|
Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)Г. М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л. А. Петровская
СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ НА ЗАПАДЕ
(теоретические направления)
Издательство
Московского университета 1978
Глава I
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В ЗАПАДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
С тех пор как социальная психология выделилась в са- мостоятельную науку, в ее развитии можно отчетливо проследить несколько основных этапов . Первый этап - это этап становления социально-психологического знания, совпадающий с опытом построения первых со- циально-психологических теорий, таких, как <психология народов> М. Лацаруса и Г. Штейнталя, <психология масс> Г. Лебона и С. Сигеле, теория <инстинктов соци- ального поведения> В. Мак-Дауголла. В это время со- циальная .психология развивается преимущественно в рус- ле европейской традиции социальной и психологической мысли, и <география> ее отражает эту особенность. <Пси- хология народов>, особенно если учесть ее развитие в трудах В. Вундта, - специфическое детище немецкой фи- лософии (в частности, идей Гегеля) и немецкой психоло- гии (в частности, идей Гербарта). <Психология масс> разрабатывалась французскими и итальянскими учены- ми, а теория <инстинктов социального поведения>, в бу- дущем получившая широкое распространение в американ- ской социальной психологии, была создана англичани- ном В. Мак-Дауголлом. Хотя и в разной степени, но ев- ропейская традиция буржуазной мысли XIX в. доста- точно очевидно проявляется в социально-психологических . работах этого периода.
Начало второго этапа более или менее единодушно датируется 1908 г., когда появились два первых система- тических руководства по социальной психологии: В. Мак- Дауголла <Введение в социальную психологию> и Э. Росса <Социальная психология> . В то время как
Мак-Дауголл выступает здесь все еще от имени европей- ской традиций; Э. Росс <начинает> американскую соци- альную психологию. Несмотря на то что формально на- чало этого этапа датируется указанным годом, фактиче- ски его научное лицо складывается после первой мировой войны, .когда в работах Ф. Олпорта и В. Меде была сфор- мулирована программа превращения социальной психо- логии в экспериментальную дисциплину. Тот факт, что немец Мёде был одним из первых глашатаев этой тради- ции, ни в коей мере не снимает вопроса о ее ярко выра- женном американском колорите. Традиционная для аме- риканского буржуазного мировоззрения абсолютизация значения строго прагматического, эмпирического знания своеобразно проявилась в общей тональности социальной психологии этого периода. Как и другие области общест- вознания, социальная психология оказалась вовлеченной в решение определенных социальных задач. Бурное развитие капиталистических форм экономики в Соеди- ненных Штатах выдвигает и перед этой областью иссле- дований ряд специфических требований, связанных с не- обходимостью повышения производительности труда рабочих, развитием средств массовой информации, усиле- нием значения пропаганды и рекламы, а также разработ- кой в самом широком плане способов и методов управле- ния. В каждой из этих сфер социальная психология не претендует на решение .кардинальных проблем (этим, впрочем, не занимается в то время даже и американская социология , но локальные, частные рекомендации относительно <человеческого фактора>, прежде всего в производстве, стимулируют эту прагматическую ориента- цию. Если иметь в виду, что одновременно с началом это- го этапа возникает почти безраздельное господство имен- но американской социальной психологии в социально-пси- хологической мысли Запада, то станет ясно, что все раз- витие социальной психологии после первой мировой войны приобретает черты указанной традиции.
Наконец, третий этап развития этой научной дисцип- лины на Западе совпадает с периодом, наступившим пос- ле второй мировой войны. Этот этап продолжается по настоящее время, и его характеристика не выглядит впол- не однозначно: если часть работ демонстрирует лишь укрепление общей экспериментальной ориентации соци- альной психологии, причем в ее американском варианте, то другие исследования вносят в это развитие много су-
щественно нового. Безусловное доминирование американ- ских образцов исследования, построение американского <образа> самой науки оказываются в значительной сте- пени пошатнувшимися.
Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что этот третий этап в развитии социальной психологии ,на Запа- де совпадает с развитием социально-психологической мысли в социалистических странах, а значит, с укрепле- нием позиций марксистской традиции в этой области нау- .ки. Теоретические и методологические принципы марк- систской социальной психологии, разработанные в трудах Маркса, Энгельса, Ленина, а также таких выдающихся марксистов, как Г. В. Плеханов, А. Лабриола, А. Грамши, находят свою реализацию в исследованиях социальных психологов из социалистических стран, и прежде все- го в советской психологической науке. Развитие научных контактов и вместе с тем дискуссия по принципиальным методологическим и теоретическим вопросам между пред- ставителями марксистской и немарксистской ориентации является ныне существенным фактором развития соци- альной психологии на мировой арене. Вместе с тем и в европейских .капиталистических странах поднимает голос течение, выступающее с критических позиций по отноше- нию к американской традиции, и это обстоятельство тоже модифицирует определенным образом картину общего со- стояния социальной психологии на Западе в наши дни
Однако так или иначе первая половина XX в. зна- меновала собой практическое отождествление всей за- падной социальной психологии с ее американским вари- антом. Поэтому-то и правомерно при анализе этого полу- векового развития обратить внимание прежде всего на американскую социально-психологическую мысль. При исследовании судеб социально-психологической теории это обстоятельство приобретает особое значение. Специ- фически американский подход ,к проблемам теоретическо- го знания вообще становится на протяжении второго и частично третьего периодов развития социальной психо- логии в рамках буржуазного мировоззрения ее общей характеристикой. Сама природа создаваемых в социаль- ной психологии теорий, логика их конструирования неиз- бежно приобретают черты тех логико-методологических нормативов, которые свойственны американской филосо- фии XX в. Наконец, соотношение двух разделов, сущест- вующих в теле любой науки, а именно теоретического и
прикладного знания, интерпретируется в значительной мере в русле американской традиции.
Как и в истории многих других научных дисциплин, <американизм> проявился в социальной психологии, между прочим, в том, что иногда обременительный для европейских коллег груз традиций не отягощал собой деятельности исследователей. Все, с чего начиналась со- циальная психология в Европе, - апелляция к психоло- гии больших групп (народов, масс), <озабоченность> из- вестной философской ориентацией, пусть ограниченные рамками буржуазного мировоззрения, но все же попытки как-то отнестись к крупномасштабным социальным проб- лемам - все это в значительной степени миновало аме- риканских социальных психологов, оказалось за бортом их научных интересов. Все сказанное ни в коей мере не означает, что социальная психология США развивалась вне <социального заказа> или вне каких бы то ни было философских предпосылок. Напротив, ориентация этой научной дисциплины в Америке с самого начала была ориентацией ,на прикладное знание, и в качестве таково- го она прямо и недвусмысленно связала свою судьбу с интересами таких социальных институтов, как бизнес, ад- министрация, армия, пропаганда. Эта связь явно просле- живается по преобладающей проблематике исследова- ний, по выбору объектов, целей и решаемых задач, по источникам финансирования и того, что называется <под- держкой> исследований. Классовая и идеологическая на- правленность таких работ очевидна, хотя и не всегда проявляется непосредственно. Подобно тому как это име- ет место в развитии других социальных наук, американ- ская социальная психология довольно открыто демонст- рирует свою крайнюю <заземленность>, нацеленность на практические потребности общества. Однако форма свя- зи науки с общественными проблемами с самых первых ее шагов становится довольно своеобразной. Все сосре- доточено на решении мелких, локальных, хотя и весьма практических, проблем, и тщательно обходятся более об- щие проблемы, касающиеся самой сущности обществен- ного развития. Философские предпосылки, на которых строится американская социально-психологическая мысль, весьма удачно способствуют реализации такой по- зиции. Прагматизм и позитивизм, традиционные для аме- риканской философии течения, в специфическом, подчи- ненном особенностям психологического знания виде, пре-
вратились в основу большинства социально-психологиче- ских исследований.
Эта специфика развития, заданная с первых шагов существования американской социальной психологии, обусловливает и тот факт, что до сих пор в литературе продолжается дискуссия по, казалось бы, элементарному вопросу: что означает выражение <современная социаль- ная психология>? Хотя существует достаточно единодуш- ное признание того факта, что социальная психология в ее современном виде - детище, или <продукт>, XX в., разночтений по поводу более точных хронологических рамок сколько угодно. Повод для такой дискуссии дает само определение специфики <современности> социаль- ной психологии. М. Шериф и К. Шериф в своем ставшем классическим руководстве <Основы социальной психо- логии> заметили, что, несмотря на то, что философы, по- литики и поэты веками писали на те же самые <сюжеты>, на которые пишут социальные психологи, между творе- ниями тех и других имеется существенная разница . Эти отличия становятся очевидными, если сформули- ровать черты современного социально-психологического исследования. Набор этих черт у разных авторов несколь- ко варьирует, но в основном идентичен. Сами Шерифы называют такие характеристики: 1. Формулирование спе- циальной проблемы, решение которой можно получить на основе собранных данных и их анализа. 2. Выбор и опре- деление четких понятий так, чтобы они означали одно и то же для тех, кто развивает и кто использует их: поня- тия не могут быть объектом персональной интерпретации каждым исследователем. 3. Выводы строятся не просто на интуиции, и поэтому методы сбора данных должны быть также приняты всеми. 4. Обязательное условие - вери- фикация данных: каждый исследователь должен уметь проверить выводы другого. Несмотря на элемен- тарность предложенных характеристик (здесь отражены по существу общепринятые в науковедении нормы иссле- дования), они содержат .как минимум два основания для полемики.
Во-первых, означает ли сказанное, что единственным типом социально-психологического исследования явля- ется исследование, обрисованное выше? Если так, то пра- во на существование могут иметь лишь исследования, не- посредственно представляющие из себя <сбор данных> посредством достаточно четко фиксированных методик
(по-видимому, прежде всего экспериментальных) с их последующей верификацией. Но в этом случае чисто тео- ретические работы вообще, очевидно, отлучаются от рая- га <исследования>. С этой точки зрения современная со- циальная психология отличается от предшествующей именно по такому критерию: .<современная> - это экс- периментальная социальная психология, <несовремен- ная> - это неэкспериментальная, прежде всего умозри- тельная, социальная психология. Эта мысль четко про- ведена у М. Шоу и Ф. Костанцо, хотя здесь определяет- ся <научная> психология: <Под <научной> мы понимаем, что она включает только наблюдения, сделанные в конт- ролируемых условиях; кабинетные спекуляции не явля- ются приемлемыми данными .в социальной психологии> [175, 3]. В таком понимании справедливо противопостав- ление социальной психологии XX в. первым формам со- циально-психологического знания, разработанным во вто- рой половине XIX в. Но .при этом же понимании остается открытым вопрос о статусе современного, то есть относя- щегося к XX ,в., но теоретического исследования, выпол- ненного вне указанных выше канонов. Таким образом, в невинной формуле таится одно из противоречий, которое дает основание для дискуссии.
Во-вторых, возникает вопрос, в каком смысле следует понимать предложенную в качестве обязательного при- знака исследования верификацию данных. Хорошо из- вестно, что сам термин <верификация> в его строгом фи- лософском содержании связан с определенной его ин- терпретацией, а именно с интерпретацией в рамках философских принципов неопозитивизма.
Принцип верификации, как он разработан в филосо- фии неопозитивизма, означает не просто способ провер- ки знания, но определенный способ проверки знания (бо- лее точно: способ проверки суждений науки, поиск эмпи- рического критерия их истинности). В качестве такого способа в неопозитивистской традиции выступает сопо- ставление суждения с чувственным опытом субъекта. Ес- ли в каком-либо отдельном случае такое сопоставление невозможно, то относительно данного высказывания во- обще нельзя сказать, истинно оно или ложно. Неверифи- цируемое высказывание не есть суждение, оно может быть только псевдосуждением, то есть лишено смысла, находится вне науки. Хорошо известна критика той чрезмерно жесткой позиции, которую по данному вопро-
су занимали виднейшие теоретики неопозивитизма [41]. При строгом соблюденT такого понимания принципа ве- рификации все более или менее общие суждения науки вообще не имеют права на существование. И хотя в со- циально-психологических исследованиях вовсе не обяза- тельно присутствует прямая апелляция к философским принцип а.м неопозивитивизма, ставшая здесь обыденной трактовка принципа, несомненно, питается из этого ис- точника. Тогда и по этому основанию теоретические ис- следования, неизбежно включающие в себя использова- ние широкого круга достаточно общих понятий и сужде- ний, отлучаются от ранга исследований. Но приведенное соображение дает основание и для более частной поле- мики. Какая социальная психология современна с этой точки зрения; всякая ли оперирующая эксперименталь- ными методами или лишь такая, где измерительные про- цедуры доведены до достаточного уровня совершенства, ибо лишь при их помощи .возможна верификация? Экспе- риментальные исследования 20-х и даже 30-х годов в та- ком случае никак нельзя рассматривать как <современ- ные>: измерительные процедуры, применявшиеся в них, сегодня представляются достаточно примитивными.
Важное отличие современной социальной психологии от традиционной иногда усматривают также и в том, что если для последней было свойственно в большой (и да- же в большей) степени морализирование, то современная прежде всего делает акцент на то, что она именно <нау- ка> [143, 8]. Термин <наука> употребляется здесь в том значении, которое принято в философии неопозитивизма (наука - это нечто исключающее мораль, наука - это система знаний, построенная по образу точных дисцип- лин, и т. д.).
Но и этот критерий оказывается довольно сложным в применении: мера включения моральных проблем в со- циально-психологические исследования не фиксируется точно каким-либо хронологическим рубежом, она скорее зависит от принимаемых тем или иным исследователем методологических установок. Таким образом, ситуация относительно границ современной социальной психоло- гии не проясняется и в этом случае. Поэтому различные толкования по поводу рамок <современной> социальной психологии имеют бесконечное хождение в литературе. М. Дойч и Р. Краусс, например, датируют ее начало пер- выми десятилетиями XX в. [99, 212], в то время как
12
И. Штейнер и М. Фишбайн утверждают, что <современ- ной> можно считать лишь социальную психологию, разви- вающуюся после .второй мировой войны, причем особо Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|