Гирфатуллина Гульназ Камилевна. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его рук, кистей, речевых умений (мелкой пальцевой моторики).

Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка формируются очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет обширное представительство в каре больших полушарий в коре головного мозга. Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребёнка каждого из пальцев, нужно помогать ребёнку координированно и ловко ими манипулировать. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

 

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, достаточно развита память, внимание, связная речь.

Поэтому поставила такие задачи:

  1. подобрать психолого-педагогические методики, адекватно оценивающие эту проблему;
  2. теоретически изучит эту проблему;
  3. обеспечить детей знаниями, умениями, и навыками;
  4. создать соответствующую предметно-развивающую среду в группе.

В своей работе использую следующие методы и приёмы: игровые упражнения, пальчиковые игры, аппликационную лепку, ниткопись, упражнения с крупой, игры с пуговицами, выкладывание геометрических орнаментом по опорным точкам, работу со схемами, чтение художественных произведений лучших детских писателей А. Барто, С. Маршака, Г. Сапгира, В. Берестова, Е.Благининой, Е. Серовой, Э. Успенского, использование речевого материала: загадок, чистоговорок, небылиц, песенок, потешек, стихотворений, сказок, рассматривание иллюстраций, фотографий.

Каждое занятие рассчитано на 15-20 минут и не должно быть утомительным. Если дети устают, нужно провести небольшую физминутку, музыкальную паузу или пальчиковую гимнастику. В начале каждого занятия целесообразно провести массаж кистей рук (потирание, придавливание, растирание пальцев) и пальчиковую гимнастику. На занятиях неплохо использовать приятно звучащую, негромкую, спокойную музыку. Педагог должен создать спокойную, радостную, творческую атмосферу. Она- помощник детей, а не руководитель. Заинтересованность воспитателя будет стимулировать ребёнка в создании новых необыкновенных чудесных творений. Следует всегда помнить, что главное не только то, как красиво ребёнок выполнил свою работу, а развитие личности ребёнка, воспитание у него уверенности в своих силах, развитие фантазии, творчества, желания трудиться, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей. В младшем дошкольном возрасте дети должны уметь застёгивать и расстёгивать пуговицы; зашнуровать и расшнуровать обувь, завязывать шарф; завязывать и развязывать узелки; подбирать крышки по величине, по цвету, по двум признакам; уметь пользоваться прищепкой, задание на развитие мускулатуры пальцев рук; подбирать колпачки к фломастеру по цвету, по величине, выкладывать изображения из пуговиц, спичек (5-8 шт.), семян на пластиковой основе.

На занятиях с использованием крупы и семян дети учатся: удерживать семечки, крупу пальцами; делать массаж ладоней с помощью горошин (катать горошину между ладонями с внутренней и внешней стороны; придавливать горошину к столу и вращать её каждым пальчиком); выкладывать геометрические или растительные орнаменты по опорным точкам или схемам или рисовать их по памяти; выкладывать из зерна, бобовых крупы фигурки людей и животных, различные предметы, цифры, буквы, слова; рисовать пальцами на подносах заполненных крупой прямые, фигуры, буквы, слова, цифры, животных.

Некоторые игры и упражнения можно приводить в форме соревнований: «Кто быстрее разложит?», «Кто больше соберёт?»

Упражнения с пуговицами развивают у детей: репродуктивное и творческое воображение; память; творческие способности; зрительно-моторную координацию; пространственную ориентировку; мелкие движения рук; глазомер; речь;

Игры и занятия с клеточками.

Упражнения, проводимые в тетрадях в клеточку, формируют у детей: пространственно-образное мышление; чувственное, зрительное и слуховое восприятие; творческое воображение; внимание, память.

Игры с клеточками развивают у детей аккуратность, графические умения, глазомер. Штриховка тренирует руку ребёнка, помогает почувствовать границу фигуры. Техника штриховки может быть разнообразной- в клеточку, в линеечку, точками, кружочками, волнами, завитками.

Линии на рисунке должны быть прямыми, а не дрожащие, прерывистые, неровные.

Благодаря пальчиковым играм, упражнениям, занятиям, развивает у детей:

  • воображение, мышление, способность к анализу и синтезу, тренирует логику
  • помогают получить информацию о разнообразии окружающего мира, знакомят с понятиями «цвет», «форма», «размер»
  • формируют общие речевые навыки у детей, обогащают словарный запас
  • способствуют развитию предметной деятельности (улучшают сенсорное развитие ребёнка), развитию тактильной (кожной) чувствительности; оказывают прекрасное тонизирующее и оздоровительное действие, развивают глазомер, стимулируют зрительное внимание
  • развивают художественный вкус, конструкторские навыки, формируют интерес к рисованию, составлению узоров, симметричному расположению фигур
  • учат детей владеть своими руками, развивают крупную и мелкую моторику, элементарную ловкость в обращении с мелкими предметами, способность координировать свои движения

-воспитывают усидчивость и терпение.

Таким образом, особенную роль развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры- своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они позволяют корригировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций.

Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира: предметы, животных, людей, явления природы. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, достаточно развита память, внимание, связная речь. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы для овладения письмом, создать условие для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости. К 6 – 7 годам заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышцей кисти.

Просмотров: 474
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие мелкой моторики рук у детей




Другие новости по теме:

  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Наталия Седельникова. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность (из опыта работы)
  • Никитенко Елена Владимировна. Проект 'Мир на кончиках пальцев', направленный на развитие мелкой моторики
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Развитие мелкой моторики как средство гармоничного развития ребёнка.
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Грушецкая Людмила Александровна. Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики у детей раннего возраста в ДО
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Богатырева Тамара Федоровна. Пособие по развитию мелкой моторики 'Пальчики играют – ум ребенка развивают'
  • Волкова Галина Николаевна. «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Тимофеева Софья. Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях у детей от 1 года до 3 лет
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Поморцева Ольга Александровна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи младших дошкольников.
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Трофимова Александра Викторовна. Игровые упражнения для развития мелкой моторики
  • Фадеева Ольга Юрьевна. Влияние мелкой моторики на развитие ребёнка раннего возраста
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Чемекова Надежда Михайловна. Родительское собрание 'Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей'
  • Леонова Наталья Юрьевна. «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
  • Пачина Алёна Михайловна. Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики с предметами домашнего обихода»
  • Воронова Ольга Геннадиевна. Игры своими руками для развития мелкой моторики и координации движений.
  • Семенова Мария Виталиевна, Попова Марина Сергеевна. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ЗПР ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
  • Сотенко Людмила Васильевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на занятиях с использованием нетрадиционной техники лепки – тестопластики.
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Буздалина Наталья Александровна. Игры с прищепками для развития мелкой моторики детей
  • Савалина Елена Борисовна. Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь