Леонова Ольга Михайловна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика». Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

 

Скачать конспект

Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, как-то: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т.д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому столь важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом в дошкольном возрасте.

Воспитатели, и родители должны помогать ребёнку преодолевать недостатки в формировании правильной речи. Важной частью такой работы является использование упражнений для развития мелкой моторики. Этот вид заданий применяется для воспитанников всех возрастов в системе дошкольного образования, но имеет некоторые различия по отдельным группам.

С увеличением возраста дошкольника выполнение упражнений требует приложения большей физической силы, движения становятся более сложными, детали — более мелкими. Это направлено на улучшение ловкости пальцев, повышение точности и скоординированности движений.

Формирование и совершенствование тонкой моторики пальцев рук ребёнка усложняет строение мозга, развивает психику, речевые и интеллектуальные способности, способствует становлению личности дошкольника. Это и является основной целью занятий в детском саду.

Работая с детьми дошкольного возраста, я сталкиваюсь с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение.

Понимая важность этой проблемы, я поставила перед собой цель: развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, посредством дидактических игр и игрушек. В группе создана необходимая предметно – развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, многие сделаны своими руками.

Существует множество различных способов, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук дошкольников. Рассмотрим некоторые из этих способов.

1. Пальчиковая гимнастика.

«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом — домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст до трех-четырех лет), рекомендуемое время — от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте — 10-15 минут в день).

2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

3. Песочная терапия.

Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Коробка, заполняется наполовину промытым и высушенным речным песком. Покажите ребенку игрушку, которую вы запрячете в этом песке, и сделайте это, когда он отвернется. Постепенно можно увеличивать количество запрятанных игрушек.

Предложите ребенку смоделировать песочную проекцию. Например, в соответствии с имеющимся опытом ребенка, попросите его изобразить зоопарк, домашних животных, лес и т. д. Пусть ребенок сам отберет необходимые материалы и смоделирует пространство.

Придумайте и смоделируйте песочную проекцию с различными ландшафтами (горы, водоемы, равнины и. т. д.) на основе знакомых ребенку лексических тем (например, дикие животные). Используйте для построения проекции фигурки домашних животных. Предложите ребенку исправить картину. Ребенок сам должен выбрать правильные фигурки животных и поместить их в свойственные им ландшафты.

4 Шнуровки — зачем они?

Шнуровки можно разделить на несколько видов. Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п.

Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе.

Третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п., которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина».

5 Массажер “Су-Джок” – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Игровой самомассаж с массажером проводится в виде 5-ти минутных упражнений между основными частями занятия (динамических пауз).

Упражнения на расслабление пальцев и кистей рук:

  • “Погладим котёнка” – плавные движения, иллюстрирующие соответствующее действие, выполняется сначала одной рукой, потом другой. (3-5 раз).
  • “Зайчик” – и. п.: рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.
  • “Кольцо” – и. п. то же; большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.

5. Графические упражнения.

В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Но этих занятий не достаточно, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в детском саду, но и дома.

Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Здесь можно взять задание и на дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, заштриховка и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания. Предусматривается постепенный переход к работе по заданной схеме действия, например: «Нарисуй волны, большие и маленькие, три большие волны и три маленькие». Затем усложняется работа по дорисовыванию орнаментов и лабиринтов.

Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, рисуя орнаменты по клеточкам. При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.

11. Штриховка.

Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге. Способствуют подготовке руки к письму. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Виды штриховки:

  • раскрашивание короткими частыми штрихами;
  • раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;
  • центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);
  • штриховка длинными параллельными отрезками.

При выполнении штриховки необходимо соблюдать правила: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними (0, 3 — 0, 5 см). Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами, затем ввести центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными параллельными отрезками. При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна и ребенок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование мускульного аппарата. Для штриховки можно использовать простой и цветной карандаши, фломастеры и цветные ручки.

Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении:

Игра «От дома к дому». Задача ребенка — точными прямыми линиями соединить между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, затем уже фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действия словами «От домика к домику».

Игра «Всевозможные лабиринты». Ребенку рисуют различные лабиринты. Пусть «пройдет» по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. ( «Этот лабиринт — в замке Снежной Королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет».)

Обведение любых вкладышей из серии «рамки и вкладыши Монтессори» полезно для развития руки, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного, до темного.

Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы.

Рисование орнамента. Хорошо развивает моторную ловкость рисование орнаментов на листах в клетку (графические упражнения) сначала простым карандашом, затем цветными. Выполнять такие упражнения можно с 5 — 6 лет. Дети с интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее.

Не нужно заставлять ребенка рисовать орнаменты. Постарайтесь заинтересовать его этим занятием. Обязательно нужно показать сначала, как это делается.

Кроме работы по развитию мелкой мускулатуры рук на занятиях задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и так далее.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь — учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Таким образом, развивая мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, совершенствуя условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста, я добилась следующих результатов: улучшилась координация и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, кистей рук; улучшилось развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность; создана эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.

И в конце хочу привести несколько конспектов занятий по развитию графических навыков у дошкольников.

Конспект занятия по развитию графических навыков в подготовительной группе.

Программное содержание: формировать интерес к выполнению графических упражнений и заданий; упражнять в рисовании дугообразных линий; развивать зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления; развивать крупную (кистевую) и мелкую (пальцевую) моторику, право- и левостороннюю ориентацию, внимание; воспитывать усидчивость, умение доводить начатое до конца.

Ход занятия:

В.: — Ребята, а вы знаете, что это?

В.: — Правильно, это глобус – модель Земли. Сегодня мы с вами отправимся в Африку, где живут животные жарких стран.

В: Африка – царство самого жгучего в мире солнца и горячего песка. Кто может мне показать на глобусе, где находиться Африка?

В: повторяйте за мной: Волшебный глобус я кручу, попасть я в Африку хочу!

Пальчиковая гимнастика

Если в жаркую страну
Я случайно попаду, (сжимают и разжимают пальцы в кулаки)
То увижу там шакала, (соединить все пальцы обеих рук с большими, образуя бинокль, поднести к глазам)
Кенгуру, гиппопотама.

Обезьяну, тигра, льва,
(поочередно загибать пальцы одновременно на обеих руках)
Крокодила и слона.
(поочередно сжимать и разжимать пальцы правой руки в кулак)

Хорошо живется им –
(поочередно сжимать и разжимать пальцы левой руки в кулак)
Не бывает снежных зим.
(хлопнуть в ладоши и развести руки в стороны)

В: Вот мы и в Африке, проходите на свои места.

Я предлагаю вам отгадать загадки о животных Африки.

Хищника клык, страшный рык,

Слышат звери обомлев,

Царь зверей, конечно … (Лев) выставляется картинка

В: Льва называют царём зверей. Он хищник. Давайте попробуем его

отыскать в травах Саваны.

В: Возьмите листочки с точками. Нужно обвести рисунок точно по

линиям, не отрывая карандаш от бумаги. Какие мы с вам молодцы нашли царя зверей

В:Ребята, догадайтесь, кто изображен на следующей картинке?

Загадка: Вот лошадки, все в полосках, может быть они в матросках?

В: Зебра — это черная лошадка в белую полоску. Каждая зебра покрыта полосками, и они не повторяются. По рисунку детеныш зебры узнает свою мать. А также их окрас позволяет им сбить с толку хищников, они не могут выделить одну зебру. Их много и они сливаются в одно большое полосатое пятно.

В: Давайте поиграем с зеброй, в игру «Что изменилось» (зрительная гимнастика) – выставляются картинки с животными жарких стран, дети закрывают глаза, картинки меняются местами и дети определяют, что изменилось)

В: Следующая Загадка:

Он пятнистый великан –
Шея длинная, как кран:
По сафари ходит «граф»,
А зовут его … (Жираф) выставляется картинка

В: Жираф самое высокое животное на земле. У него длинная шея, ноги.

Ребята, жираф нам предлагает поиграть с кольцами су – джок. Возьмите колечки.

За мамой — слонихой шагает слоненок,

За крокодилихой – крокодиленок,

За львице шагает — маленький львенок,

За верблюдицей бежит верблюжонок,

За зеброй спешит полосатый зебренок, (поочередно одевают колечко на пальчики начиная с мизинца правой руки).

За кем же тогда бежит каждый ребенок? (катают су –джок между ладонями).

В: Еще одна загадка:

Ноги цепкие, как руки,
Ей, конечно, не до скуки:
Все хватает без разбора,
Ест бананы до упора,

Дом родной ее – лиана,
Что за зверь-то? (Обезьяна) выставляется картинка

В: Давайте отдохнем вместе с обезьянкой.

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте

Эх! Руками машем вместе.

Эхе-хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге-ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись — ка на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок! (проходите на свои места)

В: И последняя загадка

Настоящий великан.

Из далёких тёплых стран.

В хобот воду набирает,

А потом фонтан пускает.

Очень крепок и силён.

Догадались? Это — … (Слон) выставляется картинка

В: Слон очень большое, могучее, сильное животное. Но и ему бывает немного грустно. Давайте поможем ему найти друзей. Откройте тетради.

Тетрадь с наклоном положу.

Ручку правильно держу.

Сяду прямо не согнусь,

За работу я возьмусь.

Дорисуйте узор (Слонята).

В: Каких еще вы знаете животных жарких стран? Давайте с ними поиграем.

Д/и «Скажи какой»

У крокодила острые зубы – значит он какой.. (острозубый)

У слона большие уши – значит он какой.. (лопоухий)

У жирафа длинная шея – значит он какой.. (длинношеий)

У тигра есть полоски – значит он какой.. (полосатый)

У носорога толстая кожа – значит он какой.. (толстокожий)

У обезьяны длинный хвост – значит она какая.. (длиннохвостая)

У страуса длинные ноги – значит он какой.. (длинноногий)

В: Наше путешествие подошло к концу пора отправляться в детский сад.

Волшебный глобус я кручу, попасть обратно я хочу!

Где мы сегодня с вами побывали? (в Африке). Что интересного вы

сегодня узнали? Где вам это потом пригодится?

Конспект занятия по развитию графических навыков в подготовительной группе.

Программное содержание: закрепить знания о грибах, развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму формировать интерес к выполнению графических упражнений и заданий; закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, воспитывать усидчивость, умение доводить начатое до конца.

Воспитатель: Ребята сегодня мы отправимся на прогулку. А куда попробуйте отгадать:

Здесь растет деревьев много
Лип, осин, берез и кленов.
А еще грибов и ягод-
Не собрать их даже год.

Место то полно чудес,
А зовем его мы.. (лес)

Воспитатель: А кто из вас был в лесу?

Многие дети отвечают.

Воспитатель: Вам понравилось в лесу?

Дети: Понравилось

Воспитатель: Дети, а кто живет в лесу?

Дети: Заяц, волк, лиса, сова и т.д.

Воспитатель: Что люди собирают в лесу?

Дети: Грибы, ягоды.

Воспитатель: Ребята, пойдёмте в лес за грибами!

1. Пальчиковая гимнастика: «За грибами»

Солнце утром встало рано,

Всех детишек приласкало (ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть – солнышко)

За грибами мы пошли (пальцы «идут» по столу, коленям)

Три лукошка принесли (показ трех пальцев).

2. Упражнение с мячиком Су – Джок «Грибы»

Я корзинку в лес беру, там грибы я соберу (Дети делают ладошку «корзиночкой» и катают шарик.)

Удивляется мой друг. «Сколько здесь грибов вокруг!» (Показывают удивление, разводят руки в стороны)

Подосиновик, масленок, подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь – не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой, все грибы несу с собой (Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки)

А мухомор не понесу, пусть останется в лесу! (Большой палец левой руки оставляют, грозят ему).

3. Выкладывание гриба из палочек

Воспитатель: Мы к пенечку подойдем,

У пенька опят найдем.

4. Физминутка: «По грибы»

Воспитатель: Подойдем к березке ближе и увидим там

грибок стоит:

Осеннею порою мы в лес с тобой придем, (шагают на месте)

Грибов корзинку целую в лесу мы соберем! (приседания)

Летает паутина и падает листва, (покачивают руками над головой)

Шуршит под сапогами увядшая трава. ( «шуршат» ногами)

По тонкому мосточку ручей мы перейдем, (идут на носочках)

Семью лисичек рыженьких во мху с тобой найдем. (наклоны вниз)

Раздвинем травку палочкой и там увидим вдруг — (скрестные движения прямых рук)

Цветные сыроежки рассыпались вокруг. (кружатся на месте)

А на полянке крепкие боровики стоят. ( «пружинка»)

Под лапы елок спрятались, в корзинку не хотят. (ставят руки «елочкой» над головой)

Опят, груздей и рыжиков с тобою мы нашли, (повороты вправо-влево)

Грибов корзинку целую домой мы принесли! (хлопают в ладоши)

5. Игра «Выложи мухомор по контуру» (перловка)

Воспитатель: Возле леса на опушке,

Украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый мухомор.

Красный мухомор предупреждает грибников своим

ярким цветом – «я для вас опасен». На его шляпке белые

пятнышки. Люди про него говорят «Мухомор красен, да

для здоровья опасен».

Но не спешите сбивать мухоморы ногами, палками или топтать их…

Мухомор нужен всем: и растениям, и животным, и людям. белка откусывает по маленькому кусочку и даже засушивает на зиму. Лоси, олени, заболев, ищут по всему лесу мухоморы, для них это лекарство. Он помогает расти деревьям. Люди готовят из мухоморов лекарства. Так же увидели мухомор, знайте – это сигнал: где есть мухоморы – жди боровиков.

Воспитатель: На пригорок мы пойдем,
И боровик там найдем.
Коренастый, в шляпе новой
Гриб в бору растёт сосновом.

Если ты меня найдешь,
Узнаешь сам, как я хорош.
Я возьму тебя с собой
Полезай в лукошко

6. Графический диктант «Гриб»

4<- 1? 1-> 1? 1-> 1? 1-> 1? 5-> 1? 1-> 1? 1-> 1? 1-> 1? 4<- 7? 3<- 7?

Воспитатель: Ребята у нас с вами полные корзинки и грибов. Давайте проверим все ли у нас грибы съедобные.

7. Игра «Четвертый лишний»

Цель: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.

На картинку посмотри,

Предмет лишний назови

И свой выбор объясни.

  • Подберезовик, мухомор, боровик, подосиновик.
  • Мухомор, поганка, сыроежка, ложный опенок.

Воспитатель: Молодцы, теперь вы точно не перепутаете грибы и не соберете в свою корзину ядовитые грибы.

Воспитатель: Вот и подошло наша прогулка к концу. Но помните простые правила сбора грибов.

Воспитатель: Богаты наши леса и делятся охотно с нами своими богатствами.

Придя в лес надо выполнять его правила. Запомните!

Не шумите!

Не мусорьте!

Не уничтожайте ядовитые грибы!

Не топчите и не срывайте грибы с корнем! Если срывать грибы, а не срезать, можно потревожить грибницу, вырвать ее, а без грибницы не появятся новые грибы!

Собирайте грибы только вам знакомые!

Конспект занятия по развитию графических навыков в подготовительной группе.

Программное содержание: формировать интерес к выполнению графических упражнений и заданий; упражнять в рисовании вертикальных и горизонтальных линий; развивать зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления; зрительную память; развивать крупную (кистевую) и мелкую (пальцевую) моторику, внимание; воспитывать усидчивость, умение доводить начатое до конца.

Ход занятия

Приветствие:

-Здравствуй, правая рука! Здравствуй, левая рука!

-Здравствуй, друг! Здравствуй, друг!

- Здравствуй, здравствуй, дружный круг!

В: Ребята отгадайте загадку:

На нем по морю можно плыть,

Лететь, по рельсам мчаться,

Одних он должен развозить,

Другими – управляться. (транспорт)

В: Давайте вспомним, какой вы знаете транспорт

Раз, два, три, четыре, пять (дети шагают на месте)

Будем транспорт называть.

По земле пассажиров возят (хлопают в ладоши)

Машина, автобус и поезд (вращают перед собой «изображаемый руль»)

Самолет идет на взлет (поднимают руки в стороны и покачивают ими, как самолет крыльями)

Корабль по морю плывет (соединяют ладошки, изображают нос корабля, при этом слегка покачивают руками, как будто корабль качается на волнах)

Вы колесики крутитесь

Вы колесики крутитесь (быстро вращают руками перед грудью)

Быстро, Быстро, Быстро, мчитесь

Раз, два, три – остановись (перестают вращать)

В: Мы сегодня будете путешествовать, а на каком транспорте вы будете путешествовать выберите сами. Проходите в мастерскую и соберите для себя транспорт.

(выкладывание транспорта из палочек)

В: Вот мы и отправились в путь. А чтобы нам в пути, было не скучно поиграем в игру

Игра: «ЕДИТ, ПЛЫВЁТ, ЛЕТАЕТ»

Цель: обогащение познавательно — речевой сферы детей по теме «Транспорт».

Задачи:

Закрепление знаний о видах транспорта — наземный, водный, воздушный, подземный. Активизация в речи предметного словаря по теме «Транспорт», словаря признаков и действий. Формирование грамотной связной речи; умений использовать предлоги.

Ход: Карточки видов транспорта перемешиваются и выкладываются на стол. Дети по очереди берут карточку и говорят: «У меня самолет, он летает, относится к … виду транспорта, и т. д.» и т. д. дополнительные вопросы, загадки, стихи и т. д. использует взрослый по усмотрению. Затем карточку ставят на соответствующий макет (вода, небо, земля)

В: Вот Мы приехали на вертолетную площадку. Проходите и занимайте вертолеты.

(рисование вертолета кончиками пальцев на манке)

Быстро лопасти крути!

Вертолет лети, лети.

В: Молодцы хорошо полетали на вертолетах.

В: Наше путешествие продолжается.

Физминутка про траспорт

На лошадке ехали, (Шагаем на месте.)

До угла доехали.

Сели на машину, (Бег на месте.)

Налили бензину.

На машине ехали,

До реки доехали. (Приседания.)

Трр! Стоп! Разворот. (Поворот кругом.)

На реке — пароход. (Хлопаем в ладоши.)

Пароходом ехали,

До горы доехали. (Шагаем на месте.)

Пароход не везет,

Надо сесть на самолет.

Самолет летит,

В нем мотор гудит: (Руки в стороны, «полетели».)

-У-у-Ф.

В: Наш путь лежит дальше. Следующая остановка: бензоколонка.

-А что нужно сделать, чтобы наш транспорт мог двигаться дальше?

Дети: Заправить бензином и завести.

Упражнение с карандашом: «Заведи моторчик».

Соединить ладони пальцами вперёд. Карандаш в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш, постепенно ускоряя темп, затем замедляя.

Заведи мотор скорей и ладошки разогрей.
Все быстрей, быстрей, быстрей –
Сил, дружочек, не жалей!
Ход немного замедляем,

Вот мы к дому подъезжаем.
Едем тише, тише, тише –
И мотор уже не слышно!
Машина подъехала к дому!

В: И последняя остановка в нашем путешествии машиностроительный завод. Мы с вами станем инженерами и рабочими и будем строить машину.

Я тетрадь свою открою
И наклоном положу.
Я друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.
Дорисуй узор (МАШИНА)

В: У вас отлично получилось. Но нам пора возвращаться. Мы не двинется с места, пока не вспомним, как нужно вести себя в транспорте. Давайте повторим правило, докончи, предложения словами «разрешается», «запрещается».

Игра: «Разрешается, запрещается»

* При посадке в транспорт
Входить в задние двери... (разрешается)
* А выходить через передние... (разрешается)
* Если едешь в транспорте,

И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
Ехать «зайцем», как известно,... (запрещается)

* Уступать старушке место... (разрешается)
* Опираться на входную дверь... (запрещается)
* Сесть на свободное место... (разрешается)
* Высовываться из окна... (запрещается)
* Громко разговаривать и кричать... (запрещается)

В — Вот мы и в детском саду. Молодцы, ребята! Мне очень понравилось, как вы работали, были внимательными, активными. Где вам могут пригодиться знания о транспорте? (ответы детей)

Просмотров: 792
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие мелкой моторики рук у детей




Другие новости по теме:

  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Говердовская Наталья Владимировна. Мягкая развивающая книга как дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Ляльцева Юлия Алексеевна. Использование тестопластики для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
  • Толмачева Людмила Алексеевна. Вопросы методики развития мелкой моторики рук и графических навыков у дошкольников
  • Наталия Седельникова. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность (из опыта работы)
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Щелконогова Анна Анатольевна. Развивающие планшеты «Подбери и закрути» для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
  • Леонова Наталья Юрьевна. «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Степанова Алина Николаевна. Лепка как средство развития мелкой моторики рук у детей 3 — 4 лет
  • Светлана Корнеева. Значение развития мелкой моторики рук детей для обучения в школе
  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Воронова Ольга Геннадиевна. Игры своими руками для развития мелкой моторики и координации движений.
  • Алена Сергеевна Расскзова. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка»
  • Тарасюк Юлия Анатольевна. «Пластилинография – средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
  • Оболенская Татьяна Евгеньевна. Использование «Айрис фолдинг» для развития мелкой моторики рук
  • Ерышканова Наталья Владимировна. Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики рук «Что умеют наши пальчики»
  • Курочкина Елена Александровна. Конспект ООД для детей среднего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук «Поможем котику»
  • Погосьян Марина Васильевна. Консультации для воспитателей 'Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста'
  • О.Б. Спицина Е.А. Шуклина А.С. Бузинова. Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему «Влияние мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на развитие речи и мыслительных операций»
  • Шатлова Светлана Сергеевна. Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями среднего возраста «Играем пальчиками — развиваем речь»
  • Азаренко Елена Анатольевна. Семинар – практикум для родителей младшего дошкольного возраста «Развитие мелкой моторики рук в процессе лепки».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь