Консультация для родителей "Роль фольклора в воспитании детей"
С зарождении в истории человечества люди заботились не только о пропитании, но и сохранения своего племени и языка. Все что способствовало воспитанию человека, отразилось в содержании фольклора. Мы получили богатое наследие, в котором отразилось мудрость опыт наших предков. Это наследие, которое очень легко воспринимается детьми, так как фольклорный текст, сформирован, ритмизировано, и фонематическое воспринимается легко. С самого рождения ребенок начинает слышать нашу речь и при формировании очень важно как можно чаще употреблять разные потешки, прибаутки, для формирования правильной речи, фонематического слуха, развитие памяти, расширении кругозора.
Например, когда укладывают спать. Колыбельные песни пели матери, бабушки и няньки зная, что спокойный и длительный сон необходимое условие для здоровья и роста ребенка. Примеров колыбельных песен великое множество. Например:
Баю, Васенька, Баю, милованный, Усни, ненаглядный. Спи — ко, ребенок дорогой, ненаглядный, золотой. Или Спи, дитя здорово, вставай весело. Спи по ночам, расти по часам.
Для координации движения и укрепления мышц практическая народная педагогика выработала целый комплекс упражнений сопровождаемой «пестуш-ками» Термин «пестушка» происходить от слова «пестовать» т.е. нянчить. Пестушка исполняются для формирования у ребенка опыт положительных эмоций. Например, чтобы успокоить плачущего ребенка ему припевают:
Не плачь, детка, прискачет белка, Принесет орешки тебе для потешки.
Ценность потешек состоит в том, что они практически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, что приводит к творческому их развитию. Они очень большое значение имеют для воспитания дружелюбия, добро-желательности, чувства сопереживания.
Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навы-ков, необходимых для жизненно важных функций организма – становление речи, тренировка памяти, информативного запаса. В них большая воспитательная ценность – ребенок слушает, наблюдает, познает неведомые ему явления. Например:
Ой, дуду, дуду, дуду, сидит котик на дубу, Сидит котик на дубу, и играет во трубу, Во серебряную, разрисованную. Уж ты котик поиграй, наших деток забавляй!
Считалки – короткие стишки, применяемые для определения ведущего или распределения ролей в игре. «Считалочник» должен обладать цепкой памятью, в какой – то степени артистизмом, непременно быть честным (ибо при счете вполне возможно слукавить). Например:
Подогрела чайка чайник, пригласила восемь чаек
«Приходите все на чай» сколько чаек, отвечай?
Или
Начинается считалка: на березу села галка, Две вороны, воробей, три сороки, соловей.
Игры своеобразная школа для ребенка. В игре удовлетворялось жажда действия и движения, пища для работы ума и воображения. Воспитывается умение преодоления неудач. Умение постоять за себя. Коллективная игра фор-мирует привычку подчинения общепринятым правилам. В педагогике эта функ-ция игры называется средством социализации ребенка, приучением его к со-блюдению этических норм и правил. Игра способствует воспитанию у детей сноровки, выносливости, инициативы.
Пословицы, поговорки, загадки – оказывают воздействие не только на разум, но чувства ребенка. Поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Скороговорки предназначены для упражнения в чистом и скором произношении.
Например, «Стоит поп на копне колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком». Пословицы, поговорки развивают связную речь, формируют от-ношение к окружающему, миру играют неоценимую роль во всестороннем развитии ребенка и учат его за внешней стороной явлений видеть самую суть. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы. Загадка полезное упражнение для ума, знакомит ребенка с иносказательными оборотами речи. Именно через загадку можно дать ребенку первые представления об образности родного языка, позна-комить с иносказательными оборотами речи. В загадке предельно сжатой и образной форме даются яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Например: «С ногами — без рук, с боками — без ребер, с сидением – без живота, со спиной – без головы». (Стул).
Сказки – русские народные сказки – сокровищница народной мудрости, духовности, нравственности. Ребенок охотно верит сказке. Он переживает неудачи и ошибки героев, испытывает жалость к пострадавшему, восхищается по-бедителем. Таким образом, сказка учит ребенка познавать мир, выражать свое отношение к добру и злу, дает первые представления о справедливости и не-справедливости. Сказки способствуют передаче знаний и жизненного опыта от взрослых к детям, чему служат простота художественной формы, игровая манера исполнения. В сказке происходит не только борьба двух противоположных типов отношения к окружающему миру, но и внутренняя борьба в характере, чувствах, желаниях. Сказки могут, служит средством изучения мировоззрения и житейской философии. Они оптимистичны, имеют занимательные сюжеты, в них присутствуют остроумие и юмор.
Использованный материал: А.А. Камалова/Детский фольклор/Казань/2011
И.Н. Арзамасцева/Детская литература/Москва/2011.
Выполнила: Ибрагимова Миляуша Ринатовна, воспитатель МАДОУ №188, Татарстан, Казань.
|