|
Психология общих способностей
Психология общих способностей
Глава 1
Проблемы психологии способностей
ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИИ И РАЗВИТИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ
Экспериментальная психология родилась в середине XIX века. Ее сверстница- ми могут считаться генетика и экспериментальная физиология, научная антропо- логия, а старшими сестрами (середина. XVIII века) Д научная химия и геология.
Труды методологов науки Д О. Конта, Г. Спенсера, Д. С. Милля Д только констатировали начало новой эпохи цивилизации, основанной на достижениях научно-технического прогресса, которые, в свою очередь, немыслимы без чело- веческого творчества и труда.
О. Конт считал рациональное, лпозитивное» поведение признаком современ- ного этапа развития цивилизации, а социолог В. Парето полагал, что к логико- экспериментальному (целесообразному) поведению даже в конце XIX века спо- собно лишь меньшинство, большинство же ведет себя иррационально. Тем не менее социальная элита Европы воспринимала рациональный подход к действи- тельности как норму поведения. После великих европейских революций и войн наступила эпоха позитивизма, завершившаяся безумием XX века.
Однако вернемся к психологии.
Практически все основные отрасли современной фундаментальной психоло- гии возникли в конце XIX века: экспериментальная психология познавательных процессов Д в работах Г. Фехнера, Г. Гельмгольца, И. Мюллера, дифференци- альная психология Д в работах Д. Кэттелла, Ф. Гальтона, социальная психоло- гия Д в работах Э. Дюркгейма, В. Вундта, В. М. Бехтерева и пр. Не была исклю- чением и психология способностей. Можно сказать, что экспериментальная психология способностей и психодиагностика Д близнецы, а их отец Д Френсис Гальтон, который, кстати, и предложил близнецовый метод в психогенетических исследованиях.
Глава 1
Поскольку любая наука содержит в себе остатки иррационализма (лСущее не делится на разум без остатка», Д сказал Гете), постольку и психология спо- собностей нуждается в изначальном авторитете, лотце-основателе».
На эту роль вправе претендовать Гальтон. Именно он стал основоположни- ком эмпирического подхода к решению проблемы способностей, одаренности, таланта, предложил основные методы и методики, которыми исследователи пользу- ются и по сей день, но главное Д в его работах выкристаллизовались основные задачи дифференциальной психологии, психодиагностики и психологии развития, которые и по сей день решаются исследователями.
Сам Френсис Гальтон мог с полным правом претендовать на титул гения. Широта научных интересов Гальтона и его способности были необычайны. По- лучив медицинское и биологическое образование, он первоначально занялся географией и метеорологией. Известность ему принесло открытие антициклона. Позже он занялся криминалистикой и внес вклад в дактилоскопию.
С начала 60-х годов прошлого века он увлекся идеей наследственности та- ланта (не без влияния работы своего двоюродного брата Чарлза Дарвина лПро- исхождение видов»).
Гальтон изобрел анкету как метод исследования и провел анкетирование более 300 представителей английской интеллектуальной элиты. Он полагал, что талант является наследственной чертой и проявляется в ряде поколений и что, следовательно, социальная элита формируется на основе наследуемого таланта.
По ходу дела ученый изобрел массу психодиагностических методик и прибо- ров: свисток Гальтона для измерения звуковысотной чувствительности, линейку Гальтона, метод свободных ассоциаций и т. д. Он впервые исследовал личност- ные особенности человека науки (лАнгличанин в науке, его природа и воспита- ние», 1874).
Гальтон пытался объяснить влиянием наследственности индивидуальные раз- личия между людьми, и не случайно его работы послужили отправным пунктом развития дифференциальной психологии. Два фактора Д наследственность и среда Д влияют на развитие человека. И, чтобы выявить относительное влияние наследственности и среды в течение жизни, он в 1876 году предложил исполь- зовать методику сравнения испытуемых-близнецов, выросших в одинаковых и разных социальных средах (разлученные близнецы).
Специалисты в области экспериментальной психосемантики признают при- оритет Гальтона в исследованиях обыденных представлений о личностных осо- бенностях людей. Он предположил, что самые основные индивидуальные разли- чия Д лбазовые измерения» Д фиксируются в речи, и анализ обыденного языка может дать информацию о наиболее значимых психологических особенностях людей.
Для обработки экспериментальных результатов Гальтону понадобились но- вые статистические методы, и совместно .со своим кузеном Чарльзом Пирсоном, известным математиком, он разработал основания корреляционного анализа, ко-
Проблемы психологии способностей
торый позволяет сделать вывод о величине, а также закономерности или случай- ности связи между двумя различными параметрами индивидуальности (напри- мер, интеллектом и ростом), измеренными у группы людей.
В конце концов Гальтон пришел к выводу, что необходимо искусственное поддержание интеллектуального потенциала в человеческом сообществе, и явил- ся основоположником евгеники.
В 1883 году вышел очередной труд Гальтона лИсследование человеческих способностей и их развитие». Полагая, что со времен афинской цивилизации человечество вырождается, он предложил заменить естественный отбор искус- ственным. Заботясь о развитии созданной им науки, Гальтон в 1904 году принес в дар Университетскому колледжу лабораторию (возглавил ее Ч. Пирсон).
Надо сказать, что эмпирические результаты исследований Гальтона не всегда подтверждали его теоретические предположения. Так, например, он был убежден, что представители социальной элиты и биологически, и интеллектуально пре- восходят представителей социальных низов, а женщины гораздо менее талантли- вы и умны, чем мужчины.
В 1884 году Гальтон организовал на Лондонской Международной выставке здоровья антропометрическую лабораторию, где каждый посетитель, заплатив 3 пенса и заполнив анкету, мог проверить свои интеллектуальные способно- сти и определить свою мышечную силу, вес, рост и т. п. Гальтон обследовал свыше десяти тысяч испытуемых. В результате оказалось, что деятели науки ничем особым не отличаются от рядовых (лсредних») посетителей выставки, а
женщины по ряду показателей (в том числе Д остроте зрения) превосходи- ли мужчин.
Гальтон пришел к выводу, что измерение в психологии возможно только на основе сопоставления разброса значений измеренных переменных, поскольку у лпсихологической линейки» нет ни абсолютной единицы измерения, ни нуля. Он сформулировал гипотезу о связи интенсивности психического свойства с веро- ятностью его проявления и тем самым заложил основы психометрики. Устано- вив, что рост сыновей зависит от роста отца, но теснее группируется около середины распределения, он решил выразить эту связь графически и обнаружил линию регрессии. Собственно, Чарльз Пирсон только создал аппарат матема- тической теории корреляции и регрессионного анализа. Идея же целиком при- надлежит Гальтону.
Подводя итоги трудов сэра Френсиса, выделим список проблем и методи- ческих подходов, которые стали основой психологии способностей как научной отрасли.
Первая проблема: развитие способностей и их детерминанты. Основным звеном в детерминации способностей является соотношение наследственности и среды.
Вторая проблема: взаимосвязь специальных и общих способностей. Гальтон полагал, что, измеряя параметры простейших психических процессов, можно определить уровень творческой одаренности человека. В дальнейшем оказалось, что связь между творчеством, интеллектом и простейшими познавательными способностями более сложна, чем это представлялась поначалу.
С этой проблемой тесно связана третья: создание методов измерения способ- ностей, в более широком смысле Д методов измерения психических свойств индивидуальности. Психодиагностика и психометрика способностей, начинаются с работ Гальтона и Пирсона.
Как я уже заметил, Гальтон полагал, что тесты сенсорного различения могут служить для измерения интеллекта человека. Он приблизился к представлению о когнитивной сложности интеллекта как одной из основных его характеристик, считая, что поле, на котором действует наш интеллект и рассудок, тем обширнее, чем лучше органы чувств реагируют на внешние раздражители. Заметив нару- шение способности различать тепло, боль, холод при идиотии, он окончательно убедился в том, что по сенсорной различительной чувствительности можно определить интеллектуальную одаренность.
В конце концов проблема структуры способностей и проблема измерения способностей оказались тесно связанными.
Следующая важнейшая проблема: способности и деятельность.
Изоморфизм способности и деятельности, сводящийся к простой формуле:
способностей столько же, сколько и видов деятельности, Д есть первичное и наивное решение вопроса. Другие варианты, в первую очередь представление о сложных отношениях способностей и видов деятельности, являются более науч- но обоснованными.
В меньшей мере Гальтон обращал внимание на роль социальных условий в развитии способностей. Однако позже этот пробел был восполнен другими ис- следователями. В частности, А. А. Бодалев [1] считает, что социальная психоло- гия способностей является сегодня едва ли не главной проблемной областью психологии способностей в целом.
С его точки зрения, основными проблемами, которые следует решать пси- хологу, специализирующемуся в этом направлении, являются: влияние микро-, мезо- и макрообщностей, в которые включена личность, на развитие ее способ- ностей; установление связи между формированием способностей и сменой со- циальных ролей (заметим, что есть и обратная связь: способности определяют социальный статус и роль); влияние оценочных нормативов и общественного мнения, а также различных форм поощрения на развитие способностей; изуче- ние престижа способностей, который формируется средствами массовой ин- формации.
Развитие общества связано с изменением отношения к различным способно- стям.
Пожалуй, наиболее подробная классификация задач социальной психологии способностей приведена тем же Бодалевым.
Главной задачей социальной психологии, с его точки зрения, является просле- живание взаимосвязей: общественная потребность в определенных способнос- тях Д условия для их развития Д реальное развитие способностей.
Общество для личности Д это всего лишь условия, к которым она либо адаптируется, модифицирует себя, либо преобразует эти условия, либо ищет но- вую среду (другой луголок» общества).
С моей точки зрения, лобщественная потребность» не более чем метафора. И не она является движущей силой по отношению к способностям человека, не говоря уже о науке, а личностная мотивация. Признание необходимости прово- дить психологическое тестирование детей, не справляющихся с обучением в обычной школе, и направлять их в специальные классы Министерством обще- ственного образования Франции есть результат многолетних усилий Альфреда Бине. Общество (а точнее Д его институты) может, в лучшем случае, стать восприимчивым к определенным идеям и планам, но никак не формировать требования.
Даже формулировка проблемы общественного развития Д результат актив- ности отдельных творческих личностей. Можно, разумеется, представить чув- ствительность к тем или иным идеям как проявление наличия у общества лпо- требности», но лучше тогда трактовать лобщественную потребность» как мета- фору, замену понятия лобщественная проблема».
Список проблем, конечно, не исчерпывается вышеприведенными. В предло- женной вниманию читателей книге будут рассмотрены лишь проблемы струк- туры, диагностики и развития общих способностей: интеллекта, креативности и, в меньшей мере, Д обучаемости.
ПРОБЛЕМЫ ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ (ИНТЕЛЛЕКТ, ОБУЧАЕМОСТЬ, КРЕАТИВНОСТЬ)
Привычка начинать с дефиниций, внедренная в нашу психику немецкой науч- ной традицией, ведущей свою родословную (через Гегеля) от средневековой схоластики, вынуждает в начале изложения давать определения понятиям. Хотя К. Поппер и полагает, что определения понятий суть результаты научного обще- ния, а не его предпосылка, принято давать трактовку основных понятий перед изложением основного материала.
лСпособность» Д одно из наиболее общих психологических понятий. В оте- чественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения. В частности, С. Л. Рубинштейн понимал под способностями л...сложное синтети- ческое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются» [2]. Аналогичные по содержанию высказывания можно найти и у других авторов.
Б. М. Теплов [3] выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами: 1) способно- сти Д это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей; 3) спо- собности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения.
Тем самым область психологии способностей Д это раздел психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).
Естественно, успешность выполнения деятельности определяют и мотивация, и личностные особенности, что и побудило К. К. Платонова отнести к способно- стям любые свойства психики, в той или иной мере определяющие успех в конкретной деятельности. Однако Б. М. Теплов идет дальше и указывает на то, что, помимо успеха в деятельности, способность детерминирует скорость и лег- кость овладения той или иной деятельностью, и это изменяет положение с опре- делением: скорость обучения может зависеть от мотивации, но чувство легкости при обучении (иначе Д лсубъективная цена», переживание трудности) скорее обратно пропорционально мотивационному напряжению.
Итак, чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выпол- няет деятельность, быстрее ею овладевает, а процесс овладения деятельностью и сама деятельность даются ему субъективно легче, чем обучение или работа в той сфере, в которой он не имеет способности.
Эту формулу способности можно выразить в объективной форме:
СПОСОБНОСТЬ
продуктивность
или же в субъективной форме:
СПОСОБНОСТЬ =
успешность
трудность
То есть неспособный проливает больше пота и слез, чем способный, которо- му все дается легче.
Возникает вопрос, что же это за психическая сущность Д способности? Одного указания на поведенческие и субъективные ее проявления недостаточно.
Наиболее детально этот вопрос рассматривается в работах В. Д. Шадрико- ва. Он приходит к выводу, что понятие лспособность» является психологической конкретизацией категории свойства. Свойством какой лвещи» является способ- ность? По В. Д. Шадрикову, наиболее общим понятием, которое описывает пси- хологическую реальность, является понятие психической функциональной сис- темы, процесс функционирования которой (психический процесс) обеспечивает достижение некоторого полезного результата.
Отсюда л...способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющих индивидуаль- ную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеоб- разии освоения и реализации отдельных психических функций. При определении индивидуальной меры выраженности способностей целесообразно придержи- ваться тех же параметров, что и при характеристике любой деятельности: произ-
водительности, качества и надежности (в отношении рассматриваемой функ- Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|