поговорками, ярко и конкретно, где можно увидеть взаимоотношения персонажей сказок. Слушая их, ребенок воспринимает мелодию и гармонию рифмующих звуков, красоту и богатство языка, с малых лет усваивает нравственные принципы народа.

Из всего этого следует, что моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах

Просмотров: 675
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Мубаракшина Альбина Каюмовна. Театрализованное занятие в подготовительной группе по мотивам татарской народной сказки “Өч кыз” (“Три дочери”).
  • Яковлева Татьяна Владимировна. Конспект НОД «Путешествие в прошлое русской избы и быта русского народа» для групп старшего возраста
  • Фефелова Ольга Игоревна. Презентация на тему «Мифы, легенды и сказки удмуртского народа»
  • Нагаева Зульфия Фагимовна. Конспект занятия для средней группы на тему: «Знакомство с традициями и обычаями татарского народа: «Сундук бабушки Фирюзы»
  • Фазлыева Гульсум Марселевна. Сценарий праздника «Быт и обычаи татарского народа».
  • Мухаметзянова Гульнара Фаритовна. КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА СЕМЬИ ТАТАРСКОГО НАРОДА. ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО УКЛАДА. КУЛИНАРНЫЕ ТРАДИЦИИ.
  • Мухаметзянова Гульнара Фаритовна. Аккультурация – приобщение русскоязычных детей дошкольников к культуре татарского народа.
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Ко дню народного единства 'Подвижные игры татарского народа'
  • Анна Ушакова. 'Волшебный сундук' или как добро победило зло - сказка для детей
  • Барсукова Анна Владимировна. «Мотивы татарского народа в одежде и орнаменте» для подготовительной группы
  • Воронина Н. В., Максимова П. Н., Пойлова Е. В., Фёдорова С. В., Пуговкина Е. А.. «Чтение русских народных сказок, как важная составляющая в процессе воспитания дошкольников среднего возраста».
  • Веремеева Елена Александровна. «Развивающая предметно — пространственная среда для успешного развития детской инициативы, через обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа в группе раннего возраста»
  • Лысакова Светлана Сергеевна. Сочинительство сказок как средство духовно — нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Никулина Алина Викторовна. Краткосрочный проект во второй младшей группе «Сказки очень нам важны. Сказки очень любим мы»
  • Гайнетдинова Олеся Камилевна. Научно-исследовательский проект на тему: «Кумыс, как отражение традиций и культуры башкирского народа»
  • Исмаилова Пери Магамедхановна. Познавательный проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через устное народное творчество»
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».
  • Волокитина Карина Владимировна. Театрализованное представление по мотивам сказок А. С. Пушкина «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
  • Литвинова Елена Валерьевна. Рабочая программа кружковой работы по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок и повышению интереса к художественной литературе «Сказки — добрые друзья».
  • Степанова Сардана Васильевна. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Игры моего родного народа»
  • Хилько Наталья Александровна. ОД 'Национальный быт русского народа' (старший возраст)
  • Неля Логвиненко. Конспект интегрированного занятия в средней группе «Знакомство детей с традиционной бытовой культурой русского народа»
  • Юсупова Елена Михайловна. Конспект НОД на тему: «Игры башкирского народа»
  • Жукова Елена Алексеевна. Обобщённый педагогический опыт воспитателя «Познавательно-речевое развитие детей посредством ознакомления с этнокультурой русского народа»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Чустеева Анастасия Никитична. Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре хакасского народа
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Елена Юрьевна Попова. Итоговый практико-значимый проект «Приобщение дошкольников к истокам русского народа через НОД» (старший дошкольный возраст)
  • Ялаева Дилара Айратовна. Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста
  • Пляскина Нина Геннадьевна. Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь