Андреева Г.М. » Социальная психология



1 страница


Г.М. Андреева  

 

СОЦИАЛЬНАЯ  

ПСИХОЛОГИЯ  

 

ДОПУЩЕНО МИНИСТЕРСТВОМ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО  

СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СССР  

В КАЧЕСТВЕ УЧЕБНИКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ  

ФАКУЛЬТЕТОВ ПСИХОЛОГИИ УНИВЕРСИТЕТОВ  

 

Издательство  

Московского университета  

 

1980  

 

 

 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ  

 

Печатается по постановлению  

Рсдакционно-издательского совета  

Московского университета  

 

Рецензенты:  

 

доктор психелогических наук Ю. А. Шерковнн,  

кандидат философских наук Л. А. Петровская  

 

М.  

 

Изд-во Моск.  

 

Андреева Г. М.  

 

Социальная психология.  

 

ун-та, 1980. Иб с.  

 

В учебнике изложены основные проблемы социальной психоло-  

гии как науки, методологические аспекты социально-психологического  

исследования; анализируются конкретные психологические характе-  

ристики больших социальных групп и динамические явления, при-  

сущие малым группам (сплоченность, лидерство, принятие группо-  

вых решении и т. д.); рассматриваются основные направления при-  

кладных исследований в социальной психологии.  

 

Предназначена для студентов-психологов и читателей, интере-  

сующихся проблемами социальной психологии.  

 

1С)Р>п8-031  

 

0304000000  

 

077(02)-80  

(5) Издательство Московского университета, 1980 г.  

 

Всякий учебник для университета представляет со-  

бой своеобразное резюме того состояния научной дис-  

циплины, которого она достигла к настоящему времени,  

т. е. он должен бережно донести до читателя всю глуби-  

ну, сложность, порой противоречивость, тех поисков,  

которыми полна наука сегодняшнего дня. Однако  

учебник тем и отличается от монографий, что он фикси-  

рует нечто гораздо более <безусловное> в науке, со-  

держит в себе определенный свод того, что изучено,  

доказано, достаточно устоялось. Примирить эти две  

традиции удается далеко не всегда, особенно для тех  

научных дисциплин, которые вообще трудно назвать  

<устоявшимися>. Несомненно, что социальная психоло-  

гия находится в таком именно положении.  

 

Развиваясь с большим перерывом в качестве само-  

стоятельной отрасли знания, социальная психология в  

нашей стране имеет весьма короткую историю. Более  

длительно существующая традиция развития этой дис-  

циплины в немарксистской системе знания не помога-  

ет делу, а, напротив, порождает ряд дополнительных  

трудностей. Социальная психология ближе всех осталь-  

ных частей психологической науки связана с социаль-  

ными и идеологическими проблемами, и опыт ее за-  

падной традиции требует принципиального критическо-  

го переосмысления. Марксистская же социальная пси-  

хология находится лишь в процессе становления.  

 

Поэтому написать традиционный учебник здесь про-  

сто не представляется возможным: нельзя найти <гото-  

вые> формы знания, если сама наука демонстрирует  

 

собой живой процесс формирования совершенно новых  

принципов, их воплощения в практике исследований.  

Строго говоря, ни одна из истин здесь не безусловна,  

количество вопросов превышает количество ответов на  

них. В тот период, когда речь шла о праве социальной  

психологии на существование, можно и нужно было со-  

брать воедино все разрозненные элементы знания и  

<доказать>, что социальная психология не только дол-  

жна быть, но и что она есть. Теперь же, когда никто  

не сомневается в необходимости этой дисциплины и ее  

реальном существовании, необходимо доказать, что в  

ней еще не достроено, не выяснено, спорно. Вряд ли  

стоит бояться того, что это скомпрометирует науку.  

Скорее наоборот: всякая рефлексия всегда означает оп-  

ределенный уровень зрелости научной дисциплины.  

С другой стороны, не писать учебник, <ждать>, пока все  

устоится в этой сравнительно новой отрасли знания,  

нельзя. Новые поколения приходят в науку, они строят  

ее, дать им в руки своего рода компас - значит способ-  

ствовать быстрейшему возведению всего здания. Эта за-  

дача особенно важна для профессионалов, для сегод-  

няшних студентов-психологов, кому предстоит решать  

все эти непростые задачи. Жажда социально-психологи-  

ческих знаний давно уже настолько сильна, что любое  

пособие по этой дисциплине <расхватывается> мгновен-  

но. Вышло много работ, которые не названы учебника-  

ми для вузов, но фактически выполняют и эту роль. Те-  

перь назрела задача написать учебник специально для  

студентов психологических факультетов и отделений  

университетов. Именно в нем уместно поставить все  

спорные, дискуссионные вопросы, потому что его чита-  

телям предстоит профессионально работать в этой обла-  

сти, В нем необходимо четко проследить все повороты  

той полемики, которую советская социальная пси-  

хология ведет с западной традицией развития этой дис-  

циплины. В нем важно точно оговорить все пункты взаи-  

моотношения с этой традицией - принципиальную  

неприемлемость многих теоретических схем и методоло-  

гических подходов и вместе с тем допустимость и воз-  

можность использования конкретных методических при-  

емов и отдельных результатов. В этом учебнике надо  

во весь рост поставить и саму задачу построения марк-  

систской социальной психологии как науки, обладающей  

 

принципиально иными методологическими принципами,  

и главное, - заботливо проанализировать те ростки, в  

которых эти принципы воплощаются в ткань конкрет-  

ных исследований.  

 

Естественно, при этом встают и некоторые <вечные>  

вопросы написания учебников: излагать ли общую кон-  

цептуальную схему науки и тогда в большей мере рас-  

сказывать <о социальной психологии> или максималь-  

но полно представить экспериментальную практику,  

так, чтобы это не был <рассказ о науке>, а она говори-  

ла сама за себя. Соединить в полной мере два эти под-  

хода не удастся, поскольку объем учебника не выдер-  

жал бы этого. И в данной книге не удалось найти опти-  

мального решения: здесь будет дан компромиссный ва-  

риант. Лишь в некоторых случаях будут полностью пред-  

ставлены эксперименты, относящиеся к той или иной  

области. Главная задача в том, чтобы сделать ясной ос-  

новную канву социальной психологии как научной дис-  

циплины, развивающейся в рамках марксистского миро-  

воззрения и на основе принципов, разработанных в со-  

ветской общей психологии. Эта общая схема рассмотре-  

ния предмета поможет увидеть более четко необходи-  

мые направления исследований и обнаружить <белые  

пятна>.  

 

Такой путь заставляет нарушить еще одну заповедь  

написания учебника - сведение к минимуму ссылок на  

позиции различных авторов и тем более употребления  

цитат. Вся ситуация в науке противится такой тради-  

ции. Дискуссионные вопросы на данном этапе развития  

социальной психологии нельзя замалчивать: в ходе та-  

ких дискуссий отыскиваются решения и новые подхо-  

ды. Точно так же вряд ли целесообразно не упоминать  

работы, идеи которых представляются спорными авто-  

ру. Конечно, право каждого исследователя защищать  

свою позицию, свой подход, но в тех случаях, когда осу-  

ществляется поиск, когда истины еще не доказаны,  

нормой взаимоотношений между исследователями дол-  

жно быть добросовестное изложение максимального  

количества идей. Это не означает упоминания всех, ра-  

ботающих в ключе той или иной идеи: длинные переч-  

ни фамилий уместны в авторефератах диссертаций, но  

загромоздят учебник. Необходимо упомянуть основные  

имена и идеи, в других же случаях студенты будут от-  

 

сыпаться к соответствующим работам, которые приво-  

дятся в сносках.  

 

Настоящий учебник написан на основе курса лекций  

по социальной психологии, прочитанных на факульте-  

те психологии МГУ в 1975-1978 гг. Я признательна  

тем поколениям студентов, которые слушали этот курс  

и своими вопросами помогли достичь в изложении оп-  

ределенной ясности, а также всем сотрудникам и аспи-  

рантам кафедры социальной психологии МГУ, кото-  

рые в разные годы посещали этот курс, вели на основе  

его программы семинарские занятия и в бесконечных  

дискуссиях обсуждали поставленные проблемы. Особо  

хочу поблагодарить профессора [ А. Н. Леонтьева за  

тот исключительно благоприятный режим, который был  

создан им на факультете для утверждения курса соци-  

альной психологии.  

 

Раздел 1  

ВВЕДЕНИЕ  

 

Глава 1  

 

МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ  

В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ  

 

Подход  

к проблеме  

 

Само сочетание слов <социальная  

психология> указывает на специ-  

фическое место, которое занимает  

эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув  

на стыке наук - психологии и социологии, - социаль-  

ная психология до сих пор сохраняет свой особый ста-  

тус, который приводит н тому, что каждая из <роди-  

тельских> дисциплин довольно охотно включает ее в  

себя в качестве составной части. Такая неоднозначность  

положения научной дисциплины имеет много различ-  

ных причин. Главной из них является объективное су-  

ществование такого класса фактов общественной жиз-  

ни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь  

при помощи объединенных усилий двух наук - психо-  

логии и социологии. С одной стороны, любое обществен-  

ное явление имеет свой <психологический> аспект, по-  

скольку общественные закономерности проявляются не  

иначе, как через деятельность людей, а люди действу-  

ют, будучи наделенными сознанием и полей. С другой  

стороны, в ситуациях совместной деятельности людей  

возникают совершенно особые типы связей между ни-  

ми, связей общения и взаимодействия, и анализ их не-  

возможен вне системы психологического знания. Другой  

причиной двойственности положения социальной пси-  

хологии является сама история становления этой дис-  

циплины, которая вызревала в недрах одновременно и  

социологического и психологического знания, и в пол-  

ном смысле слова родилась <на перекрестке> этих двух  

наук. Все это создает немалые трудности как в опре-  

 

делении предмета социальной психологии, так и в вы-  

явлении круга ее проблем.  

 

Вместе с тем потребности практики общественного  

развития диктуют необходимость исследования таких  

пограничных проблем, и они не могут <ожидать> окон-  

чательного решения вопроса о предмете социальной пси-  

хологии. Запросы на социально-психологические иссле-  

дования в условиях развитого социалистического обще-  

ства поступают буквально из всех сфер общественной  

жизни, в связи с тем что все больше возрастает потреб-  

ность в сознательном управлении общественными про-  

цессами. Такие запросы следуют из области промыш-  

ленного производства, из различных сфер воспитания,  

из системы массовой информации, из области демогра-  

фической политики, борьбы с антиобщественным пове-  

дением, спорта, сферы обслуживания и т. д. Можно  

утверждать, что практические запросы опережают раз-  

витие теоретического знания в социальной психологии.  

 

Все это, несомненно, стимулирует интенсивное разви-  

тие социальной психологии на современном этапе. Не-  

обходимость этого усугубляется еще двумя обстоятель-  

ствами. Во-первых, тем, что в истории существования  

советской социальной психологии как самостоятельной  

науки был довольно длительный перерыв, и новый этап  

бурного оживления социально-психологических иссле-  

дований начался лишь в конце 50-х - начале 60-х го-  

дов. Во-вторых, тем, что социальная психология по свое-  

му существу является наукой, стоящей весьма близко  

к острым социальным и политическим проблемам, к иде-  

ологии, а потому принципиально возможны две различ-  

ных традиции в ее развитии: в системе как марксист-  

ского, так и немарксистского мировоззрения. Социаль-  

ная психология на Западе существует в рамках этой  

второй традиции, и, поскольку там она имеет весьма  

солидную историю, возникает вопрос об отношении к  

теоретическим и методологическим подходам западных  

исследователей, а также к результатам, полученным  

ими. Становление марксистской традиции в социально-  

психологическом знании неизбежно включает в себя  

критический анализ зарубежной социальной психоло-  

гии.  

 

Таким образом, для социальной психологии, как,  

может быть, ни для какой другой науки, актуально од-  

 

новременное решение двух задач: и выработки прак-  

тических рекомендаций, полученных в ходе прикладных  

исследований, столь необходимых практике, и <достраи-  

вание> своего собственного здания, как целостной сис-  

темы научного знания, с уточнением своего предмета,  

разработкой специальных теорий и специальной мето-  

дологии исследований. Для советских ученых это озна-  

чает разработку системы марксистского социально-пси-  

хологического знания.  

 

Приступая к решению этих задач, естественно, необ-  

ходимо, пока не прибегая к точным дефинициям, очер-  

тить круг проблем социальной психологии для того,  

чтобы не только интуитивно, но и более строго опреде-  

лить задачи, которые могут быть решены средствами  

этой дисциплины. Мы исходим при этом из признания  

того факта, что, несмотря на пограничный характер,  

социальная психология представляет собой часть пси-  

хологии (хотя существуют и другие точки зрения, на-  

пример, отнесения социальной психологии к социоло-  

гии). Следовательно, определение круга ее проблем бу-  

дет означать выделение из психологической проблема-  

тики тех вопросов, которые относятся к компетенции  

именно социальной психологии. Поскольку советская  

психологическая наука в определении своего предмета  

исходит из принципа деятельности, можно условно обо-  

значить специфику социальной психологии как изуче-  

ние закономерностей поведения и деятельности людей,  

обусловленных их включением в социальные группы,  

а также психологических характеристик самих этих  

групп.  

 

Дискуссия о пред-  

мете социальной  

психологии в 20-е  

годы  

 

К такому пониманию своего предмета социальная  

психология пришла не сразу, и поэтому для уяснения  

вопроса полезно проанализировать содержание тех дис-  

куссий, которые имели место в ее истории.  

В истории советской социальной  

психологии можно выделить два  

этапа этой дискуссии: 20-е годы и  

конец 50-х - начало 60-х годов.  

Оба эти этапа имеют не только  

исторический интерес, но и помогают более глубоко по-  

нять место социальной психологии в системе научного  

знания и способствуют выработке более точного опре-  

деления ее предмета.  

 

В 20-е годы, т. е. в первые годы Советской власти,  

дискуссия о предмете социальной психологии была сти-  

мулирована двумя обстоятельствами. С одной стороны,  

сама жизнь в условиях нового становящегося общест-  

венного строя выдвинула задачу разработки социально-  

психологической проблематики. С другой стороны, идей-  

ная борьба тех лет неизбежно захватила и область со-  

циально-психологического знания. Как известно, эта  

острая идейная борьба развернулась в те годы между  

материалистической и идеалистической психологией,  

когда вся психология как наука переживала период  

острой ломки своих философских, методологических ос-  

нований. Для судьбы социальной психологии особое  

значение имела точка зрения Г. И. Челпанова, который,  

защищая позиции идеалистической психологии, предло-  

жил разделить психологию на две части: социальную  

и собственно психологию. Социальная психология, по  

его мнению, должна разрабатываться в рамках марк-  

сизма, а собственно психология должна остаться эмпи-  

рической наукой, независимой от мировоззрения вооб-  

ще и от марксизма в частности. Такая точка зрения фор-  

мально была за признание права социальной психоло-  

гии на существование, однако ценой отлучения от марк-  

систских философских основ другой части психологии.  

 

Естественно, что позиция Г. И. Челпанова оказалась  

неприемлемой для тех психологов, которые принимали  

идею перестройки философских оснований всей психо-  

логии, включения ее в систему марксистского знания.  

Возражения Челпанову приняли различную форму.  

Прежде всего была высказана идея о том, что, по-  

скольку, будучи интерпретирована с точки зрения марк-  

систской философии, вся психология становится со-  

циальной, нет необходимости выделять еще какую-то  

специальную социальную психологию: просто единая  

психология должна быть подразделена на психологию  

индивида и психологию коллектива. Эта точка зрения  

получила свое отражение в работах В. А. Артемова.  

Другой подход был предложен с точки зрения получив-  

шей в те годы популярность реактологии. Здесь также  

 

См. подробнее: Буди лова Е. А. Философские проблемы в  

советской психологии, гл. 2. М., 1971.  

 

Артемов В, А. Введение в социальную психологию. М"




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 4341
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 39 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 55 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 56 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 1 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 38 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 57 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 37 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 36 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 35 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 33 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 32 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 30 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 29 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 54 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 53 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 52 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 40 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 41 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 42 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 43 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 44 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 45 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 46 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 47 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 48 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 49 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 50 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 51 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 34 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 28 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь