Аугустинавичюте Аушра » Дуальная природа человека



1 страница


Аушра Аугустинавичюте  

Дуальная природа человека  

 

 

Аугустинавичюте Аушра  

Дуальная природа человека  

 

АУШРА АУГУСТИНАВИЧЮТЕ  

ДУАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА  

Очерк по соционике  

Содержание.  

1. Природа эротических чувств ... 3  

2. Проблемы психологической дополняемости ...4  

3. Преимущества типологии К.Г.Юнга...5  

4. Чувство юмора и 16 типов ИМ ...6  

5. Что кого интересует и кто в чем разбирается ...7  

6.Сознательность любви ... 11  

7. Качества человека, которые следует учитывать при подборе партнера ...12  

А. Шизотимность - циклотимность ... 13  

Б. Экстравертность - интровертность ... 15  

В. Логика - этика ....20  

Г. Сенсорика - интуиция ....24  

Д. Статика - динамика ...27  

Е. Другие качества ...27  

8. Что дает человеку психическое дополнение ... 28  

9. Проявление чувств в предбрачной дружбе ... 32  

А. Логические экстраверты и этические интроверты .... 33  

Б. Этические экстраверты и логические интроверты .... 38  

В. Сенсорные экстраверты и интуитивные интроверты ... 41  

Г. Интуитивные экстраверты и сенсорные интроверты ... 45  

10. Послесловие автора ... 50  

1. ПРИРОДА ЭРОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ.  

-------------------------  

Где причина эротической любви? В очеловеченном половом инстинкте.  

Так думают довольно часто. Но любовь удовлетворяет не одну, а две, со вершенно независимые друг от друга потребности: потребность снятия сек суального напряжения и потребность психической связи с другим человеком. Обе зависимы от интеллекта, культуры, социальных условий, взаимосвязанных между собой, но не являются причиной друг друга. Наиболее убедительной нам кажет ся гипотеза, по которой феномен любви объясняется природой человека как пар ного существа.  

Об этом размышляли многие философы. "Один человек еще не человек, - пи сал Фейербах, - только в паре он обретает гармоничную целостность". Истин ная сущность любви состоит в том, - читаем у Гегеля, - чтобы отказаться от самого себя, забыть себя в другом Я и, однако, в этом же исчезновении и заб вении впервые обрести самого себя, забыть и обладать самим собой. /Гегель. Соч.,Т.N13, 1940, стр.108/ Подобным образом рассуждает Эрих Фромм: "Любовь позволяет быть собой и сохранить свою целостность. Любовь является парадок сом, в котором два существа становятся одним и, однако, остаются двумя".  

Для объяснения этого не очень-то понятного явления древними греками ис пользовался миф об андрогинах, который рассказывает Аристофан Сократу в диа логе Платона "Пир".Миф о том, что когда-то люди имели двойное тело - две па ры рук и ног, два лица. И только рассерженный Зевс рассек их пополам. Поэто му каждый человек сейчас является половинкой, постоянно жаждущей восстанов ления своего прежнего полного Я.  

Похоже звучат строки Ю.Рюрикова: "Это физическое ощущение своей слитнос ти с другим человеком - ощущение совершенно фантастическое. Мы знаем, что в обычном состоянии человек не может ощущать чувства другого человека, пережи вать их, и только в апогее сильной любви есть какой-то странный психологи ческий мираж, когда разные Я как бы исчезают, сливаются друг в друга, и лю ди делаются психологическими андрогинами... это чуть ли не буквальное "пере селение душ" - как будто часть твоей "души" перебралась в тело другого чело века, слилась с его нервами, и теперь ты чувствуешь его чувства точно так же, как свои... почему это бывает только у любящих, только у близких людей, - неясно, психологам и физиологам еще предстоит разрешит эту загадку". /Ю.Рюриков. "Три влечения". М., 1968, стр.157-158/  

Если эротическая любовь является последствием психической структуры че ловека, то о ней можно говорить не только на языке искусства, но и на точ ном языке науки. Убежденность, что люди вступают в брак не только для того, чтобы иметь детей и сексуальную жизнь, что одинокая жизнь, как и психичес кое одиночество в браке, ненормальные явления, заставляют смотреть на брак более серьезно.  

2. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДОПОЛНЯЕМОСТИ.  

-------------------------------------  

Если человек ищет психические дополнения, значит его дополняет не каж дый физически приятный партнер, а лишь индивидуум с определенными психичес кими качествами. Эти качества и нужно установить. В какой-то мере правы ут верждающие, что для дополнения нужны противоположные качества. НО наши ис следования показали, что не каждую противоположность можно назвать дополне нием. Есть противоположности, дающие постоянную напряженную конфликтность или погашение активности другого. А есть и дополняющие противоположности, ведущие к уравновешиванию психики человека, к активации его жизни. Ответ ле жит за каждой из типологий, которыми пользуются психиатры, начиная от П.Б.Ганушкина, Э.Кречмера,К.Г.Юнга, А.Кемпинского, кончая А.Е.Личко,К.Леон гардом. З а к а ж д о й! Просто есть совместимые типы людей и несовмести мые. И каждый, кто знает хоть одну из этих типологий, может для себя это проверить. В общем - как и при всех открытиях - ответ настолько прост, что уму непостижимо, почему до сих пор до этого никто не додумался ни у нас, ни за границей.  

Наиболее зрелой для понимания совместимости и несовместимости разных ти пов людей является типология К.Г.Юнга. Этому способствует подход автора к психике человека как к определенной структуре, тогда как все другие типоло гии имеют описательный характер. Мы с нее и начнем. Что касается других ти пологий, то для желающих приводим сравнительную таблицу /рис.3/, по которой видно как те же типы людей называются у других авторов. Может возникнуть вопрос, почему вышеупомянутые авторы не заметили закона дополняемости чело века человеком. Во-первых, наверное, потому что все они психиатры, которые по роду своих занятий работали с отдельными пациентами, углубляясь в позна ние качеств отдельных типов людей, и не могли наблюдать за их взаимодей ствием в постоянных микроколлективах: в семье, на работе. Кроме того, доста точно долго бытовало мнение, что полностью психически здоровые люди - одно типны, что определенные типические черты проявляются лишь при некотором от клонении от нормы. Что все люди "средние", и лишь у пациентов с отклоненным поведением можно заметить типичные черты какой-то акцентуации или психопа тии. Хотя, например, А.Е.Личко недвусмысленно говорит, что определенные ак центуации появляются на базе определенного типа личности. Мы от себя можем добавить, что тип личности определяет склонность человека не только к раз ным психическим, но и к совершенно другим соматическим заболеваниям.  

3. ПРЕИМУЩЕСТВА ТИПОЛОГИИ К.Г.ЮНГА.  

------------------------------  

Об одном из преимуществ мы уже говорили. Это - структурный подход. Кро ме того, автор классифицирует здоровых, а не больных людей, поэтому пользуются не такими неприятными названиями как другие /рис.3/. За его наз ваниями не психические отклонения, а самые сильные стороны психики человека, называемые автором психическими функциями. Основные функции - это способнос ти человека с особым умением разбираться в определенных аспектах мира. Мы эти функции будем называть элементами информационного метаболизма человека.  

К сожалению названия К.Г.Юнга нам тоже не совсем подходят. Поэтому то, что он условно называл мышлением, мы условно назовем логикой, то, что он на зывал эмоциями, - этикой. Не беремся утверждать, что наши названия идеальны и что в будущем не удастся подобрать ничего подходящего, но они более точны, чем юнговские. Например, когда К.Г.Юнг противопоставляет мыслительные типы эмоциональным, создается впечатление, что первые "мыслят", а вторые "живут эмоциями". На самом деле же они все мыслят, только мыслят о другом: первые об объективном, вторые о субъективном в окружающем их мире. Поэтому, если мы про этих последних говорим: "у этих людей преобладает этическое мышление", это не прозвучит такой несуразицей, как если бы мы сказали "у этих людей преобладает эмоциональное мышление". У людей с "этическим" мышлением склонность оценивать и судить окружающее с точки зрения этичности- неэтич ности отношений и поступков. Людей с "логическим" мышлением в основном инте ресует логичность - алогичность отношений и поступков. Итак, с одной сторо ны, мы остались при принципе К.Г.Юнга строить названия, опираясь на наибо лее развитые стороны психики человека, а с другой стороны, эти названия нем ного изменили. Поэтому вместо юнговских:  

мышление, эмоции, сенсорика, интуиция появились:  

логика, этика, сенсорика, интуиция.  

Вторая поправка, которую нам пришлось внести, - сдвоение названий. И сам Юнг утверждал, и мы в своей практике убедились, что характер человека опре деляется не одной, а двумя "функциями". Когда, например, говорим "логичес кий тип", то не знаем, который логический: тот, что с сенсорикой, или тот, что с интуицией. Они очень сильно отличаются. Тот, что с сенсорикой, - прак тичный, деятельный человек. Второй более стратег, чем тактик, склонен к тео риям, философствованию, строительству того, что называют воздушными замками. Они отличаются во всей повседневности, во всех мелочах. Первый всегда опрят ный, знает, что красиво, что нет, всегда собранный. Второй - рассеянный, старается сколько может быть опрятным и сосредоточенным, но это ему далеко не всегда удается.  

Юнговские термины экстравертированный-интровертированный мы заменили на ныне распространенные экстраверт-интроверт, хотя считаем, что еще более под ходящими были бы термины экстратим-интратим, сделанные по аналогии с кречме ровскими терминами шизотим-циклотим, потому что после работы Айзенка, сог ласно тестам которого распространилась тенденция каждого общительного чело века называть экстравертом, а каждого замкнутого - интровертом, эти термины стали двусмысленными.  

4. ЧУВСТВО ЮМОРА И 16 ТИПОВ ИНФОРМАЦИОННОГО  

---------------------------------------  

МЕТАБОЛИЗМА (ИМ).  

---------------  

В связи с тем, что различия в типе личности это не что иное как разли чия в обмене информационного сигнала с окружением, типы личности мы будем называть типами информационного метаболизма. Короче - типами ИМ.  

Причем здесь информационный метаболизм?  

Оказывается, психика человека окружающий нас мир дифференцирует на опре деленные составные части или аспекты. И каждый тип личности про одни из этих аспектов получают очень дифференцируемую и очень хорошо осознаваемую инфор мацию, а про другие аспекты воспринимает недифференцируемую, в сжатом виде. Поэтому разные типы личности, побыв в одних и тех же ситуациях, помнят и рассказывают совершенно другое и другими словами. Рассказ сопровождают дру гой мимикой, акцентируют другие моменты, происшествия. Основной причиной то го, почему один человек приятен, нравится, а другой - неприятен, утомляет, является то, какими именно словооборотами он выражает свои мысли, какими ми микой, жестами, интонациями эти слова сопровождает. Когда один человек заде вает другого, он это делает не столько своими поступками, сколько тем, как он эти поступки объясняет, которые из своих мотивов выдвигает. Поэтому одно му за одно и то же прощается, другому - нет.  

Можно напомнить, что термин ИМ мы заняли у классика польской психиатрии Кемпинского. По-видимому, он первый заговорил о том, что в основе психологи ческого дискомфорта человека лежит нарушение его ИМ. Теперь мы знаем, что этим нарушением является ни что иное, как недополучение нужных сигналов, раздражителей от людей с дополняющими психиками и перегрузка ненужными, утомляющими, раздражающими, от людей, контакт с которыми затруднен, потому что из-за своего типа ИМ они свои мысли выражают мало понятными и неприемле мыми способами.  

Люди с неподходящим типом ИМ очень часто травмируют какими-либо замеча ниями и шутками, которые не дают ни информации, ни успокоения, а лишь раз дражают. Любая шутка до нас доходит лишь в том случае, если она как бы нев значай дает ответ на какой-то назревший вопрос и успокаивает. У каждого чув ства юмора ограничено, потому что каждый хочет успокоения в чем-то другом. И поэтому часто, когда кто-то обижается на нашу шутку, нам просто кажется, что у этого человека нет чувства юмора. Дело же в том, что он склонен шутить другими словами и совершенно о другом.  

Всего есть 16 типов ИМ. Одни из них из окружения лучше отбирают одни сигналы, другие - другие. Что доступно одним, недоступно другим. Одни рас сеяны и забывчивы на одно, другие на другое. Как эти типы появились? По-ви димому, на долгом пути развития человека, психика отдельной личности специа лизировалась, обретая при этом некоторую односторонность. Образовались своеобразные пары психических свойств: если одно из них у ребенка развивает ся интенсивно, рост другого задерживается. Поэтому психическая структура ин дивида, его характер асимметричны и односторонни. Человек - общественное су щество не только потому, что производство является общественным, но и пото му, что из-за определенным образом одностороннего развития психики ему необ ходимо психическое дополнение, которое он получает в своем социальном окру жении при общении и сотрудничестве с лицами, имеющими другие психические структуры. Несколько сообща действующих людей действуют более целенаправле но, более решительно и результативно, когда они имеют психическую опору в людях с другим психическим складом. Это один из секретов простой кооперации.  

В общении людей и их взаимопонимании важными моментами являются уровень интеллекта и культура, к которой индивиды относятся. Но когда говорим о пси хическом дополнении и психической совместимости, самое главное - тип ИМ. Он определяется порядком селекции и обработки психикой получаемой информации. Этот порядок определяет многие психические свойства человека: склонности, способности, интересы, целенаправленность и мотивацию поведения, отношения с другими людьми, эстетические и эротические вкусы. Каждому желательно другое поведение близкого человека. Каждому нужна не вообще "ах, любовь", а такие формы симпатии любящего индивида, которые являются приемлемыми и убеди тельными, удовлетворяют психику.  

5. ЧТО КОГО ИНТЕРЕСУЕТ И КТО В ЧЕМ РАЗБИРАЕТСЯ.  

------------------------------------------  

Для удовлетворения своих собственных нужд человеку необходимо представ ление о всей окружающей действительности. В обслуживании социума люди коопе рируют. Механизм этого явления, по нашим представлениям, достаточно прост: отдельные аспекты действительности отражается в мозгу с разной степенью диф ференциации и осознанности. Те аспекты, которыми пользуется лишь сам инди вид отражаются сравнительно обобщенно, запоминаются как образы, опыт, навы ки. Те же, информация о которых передается обществу, воспринимаются диффе ренцированно с большей точностью, позволяющей осмыслить эту информацию и представить ее в словесной форме.  

Что это за аспекты?  

Приспособление организма к окружению - непрекращающаяся цепь актов физи ческой активности. Все, что происходит вокруг человека в объективном мире, тоже не что иное как цепь актов физической активности. Можно сказать, что то, что происходит с нами и вокруг нас, это те же цепи актов физической ак тивности. А цепь актов физической активности - нечто иное, как четыре такта двигателя внутреннего сгорания:  

1. потенциальная энергия,  

2. превращение потенциальной в кинетическую,  

3. кинетическая энергия,  

4. использование кинетической энергии.  

Это и является четырьмя аспектами восприятия окружающего мира, которые из-за своей типной природы человек воспринимает с разной осознанностью: один луч ше разбирается в потенциальных возможностях другого человека, его способнос тях /1 такт/, другой в его эмоциональной жизни /2 такт/, третий в том как он работает /4 такт/. Каждому из этих аспектов присвоим символ и будем их назы вать интравертными элементами информационного метаболизма человека:




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 2482
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Аугустинавичюте Аушра » Дуальная природа человека » 7 страница
  • Аугустинавичюте Аушра » Дуальная природа человека » 8 страница
  • Аугустинавичюте Аушра » Дуальная природа человека » 5 страница
  • Аугустинавичюте Аушра » Дуальная природа человека » 4 страница
  • Аугустинавичюте Аушра » Дуальная природа человека » 3 страница
  • Аугустинавичюте Аушра » Дуальная природа человека » 2 страница
  • Аугустинавичюте Аушра » Дуальная природа человека » 9 страница
  • Аугустинавичюте Аушра » Дуальная природа человека » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь