Фуфалько Галина Григорьевна. Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Занятия по развитию графических навыков занимают важное место в системе коррекционного обучения в группе для детей с нарушением речи. Они способствуют развитию мелкой моторики рук, учат точно координировать движение руки, развивают ориентировку в пространстве, произвольное внимание, память, совершенствуют зрительное и слуховое восприятие. Все это в свою очередь способствует умственному развитию детей.

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее».

 

Скачать конспект

Своевременно начатая систематическая работа по развитию движенией пальцев рук подготавливает успешное овладение техникой письма. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызвать негативное отношение к обучению в школе. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка в речевой группе ДОУ. В дошкольном учреждении важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо.

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологический готовности ребенка к поступлению в школу. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Мощное средство для поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук у детей улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность, осуществляется коррекция двигательных нарушений.

Занятия по развитию графических навыков проводятся 1 раз в неделю, а также включаются как часть занятия в организованную образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений. Они включают в себя развитие предметной деятельности у детей, пальчиковую гимнастику, работу с книгами-раскрасками, работу в альбомах и тетрадях в клетку.

Ребенок знакомится с тетрадью, ее разлиновкой, рабочей строкой; учится выполнять задания в ограниченном пространстве – клетке; закрепляет умение измерять условной меркой – клеткой; сравнивать объекты по величине и форме; чертит прямые линии разной длины, в разных направлениях, волнистые линии, дуги, круги, овалы; обводит контур изображения; рисует по клеткам, раскрашивает; запоминает теплые и холодные цвета. Он учится анализировать учебное задание, запоминать и представлять порядок его выполнения, сравнивает объекты, устанавливает их сходства и различия. Ребенок уточняет знания о простейших геометрических фигурах, учится аналитическому восприятию предметов сложной формы и воссозданию их из элементов.

В процессе работы у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуются зрительно-двигательные координации, ориентировка в микропространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

Введение на страницах тетрадей любимых детьми героев сказок и мультфильмов делает занятия интересными и непринужденными. Дети любят эти занятия, не испытывают утомляемости, успешно усваивают материал, у них увеличивается объем внимания, становится лучше зрительная, мускульная, двигательная, тактильная, слуховая, словесная память, уточняется и расширяется словарь, развивается связная речь, пространственное воображение.

Каждое занятие объединено единым содержанием по лексическим темам. А вовлечение в них сказочных персонажей, предполагаемые действия с ними способствуют нравственному, эмоциональному и эстетическому воспитанию.

Коррекционно-развивающая работа

в старшей логопедической группе

по лексической теме «Зима, зимние развлечения»: «ЕЛОЧКА».

Цель. Формировать представление о новогоднем празднике; уточнять и расширять словарь по теме «Новогодний праздник» (елка, подарок, Дед Мороз, Снегурочка; дарить, получать, петь, танцевать, украшать); совершенствовать грамматический строй речи (употребление категории творительного падежа с предлогом с); учить составлять рассказ о новогодней елке.

Последовательность работы

Рассказ педагога:

«Дома Веревочка познакомилась с котенком, и стали они играть вместе. Вбежали котенок с Веревочкой в комнату. А там... "Что это за красота?!" — воскликнула Веревочка, увидев красивую елку. На ней висели разноцветные шарики, бусы, мигающие огоньки. "Я стану красивым шариком", — решила Веревочка и превратилась в новогоднюю игрушку. Веревочка провисела на елочке очень долго».

Лексико-грамматические игры и упражнения

  • «Какая елочка?». Подбор определений к слову «елочка» (маленькая, зеленая, на стоящая/искусственная, лесная, колючая, ароматная, душистая, красивая).
  • «Нарядим елочку!». Составление предложений. Логопед раздает детям игрушки, которые они вешают на елку, и говорят: «Я вешаю на елочку шишку... шарик... картинку... зайчика... конфетку». И т.д.
  • «Игрушки собираются на новогодний праздник». Употребление в речи категории творительного падежа с предлогом с. Зачин логопеда:

Наши игрушки на праздник идут,

Построим их парами — они ждут!

Дети строят игрушки парами и комментируют:

Мишка пойдет с зайчиком.

Кукла пойдет с куклой.

Робот пойдет с Петрушкой. И т.д.

  • «Подарки от Дедушки Мороза». Усвоение глаголов будущего времени.

Зачин логопеда: «Дед Мороз придет и подарки принесет». Далее каждый ребенок рассказывает, что ему на праздник подарит Дед Мороз.

Загадка

Красавица какая

Стоит свежа, сверкая.

Как пышно убрана!

Скажите, кто она? (Елка.)

Практическая работа «Елка из веревочки».

Развитие связной речи

  • Рассказ «Елочка». Закрепление знаний по теме. Логопед вместе с детьми под ходит к наряженной елочке и составляет рассказ. «Вот нарядная елочка. Она пришла к нам из леса. Она маленькая, зеленая, колючая, ароматная. На ней много вето чек. На них висят игрушки. Кто их повесил на елочку? (Дети.) Кто, какую игрушку повесил? Какие игрушки висят вверху? Какие внизу? А посередине?».

Пальчиковая гимнастика

Перед нами елочка (пальцы рук переплетены, из больших — верхушка елочки),

Шишечки, иголочки (руки сжимают в кулаки, указательные выставлены),

Шарики, фонарики ( «шарики» из пальцев вверх, вниз),

Зайчики и свечки ( «ушки» из указательного и среднего пальцев),

Звезды, человечки (ладони сложены, пальцы расставлены).

Сенсорное развитие

  • «Составь елочку!». Усвоение понятий «верхний», «нижний», «средний».

Логопед раздает геометрические фигуры, из которых дети собирают елочку.

Работа над звуковой стороной речи

  • «Слово ты договори и все вместе повтори!». Вот она — елка, на елке... иголки. Елочка высока, достает до... потолка. Дед Мороз придет и подарки... принесет. Дед Мороз, Дед Мороз отморозит тебе... нос. Вот пришла девчурка из снега... Снегурка. Бабу снежную лепили и вокруг нее... ходили.

Физкультминутка

Встали дети все в кружок (встают в круг, взявшись за руки).

Дед Мороз огни зажег (идут по кругу)

На высокой елке. Наверху звезда (идут в середину круга),

Бусы в два ряда (идут обратно).

Пусть не гаснет елка (опять идут по кругу),

Пусть горит всегда!

Конспект

организованной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук и графических навыков на тему: «Новый год»

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с рабочей строкой.
  2. Закрепить умение чертить прямые линии разной длины и в разных направлениях, измерять условной меркой — клеткой.
  3. Уточнять представление о пространственных отношениях (влево, вправо, вверх, вниз).
  4. Расширять и конкретизировать представления детей о посуде, ее назначении, частях, из которых она состоит.
  5. Развивать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие, речь.

Ход занятия:

1. Пальчиковая игра «Будем елку украшать».

Раз, два, три, четыре, пять — (Соединять одноименные пальцы рук,

начиная с больших).

Будем елку украшать (Переплести пальцы рук, показать «елку»)

Бусы, шарики, игрушки, (Сгибать большой, указательный и

средний пальцы правой руки).

Дождик, звездочки, хлопушки. (Сгибать безымянный палец и мизинец

правой руки и большой палец левой руки).

Миллион на ней огней — (Руки согнуть в локтях, пальцы рук сложить

в щепоть. Выпрямить пальцы, а затем снова

сжать в щепоть. Повторить несколько раз)

Можно приглашать гостей. (Хлопнуть в ладоши, а затем вытянуть руки

вперед ладонями вверх).

2. Работа в тетрадях в клетку.

(Утехина К. Развитие графических навыков письма у дошкольников. Д/в № 5 1998 г.).

3. Упражнения на внимание и мышление.

Н.Б. Истомина, Н.А. Муртазина Готовимся к школе. Тетрадь по математике № 1. (24, 25 стр. 13).

4. Работа с пуговицами. Выкладывание по контуру «Новогодняя елочка».

5. Рисование Деда Мороза и Снегурочки по контуру.

Просмотров: 461
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие мелкой моторики рук у детей




Другие новости по теме:

  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Елена Тарасова. Конспект развлечения в старшей логопедической группе для детей с ФФНР Развитие графических навыков подготовка руки к письму Тема: «Лесная ёлка»
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Наталия Седельникова. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность (из опыта работы)
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Николаева Светлана Ивановна, Шилова Анна Викторовна. Проектная работа «Организация взаимодействия с родителями по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
  • Тимофеева Софья. Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях у детей от 1 года до 3 лет
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Шибаршина Татьяна Александровна. Работа с родителями по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с частичной потерей зрения через развивающие игры
  • Толмачева Людмила Алексеевна. Вопросы методики развития мелкой моторики рук и графических навыков у дошкольников
  • Ерышканова Наталья Владимировна. Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики рук «Что умеют наши пальчики»
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Пурзикова Елена Владимировна. Кружок по развитию речи детей и укреплению мелкой моторики рук «Говорящие пальчики»
  • Хасанзянова Люция Накифовна. Консультации для воспитателей Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
  • О.Б. Спицина Е.А. Шуклина А.С. Бузинова. Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему «Влияние мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на развитие речи и мыслительных операций»
  • Ирина Симонова. Конспект занятия по развитию речи и подготовке руки к письму в подготовительной к школе группы
  • Главный Редактор. Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста «Поможем Золушке»
  • Шевчук Ольга Валерьевна. План работы по самообразованию. «Развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия пластилинографией»
  • Шатлова Светлана Сергеевна. Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями среднего возраста «Играем пальчиками — развиваем речь»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука С с использованием игр на развитие моторики пальцев рук».
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Матвеева Елена Александровна. Развитие мелкой моторики рук в процессе художественно-творческой деятельности
  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Желтова С.А, Шагинова Е.А.. Статья на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей».
  • Юлия Хрупова. Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
  • Алена Сергеевна Расскзова. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь