Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Рекомендации по оптимизации развития личности и группыРЕКОМЕНДАЦИИ по оптимизации развития личности и группы
Для повышения уровня развития междичностных отношений группы необходимо:
IX организовать совместную деятельность (игровую, учебную, трудовую);
2) использовать коллективные формы занятий (когда общий результат зависит от оптимального взаимодействия и усилий всех участников группы);
3) создавать ситуации совместных переживаний (когда участ- ники группы вместе радуются общим успехам или огорчаются цо поводу неудач).
Для повышения эффективности взаимодействия с участни- ками группы необходомо:
1) применять методы опосредованного взаимодействия (через референтных лиц);
2) взаимодействовать в первую очередь с участниками, зани- мающими "полярные позиции" в группе (с целью, изменения их потребностей, мотивов, интересов, направленностей, ценно- стных ориентаций и т.п.).
РазделЗ.СОЦЙАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
3.1. Общение
"Нёпо^федстввнное общение меж- ду людьми не заменить ничем". С. Н. Паркинсон.
"...для человека не существует бо- лее чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе . самому себе и оставаться абсолютно
незамеченным". У.Джеймс
ЭЛЛ* Феноменология общения
Каждый из нас живет и работает среди людей. Мы ходим в гости встречаемся с друзьями, выполняем с коллегами по рабо- те какое-то общее дело и т.д. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми - родителями, сверст- никами, учителями, коллегами: Одних мы любим, к другим от- носимся нейтрально, третьих ненавидим, с четвертыми вообще неизвестно зачем разговариваем.
Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими людьми, познаем их и, вместе с этим, переживаем собственное состояние, возникающее в ре- зультате общения.
Общение можно рассматривать как способ объединения ин- дивидов, а также как способ их развития.
По своим формам и видам общение чрезвычайно разнооб- разно. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непо- средственном и опосредованном, вербальном (словесном) и не- вербальном и т.д.
Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение мо-
жет рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затруд- няющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения.
Различают также межличностное и массовое общение. Меж- личностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу- участттаков. Массо- вое общение ~^это множество непосредственных контактов не- знакомых людей, а также коммуникация, опосредованная раз- личными видами средств массовой информации.
Выделяют, кроме того, межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные ли^шости, обладающие уникальными индивидуальными качест- вами, которые раскрываются другому походу общение и орга- низации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (учитель-ученик, покупатель-продавец). В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведе- ния, так как те или иные его шаги, действия диктуются испол- няемой ролью. В -процессе такого общения человек отражается уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная еди- ница, выполняющая определенные функции.
Общаясь с другими людьми, че^оцек усваивает общечелове- ческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. То есть, общение выступает важнейшим факто- ром психического развития человека. В общем виде можно оп- ределить общение как универсальную реальность, в которой за- рождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.
По своему назначению общение многофункционально. Мо^- новгщелзгть пяль основмых функций общения.
1. Прагматическая функция общения. Реализуется при взаи- модействии людей в процессе совместной деятельности.
2. Формирующая функция общения. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. Из- вестно, что на определенных стадиях развитие поведения, дея- тельности и отношения ребенка к миру и к самому себе опосре- довано его общением со взрослым. В ходе развития внешние, опосредованные общением формы взаимодействия ребенка и
взрослого трансформируются во внутренние психические функ- ции и процессы> а также в самостоятельную внешнюю актив- ность ребенка. ,
Общение ребенка и взрослого - это не только передача перво- му суммы умений, навыков и знаний, которые он механически ус- ваивает, но и сложный процесс взаимных влияний, обогащений и изменений. Ребенок зачастую актавно и критично перерабатывает предлагаемый ему чужой опыт, используя его для построения не- противоречивой картины мира. Ребенок и принимает, и воспроиз- водит, реализует опыт других (взрослых) людей,
3. Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить, себя. Желая утвердиться в своем существовании и в своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях. Еще Уильям Джеймс отмечал, что для человека "не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в об- ществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным". Во многих психотерапевтических системах это состояние человека фиксируется понятием "неподтверждение". Причем в отличие 1 от отрицания, которое может быть выражено словами "Ты не i' Прав" или "Ты- плохой" и предполагает известную долю под- тверждения (хотя и с негативной оценкой), неподтверждение рзначает "Тебя здесь нет", "Ты не существуешь". Известно, что повседневный опыт человеческого общения изобилует процеду- ^рами, организованными по принципу простейшей "подтвер- 1 задающей терапии": ритуалы, знакомства, приветствия, имено- 1вания, оказание различных знаков внимания. Указанные проце- 1^дуры направлены на поддержание у человека "минимума под"
Гиержденности".
1 4. Функция организации и поддержания межличноетных от- Сношений. Восприятие других людей и поддержание с нимираз- ^личных отношений (от интимно-личностных до сугубо деловых) 1ЙМ* любого человека неизменно связано с оцениванием людей IH установлением определенных эмоциональных отношений - 1аябо позитивных, либо негативных по своему знаку. Конечно, поциональные межличностные отношения - не единственный ш социальной связи, доступный современному человеку, од- >ко они пронизывают всю систему взаимоотношений между дьми, чаете) накладывают свой отпечаток и на деловые., и да- на ролевые отношения. '
5. Внутриличностная функция общения реализуется в обще- нии челорека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога). Такое общение может рас- сматриваться как универсальный способ мышления человека.
В социальной психолся^ш вьвделяет три типа межличностно- го общения: .. .
императивное общение -это авторитарная, директивная фор- ма взаимодействия с партнером по общению с целью достиже- ния контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как объ- ект воздействия, выступает пассивной, "страдательной" сторо- ной. Особенность императива в том, что конечная цель обще- ния - присуждение партнера - не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Можно указать ряд сфер деятельности, где доста- точно эффективно использование императивного общения. К таким сферам относятся: военные уставные отношения, отно- шение "начальник ^- подчиненный" в экстремальных условиях, работа при чрезвычайных обстоятельствах. Но можно выделить и те сферы межличностных отношений, где применение импе- ратива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские от- ношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений;
манипулятивное общение - это форма межличностного обще- дия, при которой воздействие на паршефа по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Как и им- пергоив, манипуляция предполагает объективное восприятие парт- нера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой "разрешенной манипуляции" является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа общения стала концевдия общения, развитая Дейлом Корне- ги (см. 184] и его последователями. Широко распространен мани- пулятивный стиль общения и в области пропаганды.
Следует отметить, .что владение и использование средств ма- нипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких на- выков ив остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на люб- ви, дружбе и взаимной привязанности.
При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определен- ных, "нужных" манипулятору свойств и качеств. Однако чело- век, выбравший в качестве основного именно этот тип отноше- ния с другими, в итоге часто сам становится жертвой собствен- ных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать ^фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, ру- ководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Как отмечает Э.Шостром 1243] - один из 'ведущих критиков "карнегианского" подхода в общении, мани- пулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апа- (тия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, ци- 1низм и недоверие к себе и другим. В целом профессии педагога 1и психолога можно отнести к наиболее подверженным манипу- ^лягивной деформации. Например, в процессе обучения всегда Присутствует элемент манипуляции (сделать урок интереснее, 1замотивировагь учащихся, привлечь их внимание и т.д.). Это liacro приводит к формированию у профессиональных педаго- IFOB устойчивой личностной установки на объяснение, научение, ^доказательство.
1 Объединив императивную и манипулятивную форму обще- ^зяия, можно охарактеризовать их, как различные виды моноло- ^ческого общения. Человек, рассматривающий другого как ьект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, норируя его. Как говорил по этому поводу А.А.Ухтомский, повек видит вокруг себя не людей, а своих "двойников"; диалогическое общение - это равноправное субъект-субъект- е, взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, само- ^нание партнеров по общению. Оно возможно лишь в случае блюдения ряда правил взаимоотношений: 1. Наличие психологического настроя на актуальное состоя- ЕС собеседника и собственное актуальное психологическое со- Цэо^ние (следование принципу "здесь и теперь").
2. Использование безоценочного восприятия личности парт- ?ра, априорная установка на доверие к его намерениям.
3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на )бственные мнения и решения.
4. Содержания общения должны включать проблемы и нере- шенные вопросы (проблематизация содержания общения).
Зак. 1132
5. Следует персонифицировать общение, т.е. вести разговор от своего имени (без ссылки на мнения авторитетов), представ- лять свои истинные чувства и желания.
Диалогическое (гуманистическое) общение позволяет дос- тичь более глубинного взаимопонимания, самораскрытия парт- неров, создает условия для взаимного личностного роста.
Э.Шостром 1243} предложил ряд советов учителям, пытаю- щимся уйти от монологической формы общения с детьми. На- пример, уважительно и бережно относиться ко всем вопросам и содержательным высказываниям учеников, так как именно в них проявляется интерес ребенка и только через эти интересы можно привлечь его к активному сотрудничеству. Адекватное реагирование на подобные вопросы учеников предполагает: - терпеливое и полное рыслушивание вопроса. - более широкое освещение вопроса, что позволяет рас- смотреть проблему еще с одной стороны. ОГвет не должен быть поспешным, это обижает и задевает того, ддя кого он является важным;
- учет того, что ученик не всегда задает вопрос затем, чтобы получить на него точный ответ. Ему важно показать свое уме- ние думать, свои знания. Ребенок может задать вопрос, на кото- рый вчера он уже получил ответ от родителя, и теперь хочет по- хвастаться своими знаниями. Вопрос может быть задан и в на- дежде на какой-то длительный разговор, мало относящийся к вопросу [163.С.7-Щ.
3.1.2. Компоненты и средства общения
Изучение общения показывает сложность, разнообразие, многоуровневость проявлений и функций этого феномена. Ука- занная сложность феномена общения требует выделения отдель- ных его составляющих, описания структуры. Существует не- сколько подходов к структурированию общения. Одним из час- то употребляемых является подход, при котором выделяют три рзаимосвязанные стороны общения - коммуникативную, инте- рактивную и перцептивную. *
Коммуникация заключается в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона общения проявляется в организации взаимодействия между участниками общения, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, состояния-
^ми, но и действиями. Перцептивная сторона общения представляет 1собой процесс воо^рияпия партнерами по общению друг друга и ^установления на этой основе взаимопонимания меаду ними. 1 Отдельный круг задач связан с решением вопросов о средст- 1вах и механизмах воздействия людей друг на друга в условиях IHX совместных дейстеий. К таким механизмам д социальной рсихологии традиционно относят: психическое заражение, вну- шение и подражание [2. С. 95-961.
Общебне, как обмен шформациеХ^ Говоря о коммуникации, прежде всего, имеем ввиду обмен между людьми различ- и представлениями, идеями, интересами, настроениями, "гвами, установками и т.п. Если все это можно рассмат- пъ как информацию, то процесс Коммуникации может быть ^онят как процесс обмена информацией. Но такой подход к че- еческому общению является очень упрощенным (в данном чае мы акцентируем внимaниe' лишь на формальной стороне блемы). Это обусловлено тем, что в условиях такого обще- информация не только передается, но и формируется, уточ- тся, развивается,
Специфика межличностной коммуникации раскрывается в > процессов и феноменов: психологической обратной связи, жчии коммуникативных барьеров, коммуникативном влия- и существовании различных уровней передачи информации [ример, вербального и невербального). Проанализируем эти ценности подробнее.
Основная цель информационного обмена в общении - 1рабо1ха общего смысла) единой точки зрения и согласия ^поводу различных ситуаций или проблем. Для межлично- эго общения характерен механизм обратной связи. Содер- ие данного механизма состоит в том, что в межличност- коммуникации процесс обмена информацией как бы уд- мется и, помимо содержательных аспектов, информация, гулающая от реципиерта к коммуникатору, содержит све- дя о том, как реципиент воспринимает и оценивает пове- w коммуникатора. Выделяют прямую и косвейную обрат- ) связь. Косвенная обратная связь ~ это завуалированная иа передачи партнеру психологической информации. Для о обычно используются различные риторические вопро- насмешки, иронические замечания, неожиданные для iepa эмоциональные реакции. В данном случае комму-
никатор должен сам догадываться^ чтб именно хотел сказать ему партнер по общению, какова же на самом деле его реак- ция и его отношение к коммуникатору. Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|