Белоусова Зинаида Игнатьевна » Конфликтология



1 страница


 

 

 

Конфликтология  

Учебное пособие (для студентов  

спецеальности практический психолог" и учителей общеобразовательных школ  

Сост. Э.И.Белоусова, Л.И. Мищик  

Запорожье ЗГУ 1993  

 

В пособии рассматривается преяметное солержание курп ут-  

ность и классификация конфликтов, та структурны и динамические ха-  

рактеристики, стратегия и тактика поведения э конфликте л др.-  

 

Пособие адресовано студентам, преподавателям вузов, жителям  

общеобразовательных школ, практическим психологам, а также может  

быть полезно руководителям производственных и тугих коллективов.  

 

Составители:  

 

Рецензент  

 

З.И.Белоусова, доц.  

Л.И.Мишик, доц.  

 

В.А.Коваленко, доц.  

 

ВВЕДЕНИЕ  

 

Становление конфликтологии как специальной научной дисциплинп  

.и.-ано настоятельной общественной потребностью. В последние годы и  

"о-.-лальная практика, и социальная теория имеют дел-) с необычайно  

услмчувчмтся процессами экономической ; гюлитической жизни Украин  

ского государства.  

 

Зо внутренней и внешней политике п.явились качественно новые  

проблемы, н" поддающиеся разрешению с помощью только традиционных  

метолов. В то время как человеку доверена небывалая военная мошь,  

цена его экономической, политической и даже технической ошибки рез-  

1го возрастает.  

 

Р"1 насилия, коррупции, межнациональные, этнические конфликты,  

чорье формь; лемокра..тическо!-о управления - эт и многие другие вопро-  

1. .овременноге общественного развития в государствах СНГ, странах  

;: различными режимами, культурами, системами, вероисповеданием име-  

.алогическое измерение.  

 

5 с-.проченных условиях общественная практика поставила на по-  

вестку дня профеосиональный психологический анализ человеческого  

компонента происходящих конийн-тцых ситуаций, заставила по-новому  

осмыслить психологию .их учяотников. .  

 

Социальный заказ обшестра является необходимых, но недостаточ-  

ным условием для появления новой области знаний. И у нас в стране,  

и за рубежом конфликтология как специальная научная дисциплина со  

своим предметом, методами исследования, категориальным аппаратом,  

немногочисленными кадрами специалистов только начинает сгаадываться,  

испытывая немалые трудности различного характера.  

 

На развитие этой области знаний сказывается в определенный  

степени влияние прикладных аспектов обиепсихологической теории.  

Конфликтология оказалась неготовой к использовании смежных лисцип  

"чн (социальная психология, политология. этнография и др.). Профес-  

сиональные психологи зачастую лишены интереса к конфдиктолпгии,  

поскольку она не значится в вузовских программах, а посему нередко  

ма.-0 осведощены о ней. Одновременно с этим проблематика конфягто-  

"ог 1И все чаше встречается в работах по педагогической психологии  

1 педагогике, соуиономике, этнографии и т.п.  

 

Появилось немало работ, имевших междисциплинарный хара:" и  

Р-..ваю1пих закономерности формированиялично.н. групп и км""  

 

гиаив под алияниеы даструктившк мотииов, водпействугипих ьа 0.111.6  

яародон и государева, йоэкейстцие ."."горш.егкя сложив1.1<;,я ментали-  

тета ьи аявитие нации.  

 

Все зги >. оуги-; пробл-,.. ходя" :: :{ .илелопаний копликто-  

логии. Сйкако в аспекте конфииктологии ьня пика не получили систе-  

матического рассмотрения.  

 

Данное учебное г.осибие для студентов специальности "Школьный  

практический псиколог" 7редстаБ.IЯ6Т собой первуд попятку раЕабит-  

.ш спецкурса по "Конрктологии". Авторк иипят свою залачу в ,:боби;е  

нии ииеюпшхся исс.1едоааний по Смежных л.исципл:-1нам (сомьной лада-  

логике, психологии пситики, психологии личности и меил11"!;сс"1й!;  

отношениям, психопедагогине).  

 

атора представляется метоинчески спразданным троить пец-  

курс по основным проблемам конфликтолоии: классификация коник-  

тов (типы и вид;, г:оаедение индивидов, ррупп, обшностей, этносов.  

 

.Одной из основньх тем спецкурса является проблема поведения  

личности в конфликте, в частности личности педагога в педагогиче-  

ском конфликте.  

 

В пособии сделан акцент на исследовании субъектов конфликта  

(педагог-учащийся. В качестве фактического материала используются  

сочинения-анализы конфликтов, выполненный учителями-слуп1ате.п?ми кур  

сов "Школьный практический психолог".  

 

Учебное пособие содержит задания, выполненные студентами во  

Бремя психологической практики в общеобразовательной школе, а так-  

же слушателями курсов "Школьный практический психолог" в процессе  

изучения программного курса "Конфянктология".  

 

Пособие предназначено для самостоятельной работы студентов,  

слушателей курсов переподготовки, преподавателей-методистов, прак-  

тически>: психологов я жителей общеобразовательной школы.  

 

Основная цеь - содействовать активному и творческому усвоени  

курса конф1:лктол"гии, сближению теоретического материала с действ>  

тельностыо, усилен...> социально-психолс""ческой практической напр-  

ленности конфликтсиогии.  

 

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ КОНФЛИКТА  

 

В современных условиях нарастающая активность различных соцш  

 

заметном отставании развития меж-  

 

кьк групп  

 

а.т...го и меж;ру]111ово;о плюрализма, готовности к равноправному  

;.;-1-и оянопенному диалогу приводит н обострению отношений на  

_.-;1н"х социального аЗйимолествия. В сложившихся условиях  

,й. - ..туальнои становится ра:-р"откй психологической проблеча-  

 

.-диностних я социалм-!!:х конфликтов, поиск путей предотврЕ"  

:.. .алации деструктивных тенденций в жизни нашего общества. Раз-  

. - йлематики кокфлпктолсгии доджна быть основана, на углуб-  

- р.зтическо,) аяалязе причин возникновения конфликтов, их  

::._, условий, характера противостояния участвуюших сторон  

 

.- :к зыбора ;!оннрат11ьк способов урегулирования.  

" ;.эдоаательпал део.тратпеская п;и-иткка гуманизации на пред-  

".... з реждениях, ; системе народного образования и методы  

.:,::-1 не смогут занизить от необходимости ?хить в условиях  

;!ктов.  

 

".-мление к коллективному управлению немыслимо без разнообраз-  

гифических конфииктов, к более того, оно вызывает эти конф-  

 

Одово "конфликт" - латинского корня и в буквальном переводе  

озчя-ет "столкновение". Если "столкновение" затрагивает сферу идей,  

.-с .и и:-ем довольно распространенную ситуацию, которая знакома каж-  

дчу. Вопрос о том, что делать в этой ситуации, как веста себя в  

отношении своих же коллег и сотрудников? Если человек имеет дело  

с сотруяниками, имеющими собственную позицию, пействуюшими против  

соботвенной воли, но выполняющими по инструкции все им предписан-  

ное, то конфликты неизбежны, но плодотворны. Речь идет о действи-  

тельном сотрудничестве, при котором исполнитель и руководитель,  

воспитанник и воспитатель соотносят свои предста.рпения, имеющие рав-  

ный вес л принимаются з расчет при принятии решений. Возникающие  

дискуссии, споры могут приводить к выработке совместных соглашений,  

полезных обеим сторонам. Предложение (тезис) и контрпредложение  

(антитезис) в идеале могут образовывать совместное решение (синтез).  

 

Мы жили в безальтернативном обществе. Это не могло не отразить-  

ся на нашем мышлении. Унификация, единая идеология, отсутствие вы-  

бора разрушили нормальное мышление нации, народа.  

 

Как спорят люди сейчас в нашем обшестве? Каждый доказывает свое  

не слыша" того, что говорит партнер. .Вместо того, чтобы найти сна-  

л общее во взглядах, затем новое, то, чего не было у себя, ко  

"в разрушающее собственные представления, а затем выявить противо-  

 

1:ча1пее и проанализировать, облучать его - а может быть, " ой пра  

"опътв, чем я?  

 

Отбрасывается, отвергается все. Остается своя, более прс-.тая  

ч близкая, понятная картина мира и события в нем.  

 

Психологи, подобно тому, как экономисты выявили синдромы "")лт  

чой" экономики, выяви синзгооми больного мышления - стереотип),  

прочно вошедшие в на.ие оознаниеи поясознание. Эти стереотипы форм>  

ровались десятилетиями и сегодня нерепко являются причгнаади разно-  

образных конфликтов.  

 

Сдово "кон.шикты" лишь недавно получило право гррлшакства, са-  

мо понятие - только пол другими обошачениями, всегда присутство-  

ра.чс1 в нашей действительности. Борьба, бой, революция, битва, стач  

кп - все это имело самое непосредственное отношение к конфликтам.  

 

На протяжении длительного исторического периоды мы неизменно  

р(1С11ринимали конфликты как явление негативное и видели лишь лвч во  

мояньк способа поведения а конфликтных ситуациях. Первый - уничто-  

жить конфликт, ликвидировав противоположцуго сторону, второй - не "  

печать его, спрятав, подобно страусу, голову в песок.  

 

Первый способ разрешения конфликтов (или первая установка на  

конфликт) - бороться до победного конца. В предреволюционные и по<  

революционные годы эта установка явно доминировала в обшественном  

сознании. Такая же установка существовала и у нас в отношении тех  

людей внутри страны, которые били не согласны с нами, или казалис]  

несогласными с доминирутотей идеей. Политический мир четко делился  

на "черный" и "белый", точнее на "красный" и "некрасный". Кто не  

с нами - тот против нас. Это деление не допускало даже малейшего  

намека на оттенки. "  

 

После XX съезда КПСС мы как бы ужаснулись, к чему привели  

поиски "врагов народа" среди граждан -собственной страны 1 вообще  

"закрыли" саму тему конфликтов внутри социалистического исударс  

В стране "развитого социализма" при "полном идейном едиитве наро  

да", согласно этой логике, не было и не могло быть ника.их социл:  

ннх конфчиктов. Наверное, психслогически это понять можо, уж ся1  

ком высока оказалась цена идеи тотального конфликта. Однако вряд  

это было оправдано идеологиче; и политически: такой подход окл  

ся крайне нрдальновидным, гот1-г:.здьно ня в себе вгз те же жут  

кие и кровае события, свил;; .лччи котороК мы яаляеся сегодня,  

1"у"гч.1т, Тбилиси, Абхазия, Фергана, Душанбе, Карабах, Молдавия.  

 

Не признать самого факта наличия у нас социальных ког-рликтои  

зце невозможно. Наличие конфликтов интересов, ценностей, целей межп  

дздичными социальными группами созершенно нормально и естественно,  

о требует цивилизованных средств разрешения, в том числе преололе-  

стереотипов мышления. Например, стереотипное мышление, сутест-  

.ло[-ее в форме "лозунгового" мышления, ибо наше общество долгие годы  

оспитывалось на лозунгах - абстрактных и стереотпных, неконкрет-  

цх и шаблонных ("обстать", "повысить", "улучшить, "укрепить",  

поднять"). "Лозунговые" мышление рождает поверхностные предложения  

идеи, создавая у людей иллюзию завершенности своего долга. Лозун-  

овьй способ выражения мыслей рождает непонимание, неудоалетворен-  

:оеть людей от деятельности и общения, вызывает нптриличностный  

онфпикт и, рлавное, не приводит к конкретным результатам.  

 

В системе народного образования, например, слишком сильно еще  

пияние стереотипов авторитарной педагогики. Одним из распростра-  

енных отрицательных примеров ее является дидактогения. Дидактоге-  

ия - это вред, нанесенный прежде всего психике ребенка словом, жес-  

ом, взглядом, действием учителя. Иногда это происходит у учителя  

еосознаннои непроизвольно, но чаше всего результат сознательно-  

о акта, называемый педагогическим воздействием: отругать, присты-  

ить, наказать и т.п. Причем, практически всегда сам учитель и не  

омышляет о том, что наносит психическую травму своему ученику, ко-  

орая может привести к далеко идушим печальным последствиям.  

 

Уэы, но дидактогения очень широко распространена в нашей шко-  

е, и результатом ее является тот факт, что большинство школьников  

еохотно учатся, всячески избегают любой деятельности в классе под  

уководством учителя, прогуливают уроки и т.д. Парадоксально, но  

1акт, что сама дидактогения уже приводит к ярко выраженным негатив-  

ны последствиям, так как дети научились психологически защищаться  

т обилия отрицательных эмоций в школе. Дидактогения стала как бы  

[ормой современного учебно-воспитательного процесса. Ее проявления  

или с поверхности в глубинные слои психики, оказывая значительное  

Длияние на принципиальные основы поведения и мироощущения ребенка.  

чеся, как остальные члены общества, при выполнении какого-либо  

" Деятельности могут отклоняться в две стороны: выполнять либо  

ЇРЇT1 либо плохо. Как считают психологи, раз возможны ")а. вариан-  

"оведения, то возможны и два варианта реагирования на что пове-  

- Сделал хорошо - будет награда, "делал плохо - наказание.  

ко в стереотипном мышлении наблюдается сдвиг в сторону наказания.  

 

7  

 

Гапрш;.., :ит"  

Їочя1ностп, 1  

1"1":ааниеч на л  

 

")1}Ч;1: Л """"]"."). "1( ""лГ;.,  

.:Т"еННи1 ЬС]Ч.!1КI!! И .Лр. р"1.)У  

16? отрИI:йтльнI:е оттаонения, и э"о йтало тигичч  

 

:! прИ!ви.тн]-,м. но не эЬективк.".. Окольно не борются с нар.№Н1:п11  

на оелприрг;1я". в .оргор: организапи"?. ч "кри-  

"Сшуро" неотвратимости наказания" не лает  

ь эс неэ-Мктивность. Например, в, прак  

1а я кизни ойства в целом, приучили нас  

правоте жителя и вопросах воспитании  

 

иконах, вузах.  

ЕЙ" все ползут ввер:  

ночоности при "но "рояз.ть  

тика школьной педагогики,  

фактически к беспрезеловног  

 

: обученяя. Па са":" рле ъсе это было далеко н? так. Стсниц" " л  

"игают конкия?. эе"">15 к ггс711ескк. травма-, стреисозь сост  

н:!ч, трево1ост:, ""зрозам не только учащихся, но и учителей.  

 

Из:/чап психологич кошлийтся, 11СС>т1елоЕте,чи (А.А.Лобропич.  

А.А.Ершов, Я.Л.Колочинский, А.Н.Леонтьев, Е.Л.Леви, Г.Селье) отм  

иатат, что болыаинстзо коккктньх ситуаций в области социальных  

 

.,., ... .-..-._...--_- ....-- _ " илчиппл, сч.киу:уа пипцлпак-гиц - иасгшата за инфантильно разду  

нотений интересь- сторон не являются чисто конфликтными, подобно то-Дд созданный порой жизненными установками самих родителей,  

 

му, как это бывает, например, при игре в теннис: один выигрывает,  

а другой проигрывает. Реальный жизненный мир значительно сложнее и  

богаче. Всегда наряяу с противоречием интересов сторон можно найти  

 

рует ситуацию, которая часто бывает в жизни: стороны лояго и упорно  

борются за свои цели, не разобравшись толком, зачем им это надо и  

таковы их истинные интересы.  

 

Обращение же к интересам сторон конфликта позволяет найти опти-  

!<Ш1ЬН1то развязку проблемы. При анализе интересов и поиске решения  

.се пытаются найти единственно правильное решение, подобно ответу  

д окольном задачнике (стереотип мышления). Такое поведение почти  

всегда обречено на неудачу. Решений в конфликтной ситуации может  

быть множество, и каждое из них будет иметь свои достоинства и не-  

достатки. Следующий ватный момент в психологии конфликта, как сто-  

рож видят ситуацию и проблему, которая лежит в основе конфликта.  

Часто их взгляды диаметрально противоположны.  

 

Например, многих родителей удивляет и огорчает эгоизм подрост-  

коз, Они не отвыкли от детского эгоцентризма, свойстренного иладше-  

му возрасту. Неустойчивость в спорах, резкость, отчуждение друзей  

и близких, атмосфера конфликтов - расплата за инфантильно раздутый  

 

не понимаитих психологических особенностей "трудного" возраста.  

 

Различия в оценках встречаются буквально на каждом шагу, при  

полярном взгляде на проблему достичь договоренности сложно: стороны  

 

их совпадение, овательно, и деятельность по разрешению против (рели и дети) не слушают друг друга, пытаются навязатьсобсвен  

речий должна строиться соответстаеннь образом. В каждой коетно р _ еобразный "диалог глухих". В итоге даже там  

 

ситуации область сойадения или несовпадения интересов может быть  

больше или меньше, но она практически всегда присутствует.  

 

В большинстве случаев участники конфликта прежде всего обрата  

внииание на то, что их разделяет. При этом вообще зачастую игнори,  

рут наличие обих интересов. В основе такого поведения лежит хор  

известный в психологии феномен: при конфликте "в сознании на перв  

план рчдвигается то, что мешает нормальному ходу деятельности,  

затрудняет продвижение к цели. В результате происходит "заклинива  

ние" на конфликтных интересах и это, в свою очередь, усиливает .  

противостояние сторон.  

 

Но ведь возможен поиск соотношения интересов. Американские и  

следователи Р.ишер и У.Ури приводят такой пример. Две сестры спо  

рят о том, как разделить апельсин. Каждая выдвигает аргументы,  

обосновываикие, что она должна получить если не весь апельсин, то




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1904
Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь