Смирнова Алла Михайловна. Конспект занятия в подготовительной группе «Добрые избы»

Конспект занятия в подготовительной группе «Добрые избы»

Цель: Расширение и систематизирование знаний детей о традиционно — бытовой культуре русского народа, познакомить детей с историей русского народа через изучение устройства жилища наших предков (изба: её внешнее убранство).

Задачи:

Образовательные:

  • Приобщение детей к истокам русской народной культуры;
  • Дать общее представление детям о внешнем убранстве русской избы.

Развивающие:

  • Вызвать у детей интерес к жизни на Руси в далеком прошлом, к жизни наших предков.
  • Развитие любознательности, наблюдательности, речи детей, обогащение словарного запаса детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и уважение к истокам русской народной культуры.

Интеграция областей: социализация, познание, коммуникация, художественное творчество.

Материалы и оборудование: Картон, ножницы, клей, бумага цветная; гуашь, кисти.

Зрительный ряд: слайды с изображением русской избы, элементами ее украшения. Чтение русских сказок, рассматривание иллюстраций.

Литературный ряд: русские народные сказки «Маша и медведь», «Лиса, заяц и петух», «Лиса и заяц».

Музыкальный ряд: русские народные песни «Русская изба», «Вошла в избу девица», «Изба».

Задание: интегрированное занятие аппликация и рисование «Русская изба».

Занятие проводится в музыкальном зале с мультимедийным сопровождением.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, на котором мы отправимся на экскурсию в «Музей деревянного зодчества».

(Показ слайда)

Тема нашей экскурсии: «Русская изба». Вы узнаете, какие части есть у русской избы, как украшают избу, и сами будете строить свой маленький дом.

Воспитатель: Человеку все время нужен был дом. В доме можно укрыться от жары, и холода, от дождя и ветра, от врагов и хищных зверей?

Прослушайте стихотворение.

Пятистенка пред тобой,
Словно терем расписной,
Ты в ворота постучи
И в калиточку войди.

Три окошечка подряд
На тебя резьбой глядят.
Украшает крышу пень
По прозванью охлупень

Словно конь аль птица
К солнышку стремится.
Посмотри-ка ты на дом
И найди окошки в нем.

Вот и красное окно,

косящатое оно,
Ай да мастер мировой!
Все украшено резьбой,
А с причелины свисают,

Плотно бревна закрывают.
Закрывая, защищают чудо — полотенца.
Воспитатель: О чём идёт речь?
Ответы детей: О русской избе.

Воспитатель: Все ли слова вам понятны?

Ответы детей: Не все.

Воспитатель: Чтобы лучше понять это стихотворение мы должны узнать, что такое изба и как называются её части.

Изба — слово древнее. Оно обозначало деревянную постройку.

(Показ слайда)

Воспитатель: Ребята посмотрите на этот дом. Это русская изба. Строить такие избы начали давным-давно, более 500 лет назад.

В старину дома строили чаще из дерева, потому что вокруг много лесов, древесины.

Деревянные дома строят мастера — плотники. Дом, построенный из

деревянных бревен, называли — изба.

В народе говорили, что избу не строили, а «рубили», делали «сруб». Потому, что основным инструментом плотника был топор. Топором рубили в лесу деревья, топором же обтесывали с бревен кору. Им же вырубали в бревнах углубления для более плотного их прилегания друг к другу.

Из обработанных таким образом бревен складывали стены дома — «сруб». Между бревнами укладывали мох для утепления.

В древности строить или «рубить избу» выходили человек 20 или, как говорили в старину, «всем миром». Это было не простое занятие: мастера использовали только топор, никаких пил, гвоздей и молотков. Не каждый мог построить избу, для этого нужны особый талант и мастерство.

Место для дома выбирали высокое и сухое. Для строительства использовали сосну или ель: стволы крепкие, прямые, древесина надежная.

Стояла изба лицом к дороге или реке. Посмотрите на эти рисунки.

Начиналось строительство с укладки первого венца избы.

Венец — четыре скреплённых бревна, связанные в квадрат образующих

один ярус деревянного сруба.

Венец к венцу подгоняли плотно, между ними щёлочки не увидишь. От слова плотно – образовано слово плотник. На венцах ставили зарубки – порядковые номера. Как вы думаете для чего?

Ответы детей: Дети затрудняются ответить.

Воспитатель: Чтобы можно было его перенести в другое место и собрать.

Верхняя треугольная часть фасада, образованная скатами крыши называется фронтон. Это треугольное завершение фасадной части избы.

(Показ слайда)

По окантовке крыши размещали причелины — доски с резным орнаментом, покрывающие края крыши.

(Показ слайда)

На крыше избы всегда помещали конек.

Конек считался и украшением, и оберегом дома. Часто внук, строя новый

дом, брал конька с дома деда на счастье.

О коньке говорили:

«Выше всех сидит,
На весь мир глядит,
На красно солнышко,
На ясный месяц».

(Показ слайда)

Воспитатель: В центре сруба прорубали окна. Окна домов делали небольшого размера, чтобы тепло из дома не уходило. Окна защищали от дождя и снега с помощью наличников. Очень часто к наличникам окон крепили ставни, с их помощью окна закрывали. Ставни летним днем спасали избу от зноя, зимой в ненастную погоду так же сохраняли тепло в избе. Ограждали хозяев избы от уличного шума и недобрых людей.

Все элементы избы украшали резным орнаментом. Слово «орнамент» в переводе с латинского языка «украшение». Орнаментом называют украшение, построенное на ритмичном чередовании и сочетании элементов.

Узоры в резьбе образуются из геометрических фигур: треугольников, квадратов, кругов или из растительных элементов: листьев, веток, цветов, ягод. Эти элементы складываются в орнамент и получаются узоры невиданной красоты.

Круг – это изображение солнца – было связано с мечтой о добром небесном светиле, от которого зависело благополучие в семье крестьянина. В народе говорят: «Не земля хлеб родит, а солнце».

Дуга – это изображение радуги – оно означало, что наступило наконец желанное лето. Вырезая дугу, человек призывал к себе в помощники добрые силы природы.

Прежде, чем делать резьбу, мастер прорисовывает ее на заготовках.

Главными украшениями были наличники и ставни. Часто в сказках мы слышим: «Окошечки резные, ставни расписные».

Одним из элементов украшения деревянной избы было полотенце, специально сделанная пластина со сквозной резьбой.

(Показ слайда)

Резьбой украшали причелины. Например орнамент в виде зигзаговой линии символизировал небо, знак дождя, круглые отверстия – капли дождя.

На полотенцах изображали символы Солнца — круг с 6 радиусами ("колесо юпитера") Встречается круг с крестом внутри него, а иногда и с восемью лучами; восходящее или заходящее солнце может быть показано полукругом (дугой вверх) с тремя лучами. Или "бегущее" солнце: внутри круга вырезают несколько дугообразных линий, они создают впечатление катящегося колеса с изогнутыми спицами.

Для украшения наличников и ставень мастера использовали изображения оленей, коней, птиц. Они считались священными животными, добрыми божествами.

Птица – приход весны, тепло, возрождение к жизни, богатый урожай.

Конь – символ силы, красоты.

Лев – охранник.

Одним из наиболее интересных и самых распространенных изображений домовой резьбы является образ берегини, русалки, который не встречается ни в одном другом виде русского народного искусства. Название «берегиня» не оставляет сомнения в том, что когда-то это существо должно было оберегать от злых духов стихии.

Разные орнаменты в украшении избы исполнялись не только для красоты. В давние времена люди верили в их магическую силу: они оберегали от злых сил, духов, природных стихий.

Хорошо украшен дом
И от зла обережен.
орнамент не простой!
Посмотри-ка ты, постой:

Ты увидишь змейку, соты,
Замечательной работы:
Вот витейка, ромб, цепочки,
И красивые листочки,

Вместо злобных страж с ворот
Смотрит лев на вас как кот,
Вот русалки, птицы-павы -
Все важны и величавы

Лев, с листом узорным схожий, примостился у окна.

Птица Сирин в травах тоже рядом изображена.

Вьются стройные колонны, и изящны, и легки,

и на стебле розан тонкий распускает лепестки.

Над колоннами витыми львы другие, словно псы:

дом хранят, а перед ними шумно зыблются овсы

Воспитатель: Дом воспринимался древними людьми как живое существо, похожее на человека.

Поэтому названия элементов русской избы и названия частей человеческого тела очень близки по своему звучанию и по смыслу.

Давайте их сравним.

Наличники — лицо, лик.

Причелины, лобная доска — чело, лоб.

Окно — око, глаз.

Самая красивая часть избы – фасад – лицо дома и у каждого дома своё лицо.

Мы познакомились с искусством деревянной резьбы.

А теперь я предлагаю вам стать мастеровыми. Разбейтесь на пары, обсудите план своей работы по строительству дома и приступайте к делу.

Итог занятия:

Молодцы, ребята! Вы славно поработали сегодня, приложили много сил и старанья. Узнайте у родителей, бабушек, дедушек историю какого-нибудь деревянного дома или деревянной вещицы, составьте небольшой рассказ и расскажите его в группе.

А теперь я хочу узнать, понравилось ли вам наша экскурсия. Перед вами на столах лежат карточки с условными значками: солнышко, тучка дождик. Если вам понравилось, поднимите карточку со значком «солнышко», если не очень понравилось—со значком «тучка», а если не понравилось—со значком «дождик». Немножко подумайте и поднимите карточки. Спасибо за участие!

Просмотров: 945
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Яковлева Татьяна Владимировна. Конспект НОД «Путешествие в прошлое русской избы и быта русского народа» для групп старшего возраста
  • Ирина Владимировна Скомаровская. Проектно-творческая работа 'Русская изба – как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры'
  • Бубникова Людмила Алексеевна. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Русская изба»
  • Гаврилюк Татьяна Иосифовна. Занятие - Загадки русской избы
  • Гаврилюк Татьяна Иосифовна. Презентация - Внутренний мир русской избы
  • Насонова Олеся Александровна. Информационный проект «Традиции русской избы»
  • Моргунова Надежда Борисовна. Дидактическая игра «Русская изба и современный дом» (для детей дошкольного возраста 5-7 лет)
  • Коротеева Марина Александровна. Конспект интегрированного занятия «В гостях у Бабушки-Забавушки» (Экскурсия в мини-музей «Русская изба») для детей старшей логопедической группы
  • Вяткина Лариса Анатольевна. Методическая разработка Тема. Вместе у нас получится или как заниматься с неговорящим ребенком дома»
  • Данилова Ольга Анатольевна. Театрализованное представление в средней группе «Один дома или коза с козлятами»
  • Ульзуева Анастасия Викторовна. Презентация «Русская изба» для детей средней группы. Проектная деятельность «В горнице моей…»
  • Павлова Т.И. Фролова Е.А. Свиридова Н.А.. ПРОЕКТ: «ОДИН ДОМА» ИЛИ «Я И МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
  • Подлесных Татьяна Степановна. Проект и презентация - Приобщение детей к истокам русской народной культуры, как часть нравственно–патриотического воспитания
  • Чуйкова Елена Борисовна,. Родительское собрание Что и как читать ребёнку 5-6 лет дома
  • Павлова Ольга Игоревна. Сценарий выпускного вечера в группе детей с ЗПР «Букеты, музыка, стихи – все это вам, выпускники!»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Васильева Наталья Борисовна. Путешествие в прошлое (мини-музей «Русская изба»)
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Салова Мария Кузьминична Кирьякова Елена Борисовна. «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры и здорового образа жизни на примере русской игры «лапта».
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Шерстобитова И.А. Каменева Н.А.. «Русская изба просторна да хороша. В гости всех приглашает она».
  • Матвеева Ирина. Итоговое тематическое занятие, посвящённое празднованию 75-летия Победы. «Как это было».
  • Заикина Тамара Михайловна. Итоговое занятие по речевому развитию в первой младшей группе № 1. Тема: ' Что мы знаем - вам покажем Как сумеем вам расскажем'
  • Миронович Талина Васильевна. «Богатыри – защитники земли русской или как познакомить ребенка с мировыми шедеврами живописи»
  • Мельникова Ольга Николаевна. Видео занятие по познавательному развитию «Если ты один дома»
  • Бескоровайная Галина Ивановна. «Памятка для родителей о соблюдении правил безопасности, если ребёнок один дома»
  • Дриллер Наталья Григорьевна. Презентация - 'Русская изба'
  • Поздяева Юлия Васильевна. Проект «Русская изба»
  • Гаврилова Ирина Геннадьевна. Инсценированное занятие для детей дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуре «В гостях у Кузи»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь