|
Андреева Г.М. » Социальная психологияГ.М. Андреева
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ДОПУЩЕНО МИНИСТЕРСТВОМ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СССР В КАЧЕСТВЕ УЧЕБНИКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ПСИХОЛОГИИ УНИВЕРСИТЕТОВ
Издательство Московского университета
1980
ПРЕДИСЛОВИЕ
Печатается по постановлению Рсдакционно-издательского совета Московского университета
Рецензенты:
доктор психелогических наук Ю. А. Шерковнн, кандидат философских наук Л. А. Петровская
М.
Изд-во Моск.
Андреева Г. М.
Социальная психология.
ун-та, 1980. Иб с.
В учебнике изложены основные проблемы социальной психоло- гии как науки, методологические аспекты социально-психологического исследования; анализируются конкретные психологические характе- ристики больших социальных групп и динамические явления, при- сущие малым группам (сплоченность, лидерство, принятие группо- вых решении и т. д.); рассматриваются основные направления при- кладных исследований в социальной психологии.
Предназначена для студентов-психологов и читателей, интере- сующихся проблемами социальной психологии.
1С)Р>п8-031
0304000000
077(02)-80 (5) Издательство Московского университета, 1980 г.
Всякий учебник для университета представляет со- бой своеобразное резюме того состояния научной дис- циплины, которого она достигла к настоящему времени, т. е. он должен бережно донести до читателя всю глуби- ну, сложность, порой противоречивость, тех поисков, которыми полна наука сегодняшнего дня. Однако учебник тем и отличается от монографий, что он фикси- рует нечто гораздо более <безусловное> в науке, со- держит в себе определенный свод того, что изучено, доказано, достаточно устоялось. Примирить эти две традиции удается далеко не всегда, особенно для тех научных дисциплин, которые вообще трудно назвать <устоявшимися>. Несомненно, что социальная психоло- гия находится в таком именно положении.
Развиваясь с большим перерывом в качестве само- стоятельной отрасли знания, социальная психология в нашей стране имеет весьма короткую историю. Более длительно существующая традиция развития этой дис- циплины в немарксистской системе знания не помога- ет делу, а, напротив, порождает ряд дополнительных трудностей. Социальная психология ближе всех осталь- ных частей психологической науки связана с социаль- ными и идеологическими проблемами, и опыт ее за- падной традиции требует принципиального критическо- го переосмысления. Марксистская же социальная пси- хология находится лишь в процессе становления.
Поэтому написать традиционный учебник здесь про- сто не представляется возможным: нельзя найти <гото- вые> формы знания, если сама наука демонстрирует
собой живой процесс формирования совершенно новых принципов, их воплощения в практике исследований. Строго говоря, ни одна из истин здесь не безусловна, количество вопросов превышает количество ответов на них. В тот период, когда речь шла о праве социальной психологии на существование, можно и нужно было со- брать воедино все разрозненные элементы знания и <доказать>, что социальная психология не только дол- жна быть, но и что она есть. Теперь же, когда никто не сомневается в необходимости этой дисциплины и ее реальном существовании, необходимо доказать, что в ней еще не достроено, не выяснено, спорно. Вряд ли стоит бояться того, что это скомпрометирует науку. Скорее наоборот: всякая рефлексия всегда означает оп- ределенный уровень зрелости научной дисциплины. С другой стороны, не писать учебник, <ждать>, пока все устоится в этой сравнительно новой отрасли знания, нельзя. Новые поколения приходят в науку, они строят ее, дать им в руки своего рода компас - значит способ- ствовать быстрейшему возведению всего здания. Эта за- дача особенно важна для профессионалов, для сегод- няшних студентов-психологов, кому предстоит решать все эти непростые задачи. Жажда социально-психологи- ческих знаний давно уже настолько сильна, что любое пособие по этой дисциплине <расхватывается> мгновен- но. Вышло много работ, которые не названы учебника- ми для вузов, но фактически выполняют и эту роль. Те- перь назрела задача написать учебник специально для студентов психологических факультетов и отделений университетов. Именно в нем уместно поставить все спорные, дискуссионные вопросы, потому что его чита- телям предстоит профессионально работать в этой обла- сти, В нем необходимо четко проследить все повороты той полемики, которую советская социальная пси- хология ведет с западной традицией развития этой дис- циплины. В нем важно точно оговорить все пункты взаи- моотношения с этой традицией - принципиальную неприемлемость многих теоретических схем и методоло- гических подходов и вместе с тем допустимость и воз- можность использования конкретных методических при- емов и отдельных результатов. В этом учебнике надо во весь рост поставить и саму задачу построения марк- систской социальной психологии как науки, обладающей
принципиально иными методологическими принципами, и главное, - заботливо проанализировать те ростки, в которых эти принципы воплощаются в ткань конкрет- ных исследований.
Естественно, при этом встают и некоторые <вечные> вопросы написания учебников: излагать ли общую кон- цептуальную схему науки и тогда в большей мере рас- сказывать <о социальной психологии> или максималь- но полно представить экспериментальную практику, так, чтобы это не был <рассказ о науке>, а она говори- ла сама за себя. Соединить в полной мере два эти под- хода не удастся, поскольку объем учебника не выдер- жал бы этого. И в данной книге не удалось найти опти- мального решения: здесь будет дан компромиссный ва- риант. Лишь в некоторых случаях будут полностью пред- ставлены эксперименты, относящиеся к той или иной области. Главная задача в том, чтобы сделать ясной ос- новную канву социальной психологии как научной дис- циплины, развивающейся в рамках марксистского миро- воззрения и на основе принципов, разработанных в со- ветской общей психологии. Эта общая схема рассмотре- ния предмета поможет увидеть более четко необходи- мые направления исследований и обнаружить <белые пятна>.
Такой путь заставляет нарушить еще одну заповедь написания учебника - сведение к минимуму ссылок на позиции различных авторов и тем более употребления цитат. Вся ситуация в науке противится такой тради- ции. Дискуссионные вопросы на данном этапе развития социальной психологии нельзя замалчивать: в ходе та- ких дискуссий отыскиваются решения и новые подхо- ды. Точно так же вряд ли целесообразно не упоминать работы, идеи которых представляются спорными авто- ру. Конечно, право каждого исследователя защищать свою позицию, свой подход, но в тех случаях, когда осу- ществляется поиск, когда истины еще не доказаны, нормой взаимоотношений между исследователями дол- жно быть добросовестное изложение максимального количества идей. Это не означает упоминания всех, ра- ботающих в ключе той или иной идеи: длинные переч- ни фамилий уместны в авторефератах диссертаций, но загромоздят учебник. Необходимо упомянуть основные имена и идеи, в других же случаях студенты будут от-
сыпаться к соответствующим работам, которые приво- дятся в сносках.
Настоящий учебник написан на основе курса лекций по социальной психологии, прочитанных на факульте- те психологии МГУ в 1975-1978 гг. Я признательна тем поколениям студентов, которые слушали этот курс и своими вопросами помогли достичь в изложении оп- ределенной ясности, а также всем сотрудникам и аспи- рантам кафедры социальной психологии МГУ, кото- рые в разные годы посещали этот курс, вели на основе его программы семинарские занятия и в бесконечных дискуссиях обсуждали поставленные проблемы. Особо хочу поблагодарить профессора [ А. Н. Леонтьева за тот исключительно благоприятный режим, который был создан им на факультете для утверждения курса соци- альной психологии.
Раздел 1 ВВЕДЕНИЕ
Глава 1
МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Подход к проблеме
Само сочетание слов <социальная психология> указывает на специ- фическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук - психологии и социологии, - социаль- ная психология до сих пор сохраняет свой особый ста- тус, который приводит н тому, что каждая из <роди- тельских> дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различ- ных причин. Главной из них является объективное су- ществование такого класса фактов общественной жиз- ни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук - психо- логии и социологии. С одной стороны, любое обществен- ное явление имеет свой <психологический> аспект, по- скольку общественные закономерности проявляются не иначе, как через деятельность людей, а люди действу- ют, будучи наделенными сознанием и полей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ни- ми, связей общения и взаимодействия, и анализ их не- возможен вне системы психологического знания. Другой причиной двойственности положения социальной пси- хологии является сама история становления этой дис- циплины, которая вызревала в недрах одновременно и социологического и психологического знания, и в пол- ном смысле слова родилась <на перекрестке> этих двух наук. Все это создает немалые трудности как в опре-
делении предмета социальной психологии, так и в вы- явлении круга ее проблем.
Вместе с тем потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования таких пограничных проблем, и они не могут <ожидать> окон- чательного решения вопроса о предмете социальной пси- хологии. Запросы на социально-психологические иссле- дования в условиях развитого социалистического обще- ства поступают буквально из всех сфер общественной жизни, в связи с тем что все больше возрастает потреб- ность в сознательном управлении общественными про- цессами. Такие запросы следуют из области промыш- ленного производства, из различных сфер воспитания, из системы массовой информации, из области демогра- фической политики, борьбы с антиобщественным пове- дением, спорта, сферы обслуживания и т. д. Можно утверждать, что практические запросы опережают раз- витие теоретического знания в социальной психологии.
Все это, несомненно, стимулирует интенсивное разви- тие социальной психологии на современном этапе. Не- обходимость этого усугубляется еще двумя обстоятель- ствами. Во-первых, тем, что в истории существования советской социальной психологии как самостоятельной науки был довольно длительный перерыв, и новый этап бурного оживления социально-психологических иссле- дований начался лишь в конце 50-х - начале 60-х го- дов. Во-вторых, тем, что социальная психология по свое- му существу является наукой, стоящей весьма близко к острым социальным и политическим проблемам, к иде- ологии, а потому принципиально возможны две различ- ных традиции в ее развитии: в системе как марксист- ского, так и немарксистского мировоззрения. Социаль- ная психология на Западе существует в рамках этой второй традиции, и, поскольку там она имеет весьма солидную историю, возникает вопрос об отношении к теоретическим и методологическим подходам западных исследователей, а также к результатам, полученным ими. Становление марксистской традиции в социально- психологическом знании неизбежно включает в себя критический анализ зарубежной социальной психоло- гии.
Таким образом, для социальной психологии, как, может быть, ни для какой другой науки, актуально од-
новременное решение двух задач: и выработки прак- тических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь необходимых практике, и <достраи- вание> своего собственного здания, как целостной сис- темы научного знания, с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной мето- дологии исследований. Для советских ученых это озна- чает разработку системы марксистского социально-пси- хологического знания.
Приступая к решению этих задач, естественно, необ- ходимо, пока не прибегая к точным дефинициям, очер- тить круг проблем социальной психологии для того, чтобы не только интуитивно, но и более строго опреде- лить задачи, которые могут быть решены средствами этой дисциплины. Мы исходим при этом из признания того факта, что, несмотря на пограничный характер, социальная психология представляет собой часть пси- хологии (хотя существуют и другие точки зрения, на- пример, отнесения социальной психологии к социоло- гии). Следовательно, определение круга ее проблем бу- дет означать выделение из психологической проблема- тики тех вопросов, которые относятся к компетенции именно социальной психологии. Поскольку советская психологическая наука в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обо- значить специфику социальной психологии как изуче- ние закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.
Дискуссия о пред- мете социальной психологии в 20-е годы
К такому пониманию своего предмета социальная психология пришла не сразу, и поэтому для уяснения вопроса полезно проанализировать содержание тех дис- куссий, которые имели место в ее истории. В истории советской социальной психологии можно выделить два этапа этой дискуссии: 20-е годы и конец 50-х - начало 60-х годов. Оба эти этапа имеют не только исторический интерес, но и помогают более глубоко по- нять место социальной психологии в системе научного знания и способствуют выработке более точного опре- деления ее предмета.
В 20-е годы, т. е. в первые годы Советской власти, дискуссия о предмете социальной психологии была сти- мулирована двумя обстоятельствами. С одной стороны, сама жизнь в условиях нового становящегося общест- венного строя выдвинула задачу разработки социально- психологической проблематики. С другой стороны, идей- ная борьба тех лет неизбежно захватила и область со- циально-психологического знания. Как известно, эта острая идейная борьба развернулась в те годы между материалистической и идеалистической психологией, когда вся психология как наука переживала период острой ломки своих философских, методологических ос- нований. Для судьбы социальной психологии особое значение имела точка зрения Г. И. Челпанова, который, защищая позиции идеалистической психологии, предло- жил разделить психологию на две части: социальную и собственно психологию. Социальная психология, по его мнению, должна разрабатываться в рамках марк- сизма, а собственно психология должна остаться эмпи- рической наукой, независимой от мировоззрения вооб- ще и от марксизма в частности. Такая точка зрения фор- мально была за признание права социальной психоло- гии на существование, однако ценой отлучения от марк- систских философских основ другой части психологии.
Естественно, что позиция Г. И. Челпанова оказалась неприемлемой для тех психологов, которые принимали идею перестройки философских оснований всей психо- логии, включения ее в систему марксистского знания. Возражения Челпанову приняли различную форму. Прежде всего была высказана идея о том, что, по- скольку, будучи интерпретирована с точки зрения марк- систской философии, вся психология становится со- циальной, нет необходимости выделять еще какую-то специальную социальную психологию: просто единая психология должна быть подразделена на психологию индивида и психологию коллектива. Эта точка зрения получила свое отражение в работах В. А. Артемова. Другой подход был предложен с точки зрения получив- шей в те годы популярность реактологии. Здесь также
См. подробнее: Буди лова Е. А. Философские проблемы в советской психологии, гл. 2. М., 1971.
Артемов В, А. Введение в социальную психологию. М" Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|