Авторы: Аганина Екатерина Николаевна, Гаврилова Анна Григорьевна, воспитатели ГБДОУ детский сад №92 Красносельского района г.Санкт-Петербург
Цель: развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста с использованием комплекса художественно – творческой деятельности по пластилинографии.
Задачи:
- Выявить возможности пластилинографии как эффективного и целесообразного средства развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
- Учить детей основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, ощипывание, вдавливание).
- Учить дошкольников работать на заданном пространстве.
- Учить детей принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Воспитывать умения аккуратной работы с пластилином.
- Мотивировать к участию в создании индивидуальных и коллективных работ.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
- Создать условия в развивающей предметно – пространственной среде группы для развития творческих способностей детей.
- Поддержка творческой инициативы дошкольников.
- Привлекать родителей к совместной художественно – творческой деятельности и разработать информацию педагогического просветительского характера.
Актуальность
Скачать конспект
Технология «пластилинография» актуальна в условиях внедрения ФГОС ДО, поскольку:
- позволяет осуществить интеграцию образовательных областей (художественно-эстетическая, социально-коммуникативная, познавательная, речевая (согласно п.2. 6 ФГОС ДО)
- способствует развитию воображения, творческой активности, умению работать в коллективе
- помогает ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев
Содержательная часть
1. Изучаемая литература:
- Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство «Скрипторий», 2007. – 96 с.
- Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография., 2008. – 52 с.
- Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. 2007. – 72 с.
- Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007. — 111 с.
- Лебедева Е. Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. Издательство: Айрис-пресс. 2008. – 178 с.
- Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. – Издательство: Аст; Сова, 2006. – 94 с.
- Орен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010. – 96 с.
- Румянцева Е. А. Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!" 2009
- изучение опыта работы других педагогов: интернет-ресурсы
2. Работа с детьми:
Этап 1. Знакомство с техникой пластилинография
Рассматривание картин и иллюстраций, выполненных в этой технике
Этап 2. Обучение детей нетрадиционной технике пластилинографии
Этап 3. Самостоятельная творческая деятельность детей
Этап 4. Отслеживание результатов, рефлексия (вернисаж, выставка, галерея)
Чтобы работа в технике пластилинография была более эффективной, прежде всего, нужно заинтересовать детей, начинать работу следует постепенно от лёгкого к сложному.
В процессе обучения пластилинографии не следует ставить перед детьми очень сложные задачи, чтобы не испугать. Очень важно подкрепить их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.
3. Создание развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно – пространственная среда группы предполагает уголок, в котором имеется материал к самостоятельным занятиям нетрадиционной техникой пластилинографией для развития мелкой моторики руки.
Материал: цветной пластилин, картон, стеклянная, пластиковая основа.
Природный материал: семена клена, арбуза, тыквы, подсолнуха, крупы: фасоль, греча, рис, перловка, пшено.
Инструменты: стеки, палочки; возможно использование зубочисток, паст от шариковых ручек, трубочек для коктейлей, формочек, крышечек разного размера.
Оборудование: тканевые салфетки, доски для лепки, набор дополнительных аксессуаров для творчества: глазки, бусинки, бисер, пайетки, колечки.
Демонстрационный материал: образцы пластилиновых картин, поэтапное изображение, анимационные работы художников, выполненных с помощью пластилинографии.
Технические средства обучения: экран, музыкальный центр.
Развивающая предметно — пространственная среда выполняет ответственную функцию — она побуждает детей к самостоятельности, к развитию, формирует интерес, фантазию, воспитывает трудолюбие, аккуратность, усидчивость при выполнении работы.
4. Участие в выставке, посвященной Дню Победы в ВОВ
5. Взаимодействие с родителями
Проведение мастер-класса с родителями «Создание декоративных композиций по мотивам народных промыслов в технике пластилинография»
Выводы, перспективы
Результатом выполненной работы является следующее:
- На основе анализа психолого — педагогической литературы выявлены особенности развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.
- Проведена диагностика развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
- Предполагаемые возможности пластилинографии как средства развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста подтвердились.
Результаты позволяют говорить о том, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином — пластилинографии способствуют развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста. Дети освоили различные технологические приёмы и способы работы, у ребят повысился интерес к работе с пластилином, они проявляют усидчивость и стремление к успешному завершению своих творческих работ, формируется умение планировать работу, доводить начатое дело до конца. Детям предоставляется возможность самим решить, как будет оформлена их картина, дается возможность выбрать подходящий на их взгляд материал, что соответствует стандарту дошкольного образования.
Анализ проведённой работы с детьми позволил сделать вывод, что пластилинография является одним из эффективных средств развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Перспектива видится в продолжении работы над развитием мелкой моторики рук средствами пластилинографии и создании комплекса художественно – творческой деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Привлекает в рамках данной темы возможность в составлении коллективных лепных картин, в создании более сложных композиций с помощью разнообразных и комплексных приёмов, пластилиновых театров по мотивам знакомых сказок.
|