|
Белоусова Зинаида Игнатьевна » Конфликтология
Конфликтология Учебное пособие (для студентов спецеальности практический психолог" и учителей общеобразовательных школ Сост. Э.И.Белоусова, Л.И. Мищик Запорожье ЗГУ 1993
В пособии рассматривается преяметное солержание курп ут- ность и классификация конфликтов, та структурны и динамические ха- рактеристики, стратегия и тактика поведения э конфликте л др.-
Пособие адресовано студентам, преподавателям вузов, жителям общеобразовательных школ, практическим психологам, а также может быть полезно руководителям производственных и тугих коллективов.
Составители:
Рецензент
З.И.Белоусова, доц. Л.И.Мишик, доц.
В.А.Коваленко, доц.
ВВЕДЕНИЕ
Становление конфликтологии как специальной научной дисциплинп .и.-ано настоятельной общественной потребностью. В последние годы и "о-.-лальная практика, и социальная теория имеют дел-) с необычайно услмчувчмтся процессами экономической ; гюлитической жизни Украин ского государства.
Зо внутренней и внешней политике п.явились качественно новые проблемы, н" поддающиеся разрешению с помощью только традиционных метолов. В то время как человеку доверена небывалая военная мошь, цена его экономической, политической и даже технической ошибки рез- 1го возрастает.
Р"1 насилия, коррупции, межнациональные, этнические конфликты, чорье формь; лемокра..тическо!-о управления - эт и многие другие вопро- 1. .овременноге общественного развития в государствах СНГ, странах ;: различными режимами, культурами, системами, вероисповеданием име- .алогическое измерение.
5 с-.проченных условиях общественная практика поставила на по- вестку дня профеосиональный психологический анализ человеческого компонента происходящих конийн-тцых ситуаций, заставила по-новому осмыслить психологию .их учяотников. .
Социальный заказ обшестра является необходимых, но недостаточ- ным условием для появления новой области знаний. И у нас в стране, и за рубежом конфликтология как специальная научная дисциплина со своим предметом, методами исследования, категориальным аппаратом, немногочисленными кадрами специалистов только начинает сгаадываться, испытывая немалые трудности различного характера.
На развитие этой области знаний сказывается в определенный степени влияние прикладных аспектов обиепсихологической теории. Конфликтология оказалась неготовой к использовании смежных лисцип "чн (социальная психология, политология. этнография и др.). Профес- сиональные психологи зачастую лишены интереса к конфдиктолпгии, поскольку она не значится в вузовских программах, а посему нередко ма.-0 осведощены о ней. Одновременно с этим проблематика конфягто- "ог 1И все чаше встречается в работах по педагогической психологии 1 педагогике, соуиономике, этнографии и т.п.
Появилось немало работ, имевших междисциплинарный хара:" и Р-..ваю1пих закономерности формированиялично.н. групп и км""
гиаив под алияниеы даструктившк мотииов, водпействугипих ьа 0.111.6 яародон и государева, йоэкейстцие ."."горш.егкя сложив1.1<;,я ментали- тета ьи аявитие нации.
Все зги >. оуги-; пробл-,.. ходя" :: :{ .илелопаний копликто- логии. Сйкако в аспекте конфииктологии ьня пика не получили систе- матического рассмотрения.
Данное учебное г.осибие для студентов специальности "Школьный практический псиколог" 7редстаБ.IЯ6Т собой первуд попятку раЕабит- .ш спецкурса по "Конрктологии". Авторк иипят свою залачу в ,:боби;е нии ииеюпшхся исс.1едоааний по Смежных л.исципл:-1нам (сомьной лада- логике, психологии пситики, психологии личности и меил11"!;сс"1й!; отношениям, психопедагогине).
атора представляется метоинчески спразданным троить пец- курс по основным проблемам конфликтолоии: классификация коник- тов (типы и вид;, г:оаедение индивидов, ррупп, обшностей, этносов.
.Одной из основньх тем спецкурса является проблема поведения личности в конфликте, в частности личности педагога в педагогиче- ском конфликте.
В пособии сделан акцент на исследовании субъектов конфликта (педагог-учащийся. В качестве фактического материала используются сочинения-анализы конфликтов, выполненный учителями-слуп1ате.п?ми кур сов "Школьный практический психолог".
Учебное пособие содержит задания, выполненные студентами во Бремя психологической практики в общеобразовательной школе, а так- же слушателями курсов "Школьный практический психолог" в процессе изучения программного курса "Конфянктология".
Пособие предназначено для самостоятельной работы студентов, слушателей курсов переподготовки, преподавателей-методистов, прак- тически>: психологов я жителей общеобразовательной школы.
Основная цеь - содействовать активному и творческому усвоени курса конф1:лктол"гии, сближению теоретического материала с действ> тельностыо, усилен...> социально-психолс""ческой практической напр- ленности конфликтсиогии.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ КОНФЛИКТА
В современных условиях нарастающая активность различных соцш
заметном отставании развития меж-
кьк групп
а.т...го и меж;ру]111ово;о плюрализма, готовности к равноправному ;.;-1-и оянопенному диалогу приводит н обострению отношений на _.-;1н"х социального аЗйимолествия. В сложившихся условиях ,й. - ..туальнои становится ра:-р"откй психологической проблеча-
.-диностних я социалм-!!:х конфликтов, поиск путей предотврЕ" :.. .алации деструктивных тенденций в жизни нашего общества. Раз- . - йлематики кокфлпктолсгии доджна быть основана, на углуб- - р.зтическо,) аяалязе причин возникновения конфликтов, их ::._, условий, характера противостояния участвуюших сторон
.- :к зыбора ;!оннрат11ьк способов урегулирования. " ;.эдоаательпал део.тратпеская п;и-иткка гуманизации на пред- ".... з реждениях, ; системе народного образования и методы .:,::-1 не смогут занизить от необходимости ?хить в условиях ;!ктов.
".-мление к коллективному управлению немыслимо без разнообраз- гифических конфииктов, к более того, оно вызывает эти конф-
Одово "конфликт" - латинского корня и в буквальном переводе озчя-ет "столкновение". Если "столкновение" затрагивает сферу идей, .-с .и и:-ем довольно распространенную ситуацию, которая знакома каж- дчу. Вопрос о том, что делать в этой ситуации, как веста себя в отношении своих же коллег и сотрудников? Если человек имеет дело с сотруяниками, имеющими собственную позицию, пействуюшими против соботвенной воли, но выполняющими по инструкции все им предписан- ное, то конфликты неизбежны, но плодотворны. Речь идет о действи- тельном сотрудничестве, при котором исполнитель и руководитель, воспитанник и воспитатель соотносят свои предста.рпения, имеющие рав- ный вес л принимаются з расчет при принятии решений. Возникающие дискуссии, споры могут приводить к выработке совместных соглашений, полезных обеим сторонам. Предложение (тезис) и контрпредложение (антитезис) в идеале могут образовывать совместное решение (синтез).
Мы жили в безальтернативном обществе. Это не могло не отразить- ся на нашем мышлении. Унификация, единая идеология, отсутствие вы- бора разрушили нормальное мышление нации, народа.
Как спорят люди сейчас в нашем обшестве? Каждый доказывает свое не слыша" того, что говорит партнер. .Вместо того, чтобы найти сна- л общее во взглядах, затем новое, то, чего не было у себя, ко "в разрушающее собственные представления, а затем выявить противо-
1:ча1пее и проанализировать, облучать его - а может быть, " ой пра "опътв, чем я?
Отбрасывается, отвергается все. Остается своя, более прс-.тая ч близкая, понятная картина мира и события в нем.
Психологи, подобно тому, как экономисты выявили синдромы "")лт чой" экономики, выяви синзгооми больного мышления - стереотип), прочно вошедшие в на.ие оознаниеи поясознание. Эти стереотипы форм> ровались десятилетиями и сегодня нерепко являются причгнаади разно- образных конфликтов.
Сдово "кон.шикты" лишь недавно получило право гррлшакства, са- мо понятие - только пол другими обошачениями, всегда присутство- ра.чс1 в нашей действительности. Борьба, бой, революция, битва, стач кп - все это имело самое непосредственное отношение к конфликтам.
На протяжении длительного исторического периоды мы неизменно р(1С11ринимали конфликты как явление негативное и видели лишь лвч во мояньк способа поведения а конфликтных ситуациях. Первый - уничто- жить конфликт, ликвидировав противоположцуго сторону, второй - не " печать его, спрятав, подобно страусу, голову в песок.
Первый способ разрешения конфликтов (или первая установка на конфликт) - бороться до победного конца. В предреволюционные и по< революционные годы эта установка явно доминировала в обшественном сознании. Такая же установка существовала и у нас в отношении тех людей внутри страны, которые били не согласны с нами, или казалис] несогласными с доминирутотей идеей. Политический мир четко делился на "черный" и "белый", точнее на "красный" и "некрасный". Кто не с нами - тот против нас. Это деление не допускало даже малейшего намека на оттенки. "
После XX съезда КПСС мы как бы ужаснулись, к чему привели поиски "врагов народа" среди граждан -собственной страны 1 вообще "закрыли" саму тему конфликтов внутри социалистического исударс В стране "развитого социализма" при "полном идейном едиитве наро да", согласно этой логике, не было и не могло быть ника.их социл: ннх конфчиктов. Наверное, психслогически это понять можо, уж ся1 ком высока оказалась цена идеи тотального конфликта. Однако вряд это было оправдано идеологиче; и политически: такой подход окл ся крайне нрдальновидным, гот1-г:.здьно ня в себе вгз те же жут кие и кровае события, свил;; .лччи котороК мы яаляеся сегодня, 1"у"гч.1т, Тбилиси, Абхазия, Фергана, Душанбе, Карабах, Молдавия.
Не признать самого факта наличия у нас социальных ког-рликтои зце невозможно. Наличие конфликтов интересов, ценностей, целей межп дздичными социальными группами созершенно нормально и естественно, о требует цивилизованных средств разрешения, в том числе преололе- стереотипов мышления. Например, стереотипное мышление, сутест- .ло[-ее в форме "лозунгового" мышления, ибо наше общество долгие годы оспитывалось на лозунгах - абстрактных и стереотпных, неконкрет- цх и шаблонных ("обстать", "повысить", "улучшить, "укрепить", поднять"). "Лозунговые" мышление рождает поверхностные предложения идеи, создавая у людей иллюзию завершенности своего долга. Лозун- овьй способ выражения мыслей рождает непонимание, неудоалетворен- :оеть людей от деятельности и общения, вызывает нптриличностный онфпикт и, рлавное, не приводит к конкретным результатам.
В системе народного образования, например, слишком сильно еще пияние стереотипов авторитарной педагогики. Одним из распростра- енных отрицательных примеров ее является дидактогения. Дидактоге- ия - это вред, нанесенный прежде всего психике ребенка словом, жес- ом, взглядом, действием учителя. Иногда это происходит у учителя еосознаннои непроизвольно, но чаше всего результат сознательно- о акта, называемый педагогическим воздействием: отругать, присты- ить, наказать и т.п. Причем, практически всегда сам учитель и не омышляет о том, что наносит психическую травму своему ученику, ко- орая может привести к далеко идушим печальным последствиям.
Уэы, но дидактогения очень широко распространена в нашей шко- е, и результатом ее является тот факт, что большинство школьников еохотно учатся, всячески избегают любой деятельности в классе под уководством учителя, прогуливают уроки и т.д. Парадоксально, но 1акт, что сама дидактогения уже приводит к ярко выраженным негатив- ны последствиям, так как дети научились психологически защищаться т обилия отрицательных эмоций в школе. Дидактогения стала как бы [ормой современного учебно-воспитательного процесса. Ее проявления или с поверхности в глубинные слои психики, оказывая значительное Длияние на принципиальные основы поведения и мироощущения ребенка. чеся, как остальные члены общества, при выполнении какого-либо " Деятельности могут отклоняться в две стороны: выполнять либо ЇРЇT1 либо плохо. Как считают психологи, раз возможны ")а. вариан- "оведения, то возможны и два варианта реагирования на что пове- - Сделал хорошо - будет награда, "делал плохо - наказание. ко в стереотипном мышлении наблюдается сдвиг в сторону наказания.
7
Гапрш;.., :ит" Їочя1ностп, 1 1"1":ааниеч на л
")1}Ч;1: Л """"]"."). "1( ""лГ;., .:Т"еННи1 ЬС]Ч.!1КI!! И .Лр. р"1.)У 16? отрИI:йтльнI:е оттаонения, и э"о йтало тигичч
:! прИ!ви.тн]-,м. но не эЬективк.".. Окольно не борются с нар.№Н1:п11 на оелприрг;1я". в .оргор: организапи"?. ч "кри- "Сшуро" неотвратимости наказания" не лает ь эс неэ-Мктивность. Например, в, прак 1а я кизни ойства в целом, приучили нас правоте жителя и вопросах воспитании
иконах, вузах. ЕЙ" все ползут ввер: ночоности при "но "рояз.ть тика школьной педагогики, фактически к беспрезеловног
: обученяя. Па са":" рле ъсе это было далеко н? так. Стсниц" " л "игают конкия?. эе"">15 к ггс711ескк. травма-, стреисозь сост н:!ч, трево1ост:, ""зрозам не только учащихся, но и учителей.
Из:/чап психологич кошлийтся, 11СС>т1елоЕте,чи (А.А.Лобропич. А.А.Ершов, Я.Л.Колочинский, А.Н.Леонтьев, Е.Л.Леви, Г.Селье) отм иатат, что болыаинстзо коккктньх ситуаций в области социальных
.,., ... .-..-._...--_- ....-- _ " илчиппл, сч.киу:уа пипцлпак-гиц - иасгшата за инфантильно разду нотений интересь- сторон не являются чисто конфликтными, подобно то-Дд созданный порой жизненными установками самих родителей,
му, как это бывает, например, при игре в теннис: один выигрывает, а другой проигрывает. Реальный жизненный мир значительно сложнее и богаче. Всегда наряяу с противоречием интересов сторон можно найти
рует ситуацию, которая часто бывает в жизни: стороны лояго и упорно борются за свои цели, не разобравшись толком, зачем им это надо и таковы их истинные интересы.
Обращение же к интересам сторон конфликта позволяет найти опти- !<Ш1ЬН1то развязку проблемы. При анализе интересов и поиске решения .се пытаются найти единственно правильное решение, подобно ответу д окольном задачнике (стереотип мышления). Такое поведение почти всегда обречено на неудачу. Решений в конфликтной ситуации может быть множество, и каждое из них будет иметь свои достоинства и не- достатки. Следующий ватный момент в психологии конфликта, как сто- рож видят ситуацию и проблему, которая лежит в основе конфликта. Часто их взгляды диаметрально противоположны.
Например, многих родителей удивляет и огорчает эгоизм подрост- коз, Они не отвыкли от детского эгоцентризма, свойстренного иладше- му возрасту. Неустойчивость в спорах, резкость, отчуждение друзей и близких, атмосфера конфликтов - расплата за инфантильно раздутый
не понимаитих психологических особенностей "трудного" возраста.
Различия в оценках встречаются буквально на каждом шагу, при полярном взгляде на проблему достичь договоренности сложно: стороны
их совпадение, овательно, и деятельность по разрешению против (рели и дети) не слушают друг друга, пытаются навязатьсобсвен речий должна строиться соответстаеннь образом. В каждой коетно р _ еобразный "диалог глухих". В итоге даже там
ситуации область сойадения или несовпадения интересов может быть больше или меньше, но она практически всегда присутствует.
В большинстве случаев участники конфликта прежде всего обрата внииание на то, что их разделяет. При этом вообще зачастую игнори, рут наличие обих интересов. В основе такого поведения лежит хор известный в психологии феномен: при конфликте "в сознании на перв план рчдвигается то, что мешает нормальному ходу деятельности, затрудняет продвижение к цели. В результате происходит "заклинива ние" на конфликтных интересах и это, в свою очередь, усиливает . противостояние сторон.
Но ведь возможен поиск соотношения интересов. Американские и следователи Р.ишер и У.Ури приводят такой пример. Две сестры спо рят о том, как разделить апельсин. Каждая выдвигает аргументы, обосновываикие, что она должна получить если не весь апельсин, то Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|