|
Анастази А. » Психологическое тестированиеА.АНАСТАЗИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ТЕСТИРОВАНИЕ
КНИГА 1
МОСКВА ПЕДАГОГИКА- 1982
Рекомендовано бюро Отделения психологии и возрастной фи-яюлогии АПН СССР
Научная редакция, предисловие и комментарии доктора психологических наук, профессора К. М. Гуревича и доктора психологических наук, профессора В. И. Л лионского
Анястяш А. Психологическое тестирование: Книга 1; Пер. с англ./Под ред. К. М. Гуревича, В.И.Лубовского; Предисл. К.М. Гуревича, В. И. Лубовского.-М.: Пе- дагогика, 1982.-320 с" ил. Пер. 2 р. 10к.
способы их оценил и пришла примснепия, описынаюгся вей важнейшие современные системы тестов. Для псшолотов. дефск гологов. недаготов.
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ ПЕРЕВОДА
Книгу Анны Анастази можно было бы назвать энциклопедией запад- ной тестологии. За рубежом опубликовано немало руководств по приме- нению тестов и других диагностических методик. Среди них есть книги серьезных специалистов, которые не уходят от современных проблем психологической диагностики и стремятся отразить то новое, что про- изошло в этой области за последние годы. Но выбор для перевода на русский язык именно книги А. Анастази был отнюдь не случайным. Анна Анастази, профессор университета Фордхама (Нью-Йорк, США), уже знакома научной общественности нашей страны. Еще в 60-е гг. в подробном критическом разборе книги А. Анастази Б. М. Теплов (А. Анастази <Дифференциальная психология>. Конспекты и коммента- рии к книге.-В кн.: Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1966, т. VI) отмечал сходство ее трактовок роли социального фактора в образовании индивидуальных различий с концепциями советских ученых. Б. М. Теплов писал также о присущей А. Анастази научной объективности и осторожности, чертах, которые особенно необходимы автору, излагающему и оценивающему выполненные с разными целями эмпирические исследования. Следует упомянуть и о том, что настоящая книга вышла в США уже пятым изданием. Каждое переиздание автор пополняет новыми материа- лами, сообщает о происшедших принципиальных изменениях в трактов- ке опубликованных тестов и, насколько это возможно, предоставляет полную информацию о накопленных к моменту очередной публикации фактах. Вряд ли вызовет сомнение, что книга по тестологии действитель- но нужна, и нужна не только узкому кругу специалистов, но и нашей об- щественности. Как известно, сфера оценок индивидуальных и групповых различий обширна. Так, в общеобразовательной школе некоторые виды методик могут применяться для диагностики различных аномалий пси- хического развития, уточнения их этиологии. Результаты сопоставлений показателей по тестам и школьной успеваемости дают психологам и пе- дагогам полезный материал для суждения об учащихся и школьных кол- лективах. Методики психологической диагностики применяют и при кон- сультировании по вопросам профессиональной ориентации. Вне школы такие методики могут использоваться при наблюдениях за развитием способностей в учебно-профессиональной и собственно профессиональ- ной деятельности. Недостаточная информированность о состоянии дел в любой отрас- ли науки нередко влечет за собой неправильное представление о ее воз- можностях и перспективах развития. Одним из нежелательных послед- ствий применения методик психологической диагностики нужно считать некую абсолютизацию получаемых с их помощью данных. Неквалифи- цированному пользователю результатов тестирования кажется, без вся- ких на то оснований, будто тестовые показатели испытуемого имеют аб- солютное значение и окончательно определяют всю его будущую деятельность, как бы предсказывая учебные и профессиональные успехи. Познакомившись с книгой А. Анастази, читатель увидит, насколько та- кая абсолютизация неверна. Мы назвали эту книгу энциклопедией тестологии. Действительно, в этом убеждает даже простой перечень проблематики ее глав. Главы первых двух частей книги посвящены общим вопросам тестирования: часть 1 -содержательной стороне современной тестологии (особый инте-
6 ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ ПЕРЕВОДА
аспектах тестирования); часть 2-основным принципам построения те- стов (в ее главах обсуждаются нормы, надежность, валидность теста). В последних трех частях книги рассматриваются типы тестов: в третьей-тесты общего интеллектуального развития; в четвертой- тесты способностей (в том числе комплексные батареи способностей, тесты, используемые в образовании, профессиональном ориентировании, клинике); в пятой-методики изучения личности. Правда, в понимании личности А. Анастази придерживается традиции западной психологии не разделять понятия личность и индивидуальность, поэтому читателю сле- дует иметь в виду, что под проблемами изучения личности в книге в ос- новном понимаются проблемы исследования индивидуальности. Из пяти приложений, которые завершают книгу, на русский язык переведены только <Возможные принципы оценки теста>. Остальные приложения не вошли в предлагаемое вниманию читателя издание из-за их ориентированности на американскую аудиторию: в одном из них при- водятся законодательные акты США, относящиеся к тестированию, про- водимому при приеме на работу, три других содержат списки опублико- ванных тестов и их издателей, а также принятые Американской психологической ассоциацией <Этические нормы психолога>. Вводя чита- теля в мир книги А. Анастази, невозможно оставить без рассмотрения современное состояние психологической диагностики. А это, в свою оче- редь, потребует хотя бы краткого обращения к ее истории. Но без этого не обойтись, поскольку прошлое передает современности свои традиции. Зная же прошлое и настоящее, мы сможем увидеть пути становления на- уки, а значит, увидеть ее будущее. А. Анастази совершенно правильно отмечает, что первые опыты дифференциального изучения психики были вызваны необходимостью различить душевно больных, умственно отсталых и психически нор- мальных людей. Такое различение требовало уточнения понятия нормы. Начав с опытов по установлению объективных различий между нор- мой и теми или иными видами отклонений от нее, психологи, посвятив- шие себя диагностике, создали разнообразные психолого-диагностиче- ские методики, в том числе и тесты. По мере накопления опыта вырабатывались критерии, которым должны удовлетворять такие мето- дики. Психологи-диагносты стремились задать в своей области исследо- вания строгие правила, предусматривающие объективность всех обяза- тельных процедур-подготовки методик, их проведения, обработки, принятия решения по полученным результатам. Одна из задач, которую если не прямо, то неявно пытались осуще- ствить психологи-диагносты, состояла в том, чтобы при помощи тести- рования ввести в психологию число и меру и посредством этих катего- рий обогатить свою науку однозначными по своим результатам математическими методами. По мере того как психологическая диагно- стика продвигалась по пути внедрения средств количественной обработ- ки своих данных, привлекая с этой целью все более и более сложные ме- тоды, стали возникать другие, хотя и замечавшиеся, но не получившие должной оценки трудности. Формализуя диагностику, тестологи посте- пенно теряли связь с психологией. Становилось неясным, на что именно направлены столь рафинированные методики. Если же говорить об обстоятельствах, способствовавших расцвету психологической диагностики, в частности тестирования, то определяю- щим стала ее возросшая роль в жизни общества т>--
7 ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ ПЕРЕВОДА
охвачены десятки миллионов людей. В некоторых странах, прежде всего в США, тестирование на определенное время стало неотъемлемой частью жизни общества. Связано ли распространение тестирования с ка- кими-нибудь новыми открытиями в психологии, в познании законов че- ловеческой психики? Если сравнить тесты конце 50-х гг. с разработанны- ми в самом начале века тестами А. Бине, то следует признать, что были получены более строгие критерии оценки, открывшие тестам дорогу для широкого использования; начали также применяться различные и подчас довольно сложные математические способы обработки данных. Однако все эти изменения нельзя считать существенными: в принципе тестирова- ние осталось тем же, каким оно было в начале века. Об этом неплохо сказал известный тестолог Л. Кронбах: <Ныне действующие тесты отли- чаются от тестов 20-х гг. настолько же, насколько нынешние автомобили отличаются от автомобилей того же периода: они более эффективны, бо- лее элегантны, но работают по тем же принципам, что и раньше> (Cronbach L.J. Essentials of Psychological Testing. N.Y.-L., 1960, p. 650). Тесты тем не менее приобрели столь важное общественное значение, что по поводу их применения имеются специальные решения государ- ственных учреждений, в частности комиссии конгресса США. Причину распространения тестирования нужно искать не в том, что тестология теоретически обогатилась, причина-в тех социальных по- следствиях, к которым приводит тестирование. Тесты принято восприни- мать как объективный инструмент измерения или качественного опреде- ления человеческих особенностей, таких, как интеллект, специальные способности, без которых нельзя овладеть профессиональными знаниями и навыками. Но так ли это? Тест-измерительный инструмент, но ин- струмент особый, непохожий на другие измерительные приборы. Задания теста составляются, или строятся, на определенном материале, для боль- шинства тестов вербальном (термины, слова и т.п.). Ничего не меняет и использование в тесте графического материала: картинок, рисунков, схем и т. д. Любой материал, на котором построен тест, воспринимается разными социальными группами по-разному, так как эти группы могут различаться и родом своей деятельности, и содержанием общения. В соответствии с образом жизни окружения и своей деятельностью индивиды из различных социальных слоев по-разному активизируют конкретные семантические связи. Даже замечаемые при восприятии гра- фического материала детали могут оцениваться неодинаково. Поэтому- то выполнение заданий одного и того же теста для представителей тех или иных социальных слоев связано с решением разных проблем. Об этом может догадаться и неспециалист, и уж никак не может игнориро- вать психолог. Имеет значение и процесс адаптации к процедуре тести- рования. Чем меньше испытуемый учился в школе, чем больше времени прошло после окончания обучения, тем труднее индивиду освоиться с те- стовой ситуацией, и наоборот. Из приведенных, по-видимому, не слишком сложных соображений следует, что тесты обладают способностью дифференцировать испы- туемых в зависимости от степени их владения материалом, на котором строится тест. Психологическая методика прежде всего выполняет функ- ции социального фильтра: через тест не сумеет пройти индивид, чьему опыту чужды слова, термины, рисунки, графические изображения и те связи (обычно логического характера), которые по замыслу создателя те-
Н ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОГОВ ПЕРЕВОДА
До некоторой степени несходство в знаниях и навыках нивелируется школьным обучением. Правда, следует учесть, что формально один и тот же тип учебного заведения может давать существенно различную подготовку, поскольку социальная среда, в которой действует школа, сказывается на характере преподавания. Вопрос о правильной оценке результатов испытуемого при тестиро- вании следует отнести к числу важнейших. Допустим, что индивид при испытаниях выполнил какую-то часть заданий предложенного ему теста. Первоначальная обработка проста: имеется лист с правильными ответа- ми, сравнив ответы испытуемого с тем, что проставлено в этом листе, можно определить, какие задания выполнены правильно. В итоге полу- чается так называемый первичный результат. Чтобы перевести его в стандартизованный показатель, нужно располагать данными, которые получены на репрезентативной выборке той популяции, к которой при- надлежит испытуемый. В этой связи возникают немалые трудности. В практике тестирования США репрезентативная выборка составляется путем включения в нее различных социальных групп примерно в той же пропорции, в какой они представлены в населении страны. В кн. 1 на с. 208 и далее рассказывается, как это было сделано с тестами серии Станфорд-Бине. <Выборка, состоявшая почти из 200000 школьников с III по XII класс, была сформирована из детей, принадлежавших к раз- ным слоям общества, учитывала численность таких социальных групп, их местожительства, экономический статус и включала детей негров, мексиканцев и пуэрториканцев>. Известно, что в массе чем ниже экономический статус семьи, тем ни- же результаты ребенка в выполнении теста. Такой состав выборки зара- нее предполагает весьма существенные следствия. Дети белого большин- ства будут иметь при тестировании в сравнении с нормой несколько завышенные результаты, поскольку некоторую часть выборки составили дети из семей этнических меньшинств, а они в среднем показывают в те- стах более низкие результаты, что уменьшает относительно белых детей нормативный показатель выборки. То же можно сказать о детях из се- мей с высоким экономическим статусом. Обратная картина будет для детей из семей этнических меньшинств и с низким экономическим стату- сом: наличие в выборке детей из семей с высоким экономическим стату- сом повысит нормативный результат выборки относительно детей из се- мей с низким экономическим статусом. Иными словами, формальное соблюдение пропорционального представительства в выборке различных групп выгодно выделяет одних испытуемых и ставит в неблагоприятные условия других. Нужно, однако, выяснить, чем объясняются низкие результаты в те- стах у детей из семей, принадлежащих к национальным меньшинствам. Ответ на этот вопрос можно найти в книге. Основываясь на прове- денных исследованиях, А. Анастази приходит к такому выводу: <Когда индивид должен приспосабливаться и продвигаться в условиях культуры или субкультуры, отличающихся от той, в которой он воспитывался, то имеющиеся различия в культурах могут выглядеть как культурная нераз- витость> (кн. 1, с. 254). Именно такую картину и приходится видеть, ког- да тестируются дети из семей с низким экономическим статусом и на- -". .."."""д выглядят <культурно отсталыми>. А
f ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ ПЕРЕВОДА
предлагается выполнять, далеки от их повседневного опыта, они не вла- деют вообще или владеют недостаточно теми сведениями, которые необ- ходимы для выполнения заданий. Понятия, термины, рисунки, чертежи, составляющие тест, даже если детям приходилось иметь с ними дело в школе, при общении со сверстниками, с окружающими взрослыми не актуализировались. Мудрено ли, что при выполнении тестов они стано- вились в тупик. Вместе с тем нельзя считать обоснованными попытки некоторых психологов создать тесты, свободные от влияния культуры, иными сло- вами-тесты <никакой> культуры. А. Днастази обычно при изложении дискуссионных тем никак не заявляет о своей позиции, но в данном слу- чае автор, приводя конкретные материалы и высказывания авторитетных тестологов, показывает неосуществимость таких тестов. Создатели свободных от влияния культуры тестов возлагали боль- шие надежды на тесты, не использующие вербального материала. Но в ряде случаев люди, говорящие на одном языке и, следовательно, не ис- пытывающие трудностей в прочтении тестовых заданий, являются носи- телями разных культур. И культура в ее интегративном понимании, ко- торое и должно иметься в виду при изучении психики человека, не начинается и не кончается в языке, хотя значение последнего нельзя не- дооценивать. <Культура есть общественное явление, охватывающее все стороны и формы общественной жизни. Каждая из этих сторон и форм имеет культурную сторону, аспект или функцию. Это значит, что культу- ра не представляет собою какую-либо отдельную форму общественной жизни, вроде государства, семьи или колхоза. Культура, взятая в плане онтологическом (<бытийном>), есть совокупность материальных и ду- ховных ценностей, созданных и накопленных человечеством в историче- Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|