МБДОУ №230 г.Нижний Новгород
«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками этим органом из органов.»
Дж. Бруно
Уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики рук у детей. Появление удобной одежды без пуговиц, обуви без шнурков, шапок без завязок, книжек с наклейками исключает мелкие движения пальцев. В результате, то, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками.
Степень развития тонких движений пальцев рук — первый из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. На сегодняшний день, проблема с речевым развитием и неготовность большинства дошкольников к письму остается актуальной. Вот почему, работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью подготовки ребенка к овладению связной речи и письма.
Существует много приемов и способов развития мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика, мозаика, разные виды конструкторов, шнуровки, лабиринты и «бродилки» интересны и полезны детям. А занятие творчеством – это не только способ выразить свои чувства и эмоции, но и необычайно эффективная деятельность, развивающая ловкость пальцев.
Гармонично развивать двигательные функции кистей рук у детей через творчество можно разными путями. Одним из эффективных средств являются нетрадиционные техники. Поэтому, вводя в свою работу по изобразительной деятельности новые способы и материалы, ставлю перед собой цель: создание благоприятных условий для развития мелкой моторики рук у дошкольников, через нетрадиционные техники изобразительной деятельности. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей планирую следующие задачи:
- Развивать и укреплять мелкую моторику;
- Формировать самостоятельность в работе с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности;
- Создавать предметно-развивающую среду, благотворно влияющую на развитие мелкой моторики у дошкольников;
- Познакомить родителей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности для детского творчества дома.
Доказано, что у ребенка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, сформирована мыслительная деятельность – он умеет логически рассуждать, достаточно развиты память и внимание, связная речь. Именно поэтому, в своей работе по изобразительной деятельности использую и нетрадиционные художественные техники, которые не только дают возможность для развития творческих способностей дошкольников, но и помогают в формировании координации движения пальцев рук.
Знакомя детей с нетрадиционными техниками рисования, я предлагаю «рисовать» кусочком поролона, ладошкой, мятой бумагой, пальчиками, ниткой, солью и т.д. добиваясь свободного движения руки во время рисования. Рисунок удивляет ребенка, дарит ему восторг и непередаваемые новые ощущения.
Используя в детской деятельности нетрадиционные техники аппликации (обрывная, объемная, с использованием оригами, мятых салфеток, природного материала, круп, ткани и т.д.), я обучаю ловкости в работе с материалом, что способствует у детей:
- укреплению моторики рук;
- обогащению сенсорного впечатления;
- обогащению словаря;
- развитию мыслительной деятельности;
- развитию аккуратности и усидчивости.
Какие нетрадиционные техники развития мелкой моторики можно использовать:
- Рисование пальцами рук: (можно использовать либо специальные пальчиковые краски, либо гуашь), пусть ребенок окунает пальцы в краску и рисует ими на бумаге. Можно использовать не только традиционный альбом, но и большой лист ватмана или кусок обоев и рисовать, сидя на полу. Обычно деткам очень нравится этот вид рисования, можно рисовать даже на старой белой простыне, затем стирать и снова на ней рисовать.
- Рисование ладошкой — аналогично с предыдущим видом, только рисовать нужно всей ладошкой сразу. Можно окунуть пальцы в разную краску и получить радужные рисунки.
- Рисунок точками — ребенок окунает палец в краску и ставит его перпендикулярно к листу, изображая рисунки.
- Рисование отпечатками предметов — для этих целей сойдет и пробка от бутылки, и небольшая тарелка и вообще все, что попадется.
- Кляксография вызывает неописуемый восторг у детей. При помощи ложки на бумагу наносится краска, затем нужно взять трубочку и дуть на краску, не касаясь ее соломинкой. Можно на рисунок сверху наложить лист бумаги и сравнить отпечаток с оригиналом, затем можно пофантазировать на тему того, на что похожа клякса.
- Рисование с помощью трафаретов — известный нам с детства вид изодеятельности.
- Набрызги — этот метод заключается в том, что ребенок берет краску на кисть и разбрызгивает ее на бумагу в произвольном порядке. Можно повторять разными цветами.
- Отпечатки листьев — набираете во время прогулки листьев с разных деревьев и кустарников, красите их и переносите отпечатки на бумагу. Можно создать целую композицию из разных листьев.
- Рисунок поролоном схож с печатью. Из поролона можно вырезать различные фигуры, закрепить их на палочке (на карандаше, проволоке и так далее), затем окунать в краску и отпечатывать на бумаге.
- Рисование мелом — безобидный вид творчества, безопаснее, чем фломастерами. Мелками можно рисовать на улице и дома на специальной доске.
- Рисование на мокрой бумаге может выручить, когда рисунок должен иметь расплывчатые очертания чего-либо, например, туман.
- Фон для рисунка можно делать не простой кисточкой, а тем же поролоном или ватой, а так же проводя зубочисткой по щетине зубной щетки, предварительно окрашенной.
*
А использование игрового самомассажа, в сопровождении легко запоминающихся стихов, позволяет организовать веселые и эмоциональные минутки отдыха, и в то же время, повышают эффективность работы.
Для более результативного решения задачи по развитию мелкой моторики рук у детей в том числе и с помощью нетрадиционных техник, в группе создана развивающая предметно-пространственная среда. Понятие «развивающая среда» — создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. В свободном доступе детей находится множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры. Для развития руки и пальцев имеются мячики: колючие, рифлёные, мягкие, «крутилки», юлы, в том числе и самодельные. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.
А так же:
- бельевые прищепки для развития координации движений пальцев рук;
кнопочный телефон для развития дифференцированных движений пальцев рук;
- шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки.
Все эти пособия и игры находятся в свободном доступе для ребёнка. При этом я объясняю, показываю, рассказываю, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья воспитанников
Развивающую среду группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей «Пальчиковый театр», «Театр рукавичек», «Театр ложек». Здесь требуются умелые руки и искусство сценариста и актера. Данные игры помогают не только развитию мелкой моторики, но и в работе над звукопроизношением, интонационной выразительностью речи.
Для развития ручной умелости большое значение имеют различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и т.д.). В группе все эти виды деятельности также нашли широкое применение в центре изобразительной деятельности. Он оборудован таким образом, что ребенок в любое время может взять необходимые материалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью. Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, я, прежде всего, думаю о том, чему полезному могут научить ребенка самые обычные предметы, окружающие его каждый день.
Только систематическая работа по развитию мелкой моторики позволяет достичь положительных результатов. Но, ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия семьи. Укрепление партнерских отношений с родителями – залог успеха. Суть совместной работы в следующем:
- разъяснение важности нетрадиционных техник изобразительной деятельности для подготовки руки к письму;
- расширение знаний родителей о нетрадиционных техниках изобразительной деятельности;
- мастер-классы по нетрадиционным техникам для совместной деятельности дома.
Многие родители не знают, как знакомить ребят с нетрадиционными приемами изобразительной деятельности, а о некоторых, вообще никогда не слышали. Поэтому, были разработаны консультации и индивидуальные беседы по этому направлению.
В итоге, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями дала следующий результат:
- Заметна динамика развития мелкой моторики у детей.
- Дети творчески применяют изученные нетрадиционные техники в самостоятельной художественной деятельности.
- Дети адекватно оценивают результат своей деятельности.
- Родители принимают активное участие в творческой деятельности детей в домашних условиях.
- Дети – постоянные участники творческих конкурсов.
|