НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ, одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий. Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Стремление украсить любой сугубо бытовой предмет было вызвано той же потребностью народа в красоте, которая породила сказки и легенды, танцы и песни. В художественном творчестве находит свое выражение вековой опыт. В русле традиций складывался характер прикладного искусства, время отбирало типы предметов, постепенно вырабатывались приемы их изготовления, складывался их неповторимый художественный облик. На основе старых традиций во многих районах нашей страны возникли центры народного ремесла.
Художественные изделия из бересты
Скачать презентацию
Белая береза.. Пожалуй, это самое любимое дерево в России. Береста (наружная часть коры березы) как легкодоступный и простой материал издавна использовалась для изготовления различных бытовых и художественных изделий. Из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможные коробочки, посуду и даже лапти.
Яркими, веселыми красками их расписывали: рисовали цветы и ягоды, зеленые веточки и сказочных птиц, зверей невиданных или хорошо знакомых. Иногда под кистью мастера рождалась настоящая картина: шутники-скоморохи играли на балалайках, плясали медведи…Глаз не оторвать и от красивого узора, красочного орнамента…
Береста – прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров. Такими ажурными берестяными «кружевами» украшали шкатулки, ларцы, пудреницы и коробочки, вазы и стаканчики. А еще узоры на бересте выдавливали специальными штампиками. Это называется теснением. Такой способ делал изделия из нее особенно нарядным.
Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны. Традиции изготовления художественных изделий из бересты сохранились в северных, северо-восточных областях европейской части России, в Поволжье, Сибири, Якутии.
Богородская резная игрушка
Подмосковное село Богородское расположено недалеко от г. Сергиева Посада. Промысел резной деревянной игрушки возник, очевидно, в XVI-XVII веках. Уже к XVIII веку сложился самобытный характер и манера исполнения богородской игрушки. Можно выделить два вида: игрушки-скульптуры и движущиеся игрушки. Манера богородской резьбы точная, резкая, хорошо заметен след резца мастера. Обычно сохранен натуральный цвет дерева, но есть также и раскрашенные игрушки. Тематика скульптур разнообразна: это крестьяне, охотники, военные; звери и птицы; сценки из повседневной жизни, сказочные сюжеты.
Много веков богородской игрушке, но и в наши дни она, немного наивная, сказочная, радует нас, дарит нам свое тепло и улыбку. Вырезают их из липы, ольхи, осины. Выберет мастер подходящее полешко, расколет на несколько частей – «балбешек», и пошла работа! Вот почему в старину богородских игрушечников звали «балбешниками». Инструмент у мастера нехитрый – топорик, пила да набор стамесок. А вот ножик особый – очень острый, с треугольным скосом. Его так и называют – «богородский нож».
В начале XX века в с. Богородское была основана артель, а с1960 года – Богородская фабрика художественной резьбы.
Дымковская игрушка
Название этого народного промысла связано с селением Дымковская слобода, что на окраине старинного русского города Хлынова (позже г. Вятка, ныне г. Киров).
Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Роспись производится по обожженному в печи изделию температурными красками, применяется позолота. Изображаются всадники, дамы, кавалеры, сказочные персонажи, животные, бытовые сценки. Позы и движения дымковской игрушки несколько условны, упрощены, согласно древней традиции изготовления народной игрушки, скульптуры.
Яркая, красочная «дымка» популярна не только в России, но и за рубежом.
Филимоновская игрушка
Этот народный промысел связан с деревней Филимоново, Тульской области. Издавна в этих краях делали посуду из местной светлой гончарной глины.
Облик филимоновской игрушки поражает своей оригинальностью, необычайностью форм. По мнению специалистов, в филимоновской игрушке сохраняются изначальные, древние традиции народной культуры. Фигурки несколько вытянуты, в росписи преобладает три-четыре цвета. Сама роспись – это чередование горизонтальных полос по белому, желтому фону. В орнаменте преобладают круги, «розетки», треугольники, зигзаги, точки. Лица на игрушках, мелкие детали едва обозначены, как у древних, языческих идолов. Размеры игрушек от 3-5 до 25-30 сантиметров. В большинстве своем это свистульки.
Матрешка
Матрешка — один из самых популярных русских сувениров – появился лишь в конце XIX века в имении Абрамцево, что неподалеку от Сергиева Посада.
В Московской области массовое производство матрешек началось в Сергиевом Посаде с 1890 года, и уже в 1900 году игрушка из России на международной выставке в Париже была отмечена золотой медалью.
Вскоре матрешки стали изготовлять и в других районах страны, например в городе Семенове, в селе Полхов-Майдан, на Вятской земле, в Башкирии и Воронеже.
В наши дни традиционное искусство матрешки переживает свое второе рождение.
Городецкая роспись
Этот народный художественный промысел сложился к середине XIX века в старинном волжском городе Городце, известным по летописям с 1152 года. Городец славился резчиками по дереву, умелыми корабелами.
Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни домов, ворота резьбой и инкрустацией послужил источником рождения народного промысла. Особенности городецкой росписи – чистые, яркие краски, четкий контур, белые штрихи, создающие условный объем и живописность.
Хохломская роспись
Уже в XVII веке в селе Хохлома проходили ярмарки, где торговали деревянной расписной посудой, изготовленной в селах и деревнях Нижегородского края.
Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с черным, красным, зеленым, иногда коричневым и оранжевым. Изображение растений, ягод, плодов, птиц и рыб образуют прихотливый узорный орнамент.
Секрет «золота» Хохломы – применение алюминиевого (ранее серебряного или оловянного) покрытия, сверху наносится рисунок и лак. Изделие высушивается при температуре 100-120 градусов. Под действием температуры лак приобретает желтоватый оттенок, и сквозь него «золотом» сверкает алюминиевый слой. Современные хохломские изделия – посуду, мебель, сувениры – создают мастера фабрики «Хохломской художник» (с. Семино) и объединения «Хохломская роспись» (г. Семенов), что в Нижегородской области.
Гжельская керамикаГжель – один из самых известных народных художественных промыслов России. Гжельский промысел объединяет два десятка подмосковных сел и деревень. Уже с XIV века в этой местности процветал гончарный промысел.
С середины XVIII века гжельские мастера освоили производство майолики с многоцветной росписью по белому фону. Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных, птиц. В XIX веке Гжель прославилась своим фаянсом и фарфором. С этого времени преобладает роспись синим кобальтом по белому. Кистями разной величины, мазками длинными и короткими гжельцы создают гамму до 30 оттенков синевы! И расцветают удивительные синие розы и другие цветы сказочной красоты. Но, кроме цветочных орнаментов, можно увидеть и картинки из народной жизни, пейзажи.
Сегодня гжельская керамика известна во всем мире и по-прежнему украшает нашу жизнь.
Жостовские подносы
Жостовский художественный промысел – это декоративная роспись на металлических подносах. Возникновение промысла относится к началу XIX века, когда в деревне Жостово, Троицкой волости (ныне Мытищинский район, Московской области), была открыта мастерская по выпуску лакированных изделий из папье-маше с живописными миниатюрами. Но вскоре жостовские мастера стали делать металлические подносы с росписью масляными красками и лаковым покрытием.
Жостовский промысел развивался под влиянием уральской декоративной росписи, федоскинской лаковой миниатюры, росписи по фарфору подмосковных фабрик. Но уже к середине XIX века сложился самобытный художественный стиль жостовских мастеров. Сюжеты росписи – цветочные, растительные орнаменты, бытовые сценки из народной жизни, пейзажи. Разнообразна и форма подносов.
Скопинская керамика
Скопинская керамика как народный художественный промысел получила известность со второй половины XIX века. Место зарождения промысла город Скопин, Рязанской области.
Особенность скопинской керамики в том, что изделия, как правило, ручной работы, дополнены лепными изображениями птиц, рыб, фантастических животных. Великолепный растительный орнамент делает скопинскую керамику настоящим произведением искусства. Она покрыта цветной глазурью коричневого, зеленого или желтого тона.
Расписные деревянные ложки и миски, глиняные горшки и кружки, резные или же украшенные росписью берестяные туески были необходимы людям в их повседневной жизни. Несмотря на то, что изделия народных мастеров воспринимаются нами только лишь с эстетической точки зрения, интерес в XXI веке к древнему народному промыслу, к искусству наших предков не угас. Мы восхищаемся талантом мастеров, подаривших нам эту красоту. Подлинная красота не уходит в прошлое и не забывается. Она актуальна во все времена.
конец
|