|
Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьниковМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ ЗАПОРОЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ З. И. Белоусова, В. Э Бойко
Психокоррекция виктимного поведения младших школьников
(Методическое пособие практическим психологам, социальным педагогам, учителям начальных классов общеобразовательной школы)
Запорожье, 1996 г.
РЕЦЕНЗИЯ
на учебное пособие, по возрастной психологии
<ПСИХОКОРРЕКЦИЯ виктимнего ПОВЕДЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ> Авторы: доцент Белоусова 3. И..преподаватель Бойко В. Э.
Методическое пособие подготовили:
БЕЛОУСОВА Зинаида Игнатьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ЗГУ.
БОЙКО Вера Эдуардовна и психологии ЗГУ.
преподаватель кафедры Педагогики
В настоящее время все более расширяется круг практического применения отраслей психологической науки. В связи с этим нам представляется своевременным обращение к проблеме виктимного по- ведения учащихся начального звена общеобразовательной школы.
Вопросы виктимологии, широко обсуждаемые в зарубежных ис- следованиях (Г. Шнайдер. Г.Хентинг, Л. Олвеус), пока еще не наш- ли должного освещения в отечественной литературе. Используя боль- бия в школах города Запорожья, Белоусова 3. И. и Бойке В. Э. пыта- ных работников к тем неблагоприятным тенденциям, а именно виктим- ному поведению, которые отрицательно вдияют на развитие адаптив- ных качеств современного поколения детей.
В представленной в пособии <Программе> причин и условий отонтогенеза личности младшего школьника с виктимным поведением авторы наибольшее значение придают принципу возрасно-индиаиду- ального подхода.
Достоинством работу является сочетание традиционного научно- го взгляда на проблему виктимности с точкой зрения практического психолога, Авторам удалось использовать ойыт проводимой ими пси- хокоррекционной работы в экспериментальных школах №№ 44, 47, 98, как в описании феноменов виктимного поведения учащихся началь- ных классов, так и в самой организации опытно-исследовательского материала: фактические данные излагаются эмоционально и коррект- но, работа от такой пристрастности только выигрывает.
Методическое пособие, посвященное социально-психологическим и психолйго-педагогическим аспектам виктимного поведения младших "школьников будет весьма полезной специалистам в области педагоги- ческой и возрастной психологии и педагогики, специалистам по семей- ной"конфликтологии, практическим психологам и широкому кругу чи- тателей. Книга рекомендуется к печати.
Реценвент:
доктор пед. наук, профессор, зав. кафедрою проблем управления и социологии образования ЗГУ, руково- дитель учебно-научного центра <Бакаларрат> Приходько Н. И.
АННОТАЦИЯ
РЕЦЕНЗИЯ
на методическое пособие <ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ЩКОЛЬНИКОВ>, подготовленное доцентом 3. И. Белоу совой с преподавателем В. Э. Бойко
Подготовленное пособие работниками кафедры педагогики и психологии адресовано социальным работникам, практическим пси- хологам, учителям начальных классов общеобразовательной школы.
Структура работы последовательна, логична, содержательна. Глава 1 раскрывает малоисследованную проблему в отечественной социально-педагогической и психологической науке - проблему вик- тимного поведения учащихся младших классов. На интересном прак- тическом материале авторы раскрывают трудности поведения млад- шего школьника, типичные жалобы-обращения психологу как со сто- роны родителей, так и со стороны учащихся и учителей. Представле- на общая схема обследования младшего школьника, которая не явля- ется бесспорной, может вызвать профессиональный интерес у практи- ческих психологов и социальных работников.
В пособии анализируются причины психогенной школьной дез- адаптации и характеризуются ее проявления и формы, а также изла- гается точка зрения авторов на взаимосвязь оценочной системы обу- чения и виктимности поведения младшего школьника. Не вызывает возражений практический анализ роли психодиагностической функции учителя начальных классов в преодолении виктимизации учащихся. В <Приложении> авторы предлагают ценный и интересный психодиаг- ностический материал: <Психодиагностическая беседа с родителями>. тест <РДР1> (родительско-детские отношения), тест <Воспитание де- тей> и др. Методическое пособие, подготовленное доцентом Белоусо- вой 3. И. и преподавателем Бойко В. Э., рекомендуется к публикации,
В учебном пособии рассматриваются социальные и психологи- ческие факторы виктимного поведения учащихся младших классов. Авторами сделана попытка обоснования механизмов психокоррекции виктимного поведения детей начальных классов общеобразовательной школы. В разделах книги анализируется фактический материал, полу- ченный авторами в процессе психологической консультативной ра- боты.
Книга, адресованная практическим психологам, социальным ра- ботникам и учителям начальных классов общеобразовательной шко- лы, принесет пользу и специалистам, работающий в социально-психо- логических центрах, семейных консультациях и родительской общест- венности, а также студентам факультетов специальной педагогики и психологии и широкому кругу читателей,
РЕЦЕНЗЕНТ: кандидат психологических наук, доцент
Овсянникова В, В 3.10.1996 г.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Печатается по рекомендации научно-методического совета по психолого, педагогическим дисциплинам Запорожского государствен- ного университета четвертой степени аккредитации.
БЕЛОУСОВА ЗИНАИДА ИГНАТЬЕВНА- кандидат педаго- гических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Запорожско- го госуниверситета, читает лекнии по общей, социальной и возрастной психологии, конфликтологии. и психологии общения, руководитель проблемной лаборатории <Конфликт и взаимодействие в педагогичес- ком процессе>.
БОЙКО ВЕРА ЭДУАРДОВНА - преподаватель кафедры пе- дагогики и психологии Запорожского государственного университета, проводит семинарские и практические занятия по общей, возрастной социальной психологии и конфликтологии, сотрудник проблемной ла- боратории <Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе>.
РЕЦЕНЗЕНТ: Приходько Николай Ильич, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой проблем управления и .социологии образования Запорожского государственного университета, руководи- тель учебно-научного центра <Бакалаврат>.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение с) ГЛАВА 1. Понимание проблемы виктимологии ц 1. Специфичность предмета виктимологии 12
2. Предпосылки и условия виктимного поведения уча- 18 щихся
ГЛАВА II. Социально-психологические особенности вик- 15 тимного поведения младшего школьника
1. Трудности поведения младшего школьника 17 2. Типичные жалобы-обращения к психологу 24 3. Общая схема обследования младшего школьника 33 ГЛАВА III. Проблема психогенной школьной дезадаптации 35 1. Сущность, причины психогенной школьной дезадап- 36
2. Формы психогенной школьной дезадаптации 38
ГЛАВА IV. Роль психодиагностической функции учителя в предупреждении школьной дезадаптации учащихся 39
ашкГ " виктимность 52
еT""T "Ї В. А. Сухомлинского и 52
2. Социально-психологический аспект отметки - 60 3: Влияние отметки на семейную жизнь ребенка - 60
Заключение - 66
Литература д" Приложение 68
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость регулярного, и как можно раннего, контроля за ходом психологического развития ребенка давно признана в мировой и отечественной психологии. В современной литературе по возрастной психологии и смежным отраслям (главным образом в журналах и ве- домственных сборниках) постепенно накапливаются немало ценных сведений о причинах и психологических механизмах различного рода трудностей (в том числе и виктимогенных) в развитии, обучении и воспитании детей и школьников на разных этапах онтогенеза.
Известно, что значительную трудность в деятельности практи- ческого психолога и социального педагога в психокоррекционной ра- боте представляет недостаточная <стыковка> общетеоретических и методологических установок с одной стороны, и используемых на практике средств и методов решения конкретных индивидуальных проблем ребенка - с другой.
Мы полагаем, что специфика психокоррекционной работы во многом должна быть связана с идеей Л. С. Выготского о системном анализе детского развития, т. е. с рассмотрением его в контексте со- циальной ситуации развития, иерархии деятельностей и психологи- ческих новообразований в сфере сознания и личности ребенка.
Исходя из этого, решение психокоррекционных и других проб- лем, касающихся развития, обучения и воспитания ребенка, не может быть успешным без внимательного анализа их под углом зрения со- держания и условий конкретного возрастного этапа, без учета законо- мерностей онтогенеза в целом.
Проблемы и трудности развития ребенка не могут быть решены и без учета его индивидуально-психологических и физиологических особенностей, а также без анализа общего контекста семейных отно- шений. Чрезвычайно важен в психокоррекционной работе аспект спе- цифики возраста, в данном случае - младшего школьника. В целях изучения конкретного малоисследованного аспекта (виктимного по- ведения учащихся начальной школы), а также для отработки форм и методов психологической помощи детям и их родителям, авторы дан- ного пособия стремились в некоторых школах г. Запорожья (СШ № 44, № 47, № 98) привлечь внимание педагогов и родителей к тем неблагоприятным тенденциям, в частности виктимному поведе- нию, которые влияют на развитие адаптивных качеств современного поколения детей.
В предложенной нами <Программе> исследования причин, усло- вий и особенностей онтогенеза школьников с виктимным поведением наибольшее значение придается принципу возрастно-индивидуального подхода, а также использованию понятий <психологического диагно-
?а>. прогноза, схемы исследования ребенка. В исследовании (1994-1996 гг) принимали участие преподаватели и студенты факу- льтета <Социальная педагогика и психология>. Апробация результа- тов исследования на школьных педагогических советах, семинах учителей начальной школы, родительских собраниях, докладах сообщениях на научно-практических конференциях.
Полученные в исследовании результаты были использованы студентами старших курсов при написании курсовых, а также дип- ломных работ. На факультете последипломного образования (специа- льность: практическая психология) слушателями были выполнены дипломные исследования) по проблеме виктимного поведения уча- щихся.
Авторы приведенных исследований полагают, что лишь совмест- ное комплексное рассмотрение - <увязывание> - различных асцек- тов психокоррекции виктимного поведения учащихся младших клас- сов, а также тесное сотрудничество специалистов разного профиля (психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов и учите- лей начальных классов, а также родителей), объединенных с этой целью рамками организацибнной структуры позволяют эффективно решать не только психокоррекционную задачу, но и способствовать психологическому <оздоровлению> и нормализации современного детства.
) Под нашим руководством выполнили дипломные работы слу- шатели: Веринская М. М., Бирюкова И. В., Беленькая Н. М., Бабич С. М., Одинцова Н. В., Гридинарова Е. Н., Доценко Н. В.. Голева О. Я., Радченко В. Б. и др.
ГЛАВА! ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВИКТИМОЛОГИИ
Виктимное поведение - понятие довольно сложное, полифони- ческое - имеющее прямое отношение, к отрасли научных знаний - виктимологии (от лат. ШСТ1МА - жертва) и греч. 1.0(305 (учение), т. е. учение о жертвах. Это также и комплекс исследований таких социальных процессов, с помощью которых отдельные индивидиумы и целые социальные группы подвергаются таким истязаниям, которые порождают социальные проблемы.
Понятие <виктимизация> имеет следующие характеристики: - это процесс превращения человека в жертву; - это нроцесс, при котором насильственная сторона пытается превратить субъект (жертву) в объект своих отношений;
- это динамический процесс.
В литературе по виктимологии понятие виктимность определя- ется как <предрасположенность субъекта к тому, что в условиях на- силия он превращается в жертву или, другими словами, неспособ- ность избежать опасности там, где она объективно предотвратима (Л. Франк).
Таким образом, <виктим> - жертва социально-психологических отношений, а виктимное поведение - это поведение индивида, при котором затруднен процесс адекватной социализации. Такое поведе- ние индивид усваивает в субкультуре насилия. По мнению специа- листов (Л. Франк, Г. Шнайдер, Э. Г. Эйдемиллер), виктимность лич- ности можно определить как социально-психологический <общий фе- номен>, т. е. набор качеств жертвенного поведения, неспособность противостоять насилию.
Виктимологические исследования берут свое начало в работах немецкого ученого Ганса фон Хентинг, который считается основате- лем виктимологии. Еще в 1934 году он пытался перенести часть вни- мания различных специалистов с преступника на его жертву. В 1948 году с появлением его книги <Преступит! и его жертва> существен- но возрос интерес к виктимологии.
Виктимологические исследования прежде всего получили раз- витие в США. Германии, Финляндии, Японии, Канаде, Швейцарии, бывшем Советском Союзе. В некоторых странах организованы инсти- туты по изучению проблем виктимологии (Япония), построены викти- мологические клиники (США), созданы различные организации: <Все-
мирное общество виктимологии>. Общественный союз <Белое коль- цо> (Германия), <Ассоциация женщин, попавших в беду> (Россия); Национальная ассоциация по оказанию помощи жертвам, Комитет <Женщины в борьбе с угрозой изнасилования> (США).
Состоялись также международные симпозиумы, посвященные различным проблемам виктимологии. Например, в 1979 г. в Мюнстере (Германия) было учреждено всемирное общество виктимологии, а в 1980 г. в Вашингтоне состоялся Всемирный конгресс виктимологов. В числе прочих он рассмотрел проблему насилия в семье и вопрос об обращении с жертвами преступлений. В 1983 г. Совет Министров Европейского совета в Страсбурге принял Европейскую конвенцию о возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений. На У-м межцунаоодном симпозиуме по проблемам виктимологии. состоявшем- ся в 1983 г. в Загребе обсуждались вопросы виктимизации всех лю- дей, в том числе иностранцев и туристов, а также правового статуса потерпевших в уголовном праве и в уголовном судопроизводстве.
В бывшем Советском Союзе проблемами виктимологии занима- лись в основном юристы, криминологи, социолога, психологи: Л. В. Франк. В. С. Минская, В. И. Полубинский, В. Л. Васильев и др.)
Таким образом, за последнее столетие виктимологические проб- лемы переросли в серьезные научные исследования не только в об- ласти криминологии, но и расширили свои границы в область других наук: психологии, социологии, социальной педагогики, психологии личности.
1. СПЕЦИФИЧНОСТЬ ПРЕДМЕТА ВИКТИМОЛОГИИ
Как- считают специалисты, виктимологию можно отнести к спе- циальной научной дисциплине, занимающейся изучением жертвы и всех связанных с нею теоретических и практических аспектов.
Слова <жертва>, <пострадавший> и <потерпевший> употребля- ются не всегда равнозначно. Слово <жертва> - понятие более емкое, имеющее множество различных оттенков, в том числе, например, ре- лигиозного характера. Иное толкование социальное содержание поня- тия) нам дает В. Даль): <Пострадавший - лицо, оставшееся в жи- вых, понесшее обиду, убыток, страдалец, мученик>.
Криминальная психология определяет жертву как человека, пострадавшего от неправомерных действий других лиц, собственного поведения, отрицательных жизненных обстоятельств либо несчастного случая. Термин <потерпевший> избран законодателями для обозначе- ния лица, пострадавшего от преступления и которое официально при- знается участником уголовного процесса со всеми вытекающими от- сюда последствиями. Таким образом, в сферу воздействия права мо-- Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|