|
Психология познавательного процессаМИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УССР
ВЕСТНИК
ХАРЬКОВСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА
I
№ 224
ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Основан в 1967 г.
ХАРЬКОВ
ИЗДАТЕЛЬСТВО ПРИ ХАРЬКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ. ИЗДАТЕЛЬСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ >ВИЩА ШКОЛА> 1982
УДК 15.370
Психология познавательных процессов. Вести. Харьк. ун-та, № 224 - Харьков: Вища школа. Изд-во при Харьк. ун-те, 1982.-65 с.
В вестнике приводятся результаты теоретических и экспериментальных разработок проблем памяти и обучения, а также данные исследовании в области психологии памяти, психологии экспериментального школьного и вузовского обучения, некоторых погра- ничных проблем.
Для специалистов в области общей, педагогической и инженерной психологии.
Редакционная коллегия: Г. К. Середа (отв. ред.), Е. В. Заика (отв. секр.), Н. А. Густяков.
Печатается по решению Ученого Совета биологичес- кого факультета Харьковского университета (протокол № 11 от 20 декабря 1980 г.).
Адрес редакционной коллегии: 310077. Харьков-77, пл. Джсржннского, 4, университет, ка4)едра психологии, тел. 40-14-53.
Редакция естественнонаучной литературы
c Харьковский государственный университет, 1982 О СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПАМЯТИ
Системный подход к изучению памяти позволяет перейти от отдельных аспектов ее функционирования, раскрытых традици- | иными методами психологических исследований, к пониманию процессов памяти как сложной саморегулирующей системы, к комплексной оценке количественных и качественных ее харак- теристик. На этой основе можно построить структурно-функцио- нальные модели памяти, отражающие состав, последователь- ность и взаимодействие всех образующих ее операций.
S.".
Канал с ограниченной пропускной - способностью >-
(Р-система)
Эффекторы (выход)
t t t Система с изменяю- щимся выходом
t Хранение минувших
событий
и
Рис. 1. Функциональная схема кратковременной памяти (Д. Бродбент, 1958)
Использование методических приемов, позволяющих регис- трировать работу кратковременной памяти в течение десятых и сотых долей секунды, показало, что процессы кратковремен- ной памяти, субъективно воспринимаемые как мгновенные акты, и действительности являются сложной системой операций по преобразованию сигналов, поступающих на сенсорный вход оловека. Одна из первых функциональных моделей памяти ыла представлена Д. Бродбентом [5]. В ней выделено два ос- ;:o!iiibix блока памяти: кратковременного и долговременного хранения (рис. 1).
Развивая теорию фильтра, Бродбент связывает систему гратковремснного храпения (S-снстему) с функцией отбора по- ступающей извне информации. Эксперименты Дж. Сперлинга позволили разделить память на три этапа: зрительная кратко- временная память, сохраняющая полный образ только что про- исшедших событий; <непосредственная> или промежуточная кратковременная память, которая содержит ту ограниченную информацию, которую человек в состоянии извлечь из быстро разрушающегося сенсорного образа; долговечная память с счет, большой емкостью [4].
В модели Стерлинга (рис. 2) отражены операции, гипотети- .секи представляющие процессы переработки информации в кратковременной памяти: зрительная кратковременная па- :;ть (ЗКП) как функция сетчатки глаза: сканирование (счи- тывание) информации с сетчатки; буферная память узнавания,
Рис. 2. .Модель кратковременной памяти >,Дж. Сперлннг, 1966)
где строится программа моторных инструкций; блок повторения, связанный с внутренней речью; слуховая память, где информа- ция преобразуется в звуковую форму и хранится до начала от- ветной реакции, реализующей моторную программу.
Соединяя микроструктурный анализ с генетическим подхо- дом к этой проблеме, В. П. 3инченко [3] рассматривает псе функциональные блоки кратковременной памяти как этапы прс-
J__L О пер а,"!.иск
["мгогмй"-, oSpaSHO-fiOHusnmya- [WRJWWT уодй модель
:. 3. Функциональная блок-схема преобразований входной информации "в кратковременной памяти (В. И. Зннчепко, 1971)
образования внешней стимуляции в сложный образ. В предло- женной им блок-схеме выделены два дополнительных блока, имеющих непосредственное отношение к проблеме порождения образа: <блок-манипулятор>, расположенный между блоками .:|;!!!пння н повторения, <блок ссмантическо!"! обработки>, ко- юрый так-ке расположен черед блоком повторения и обеспечи- вает преобразование исходной зрительной стимуляции в опера- тивные смысловые единицы восприятия и памяти (рис. 3).
Рассмотренные модели позволили выявить микроструктуру "атковременной памяти, а также некоторые аспекты ее свя- i с долговременной памятью. Однако имеющиеся модели еще ,. раскрывают взаимодействия всех функциональных уровней ;;мят;1 с другими психическими функциями в целостной струк-
-,е целенаправленной деятельности человека. Поэтому вопи- JCT необходимость отражения взаимодействия всех уровней р;-
.;ы памяти с другими структурными компонентами деятельнос- ; человека: сенсорными, интеллектуальными и моторными.
: ешение этой задачи требует перехода от изучения отдельных лерацнй, входящих в структуру памяти, к уровню ее ана,;::-;.
.:;IK целостной функциональной системы [I]. Принципы талого
.:,рехода рассмотрены в работе [2].
В проведенных нами экспериментах изучалась структура еятельности человека-оператора при обнаружении визуальных риалов [2]. Цель деятельности испытуемых в эксперименте- "..наружение, опознание, классификация световых сигналов, i;i: -
- .яющихся на экране, и измерение их координат. Общее времч :,ятельности испытуемых определялось с учетом функциональ- ной нагрузки всех составляющих ее сенсорных, мнемических, интеллектуальных и моторно-речевы.х операций. На основе по- лученных результатов была построена структурно-функциональ- ная модель, которая отражает состав, последовательность и вза- имодействие всех операций, осуществляющих преобразования визуальной информации в промежутке между ее поступлением ::а сенсорный вход и ответными действиями субъекта, а также направление обратных связей, передающих информацию о про- межуточных и конечных результатах каждого действия и дея- тельности в целом. Данная модель отражает активный характер взаимодействия человека с источником информации, показывая возможные изменения функциональной нагрузки и пропускной
-пособности отдельных этапов действия в связи с трудность;.) .адач. Эти изменения в наших опытах проявлялись в показате- лях безошибочности if" быстродействия отдельных операций
деятельности в целом. В структуре данного вида деятельиос- :[, как показывает модель, можно выделить четыре основных
-блока>: мнемический, сенсорный, интеллектуальный и мотор- ный, каждый из которых представляет собой определенную
-стсму операций (рис. 4).
1. Мнемический блок, включает работу долговременной памя- ;; (ДП) и оперативной кратковременной памяти (КП), нераз- рывно взаимосвязанных, но обладающих специфическими г-рсмсннымн и функциональными характеристиками. Дол- | .жрсмеиная память обеспечивает хранение ии.ювого и ин- дивидуального приобретенного опыта субъекта. В ней сохраня- ются усвоенные в процессе обучения образы объектов, стерео- типы движений, мотивационные установки поведения, алфавиты сигналов, принципы отбора н ориентиры поиска релевантной
сеисор-И коин-Сками--> Узнава--и- - ная па--> ческая-+ роBaisiicние м;|ПЪпамять 1234 - с[opsт-.Мат1-Смыс-Повто Fзовани- I! V.I Я- ловаяренне iipo-тор0бра- iраммUотка ?.отоз-/ ныхПН сrpvn ци и 06iи Г-Сенссурный-1 бiflO К П о и с fн7" Cusчал ViiflCC! -4-3 К ПI :ХиллпР J Цели Мотивы (| Эталоны<с; аt-iОбраз целиГ~-JИнт И0eеллентуальный блокчтисринаци.я Поды с. Способыiu. декодиро- банияg1иХранение-- -Кпи-Г1Г~-CUQ.J.JH!iiift ч КонцЕпту-cuQСтиранЦС-ггз=- i с; альнысследаi ,- мсдели с5ъеь;:г.об01Грогнои--.-i-L1есиения , ~A.EIZ" с-Е; Cmepecrriu-nbi йби ..не-0Ц.:>:рованис?-"Ир со?,л?,.?л-с ~1 ейст/Лия нииi, AO/TW/LJHti/Ц ---- - ---...-"-".Jг-1 б л аН |Метopt10С LАИзмерение координат1г} LiTf". FI DАЗапись}-- ч1 "Ц Чр- деиелcmiic vбие ГЛ-УстноеI -- сообщение L--J . . Структурнo-ф)ПКЦlOlia.lbIL1ЯМОД(.ЛЬпамяти (С. П. Воi;ро:|, 1977)
информации. Время хранения информации в ДП человека прак- тически не ограничено, ее объем определяется средней величи- ной 1015 б"10 Посредством оперативной кратковременной па- мяти ДП осуществляет постоянную связь со всеми другими функциональными блоками деятельности субъекта.
Оперативная краткопременная память выполняет отбор ,i ввод информации в долговременную память. Эта информация .хранится в К,П несколько секунд или минут, необходимых для ее использования в решении конкретных задач. Образы долго- временной памяти выступают как системы интериоризованных операций, лежащих в основе программ предстоящих действий. Эти программы актуализируются посредством оперативной КП, включающей необходимую дозу информации из ДП в процесс решения актуальных познавательных или практических задач. Информация о промежуточных результатах деятельности цирку- лирует только в пределах оперативной 1<П п затем стирается, информация о конкретных результатах поступает в долговремен- чую память для более продолжительного храпения. Объем опе- ративной КП определяется в пределах/-+2 (<закона Миллера>), однако практически ее пропускная способность может быть уве- личена вследствие рациональной организации предъявляемых сигналов и усвоения субъектом приемов их переработки, сохра- няемых в его долговременной памяти. Оперативная КП функци- онирует весь период протекания любого действия, включаясь i)o все операции, поэтому общее время ее работы равно сумме лсех временных интервалов каждой из операций, образующих .действие: iov,n=ti+ti...tn-
Реализуя указанные представления о структуре, функциях и взаимосвязи кратковременной оперативной и долговременной памяти, мы изображаем динамику всех других блоков преобра- зования входной информации на фоне непосредственной связи каждого из них с долговременной и кратковременной памятью, выступающими в роли стимуляторов, мотивационно санкциони- рующих каждую операцию, и регистраторов, фиксирующих ее результат.
2. Сенсорный блок в условиях изучаемого нами вида дея- тельности включает несколько операций: поиск, обнаружение, зрительную фиксацию и отбор (фильтрацию) поступающей информации. Зрительная фиксация, или сенсорная (иконичес- :<ая) намять, есть функция сетчатки глаза, обладающая способ- ностью сохранять очень большой объем информации в течение очень непродолжительного промежутка времени (от 0,050 до 1,0 с). В течение этого времени зрительная память осуществля- ет отбор входной информации в связи с инструкциями, храня- щимися в долговременной памяти субъекта.
3. Интеллектуальный блок модели включает следующие опе- рации: идентификацию, опознание, классификацию, принятие решения и прогнозирования, построение программы действия.
Все указанные операции образуют в совокупности процесс инт?- риоризованной переработки информации и осуществляются в минимальные временные интервалы (0,050 с). В иерархичес- кой структуре ансамбля психических функций интеллектуаль- ный блок выступает как наиболее сложный этан переработки информации в условиях высокой неопределенности. Функцио- нирование этого блока обеспечивает создание мнемо-когиитгв- ных сетей в процессах хранения и поиска информации. Интел- лектуальный блок может редуцироваться при снижении и;л;",- деленности ситуации и при автоматизации действий.
4. Моторный блок включает речемоторныс операции, которое в экстерооризованном плане завершают действие в соответствии с поставленной целью и принятым решением. Информация о ре- зультатах каждого действия поступает по линии обратной связи в мнемический блок, который во взаимодействии с интеллекту- альным и сенсорным блоками выполняет функцию <акцептора действия>, сопоставляя сохраняемый в оперативной и долго- временной памяти образ цели с полученным результатом. Такгм путем осуществляется акт самоконтроля и действие либо за- канчивается, либо совершается повторно, пока цель не будет достигнута. <
Внешнее действие протекает в иной модальности, чем интс- риоризованные сенсорные и интеллектуальные операции, и зан;- мает значительно более длительные периоды времени. Среднее время наведения визира на объект в наших опытах составлял;
2 с. Время осуществления речемоторных операций остается ста- бильным на всех обзорах.
В реальной деятельности не все указанные в нашей моде.::::
операции по переработке зрительной информации проявляют; л в указанном составе и последовательности. В зависимости от ц> лсй деятельности, сложности задач, условий индикации итренир > ваиности человека изменяется, т. е. усложняется или упроща- ется, операционная структура каждого блока и вследствие этог изменяются временные периоды протекания действия. В паи? ;
опытах ирн повторных обзорах общее время действия сокрап ;- лось путем выключения отдельных операций, сенсорных ц инт, :- лсктуальных. Так, если на первом обзоре общее время этих си,;
раций составляло в среднем 1,500 с, то на втором и третьем об- зорах оно сокращалось, составляя 0,700-0,650 с, приближаясь к времени простой зрительной сенсомоторной реакции.
Представленная нами структурно-функциональная модель яг,- лястся универсальной для деятельности данного вида, паириму-;) ..я деятельности операторов-наблюдателей разных уровнен, т как изменение характера оперативных задач вызывает лишь с. - щеиие нагрузки на одни функциональные блоки (операции) .; счет редуцирования н выключения других. Так, у оператор г, режиме слежения основная нагрузка падает на сенсорш.. блок, у оператора-диспетчера возрастает нагрузка на интелл;ч:-
ТУПЛЬНЫЙ блок и т. п. При повторных,-обзорах экрана ЭЛТ происходит автоматизация действия, при которой сигнал пдсч юспедствепно из сенсорного блока, минуя интеллектуальны!". ",::,сз канал оперативной памяти на моторный выход. Таким о- iJ.jOM, происходит рациональная перестройка, адаптация и c.-i- (|;)СГУЛЯЦИЯ деятельности.
Изучение информацпонно-преоб;разующих операции в цело- стной структуре деятельности человека показывает, в частнос- ;, что имеющее место в <теории действий> противопоставление . :;сшиих (экстсрооризованных) и внутренних (интериоризозан- i;b!x) действий, а также представление об их взаимопереходс i/K. Пиаже и др.) в процессе обучения не является вполне осо- с:;ованным ц требует пересмотра на основе системного аналИза и построения моделей конкретных целостных актов деятельнос- т;!. Анализ структурно-функциональных моделей наглядно СБИ- .тельствует о том, что всякое действие включает в свою струк- /ру последовательность янтериоризованиых и экстерооризо- ,(знных операций, образующих единую саморегулирующуюся систему. Поэтому можно говорить лишь об изменении С1рукг."- ры деятельности за счет изменения состава, последовательности ;i доминирования экстерооризованных или интериоризовапных операций, которое обусловлено уровнем развития, обученности субъекта и характером поставленных перед ним теоретических или практических задач.
Представленная структурно-функциональная модель пока- зывает, что память человека не проявляется как изолированная .функция, она всегда включена в целостную деятельность, вза- имодействует со всеми ее компонентами. В структуре всякой деятельности память представлена тремя взаимосвязанными уровнями: долговременной памятью, оперативной кратко- временной памятью, сенсорной (зрительной) памятью.
Долговременная память выступает как базовый блок дея- тельности человека. Субъект, активизируя хранящиеся в долго- временной памяти образы-эталоны, представления цели и моти- "ацнонпые установки, целенаправленно осуществляет отбор ин- формации на входе в сенсорные каналы через структуру зри- тельной памяти. Оперативная кратковременная память высту- Категория: Общая психология, Педагогическая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|