|
Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности
Анна Барсова КАК ПРОЖИТЬ СВОЮ, А НЕ ЧУЖУЮ ЖИЗНЬ, или Типология личности Москва «ACT-ПРЕСС» 2001 УДК 159.9 ББК 88.37 Б 26 Автор выражает признательность выпускникам различных факультетов МГУ им. М. В. Ломоносова, принявшим активное участие в обсуждении, редактировании и издании книги в ее нынешнем виде. Отдельное спасибо художнице Ирочке Чекмаревой. Анна Барсова Б 26 Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология лич- ности. - М.: ACT-ПРЕСС, 2001. - 320 с.: ил. (Педагогика, психология, медицина). ISBN 5-7805-0676-0 Книга в живой и увлекательной форме рассказывает о принципах «типи- рования личности», заложенных в начале века К. Г. Юнгом и взятых в основу новой науки соционики на рубеже 70—80-х годов. УДК 159.9 ББК 88.37 ISBN 5-7805-0676-0 © «ACT-ПРЕСС», 2001 © Анна Барсова, текст, 2001 т ПРЕДИСЛОВИЕ «Хочешь БЫТЬ счастливым - Будь имК или Зачем нужно тилирование личности Если человек нам не нравится — 1 это вовсе не значит, что перед нами плохой человек. Древняя мудрость Милый читатель, представьте себе станции пересадок метро в час пик. Жителям менее крупных городов мож- но представить железнодорожный вокзал в момент посадки пассажиров в поезд. Что мы видим? Люди движутся в разных, нередко противо- положных направлениях, с разной скоростью и разным количе- ством багажа. Кого-то приходится обгонять, кому-то — уступать дорогу, кто-то вас раздражает своей комплекцией и неторопли- востью (известно, что самые большие люди ходят медленно). Заметьте, вам не приходит в голову останавливать всех окружающих и требовать от них двигаться в нужном вам направлении и с нужной вам скоростью! .•ХЛгУ.-А-У.-УХп Предисловие Приходится лишь вздыхать по поводу толчеи и просто ста- раться попасть в общий поток, наиболее совпадающий по направлению и скорости с вашим движением. Поймав «свою струю», вы уже лавируете в ней по направлению к цели. ^•А теперь попробуйте взглянуть на свою жизнь именно с этой точки зрения: вы и все окружающие вас люди — просто пассажиры на большом вокзале под названием «планета Земля». Каждый имеет свою цель, свой багаж, своих попутчиков и свою скорость передвижения. И тут выясняется интересная вещь: ваши родные, близ- кие, сослуживцы нередко «движутся» отнюдь не в одну с ва- ми сторону. Их скорость может раздражать: то она слишком мала для вас, то буквально сбивает с ног. Иногда же возника- ет ощущение, что они беспрестанно путаются под ногами, превращаясь порой в настоящие тормозные колодки, не да- ющие сдвинуться с места. Что мы делаем в таких случаях? Раздражаемся, обижаем- ся, боремся, ссоримся — одним словом, требуем. Мы, не задумываясь, требуем, чтобы все, с кем сводит нас судьба, шли нога в ногу с нами, то есть, образно говоря, име- ли билет на один поезд, в один вагон и на одно место! Но элементарная логика под- сказывает, что всем на одном месте не разместиться. Видимо, есть некий высший смысл, а скорее замысел, со- стоящий в том, что каждый че- ловек при рождении «получает билет» на свой собственный по- езд, движущийся в определен- ном направлении. И этот замысел — дело рук Божьих, или же энергетичес-
Предисловие кой субстанции, которую при- нято именовать Космосом. Именно она создает людей непохожими друг на друга и соответственно имеющими в этой жизни разные цели и интересы. Но просто сказать, что все люди разные, значит, не сказать ничего. Каждый с удовольствием согласится и подпишется под этой фразой и может даже под настроение проповедовать гу- манистический лозунг, но... ровно до тех пор, пока на жиз- ненном пути, особенно в важный момент, не встретится тот самый человек, который «мне не нравится!». А ведь обычно это всего-навсего другой человек. Он дейст- вует в данной ситуации не так, как мы того ждем или желаем, и разрушает тем самым какие-то наши надежды, ожидания, иллюзии или принципы. И вот тогда-то принять для себя простое правило, что «все люди — разные», оказывается бе- зумно трудно! Мы скорее готовы обвинить этого человека во всех смерт- ных грехах и расстаться с ним по принципу «кто не с нами, тот против нас», нежели попытаться наладить разумное вза- имовыгодное сотрудничество или просто спокойно отойти в сторону, не питая к нему отрицательных эмоций. Этот че- ловек всего лишь не наш попутчик. В этой книге мы хотим предложить вам, уважаемый чита- тель, понять и принять простую истину об исходном различии людей на Земле с помощью молодой и увлекатель- ной науки под названием «соционика». Интересно, что сравнение людей между собой по опре- деленным критериям позволяет воочию убедиться в том, насколько они разные!
Глава первая Соционика предлагает классификацию человеческих ха- рактеров, объединяя их в определенные группы, принципи- ально отличающиеся друг от друга. Всего таких групп (или типов) — 16. Сразу оговоримся, что предлагаемая типология ни в коем случае не претендует на то, чтобы полноценно и красочно описать все человечество. «Нельзя все население планеты рассовать по 16-ти клеточкам», — справедливо заметила одна моя подруга. Схема есть схема. Но, с другой стороны, некоторые условность и лако- низм подобной классификации помогают не утонуть в пе- стром многообразии человеческих лиц и людской психо- логии. Грамотно используя эти своеобразные «костыли», мы ста- новимся способными понять (а значит, и принять) наших близких, выстроить спокойные, деловые и взаимовыгодные отношения с коллегами и компаньонами. А главное, мы об- ретаем возможность узнать и понять самих себя! Ведь для многих наиважнейшими на протяжении всей жизни остают- ся вопросы: Как грамотно и эффективно использовать свой потенциал ? Как избежать ошибок в деле самореализации? Распространенный сюжетный ход писателей-фантастов сво- дится к тому, что жизнь на пла- нете Земля представляет собой «космическую ссылку». Действительно, судя по тому, с каким надрывом и драматиз- мом люди строят свою жизнь, стремясь достичь какой-либо цели, а зачастую только пыта-
Глава первая ясь понять, в чем же эта цель состоит, какие хаотичные и бо- лезненные формы принима- ют их отношения с окружаю- щими, в это можно поверить. И все же позвольте с этим не согласиться. Полагаем, жизнь на Зем- ле — это скорее космическая «служебная командировка», в которую человека посылают с тем, чтобы он выполнил определенную работу. И пред- полагается, что работа эта будет любимой, плодотворной и в итоге приятной, так как должна соответствовать на- шим способностям, отвечать интересам и удовлетворять амбициям. , И вопрос как раз в том, чтобы возможно точнее и быстрее определиться: какова же она, НАША сфера деятельности? Другими словами — с какого пути и в каком направлении уходит НАШ поезд? Примечательно, что типирование личности помогает че- ловеку узнать и осознать важнейшие вещи: Кто я? Кто меня окружает! — а исходя из этого — Как действовать! Найдя ответы на эти вопросы, мы подходим к главному: На какой поезд нам нужно спешить и с кем нам по пути! Мы перестаем жить «вслепую», так как понимаем теперь, куда и с какой скоростью нужно двигаться, а также осознаем всю бессмысленность огульных требований и призывов к ок- ружающим «жить так, как я считаю нужным». Совершенно справедливо замечает американская цели- тельница Луиза Хей: «Оставьте своих родных и близких в покое!» А мы добавим: «Займитесь устройством собствен- ной жизни!» — и этот лозунг есть не что иное, как призыв к реализации вашего врожденного потенциала, — ведь 1 1
№ Предисловие именно в этом состоит цель вашей «космической команди- ровки» на Землю. Но для успешного исполнения человеком возложенной на него «миссии» ему необходимо знать и грамотно использо- вать свои сильные стороны, а также правильно диагностиро- вать (и признать для себя!) слабые. Это гораздо серьезнее и сложнее, чем кажется на первый взгляд! Львиная доля люд- ских проблем и несчастий заключается в том, что мы заблуж- даемся на свой счет, то есть переоцениваем одни качества и недооцениваем другие. Отсюда — ошибки в выборе спутника жизни, профессии, недоразумения с друзьями и близкими и бесконечная вере- ница вытекающих из этих «прелестей» проблем. Вы начина- ете ощущать себя все более несчастным, все чаще вас посе- щают болезни, постоянно преследует вопрос: «За что мне это?» Знакомая история? Но хватит о грустном! Мы начинаем новую жизнь! «Будьте самим собой, и вы привлечете в свою жизнь нужных людей», — сказал Ричард Бах. А мы продолжим: «...и нужные события!» Для начала давайте признаем, что мы приходим в этот мир с определенным набором качеств (своеобразной исход- ной энергетической матрицей), и он ждет от нас помощи там, где мы сильны, и готов прийти нам на выручку там, где мы слабы. Осознав, кто мы, начинаем осознавать, зачем мы здесь, и становимся способными выбрать свою сферу деятельнос- ти, в которой действительно сильны, — то есть одарены, энергичны и, как следствие, результативны, и занимаясь ко- торой нам удается осуществить два заветных желания — «быть умным и богатым». Итак, используя метод соционического типирования, мы учимся читать, что же написано на нашем «космическом биле- ^ _ то есть безошибочно находить свой перрон, свой по- езд, свой вагон, в котором сможем поехать в свое, а не чужое и потому действительно светлое будущее. Итак, приглашаем всех желающих в увлекательное путе- шествие под названием «Дорога к себе», с промежуточными станциями «Познай себя — пойми других!» и конечным пунктом назначения «Да будет умный и способный здоро- вым и богатым!» sX'&yj$&&^^ т ГЛАВА ПЕРВАЯ Чем человек уникольнее, тем легче он тишруется Гений — это человек, которому далеко до других! А. Кнышев Аля начала немного теории, которая, безусловно, необхо- дима в такой молодой науке, как соционика. Теория эта опирается на основные постулаты аналитической психоло- гии, разработанные швейцарским ученым К. Г. Юнгом, от- крывшим в начале века принцип «классификации» людей по психологическим типам по следующим признакам: интроверт (-) — экстраверт (+); интуит (И) — сенсорик (С); этик (Э) — логик (Л); рационал - иррационал. Тип индивидуума, по Юнгу, складывался из набора 4-х признаков, соответствующих человеку при выборе по каж- Глава первая 11 дои «оси», и обладал вполне устойчивым набором психичес- ких характеристик. Новаторство соционики состоит в попытке отойти от сугубо специально-психологических тсюнятий (психичес- ких реакций), рассматриваемых К. Г. Юнгом, и перевести его идеи на современные социально-информационные рельсы. Мы же в этой книге пойдем еще дальше: попробуем путем дополнительного энергетического типирования (то есть отне- сения себя и окружающих к тому или иному энергетическо- му типу) вычислить оптимальную сферу и способы самореа- лизации для тех, кто хочет заниматься своим делом. Тем, кто не хочет тратить всю жизнь на выяснение отно- шений, мы поможем в бытийном и психологическом ориен- тировании. Другими словами, попытаемся объяснить: откуда берутся бесконечные «разборки» с близкими и коллегами и как не тратить на них бездну времени, оставаться даже в конфликтных ситуациях коммуникабельным и приятным в общении человеком. Обязательное уточнение! Следует все же помнить об условности указанной классифи- кации — она учитывает прежде всего преобладающие паттер- ны (то есть модели) поведения человека в повседневной жиз- ни и никоим образом не касается поведения в экстремаль- ных ситуациях или отдельно взятых случаях. Здесь имеется в виду систематичность в поведении человека, которая обусловлена его базовой энергетикой. Представляется весьма примечательным следующий факт: чем ярче в человеке выражены какие-либо наклонно- сти и способности, тем легче его отнести к тому или иному типу, так как в любой отличительной «особенности» инди- видуума тот или иной признак проявляется в максимально сконцентрированном виде. Можно сказать и наоборот: Щ$й$:ЙЙ$й$:Й^^ 138 12 Глава первая Ш признак типа есть отражение заложенных в человеке соот- ветствующих способностей. Пытаясь определить свой тип, вы можете легко понять, кто вы более — например, экстраверт или интроверт, если вспомните о собственных предпочтениях, пристрастиях, о том, к чему лежит душа, а не о том, что вы нередко вынуж- дены демонстрировать окружающим. Итак, мы включаемся в увлекательную игру под названи- ем «Угадай-ка». Уточним главное правило игры. Оно звучит так: «Либо — либо!» — то есть, мы играем по правилам альтернативности (третьего не дано). Вы, уважаемый читатель, либо экстраверт — либо интроверт; либо интуит — либо сенсорик; либо этик — либо логик; либо рационал — либо иррационал! Интроверты и экстраверты, или Как вы взаимодействуете с окружающим миром «Нам чужой земли не надо, но и своей не отдадим!», или НЕМНОГО ОБ ИНТРОВЕРТАХ Лринцип энергетического взаимодействия с окружаю- щим миром определяется осью интровертность — экс- травертность (—/+). Интроверт — это человек-айсберг, лишь верхняя часть кото- рого открыта внешнему миру. Недаром мы обозначаем дан- 13 ный тип энергетики знаком минус (—). ^. Это человек, ориентиро- ванный в первую очередь на свой внутренний мир. Именно там он черпает критерии для оценки происходящего вокруг, именно там рождаются моти- вы его поступков. Это человек пассивной энергетики, то есть он преимущественно погло- щает энергию и соответствует началу ИНЬ (согласно восточ- ной философии). ^ Во внешних проявлениях это человек, как правило, спокой- ный, рассудительный, иногда просто молчаливый или склон- ный к задумчивости. Но в приятной и безопасной для него об- становке (часто это просто знакомая обстановка) интроверт вполне может быть раскованным, эмоциональным и веселым. ^ В своих решениях и поступках это человек осторожный, иногда чересчур: в силу своего «отрицательного заряда» он не склонен разбрасываться энергией и предпочитает браться за посильные, конкретные дела, желательно с известным ре- зультатом. Увы, встречаются и варианты, когда интроверт предпочитает вообще ни за что не браться (непременно рас- смотрим ниже!). ^ Интроверт способен развить настоящую активность, если требуется доказать правильность (а для него это истинность!) собственных внутренних установок, — будь то выкладки раз- работанной им теории, нравственные убеждения или взгля- ды на любую другую жизненную проблему. Вот в этом случае он может оказаться многословным и темпераментным, а то и повести себя «аки лев разъяренный» (в зависимости от сте- пени важности вопроса)! Его девиз в такой ситуации: «Не мо- гу поступиться принципами!» SSSSiSSISiSSiSi^
14 Глава первая К сожалению, подобное поведение интроверта не всегда бывает адекватным ситуации, не всегда кажется достаточно логичным и убедительным для его оппонентов. Но — внима- ние! Именно интроверт способен стать вашим самым непри- миримым и последовательным противником! ^ В силу направленности «внутрь себя» интроверт старается по возможности ограничивать поступление информации из внешнего мира (в слишком больших количествах она может подорвать его внутренние устои). К тому же интроверту труд- но быстро переключаться с одного на другое, так как любая новая информация тщательно «просеивается» (опять же сквозь сито внутренних установок). Как правило, это молча- ливый, напряженный процесс. Если ваш знакомый интроверт впал в задумчивость — скорее всего, включен его внутренний компьютер и идет мощная обработка поступившей информа- ции! А вот результат этой внутренней работы, будь то язви- тельные комментарии или восхищение, вы сможете оценить несколько позже — когда «программа завершила работу». По этой причине очень распространен вариант, когда интроверт вас вежливо слушает, и, не встречая возраже- ний, вы начинаете думать, что нашли союзника. Отнюдь! Просто во время вашей пламенной речи у него был выклю- чен внутренний компьютер — лень включать, или не инте- ресует тема, или не подлежит обсуждению, так как это Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|