|
Психология художественного творчества
Психология художественного творчества
Хрестоматия
Составитель т. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1999.
Настоящая хрестоматия посвящена одному из важнейших ас- пектов душевной жини человека. Как зарождается образ в глуби- нах человеческой психики? Каковы психологические законы вос- приятия прекрасного? В чем причина эстетической жажды, от рождения присущей каждому из нас? Психология художественно- го творчества - это и феномен вдохновения, и тайна авторства, и загадка художественного восприятия, искусства не менее глубоко- го и возвышенного, чем умение создавать шедевры.
Из века в век подтверждается абсолютная истина - законы жизни неизменно соответствуют канонам красоты. Художествен- ное творчество является сутью, фундаментом и вершиной творче- ства как такового. Изучая этот чрезвычайно интересный и увле- кательный предмет, можно понять самые сокровенные тайны бытия. Именно такими прозрениямя славятся великие деятели искусства.
УДК 159.9:7 ББК 88.4
ISBN 985-433-523-2
c К.В. Сельченок, составление, 1999 c А.Е. Тарас, составление и редакция серии, 1999
ПРЕДИСЛОВИЕ
Содержание работ, собранных в настоящей хресто- матии, посвящено одному из важнейших аспектов ду- шевной жизни человека. Интересно отметить, что фе- номен вдохновения, являющийся центральным для всякого художественного творчества, для древних че- ловековедов являлся священным и тайным. Таковым же он остается и для нас. За последние десятилетия психологам все же удалось приподнять священную за- весу над тайнами художничества. Лучшие из этих до- стижений собраны в предлагаемом Вашему вниманию сборнике.
Мало кто осознает, что художественное творчество является сутью, фундаментом и вершиной творчества как такового. К примеру, научное творчество нам представляется лишь частным случаем художествен- ного. Ведь из века в век великие ученые подтверждают абсолютную истину - законы природы неизменно со- ответствуют канонам красоты. В конце концов, всем известно расхожее выражение <научная картина ми- ра>. Жаль, что мало кто обращает внимание на слово <картина>.
Как зарождается образ в глубинах человеческой психики? Каковы психологические законы восприя- тия прекрасного? Наконец, в чем причина самой эсте- тической жажды, от рождения присущей каждому из нас? Психологией художественного творчества, как ни странно, интересуются не одни лишь художники и искусствоведы. Ведь предметом этой дисциплины яв- ляется не только тайна авторства, но и загадка художе- ственного восприятия, - искусства не менее глубоко- го и возвышенного, чем умение создавать шедевры.
Интерес к психологии художественного творчества может рассматриваться в качестве признака истинной
культурности человека. Всякий культурный человек, естественно интересующийся глубинными причинами творения естества рано или поздно обращается к изу- чению основ созидания, знание о которых он может почерпнуть прежде всего в постижении психологии ху- дожественного творчества. Без этого нет ни психотера- пии, ни педагогики, ни даже практической психологии управления. Ведь психология художественного творче- ства изучает высшие законы функционирования пси- хики творца. Это - особая дисциплина, вмещающая и исследование любви, и изучение таинства истинного философствования, и постижение психологических основ религиозной жизни человека. Через изучение этого высокого предмета только и можно понять, как следует гармонично развивать собственных детей, ула- живать всевозможные конфликты и придерживаться индивидуального духовного пути. В конце концов, это все попросту чрезвычайно интересно! Составитель
Отто РАНК
ЭСТЕТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Поэтические произведения подлежат психологиче- скому анализу более, чем какие-либо другие художе- ственные произведения, и потому в этой главе мы зай- мемся преимущественно ими, только случайно затра- гивая другие области художественного творчества.
Если мы зададим себе два основных эстетических вопроса, а именно, какого рода то наслаждение, кото- рое дает нам поэтическое произведение, и каким пу- тем это наслаждение вызывается, то сейчас же появля- ются противоречия, неразрешимые, пока мы при на- шем анализе ограничиваемся только процессами, происходящими в сфере нашего сознания. На первый вопрос мы должны ответить, что содержание поэтиче- ских произведений большей частью будит в нас мучи- тельные аффекты; несчастье и печаль, страдание и ги- бель благородных людей для трагедии единственная, для эпоса, романа, новеллы наиболее частая тема. Да- же там, где вызывается веселое настроение, оно воз- можно только благодаря тому, что в силу недоразуме- ний или случайностей люди попадают на некоторое время в тяжелое и, казалось бы, безвыходное положе- ние. Наслаждение художественным творчеством до- стигает своего кульминационного пункта, когда мы почти задыхаемся от напряжения, когда волосы вста-
ют дыбом от страха, когда непроизвольно льются сле- зы сострадания и сочувствия. Все это ощущения, ко- торых мы избегаем в жизни и странным образом ищем в искусстве. Действие этих аффектов очевидно совсем иное, когда они исходят из произведений искусства, и это эстетическое изменение действия аффекта от мучи- тельного к приносящему наслаждение является пробле- мой, решение которой может быть дано только при помощи анализа бессознательной душевной жизни.
Это измененное отношение к нашим аффектам не может быть объяснено только тем, что зритель или слушатель знает, что перед ним не действительность, а только ее отражение. Этой причиной, правда объясня- ется, почему факты, неприятные для нас в действи- тельной жизни, в этом мире грез вызывают у нас весе- лое настроение, как это было только что упомянуто для комедии и подобных произведений; в более важ- ных случаях дело объясняется, однако, иначе. Нере- альность фактов не прекращает их нормального дей- ствия на наше чувство; они вызывают те же аффек- ты - страх, отвращение, негодование, сочувствие и т.д., принимаются, следовательно, по крайней мере, в отношении их воздействия, совершенно серьезно - абсолютно уравнены с реальными. Сами аффекты от- личаются от аффектов, вызванных действительнос- тью, и притом не причиной их возникновения и не формой проявления, а характером наслаждения, не- адекватным содержанию.
Тем самым дан ответ и на второй вопрос. Главное средство, при помощи которого влияет поэтическое искусство, заключается в том своеобразном положе- нии, в котором оказывается слушатель. Как бы при помощи внушения он принужден переживать, то есть превращать в субъективную действительность вещи, рассказываемые другим, причем, однако, он никогда не забывает о реальном положении вещей. Степень достигаемой иллюзии различна в разных видах искус- ства, как различны средства внушения, пускаемые в ход. Эти средства обусловлены отчасти внутренними причинами - материалом, отчасти они заключаются в
технических вспомогательных приемах, с течением времени развившихся в типичные формы, передаю- щиеся по наследству от поколения к поколению. С другой стороны, те приемы, при которых иллюзия до- стигается путем прямого подражания действительнос- ти, каковы, например, применяющиеся на современ- ной сцене, сюда не относятся, не имея ничего общего с сущностью поэтического искусства. О двух других видах искусства мы поговорим позже.
Мы остановимся прежде всего на том странном по- ложении, в котором оказывается каждый, когда по- этическое произведение проявляет на нем свое полное воздействие. Он чувствует правдивость этого произве- дения, знает его выдуманность, причем, его ни в ма- лейшей степени не трогает этот непрерывный раздор между действительностью и грезой, при других усло- виях вызывающий мучительный аффект. Если мы прибегнем к сравнению с другими продуктами фанта- зии, в особенности со сном, часто сравниваемым с по- эзией, то найдем, что в сновидении иллюзия совер- шенно полная. Видящий сон - если оставить в сторо- не исключительный случай (чувство сна во сне) - ве- рит до конца в реальность процесса. Общеизвестно, что душевнобольной свои безумные фантазии не от- личает от действительности. То же явление мы встре- чаем в непосредственных предшественниках по- эзии - в мифах. Человек этого периода, когда созда- вались мифы - а этот период для нашей земли еще не вполне закончился - верит в образы своей фантазии и временами воспринимает их как объекты внешнего мира. Поэтическое искусство не в состоянии вызвать у нас иллюзию такой же силы, что означает понижение его функции, соответствующее его меньшему соци- альному значению в современном обществе; некото- рую иллюзию оно все-таки в состоянии вызвать у нас, и это делает его последним и самым сильным утеше- нием человечества, для которого становится все труд- нее доступ к старым источникам наслаждения.
Продуктом фантазии, наиболее близким к поэти- ческому произведению и в этом, и во многих других
отношениях, является так называемый <сон наяву>, которому временами предаются почти все люди, осо- бое значение он приобретает в период половой зрело- сти. Переживающий сон наяву может вынести из сво- их фантазий определенное, довольно значительное наслаждение, абсолютно не веря в то же время в ре- альное существование образов своей фантазии. Дру- гие признаки все же резко отличают сон наяву от про- изведений искусства; он лишен формы и систематич- ности, не знает тех вспомогательных средств, которы- ми пользуется, как мы видели, для достижения внушения произведение искусства; они ему не нужны, так как такой сон эгоцентричен и не рассчитан на воз- действие на посторонних. С другой стороны, мы встречаемся здесь с тем же изменением действия аф- фектов, которое казалось нам столь таинственным в произведении искусства. Содержанием сна наяву слу- жат большей частью приятные ситуации, в которых приведены в исполнение сознательные желания; пе- реживающий сон представляет себе во всей яркости, главным образом, удовлетворение тщеславия при по- мощи необычайных успехов в роли полководца, поли- тика или художника, затем победу над предметом любви, удовлетворение мести за зло, причиненное ему более сильным. Кроме того, встречаются ситуации, которые в действительности были бы чрезвычайно мучительны; они рисуются фантазией, тем не менее, с тем же наслаждением. Наиболее частый тип таких фантазий - собственная смерть, затем другие страда- ния и несчастья. Бедность, болезнь, тюрьма и позор представлены далеко нередко; не менее редко в таких снах совершение позорного преступления и его обна- ружение.
Нас не удивит тот факт, что средний человек при со- здании таких фантазий получает то же наслаждение, что и при восприятии поэтического произведения. В существенном обе функции тождественны, поскольку восприятие фантазии заключается только в ее пережи- вании. Это восприятие возможно, конечно, лишь в том случае, если у воспринимающего имеются те тенден-
" для удовлетворения которых была создана фанта- i .Первым требованием, предъявляемым к произве- дению искусства, круг воздействия которого не огра- ничивается очень коротким сроком, является его об- щечеловеческая основа. В существе своем все ин- стинкты людей однородны, и потому сон наяву также не обходится без этого базиса: разница заключается в том что в фантазии художника на первый план без его содействия выступают общечеловеческие черты, что делает возможным аналогичные переживания зрите- лей или слушателей; у переживающего сон наяву эти общечеловеческие черты прикрыты совершенно инди- видуальными. Так, во сне честолюбивого юноши мы видим, например, человека, необычайные успехи ко- торого не вызывают у нас никакого интереса, так как сон удовлетворяется фактом и не ищет никакой внут- ренней мотивировки, при помощи которой данный случай можно было бы связать с общечеловеческим психическим материалом. В <Макбете> мы тоже встре- чаемся с честолюбцем и его успехами, но психологиче- ские предпосылки прослежены до корней всякого чес- толюбия, так что каждый, кому не чужды честолюби- вые мечты, переживает весь ужас ночи убийства.
Тем самым нам дан ключ к пониманию суггестив- ной силы произведения искусства, но к проблеме из- менения действия аффекта мы не подошли ближе. Этого мы достигнем, только прибегнув к помощи тео- рии аффекта психоанализа. Эта теория учит, что очень большие массы аффекта могут остаться бессознатель- ными, а в определенных случаях должны остаться бес- сознательными, причем отнюдь не теряется действие этих аффектов, неизменно входящее в сознание. По- падающее таким путем в сознание наслаждение или же чувство ему обратное соединяется с другими аф- фектами или же с относящимися к ним представлени- ями, это соединение удается иногда до такой степени, что исчезает всякая шероховатость, часто же наслаж- дение или страдание неадекватны тому комплексу аф- фектов, из которого они, по-видимому, выросли, или же, как в нашем случае, противоположны. Общеизве-
стны патологические примеры проявления необычай- но сильной радости или боли при, казалось бы, ни- чтожных поводах. Положение вещей все-таки слож- нее, чем было представлено до сих пор. Не совсем пра- вильно, что наслаждение, отторгнутое от бессозна- тельных аффектов, совместимо с любым замещением. Это противоречило бы строгому детерминизму, гос- подствующему в психическом мире, и допускало бы ошибочное предположение, что аффект, исключен- ный из сознания, не в состоянии проявить себя. Ско- рее те сознательные представления и аффекты, кото- рые теперь вызывают такое наслаждение и такое стра- дание, являются только заменой первоначальных вытесненных аффектов. Между обоими должна суще- ствовать тесная ассоциативная связь, и по пути, про- долженному этой ассоциацией, перемещается на- слаждение и соединенная с ним энергия.
Если эта теория правильна, то должно быть воз- можно и ее применение к нашей проблеме. Вопрос разрешался бы приблизительно так: художественное произведение вызывает наряду с сознательными аф- фектами также и бессознательные, гораздо большей интенсивности и часто противоположно окрашенные. Представления, с помощью которых это совершается, должны быть так избраны, чтобы у них, наряду с со- знательными ассоциациями, были достаточные ассо- циации нетипичными бессознательными комплекса- ми аффектов. Способность выполнить эту сложную задачу художественное произведение приобретает в силу того, что при своем возникновении оно играло в душевной жизни художника ту же роль, что для слу- шателя при репродукции, то есть давало возможность отвода и фантастического удовлетворения общих им бессознательных желаний.
Здесь нужно напомнить о том, что было сказано ра- нее о противодействии и цензуре и связанной с ними необходимости в затемнении (видоизменении). От- крытое изображение бессознательного вызвало бы возмущение социальной, моральной и эстетической личности, следовательно, дало бы не наслаждение, а
10
-J-рз отвращение и негодование. Поэзия, поэтому, пускает в ход всевозможные ласки, изменение моти- gog превращение в противоположность, ослабление дрязи, раздробление одного образа на многие, удвое- ние процессов, опоэтизирование материала, в особен- ности же - символы. Так из вытесненных желаний, оторые в качестве типичных неизбежно Ограничены небольшим числом и потому, будучи часто повторяе- мы, стали бы слишком однообразными, возникает бесконечное, неисчерпаемое многообразие художест- венных произведений. Этому способствует, наряду с индивидуальными различиями, также и изменяющая- ся интенсивность вытеснения, с заменой одной куль- турной эпохи другою наиболее сильное противодейст- вие направляется то против одной, то против другой сферы бессознательного.
Конфликт между вытеснением и бессознательным в художественном произведении временно разрешает- ся компромиссом. Бессознательное проявляется, не разрушая рамок цензуры, которые очень удачны и Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|