Воспитатели МБДОУ №12 «Малыш» Мысковский городской округ
- Полещук А.А.
- Пономарёва Е.О.
Кукла – самая любимая игрушка девочек всех времен и народов. И хотя в наше время появилось много других игрушек, по-прежнему, в любой девичьей детской, вы всегда найдете полку с куклами.
Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому что именно в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми
Одним из наиболее эффективных средств становления нравственно-психологической культуры дошкольника является игра
Игра — это независимая самостоятельная деятельность ребенка, в которой он может реализовать свои желания и интересы, без оглядки на обязательность и необходимость, требования и запреты, столь свойственные миру взрослых. Сюжетно-ролевая игра находится в центре жизни дошкольника, она обучает и воспитывает его, способствует формированию нравственных качеств. В игре дети отражают поступки людей и их отношения. Только в игре у ребенка появляется возможность безболезненно поставить себя на место другого, формируется способность смотреть на вещи его глазами.
Педагогический потенциал игры в нравственном воспитании дошкольников очень высок. Игра также ценна тем, что в ней нет прямого воспитания, но есть условия для развития личности. В раннем детстве все свободное время дети заняты игрой
В большинстве игр рядом с ребёнком присутствует кукла. Кукла – символический партнер для игры, объект эмоционального общения. В играх с куклами отражаются те социальные отношения, которые в первую очередь затрагивают ребенка.
Современная педагогическая практика позволяет утверждать, что в период зарождения ролевой игры не только девочки, но и мальчики с удовольствием играют в куклы: кормят и лечат, носят на руках и баюкают, катают в коляске и пеленают, совершенно не отставая в умениях и активности от сверстниц. Дошкольник, мальчик или девочка, прежде всего человек, а кукла помогает развитию именно человеческих качеств и проявлений в ребенке. Вот почему игровые занятия с куклой актуальны для развития личностной культуры как девочек, так и мальчиков. Игра с куклами предоставляет максимум индивидуальной свободы. Кроме этого, игры с куклами позволяют ребенку моделировать способы поведения, относимые с нормами и правилами, принятыми в обществе, приводят к умению оценивать с этой точки зрения свои и чужие действия. Ситуация значительно упрощается, если партнером по игре является кукла. Кукла не обижается, не бросает играть, не навязывает своего образа действий. Важно, чтобы ребенок научился видеть в кукле живого человека, которому нужны неустанное внимание и забота.
Учитывая возраст ребенка, можно выделить следующие особенности развития игровой деятельности с куклой.
1-й год
В игре с куклой преобладают предметные игры. Это ориентиро-вочная манипулятивная, порой непроизвольная деятельность ребенка. Он ориентируется в формах, величинах, материалах, цвете, движениях. Кукла — предмет действия: ребенок подползает, берет, держит, бросает. Кукла замещается фигурками из мягких материалов. В этом возрасте рекомендуются фигурки людей 10—15 см, озвученные «неваляшки», резиновые, надувные фигурки 30-40 см.
2-й год
Ребенок продолжает манипулировать куклой, но может производить с ней действия по показу взрослых.
3-й год
Дальнейшее развитие игровой деятельности характеризуется способностью подражать взрослым, имитировать движения жизни. Сначала ребенок воспроизводит действия конкретных людей, затем усваивает собственные действия, перенося их на куклу. Ребенок превращает куклу в
живое существо. Игра в данном возрасте ведущая деятельность ребенка. Кукла становится любимой игрушкой.
Подводя итоги разговора о значении игр с куклами в воспитании дошкольника, можно с определенностью сказать: кукла оказывает неоценимо положительное влияние на развитие ребенка. К тому же участие дидактической куклы в творческих играх детей расширяет возможности воспитателя активно воздействовать на малышей. К сожалению, в дошкольных учреждениях обнаруживается равнодушное отношение воспитателей к кукле, педагоги не используют возможности кукол в воспитании у ребят гуманных чувств. А ведь через куклу взрослый организовывает поведение детей в игре, дает оценку их поступкам. Кукла — авторитетный товарищ по игре, вот почему дети так точно и быстро откликаются на ее предложения, советы, рассуждения.
Игры с куклами приучают детей жить в коллективе, уважать взрослых и друзей, уметь согласовывать с ними свои действия и интересы, Кукла помогает пережить впечатления от окружающей действительности, которые оставляют след в психике ребенка, поэтому бытовые игры в которых участвует кукла занимают особенно большое место.
|