Психология общих способностей



1 страница


 

Психология общих способностей  

 

 

Глава 1  

 

Проблемы  

психологии способностей  

 

ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИИ И РАЗВИТИЕ  

ПРОБЛЕМАТИКИ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ  

 

Экспериментальная психология родилась в середине XIX века. Ее сверстница-  

ми могут считаться генетика и экспериментальная физиология, научная антропо-  

логия, а старшими сестрами (середина. XVIII века) Д научная химия и геология.  

 

Труды методологов науки Д О. Конта, Г. Спенсера, Д. С. Милля Д только  

констатировали начало новой эпохи цивилизации, основанной на достижениях  

научно-технического прогресса, которые, в свою очередь, немыслимы без чело-  

веческого творчества и труда.  

 

О. Конт считал рациональное, лпозитивное» поведение признаком современ-  

ного этапа развития цивилизации, а социолог В. Парето полагал, что к логико-  

экспериментальному (целесообразному) поведению даже в конце XIX века спо-  

собно лишь меньшинство, большинство же ведет себя иррационально. Тем не  

менее социальная элита Европы воспринимала рациональный подход к действи-  

тельности как норму поведения. После великих европейских революций и войн  

наступила эпоха позитивизма, завершившаяся безумием XX века.  

 

Однако вернемся к психологии.  

 

Практически все основные отрасли современной фундаментальной психоло-  

гии возникли в конце XIX века: экспериментальная психология познавательных  

процессов Д в работах Г. Фехнера, Г. Гельмгольца, И. Мюллера, дифференци-  

альная психология Д в работах Д. Кэттелла, Ф. Гальтона, социальная психоло-  

гия Д в работах Э. Дюркгейма, В. Вундта, В. М. Бехтерева и пр. Не была исклю-  

чением и психология способностей. Можно сказать, что экспериментальная  

психология способностей и психодиагностика Д близнецы, а их отец Д Френсис  

Гальтон, который, кстати, и предложил близнецовый метод в психогенетических  

исследованиях.  

 

Глава 1  

 

Поскольку любая наука содержит в себе остатки иррационализма (лСущее  

не делится на разум без остатка», Д сказал Гете), постольку и психология спо-  

собностей нуждается в изначальном авторитете, лотце-основателе».  

 

На эту роль вправе претендовать Гальтон. Именно он стал основоположни-  

ком эмпирического подхода к решению проблемы способностей, одаренности,  

таланта, предложил основные методы и методики, которыми исследователи пользу-  

ются и по сей день, но главное Д в его работах выкристаллизовались основные  

задачи дифференциальной психологии, психодиагностики и психологии развития,  

которые и по сей день решаются исследователями.  

 

Сам Френсис Гальтон мог с полным правом претендовать на титул гения.  

Широта научных интересов Гальтона и его способности были необычайны. По-  

лучив медицинское и биологическое образование, он первоначально занялся  

географией и метеорологией. Известность ему принесло открытие антициклона.  

Позже он занялся криминалистикой и внес вклад в дактилоскопию.  

 

С начала 60-х годов прошлого века он увлекся идеей наследственности та-  

ланта (не без влияния работы своего двоюродного брата Чарлза Дарвина лПро-  

исхождение видов»).  

 

Гальтон изобрел анкету как метод исследования и провел анкетирование  

более 300 представителей английской интеллектуальной элиты. Он полагал,  

что талант является наследственной чертой и проявляется в ряде поколений  

и что, следовательно, социальная элита формируется на основе наследуемого  

таланта.  

 

По ходу дела ученый изобрел массу психодиагностических методик и прибо-  

ров: свисток Гальтона для измерения звуковысотной чувствительности, линейку  

Гальтона, метод свободных ассоциаций и т. д. Он впервые исследовал личност-  

ные особенности человека науки (лАнгличанин в науке, его природа и воспита-  

ние», 1874).  

 

Гальтон пытался объяснить влиянием наследственности индивидуальные раз-  

личия между людьми, и не случайно его работы послужили отправным пунктом  

развития дифференциальной психологии. Два фактора Д наследственность и  

среда Д влияют на развитие человека. И, чтобы выявить относительное влияние  

наследственности и среды в течение жизни, он в 1876 году предложил исполь-  

зовать методику сравнения испытуемых-близнецов, выросших в одинаковых и  

разных социальных средах (разлученные близнецы).  

 

Специалисты в области экспериментальной психосемантики признают при-  

оритет Гальтона в исследованиях обыденных представлений о личностных осо-  

бенностях людей. Он предположил, что самые основные индивидуальные разли-  

чия Д лбазовые измерения» Д фиксируются в речи, и анализ обыденного языка  

может дать информацию о наиболее значимых психологических особенностях  

людей.  

 

Для обработки экспериментальных результатов Гальтону понадобились но-  

вые статистические методы, и совместно .со своим кузеном Чарльзом Пирсоном,  

известным математиком, он разработал основания корреляционного анализа, ко-  

 

Проблемы психологии способностей  

 

торый позволяет сделать вывод о величине, а также закономерности или случай-  

ности связи между двумя различными параметрами индивидуальности (напри-  

мер, интеллектом и ростом), измеренными у группы людей.  

 

В конце концов Гальтон пришел к выводу, что необходимо искусственное  

поддержание интеллектуального потенциала в человеческом сообществе, и явил-  

ся основоположником евгеники.  

 

В 1883 году вышел очередной труд Гальтона лИсследование человеческих  

способностей и их развитие». Полагая, что со времен афинской цивилизации  

человечество вырождается, он предложил заменить естественный отбор искус-  

ственным. Заботясь о развитии созданной им науки, Гальтон в 1904 году принес  

в дар Университетскому колледжу лабораторию (возглавил ее Ч. Пирсон).  

 

Надо сказать, что эмпирические результаты исследований Гальтона не всегда  

подтверждали его теоретические предположения. Так, например, он был убежден,  

что представители социальной элиты и биологически, и интеллектуально пре-  

восходят представителей социальных низов, а женщины гораздо менее талантли-  

вы и умны, чем мужчины.  

 

В 1884 году Гальтон организовал на Лондонской Международной выставке  

здоровья антропометрическую лабораторию, где каждый посетитель, заплатив  

3 пенса и заполнив анкету, мог проверить свои интеллектуальные способно-  

сти и определить свою мышечную силу, вес, рост и т. п. Гальтон обследовал  

свыше десяти тысяч испытуемых. В результате оказалось, что деятели науки  

ничем особым не отличаются от рядовых (лсредних») посетителей выставки, а  

 

женщины по ряду показателей (в том числе Д остроте зрения) превосходи-  

ли мужчин.  

 

Гальтон пришел к выводу, что измерение в психологии возможно только на  

основе сопоставления разброса значений измеренных переменных, поскольку у  

лпсихологической линейки» нет ни абсолютной единицы измерения, ни нуля. Он  

сформулировал гипотезу о связи интенсивности психического свойства с веро-  

ятностью его проявления и тем самым заложил основы психометрики. Устано-  

вив, что рост сыновей зависит от роста отца, но теснее группируется около  

середины распределения, он решил выразить эту связь графически и обнаружил  

линию регрессии. Собственно, Чарльз Пирсон только создал аппарат матема-  

тической теории корреляции и регрессионного анализа. Идея же целиком при-  

надлежит Гальтону.  

 

Подводя итоги трудов сэра Френсиса, выделим список проблем и методи-  

ческих подходов, которые стали основой психологии способностей как научной  

отрасли.  

 

Первая проблема: развитие способностей и их детерминанты. Основным  

звеном в детерминации способностей является соотношение наследственности  

и среды.  

 

Вторая проблема: взаимосвязь специальных и общих способностей. Гальтон  

полагал, что, измеряя параметры простейших психических процессов, можно  

определить уровень творческой одаренности человека. В дальнейшем оказалось,  

что связь между творчеством, интеллектом и простейшими познавательными  

способностями более сложна, чем это представлялась поначалу.  

 

С этой проблемой тесно связана третья: создание методов измерения способ-  

ностей, в более широком смысле Д методов измерения психических свойств  

индивидуальности. Психодиагностика и психометрика способностей, начинаются  

с работ Гальтона и Пирсона.  

 

Как я уже заметил, Гальтон полагал, что тесты сенсорного различения могут  

служить для измерения интеллекта человека. Он приблизился к представлению  

о когнитивной сложности интеллекта как одной из основных его характеристик,  

считая, что поле, на котором действует наш интеллект и рассудок, тем обширнее,  

чем лучше органы чувств реагируют на внешние раздражители. Заметив нару-  

шение способности различать тепло, боль, холод при идиотии, он окончательно  

убедился в том, что по сенсорной различительной чувствительности можно  

определить интеллектуальную одаренность.  

 

В конце концов проблема структуры способностей и проблема измерения  

способностей оказались тесно связанными.  

 

Следующая важнейшая проблема: способности и деятельность.  

 

Изоморфизм способности и деятельности, сводящийся к простой формуле:  

 

способностей столько же, сколько и видов деятельности, Д есть первичное и  

наивное решение вопроса. Другие варианты, в первую очередь представление о  

сложных отношениях способностей и видов деятельности, являются более науч-  

но обоснованными.  

 

В меньшей мере Гальтон обращал внимание на роль социальных условий в  

развитии способностей. Однако позже этот пробел был восполнен другими ис-  

следователями. В частности, А. А. Бодалев [1] считает, что социальная психоло-  

гия способностей является сегодня едва ли не главной проблемной областью  

психологии способностей в целом.  

 

С его точки зрения, основными проблемами, которые следует решать пси-  

хологу, специализирующемуся в этом направлении, являются: влияние микро-,  

мезо- и макрообщностей, в которые включена личность, на развитие ее способ-  

ностей; установление связи между формированием способностей и сменой со-  

циальных ролей (заметим, что есть и обратная связь: способности определяют  

социальный статус и роль); влияние оценочных нормативов и общественного  

мнения, а также различных форм поощрения на развитие способностей; изуче-  

ние престижа способностей, который формируется средствами массовой ин-  

формации.  

 

Развитие общества связано с изменением отношения к различным способно-  

стям.  

 

Пожалуй, наиболее подробная классификация задач социальной психологии  

способностей приведена тем же Бодалевым.  

 

Главной задачей социальной психологии, с его точки зрения, является просле-  

живание взаимосвязей: общественная потребность в определенных способнос-  

тях Д условия для их развития Д реальное развитие способностей.  

 

Общество для личности Д это всего лишь условия, к которым она либо  

адаптируется, модифицирует себя, либо преобразует эти условия, либо ищет но-  

вую среду (другой луголок» общества).  

 

С моей точки зрения, лобщественная потребность» не более чем метафора.  

И не она является движущей силой по отношению к способностям человека, не  

говоря уже о науке, а личностная мотивация. Признание необходимости прово-  

дить психологическое тестирование детей, не справляющихся с обучением в  

обычной школе, и направлять их в специальные классы Министерством обще-  

ственного образования Франции есть результат многолетних усилий Альфреда  

Бине. Общество (а точнее Д его институты) может, в лучшем случае, стать  

восприимчивым к определенным идеям и планам, но никак не формировать  

требования.  

 

Даже формулировка проблемы общественного развития Д результат актив-  

ности отдельных творческих личностей. Можно, разумеется, представить чув-  

ствительность к тем или иным идеям как проявление наличия у общества лпо-  

требности», но лучше тогда трактовать лобщественную потребность» как мета-  

фору, замену понятия лобщественная проблема».  

 

Список проблем, конечно, не исчерпывается вышеприведенными. В предло-  

женной вниманию читателей книге будут рассмотрены лишь проблемы струк-  

туры, диагностики и развития общих способностей: интеллекта, креативности и, в  

меньшей мере, Д обучаемости.  

 

 

 

ПРОБЛЕМЫ ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ  

(ИНТЕЛЛЕКТ, ОБУЧАЕМОСТЬ, КРЕАТИВНОСТЬ)  

 

Привычка начинать с дефиниций, внедренная в нашу психику немецкой науч-  

ной традицией, ведущей свою родословную (через Гегеля) от средневековой  

схоластики, вынуждает в начале изложения давать определения понятиям. Хотя  

К. Поппер и полагает, что определения понятий суть результаты научного обще-  

ния, а не его предпосылка, принято давать трактовку основных понятий перед  

изложением основного материала.  

 

лСпособность» Д одно из наиболее общих психологических понятий. В оте-  

чественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения.  

В частности, С. Л. Рубинштейн понимал под способностями л...сложное синтети-  

ческое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых  

человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств,  

которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности  

вырабатываются» [2]. Аналогичные по содержанию высказывания можно найти  

и у других авторов.  

 

Б. М. Теплов [3] выделил три признака способностей, которые и легли в  

основу определения, наиболее часто используемого специалистами: 1) способно-  

сти Д это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного  

человека от другого; 2) только те особенности, которые имеют отношение к  

успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей; 3) спо-  

собности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у  

человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения.  

 

Тем самым область психологии способностей Д это раздел психологии  

индивидуальных различий (дифференциальной психологии).  

 

Естественно, успешность выполнения деятельности определяют и мотивация,  

и личностные особенности, что и побудило К. К. Платонова отнести к способно-  

стям любые свойства психики, в той или иной мере определяющие успех в  

конкретной деятельности. Однако Б. М. Теплов идет дальше и указывает на то,  

что, помимо успеха в деятельности, способность детерминирует скорость и лег-  

кость овладения той или иной деятельностью, и это изменяет положение с опре-  

делением: скорость обучения может зависеть от мотивации, но чувство легкости  

при обучении (иначе Д лсубъективная цена», переживание трудности) скорее  

обратно пропорционально мотивационному напряжению.  

 

Итак, чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выпол-  

няет деятельность, быстрее ею овладевает, а процесс овладения деятельностью и  

сама деятельность даются ему субъективно легче, чем обучение или работа в  

той сфере, в которой он не имеет способности.  

 

Эту формулу способности можно выразить в объективной форме:  

 

СПОСОБНОСТЬ  

 

продуктивность  

 

 

 

или же в субъективной форме:  

 

СПОСОБНОСТЬ =  

 

успешность  

 

трудность  

 

То есть неспособный проливает больше пота и слез, чем способный, которо-  

му все дается легче.  

 

Возникает вопрос, что же это за психическая сущность Д способности?  

Одного указания на поведенческие и субъективные ее проявления недостаточно.  

 

Наиболее детально этот вопрос рассматривается в работах В. Д. Шадрико-  

ва. Он приходит к выводу, что понятие лспособность» является психологической  

конкретизацией категории свойства. Свойством какой лвещи» является способ-  

ность? По В. Д. Шадрикову, наиболее общим понятием, которое описывает пси-  

хологическую реальность, является понятие психической функциональной сис-  

темы, процесс функционирования которой (психический процесс) обеспечивает  

достижение некоторого полезного результата.  

 

Отсюда л...способности можно определить как свойства функциональных  

систем, реализующих отдельные психические функции, имеющих индивидуаль-  

ную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеоб-  

разии освоения и реализации отдельных психических функций. При определении  

индивидуальной меры выраженности способностей целесообразно придержи-  

ваться тех же параметров, что и при характеристике любой деятельности: произ-  

 

 

 

водительности, качества и надежности (в отношении рассматриваемой функ-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1735
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Психология общих способностей » 5 страница
  • Психология общих способностей » 15 страница
  • Психология общих способностей » 14 страница
  • Психология общих способностей » 13 страница
  • Психология общих способностей » 12 страница
  • Психология общих способностей » 11 страница
  • Психология общих способностей » 10 страница
  • Психология общих способностей » 9 страница
  • Психология общих способностей » 8 страница
  • Психология общих способностей » 7 страница
  • Психология общих способностей » 6 страница
  • Психология общих способностей » 35 страница
  • Психология общих способностей » 4 страница
  • Психология общих способностей » 3 страница
  • Психология общих способностей » 2 страница
  • Психология общих способностей » 36 страница
  • Психология общих способностей » 37 страница
  • Психология общих способностей » 38 страница
  • Психология общих способностей » 39 страница
  • Психология общих способностей » 40 страница
  • Психология общих способностей » 17 страница
  • Психология общих способностей » 16 страница
  • Психология общих способностей » 34 страница
  • Психология общих способностей » 33 страница
  • Психология общих способностей » 32 страница
  • Психология общих способностей » 31 страница
  • Психология общих способностей » 30 страница
  • Психология общих способностей » 29 страница
  • Психология общих способностей » 28 страница
  • Психология общих способностей » 27 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь