Урбанок Светлана Юрьевна. Консультация для воспитателей «По следам сказок...»

АВТОР Урбанок Светлана Юрьевна Воспитатель МБДОУ Детский сад № 30 г.Уфа

СКАЗКА – один из основных видов народного устного поэтического творчества. Она живет в устном исполнении и в книге, ее любят дети и взрослые.

Сказки слушают, рассказывают и читают во всех уголках земного шара. Они выражают мечты о будущем, отношение к действительности, эстетические идеалы, мировоззрение трудового народа во всем мире.

 

Народная сказка – эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

Русские народные сказки, как и сказки других народов мира, в жанровом отношении очень разнообразны. Одни из них в наше время уходят из народного быта, другие становятся достоянием исключительно детей, третьи продолжают и сейчас привлекать внимание взрослых слушателей.

В народной сказке отражается жизнь природы, опыт многих поколений, культура и язык народа. В основе народной сказки лежит мудрость народа, сказка обогащает детей знанием, содействует их воспитанию.

Высоко ценил народную сказку Э.Н. Успенский, он писал: «ЭТО ПЕРВЫЕ БЛЕСТЯЩИЕ ПОПЫТКИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ».

А.С. Пушкин говорил: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ, ЭТИ СКАЗКИ, КАЖДОМУ ЕСТЬ ПОЭМА».

В наши дни сказки для детей издаются из сборников Э.Н. Успенского, Л.Н. Толстого, А.Н. Афанасьева и др. собирателей, а иллюстрации художников Е.М. Рачев, И.А. Кузнецов, Ю.А. Васнецов и другие.

СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА 3 ГРУППЫ:

  1. Сказки о животных.
  2. Волшебные сказки.
  3. Социально – бытовая сказка.
  4. СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ

В русском сказочном репертуаре сказок о животных сравнительно мало. В настоящее время бытуют главным образом как детские «ребячие сказки».

Они воспринимаются либо как развлекательные смешные истории, либо как поучительные аллергические басни в прозе.

Первоначально многие сказки о животных возникли как рассказы мифологического характера, связанные с почитанием тотемного зверя – покровителя рода, как рассказы, имевшие магическое значение. Эти сказки короткие, простые, понятные, доступны младшим школьникам.

В сказках животные наделены не только человеческой речью, но и человеческими потребностями, чувствами. В русских сказках о животных перед ними возникает и чисто русская обстановка: русские морозы и снега.

Наиболее популярны в русском репертуаре, особенно в детском – это о лисе и волке.

ЛИСА – одно из основных действующих лиц в сказках. Например: «Кот, петух и лиса», «Лиса и заяц» и др.

Образ лисы очень стабилен – она рисуется прежде как льстивая, хитрая обманщица. Она обманывает волка, петуха, медведя, обманывает птенцов у дрозда, губит зверей в яме и тд.

Прямой противоположностью лисе в сказках рисуется волк – «дурень», «серый дурак», он все время попадает впросак, имея дело не только с хитрой лисой, но и с другими персонажами сказки о животных. Например: «Волк и семеро козлят», где он хотел съесть козлят, и у него ничего не получилось, «Как ловил волк рыбу».

Стабильны в сказках и характеристики других зверей – медведя «лесного жителя», трусливого зайки – побегайки «Машенька и медведь».

Сказки о животных высокохудожественны, образы их выразительны. Конец этих сказок счастливый. В эту группу входят сказки для самых маленьких, например: «Колобок», «Теремок», «Репка». Их называют кумулетивные, потому что, в них много повторения с добавлением какого – то персонажа, элемента. Например: «Дед за репку, бабка за дедку и т.д.»

В наше время сказка о животных воспринимается и как сатирическое повествование и как детская занимательная, смешная и вместе с тем получается история.

2. ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ

Слово «сказка», «сказочный», перед нашим мысленным взором возникает особый, красивый и таинственный мир, живущий согласно своим необыкновенным правилам, фантастическим героям, где свет, добро, правда побеждает тьму, зло и ложь.

Например, в русской сказке «Иван – Царевич и серый волк». Где Иван –Царевич мчится по темному лесу на сером волке, где страдает Аленушка.

Волшебная сказка – наиболее характерный для жанра в устном типе. Недаром волшебные сказки в исследовательской литературе нередко называют собственно сказками. Необычны герои волшебной сказки и их действия, необычные сказочные животные, которые служат героям, чудесные предметы, которые им помогают. Необычна и форма этих сказок, редко отличая от сказок о животных или от бытовых. Например: сказки «Царевна – лягушка», где «Царевна – лягушка» помогает Ивану – Царевичу во всем.

В волшебной сказке мы находим представления народа, о правде, о справедливости, о красоте, определяющая мораль волшебной сказки, характер ее положительного героя. Добро в сказке всегда торжествует над злом. Например: «Кащей –Бессмертный», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди».

К волшебным сказкам можно отнести и так называемые «богатырские сказки», то есть сказки о былинных богатырях. Например: «Илья Муромец», «Садко».

У волшебных сказок стройная композиция:

  1. Зачин.
  2. Основная часть.
  3. Концовка.

В них часто встречаются устойчивые сказочные обороты речи.

Волшебная сказка прочно держится в репертуаре детских театров, кино, радио, телевидения, продолжают радовать не только детей, но и взрослых, пленяя их гармонической прелестью своего содержания и формы.

3. СОЦИАЛЬНО – БЫТОВЫЕ СКАЗКИ.

Особенно широко распространены в русском крестьянском сказочном репертуаре бытовая сказка, близкая по своей форме к новелле или анекдоте.

Социально – бытовая сказка имеет огромное воспитательное значение, метко и зло высмеивая общие человеческие пороки – лень, глупость, праздность, скупость. Она раскрывает нравственные идеалы трудового народа и утверждает его высокие этнические нормы, высмеивает сказка – жадность, болтливость и бессмысленное упрямство. Например: «Дочь и падчерица», «Богач и бедняк», «Хитрый мужик», «Щи из топора».

Просмотров: 252
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Дешина Лариса Анатольевна. Сценарий развлечения к Дню Матери «Сказка для мамы» (по мотивам р.н. сказки «Волк и семеро козлят»
  • Ханипова Гульнара Фандасовна. Пьеса «День рожденье мухи» по мотивам сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», русской народной сказки «Теремок», стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки».
  • Божок Галина Валентиновна. Сказка «Домик на дереве» (по мотивам русской народной сказки «Теремок»)
  • Никулина Алина Викторовна. Краткосрочный проект во второй младшей группе «Сказки очень нам важны. Сказки очень любим мы»
  • Швецова Алиса Дмитриевна. Пьеса–сказка «Хвостатая история» по мотивам русской народной сказки «Хвосты».
  • Орехова Светлана Владимировна. Сочиняем сказку с детьми. Сказки про животных.
  • Ивашкова Оксана. Сказки о животных
  • Асташина Ирина Владимировна. Сказка на новый лад «Пузырь соломинка и лапоть» по мотивам русской народной сказки
  • Сладкина Оксана Алексеевна. 'Сказки Мышки-Аришки' (психотерапевтические сказки)
  • Свинцова Марина Анатольевна. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ по сюжету русской народной сказки «Аленушка и лиса» для детей с тяжелыми нарушениями речи (средняя группа)
  • Кулишова Анна Михайловна. Сказки о животных и их роль в развитии связной речи у дошкольников
  • Кононова Оксана Викторовна. Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки Лисичка-сестричка и серый волк»
  • Романова Светлана Викторовна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Дикие животные, пересказ русской народной сказки «Лиса и кувшинчик»
  • Тарасова И. Г. Агаджанова А. В. Серватовская Н. В.. Сценарий сказки «Случай на полянке» по мотивам сказки В.Сутеева «Мешок яблок» для детей старшего дошкольного возраста
  • Оришева Нина Валентиновна. Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят на новый лад» (с детьми 6-7лет)
  • Гусакова Светлана Петровна. Конспект игрового занятия по слушанию оперы-сказки М.В.Коваля «Волк и семеро козлят» в старшей группе
  • Гаджиева Индира Шамсудиновна. Конспект НОД по развитию речи Творческое рассказывание по мотивам сказки «Лисичка сестричка и серый волк» с добавлением новых персонажей
  • Кузьмицкая Наталья Ефимовна. Сценарий утренника 8-е марта для подготовительной группы по мотивам сказки «Волк и семеро козлят на новый лад»
  • Дурягина Э.А., Иванникова М.Д.. Сценарий новогодней сказки для детей среднего дошкольного возраста «Сказка о том, как звери ёлочку-подружку спасали».
  • Мариям Фаритовна Яковлева. Рассказывание сказки 'Лисичка-Сестричка и Серый волк'
  • Менщикова Марина Александровна. Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Рассказывание русской народной сказки «Царевна – лягушка» в обработке А. Толстого»
  • Лариса Игоревна Лебедева. «Новогодняя сказка» Сценарий по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король».
  • Сладкина Оксана Алексеевна. Психотерапевтические сказки «Сказки-Мышки-Аришки» ( «Мышка-Аришка заблудилась», «Сон Мышки-Аришки»)
  • Иващенко Елена Витальевна. Спектакль по мотивам русской народной сказки «Ванюшка и царевна»
  • Елена Дятченко. Конспект НОД тема: 'Драматизация сказки 'Лиса, Заяц и петух'
  • Гладкова Мария Евгеньевна. «Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возраста с использованием педагогической песочницы» Тема «Инсценировка русской народной сказки «Лиса и заяц».
  • Числова Елена. Сценарий праздника для детей раннего возраста «Путешествие в сказку» по мотивам русской народной сказки «Репка»
  • Киселева Елена Николаевна. Сценарий кукольного спектакля По мотивам русской народной сказки «Три медведя»
  • Серебрякова Татьяна Александровна. Конспект НОД по приобщению к художественной литературе через детскую книжную графику в старшей группе Тема: Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» по ролям
  • Пугина Надежда Викторовна. Конспект НОД развитие речи во второй младшей группе: Чтение русской народной сказки «Три медведя»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь