Автор:
Шамсутдинова Гульназ Хасановна МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида» Советского района г. Казани, г. Казань, Россия
Аннотация: Воспитание детей на традициях народной культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Национально-региональный компонент, внесенный в государственный образовательный стандарт, предполагает обучение детей в доступных формах и видах их деятельности государственным языкам Республики Татарстан. Также предполагает приобщение детей к национальной культуре, воспитание на национальных духовных традициях и ориентирует педагогов на возрождение национального самосознания личности, воспитание личности, способной стать представителем и носителем родной национальной культуры и ее продолжателем. Насыщая жизнь детей в детском саду фольклором, народными играми, праздниками, знакомя детей с традициями татарского народа, мы воспитываем детей в духе терпимости, уважения и интереса к татарской культуре.
Ключевые слова: дети; национальная культура; народный костюм; традиция; воспитание; личность.
В последние годы возросло внимание со стороны деятелей культуры, в общественном сознании, в системе образования к духовному богатству культурного наследия народа. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции. В то же время опора на национальные традиции воспитания не означает, что следует пренебрегать опытом воспитания, который имеется в других культурах. Воспитание целостной личности требует применения взаимосвязанных средств влияния.
В течение дошкольного детства формируются основы национального самосознания ребенка на фоне понимания им культурного многообразия окружающего мира. Если педагоги не будут учитывать этого, не помогут ребенку осознать факт культурного многообразия, не объяснят особенности культурных различий людей, то у него сложатся стихийные представления, которые могут быть не толерантными.
Цель проекта: воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам культуры и традициям татарского народа. На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию ребенка.
Задачи:
- Уточнить знания о понятии традиция, познакомить детей с культурными традициями татарского народа.
- Закрепить знания об устном народном творчестве, народно – прикладном искусстве.
- Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о культуре татарского народа в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).
- Воспитывать патриотизм, любовь к татарской культуре, народному творчеству.
Участниками проекта являются: дети, родители и воспитатель.
Этапы работы:
- подготовительный (1-ая младшая группа – 2014-2015 у.г.)
- основной (2-ая младшая и средняя группа – 2015-2016 и 2016-2017 у.г.)
- рефлексия (старшая и подготовительная группа – 2017-2018 и 2018-2019 у.г.).
На подготовительном этапе были сформированы и постоянно пополняются национальные уголки, предметно-пространственная и развивающая среда. Они содержат в себе методические пособия для воспитателей по обучению детей татарскому языку, книги по художественной литературе, наглядный и раздаточный материал, аудио и видеозаписи, дидактические игры.
Дети очень любят сказки и художественную литературу татарских писателей и поэтов. Им очень нравится рассматривать к ним иллюстрации, из которых можно подчеркнуть знания об истории народов Татарстана, их обычаях и традициях. Татарские народные сказки раскрывают глубокую почтительность и уважение младших к старшему, доброту и отзывчивость, сострадания к ближнему.
На основном этапе мы изучаем национальную культуру, которое происходит через иллюстрации к сказкам, где видны особенности черт национальности татарского народа (одежда, элементы узора). В своей работе постоянно готовили детей к пониманию особенностей национального орнамента. В игры вносили куклу в татарском национальном костюме, рассматривали вышитое полотенце, фартук, тюбетейки для мальчиков, платки для девочек. В играх использовали расписную татарским орнаментом посуду: тарелку, чашку, пиалу, кухонные доски. Растительный орнамент состоял из простых узоров: листья, тюльпан, сердечко, сказочный цветок, завитки. При рассматривании тарелок, дощечек и других предметов обращали внимание на форму завитка, сочетание цветов.
Также рассматривали и изучали сами национальные костюмы. Знакомились с татарскими национальными украшениями. Когда у детей сформировалось представление о национальном орнаменте, провели занятия по рисованию и аппликации.
Праздник-это средство приобщения младших поколений к национальным традициям, обрядам, ритуалам и в то же время форма духовного обогащения ребенка, становления его как личности. Каждый год в детском саду мы проводим такие праздники как Проводы зимы (Масленица), Карга боткасы, Науруз, Сабантуй. Дети всегда с большой заинтересованностью принимают участие на данных мероприятиях.
3-ий этап характеризуется приобщением к национальной культуре через выступления детей в национальных костюмах на мероприятиях, проходящих в детском саду, районе (Науруз, день рождения Г. Тукая).
В старшей группе обращаем внимание на татарский орнамент, выделяя его основные элементы: цветы, листья, основные сочетания цветов – красный, зелёный, жёлтый, синий. Используем элементы татарского орнамента на занятиях по рисованию и аппликации в свободном творчестве детей. Рисуем по замыслу на сюжеты татарских сказок, ставим цель учить передавать национальный колорит. При подготовке к занятиям используем соответствующую литературу, костюмы казанских татар, татарский народный орнамент. Учим детей приемам построения простейших узоров на различных изделиях: скатерти, фартуке, камзоле, тюбетейке, туфлях, ичиги, диванных подушках, коврах: учим правильному подбору цветовых сочетаний, созданию типичных цветокомпозиций. Для развития творческих способностей детей эффективны задания типа: “Украшаем калфак для куклы Гульчечек”, “Ичиги для куклы”, “Тюбетейка для куклы Ильяс”, “Укрась фартук”, “Узор для украшения праздника Сабантуй”.
Знакомимся и изучаем татарские музыкальные инструменты (гармонь, кубыз, курай и др.).
Для закрепления полученных знаний проводим подвижные татарские национальные игры с использованием атрибутов национального костюма.
Рефлексия. На основе мониторинга детей по проведенной работе получены следующие результаты: сформированность национального самосознания у 58% детей достигла до высокого уровня (было 50%), средний уровень увеличился до 39% (было 30%), а низкого уровня осталось 3% (было 20%).
В связи с положительной динамикой я решила несколько углубить изучение национальной культуры через ознакомление детей с культурой других народов Поволжья, а именно русских, чувашей, башкиров, мордовцев, удмуртов и марийцев. Это позволит на основе сравнения легче закрепить пройденный материал и поможет воспитать в каждом ребенке личность, которая способна принимать, уважать, понимать культуру других народов. Тем более это очень актуально сегодня в свете последних событий, происходящих в РТ.
Обычно дети дошкольного возраста не вступают в конфликт с детьми других национальностей. Они наоборот стремятся распознать что-то новое, интересное для них. Дети – зеркало, отражающее поступки своих родителей. Следовательно, основы толерантности мы должны заложить и в наших родителях во время личных или индивидуальных бесед, во время проведения тренингов, мастер классов или родительских собраний.
Список литературы:
- Эхмэтов С. Уйныйбыз да, жырлыйбыз да. Яр Чаллы, 1991.
- Газизов Р. Татар халык фольклоры. Казан, 1999.
- Гарафиева Г.З. Сомбелэне кем белэ? Казан, 2003.
- Закирова К.В. Уйный-уйный усэбез. Казан, 2005.
- Ибрагимова З.Г. Шома бас. Казан, 2005.
- Кашипов М. Их, кунел ачабыз. Казан, 1996.
- Мирзиянова Ф.Н. Татар халык музыкасы. Лениногорск, 1998.
- Мурланова Ф.Н. Балаларны татар халкыны? м?д?нияте hэм традициял?ре бел?н таныштыру. Барда, 2002.
- Саубанова С. Б?йр?мн?р, туйлар ?чен. Казан, 1999.
- Хамитов И.М, Зиатдинов Г.Г. Халкым чишм?сенн?н су эч?м. Яр Чаллы, 1999
|