Цель: Расширение и систематизирование знаний детей о традиционно — бытовой культуре русского народа, познакомить детей с историей русского народа через изучение устройства жилища наших предков (изба: её внешнее убранство).
Задачи:
Образовательные:
- Приобщение детей к истокам русской народной культуры;
- Дать общее представление детям о внешнем убранстве русской избы.
Развивающие:
- Вызвать у детей интерес к жизни на Руси в далеком прошлом, к жизни наших предков.
- Развитие любознательности, наблюдательности, речи детей, обогащение словарного запаса детей.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к истокам русской народной культуры.
Интеграция областей: социализация, познание, коммуникация, художественное творчество.
Материалы и оборудование: Картон, ножницы, клей, бумага цветная; гуашь, кисти.
Зрительный ряд: слайды с изображением русской избы, элементами ее украшения. Чтение русских сказок, рассматривание иллюстраций.
Литературный ряд: русские народные сказки «Маша и медведь», «Лиса, заяц и петух», «Лиса и заяц».
Музыкальный ряд: русские народные песни «Русская изба», «Вошла в избу девица», «Изба».
Задание: интегрированное занятие аппликация и рисование «Русская изба».
Занятие проводится в музыкальном зале с мультимедийным сопровождением.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, на котором мы отправимся на экскурсию в «Музей деревянного зодчества».
(Показ слайда)
Тема нашей экскурсии: «Русская изба». Вы узнаете, какие части есть у русской избы, как украшают избу, и сами будете строить свой маленький дом.
Воспитатель: Человеку все время нужен был дом. В доме можно укрыться от жары, и холода, от дождя и ветра, от врагов и хищных зверей?
Прослушайте стихотворение.
Пятистенка пред тобой, Словно терем расписной, Ты в ворота постучи И в калиточку войди.
Три окошечка подряд На тебя резьбой глядят. Украшает крышу пень По прозванью охлупень
Словно конь аль птица К солнышку стремится. Посмотри-ка ты на дом И найди окошки в нем.
Вот и красное окно,
косящатое оно, Ай да мастер мировой! Все украшено резьбой, А с причелины свисают,
Плотно бревна закрывают. Закрывая, защищают чудо — полотенца. Воспитатель: О чём идёт речь? Ответы детей: О русской избе.
Воспитатель: Все ли слова вам понятны?
Ответы детей: Не все.
Воспитатель: Чтобы лучше понять это стихотворение мы должны узнать, что такое изба и как называются её части.
Изба — слово древнее. Оно обозначало деревянную постройку.
(Показ слайда)
Воспитатель: Ребята посмотрите на этот дом. Это русская изба. Строить такие избы начали давным-давно, более 500 лет назад.
В старину дома строили чаще из дерева, потому что вокруг много лесов, древесины.
Деревянные дома строят мастера — плотники. Дом, построенный из
деревянных бревен, называли — изба.
В народе говорили, что избу не строили, а «рубили», делали «сруб». Потому, что основным инструментом плотника был топор. Топором рубили в лесу деревья, топором же обтесывали с бревен кору. Им же вырубали в бревнах углубления для более плотного их прилегания друг к другу.
Из обработанных таким образом бревен складывали стены дома — «сруб». Между бревнами укладывали мох для утепления.
В древности строить или «рубить избу» выходили человек 20 или, как говорили в старину, «всем миром». Это было не простое занятие: мастера использовали только топор, никаких пил, гвоздей и молотков. Не каждый мог построить избу, для этого нужны особый талант и мастерство.
Место для дома выбирали высокое и сухое. Для строительства использовали сосну или ель: стволы крепкие, прямые, древесина надежная.
Стояла изба лицом к дороге или реке. Посмотрите на эти рисунки.
Начиналось строительство с укладки первого венца избы.
Венец — четыре скреплённых бревна, связанные в квадрат образующих
один ярус деревянного сруба.
Венец к венцу подгоняли плотно, между ними щёлочки не увидишь. От слова плотно – образовано слово плотник. На венцах ставили зарубки – порядковые номера. Как вы думаете для чего?
Ответы детей: Дети затрудняются ответить.
Воспитатель: Чтобы можно было его перенести в другое место и собрать.
Верхняя треугольная часть фасада, образованная скатами крыши называется фронтон. Это треугольное завершение фасадной части избы.
(Показ слайда)
По окантовке крыши размещали причелины — доски с резным орнаментом, покрывающие края крыши.
(Показ слайда)
На крыше избы всегда помещали конек.
Конек считался и украшением, и оберегом дома. Часто внук, строя новый
дом, брал конька с дома деда на счастье.
О коньке говорили:
«Выше всех сидит, На весь мир глядит, На красно солнышко, На ясный месяц».
(Показ слайда)
Воспитатель: В центре сруба прорубали окна. Окна домов делали небольшого размера, чтобы тепло из дома не уходило. Окна защищали от дождя и снега с помощью наличников. Очень часто к наличникам окон крепили ставни, с их помощью окна закрывали. Ставни летним днем спасали избу от зноя, зимой в ненастную погоду так же сохраняли тепло в избе. Ограждали хозяев избы от уличного шума и недобрых людей.
Все элементы избы украшали резным орнаментом. Слово «орнамент» в переводе с латинского языка «украшение». Орнаментом называют украшение, построенное на ритмичном чередовании и сочетании элементов.
Узоры в резьбе образуются из геометрических фигур: треугольников, квадратов, кругов или из растительных элементов: листьев, веток, цветов, ягод. Эти элементы складываются в орнамент и получаются узоры невиданной красоты.
Круг – это изображение солнца – было связано с мечтой о добром небесном светиле, от которого зависело благополучие в семье крестьянина. В народе говорят: «Не земля хлеб родит, а солнце».
Дуга – это изображение радуги – оно означало, что наступило наконец желанное лето. Вырезая дугу, человек призывал к себе в помощники добрые силы природы.
Прежде, чем делать резьбу, мастер прорисовывает ее на заготовках.
Главными украшениями были наличники и ставни. Часто в сказках мы слышим: «Окошечки резные, ставни расписные».
Одним из элементов украшения деревянной избы было полотенце, специально сделанная пластина со сквозной резьбой.
(Показ слайда)
Резьбой украшали причелины. Например орнамент в виде зигзаговой линии символизировал небо, знак дождя, круглые отверстия – капли дождя.
На полотенцах изображали символы Солнца — круг с 6 радиусами ("колесо юпитера") Встречается круг с крестом внутри него, а иногда и с восемью лучами; восходящее или заходящее солнце может быть показано полукругом (дугой вверх) с тремя лучами. Или "бегущее" солнце: внутри круга вырезают несколько дугообразных линий, они создают впечатление катящегося колеса с изогнутыми спицами.
Для украшения наличников и ставень мастера использовали изображения оленей, коней, птиц. Они считались священными животными, добрыми божествами.
Птица – приход весны, тепло, возрождение к жизни, богатый урожай.
Конь – символ силы, красоты.
Лев – охранник.
Одним из наиболее интересных и самых распространенных изображений домовой резьбы является образ берегини, русалки, который не встречается ни в одном другом виде русского народного искусства. Название «берегиня» не оставляет сомнения в том, что когда-то это существо должно было оберегать от злых духов стихии.
Разные орнаменты в украшении избы исполнялись не только для красоты. В давние времена люди верили в их магическую силу: они оберегали от злых сил, духов, природных стихий.
Хорошо украшен дом И от зла обережен. орнамент не простой! Посмотри-ка ты, постой:
Ты увидишь змейку, соты, Замечательной работы: Вот витейка, ромб, цепочки, И красивые листочки,
Вместо злобных страж с ворот Смотрит лев на вас как кот, Вот русалки, птицы-павы - Все важны и величавы
Лев, с листом узорным схожий, примостился у окна.
Птица Сирин в травах тоже рядом изображена.
Вьются стройные колонны, и изящны, и легки,
и на стебле розан тонкий распускает лепестки.
Над колоннами витыми львы другие, словно псы:
дом хранят, а перед ними шумно зыблются овсы
Воспитатель: Дом воспринимался древними людьми как живое существо, похожее на человека.
Поэтому названия элементов русской избы и названия частей человеческого тела очень близки по своему звучанию и по смыслу.
Давайте их сравним.
Наличники — лицо, лик.
Причелины, лобная доска — чело, лоб.
Окно — око, глаз.
Самая красивая часть избы – фасад – лицо дома и у каждого дома своё лицо.
Мы познакомились с искусством деревянной резьбы.
А теперь я предлагаю вам стать мастеровыми. Разбейтесь на пары, обсудите план своей работы по строительству дома и приступайте к делу.
Итог занятия:
Молодцы, ребята! Вы славно поработали сегодня, приложили много сил и старанья. Узнайте у родителей, бабушек, дедушек историю какого-нибудь деревянного дома или деревянной вещицы, составьте небольшой рассказ и расскажите его в группе.
А теперь я хочу узнать, понравилось ли вам наша экскурсия. Перед вами на столах лежат карточки с условными значками: солнышко, тучка дождик. Если вам понравилось, поднимите карточку со значком «солнышко», если не очень понравилось—со значком «тучка», а если не понравилось—со значком «дождик». Немножко подумайте и поднимите карточки. Спасибо за участие!
|