Кузнецова Ольга Николаевна, Малыгина Ирина Леонидовна. Народная игрушка в жизни дошкольника

Народная игрушка в жизни дошкольника

  • Кузнецова Ольга Николаевна
  • Малыгина Ирина Леонидовна

Воспитатели МКДОУ №7 "Чебурашка" г. Мирный

«Кто не знает своего прошлого – тот не имеет будущего». (пословица).

Современный рынок изобилует бесчисленным количеством ярких, красивых, необычных, фантастических, а иногда бесполезных и вредных игрушек для развития и воспитания детей. Из-за этого возникает часто конфликт между теоретиками и практиками рынка игрушек, но избежать конфликта интересов невозможно в наше время, но работать над этой проблемой необходимо.

Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, отводилась большая роль в воспитании и обучении детей. Уходят вглубь веков и, будучи тесно связанной с укладом жизни семья, игрушка вводила ребенка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, передавая опыт старшего поколения к младшему.

В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль; верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком.

 

Одним из возможных решений является изучение народной игрушки в ходе игровой деятельности детей. Дети могут не только любоваться народной игрушкой в музее или на выставке, но и сами могут сделать игрушку. Это вызывает у детей положительный эмоциональный отклик. Мы воспроизводили народные игрушки вместе с детьми: лепили из пластилина, вырезали из бумаги, раскрашивали, знакомились с народными видами росписи, делали куколки из ниток и материала (куклы-обереги), собирали матрешек.

Важным элементом в развитии и воспитании ребёнка раньше была рукотворная кукла. Кукла вообще занимала и занимает в настоящее время особое место в воспитании и развитии ребенка, особенно девочек. Эта та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям познавательной деятельности ребенка. Являясь образом человека, она позволяет играющему ребенку подражать миру взрослых отношений. Кукла вбирает в себя представления ребёнка об окружающей действительности. В игре с куклой ребенок закрепляет свои представления о действительности и расширяет их, познает окружающий мир, учится выражать свои чувства, у ребенка появляются навыки общения. Благодаря игре с куклой ребенок проходит школу первичной социализации. Кукла является обязательным и верным спутником детских игр, но одновременно и самое доступное произведение искусства.

Куклы изготавливались из совершенно разного и любого материала: тряпок, дерева, глины и растительных материалов, и всего того, что было под рукой. Это способствовало развитию фантазии ребенка, умению чувствовать материал, использовать его. Наивность и отсутствие натурализма, с одной стороны, и богатая фантазия детей, нестандартность их мышления, – с другой, дают возможность создавать замечательные кукольные образы. Куклы в разных странах изготавливаются по – разному. Они выражают особенности своей эпохи, страны, где появились. Роскошная француженка в былые годы играла роль манекенщицы, демонстрировала наряды, аристократический стиль жизни. Немецкие куклы отличались внешней сдержанностью, сентиментальностью и романтичностью, поддерживали культ семьи. Испанские красавицы сохраняли следы религиозного культа, а восточные – таинственность.

Русские куклы-игрушки самобытны, уникальны, каждая со своим именем: оберегалка, стригушка, пеленашка, балбешка, скелетка, неваляшка и много других. Каждая кукла со своим уникальным именем выполняла свое назначение и несла определенную функцию. В начале 20-го века широкое распространение получила кукла-баба. Почитание, любовь к ней объяснялось тем, что долгое время она сохраняла отголоски славянских верований, повлиявших на ее внешний вид. У игрушки обязательно полагалось обозначить грудь, делалась кукла-игрушка без лица, чтобы в куклу не могла вселиться нечистая сила. Кукла без лица являлась оберегом ребенка, ее боялись уподобить человеку. Вместо лица иногда чертили древесным углем крест: такой оберег спасал ребенка от беды, болезней, невзгод и сглаза. Куклы-пупсы появились лишь в средине 19-го века, а в нашей стране получи известность только в конце позапрошлого столетия.

Современная кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и пышет румянцем. Ее одевают в детские, так и во взрослые одежды. С появлением Барби в кукольном мире произошел переворот. Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что ее внешние данные отвечали их представлению о прекрасном. Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для нее надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, дуга, и так до бесконечности. Барби продукт общества потребления. Она бездушна и инфантильна. Действуя с такой куклой, ребенок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления. Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Ее можно мыть, причесывать, переодевать в разную одежду, может менять профессию, изготавливается и продается с набором косметики и с соответствующими аксессуарами. У современных кукол голова, руки, ноги и талия могут сгибаться. Их недостаток – они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство.

Пусть дети сами делают куклу из подручного материала. Каждая кукла как человек: единственная в своем роде, и наряд у нее единственный, у нее своя история создания и неповторимый образ.

Народная кукла ушла из нашей жизни, но современный ребенок должен знать и иметь народную куклу. Подтверждение этого имеется в книге «Не плачь, казачка!» замечательной русской актрисы Нонны Мордюковой «Игрушек у нас никогда не было магазинных и не заведено было на них рассчитывать». Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Игрушки из глины, дерева, соломы, бересты, игрушки-обереги, игрушки -потешки, стригушки и козули, дымковские, каргопольские, архангельские, филимоновские — все это народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, расписанные народными умельцами, издавна дарящие тепло и любовь людям, но, к сожалению, забытые современными детьми. Народная игрушка — это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера, но она может быть понятна и выразительна любому ребенку, может помочь сохранить у детей здоровье и воспитать искренние чувства любви к природе, склонность к труду, уважение к своей земле и родной природе, но может успешно справиться с его обучением.

Список литературы:

  1. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников (текст): Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Н.Е. Веракса — М.: Мозайка -Синтез, 2008, 112 стр.
  2. Вингадва Н.А. Образовательные проекты в детском саду (текст). Пособие для воспитателей, Н.А. Виноградова, Е.А. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008, 208 стр.
  3. Жуавева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников (текст). Сост. В.Н. Журавлева. Волгоград: Учитель, 2011, 202 стр., ил.
  4. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети (текст). Захарова М.А., Костина Е.В. М.: Школьная пресса, 210, 64 стр., ил.
  5. Рыжова Н.А. и другие. Мини- музей в детском саду (текст). Рыжова Н.А. и другие. М.: Линка — Пресс, 2008, 256 стр., ил.
Просмотров: 441
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Ольга Сорокина. Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»
  • Домрачева Людмила Викторовна. Народная кукла-средство приобщения ребенка к народной культуре.
  • Журба Анастасия Дмитриевна. Мастер-класс для детей и родителей «Кукла-масленица — тонкости изготовления славянской, народной, тряпичной куклы»
  • Мещерякова Азалия Рамильевна. НАРОДНАЯ КУКЛА В ИГРАХ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ
  • Домнина Людмила Александровна. «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре»
  • Авдеева Марина Ивановна. Познавательный проект «Музей в чемодане. Русская народная кукла»
  • Дмитриева Галина Эдуардовна. Мастер — класс по изготовлению тряпичной куклы «Рождественская обрядовая кукла — Коза»
  • Евлахова Елена. Народная тряпичная кукла: лоскутная история
  • Колиниченко Елена Николаевна. Мастер – класс «Традиционная народная кукла»
  • Пятигора Людмила Егоровна. Роль дидактической игрушки в период адаптации ребенка в детском саду.
  • Трусова Елена Александровна. Проект 'Кукла в жизни ребёнка'
  • Формина Татьяна Викторовна. Роль игрушки в жизни и воспитании дошкольника.
  • Василенко Светлана Борисовна. Выставка в ДОУ «Народная игрушка в детском саду»
  • Русакова Антонина Александровна. ИНТЕГРИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ТЕМА: «КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА»
  • Шамина Любовь Николаевна. Дидактическая игра «Кукла Катя в чудесном саду»
  • Шишова Людмила Николаевна. Роль игрушки в жизни современных дошкольников
  • Синявина Людмила Михайловна. Игрушка в жизни ребенка
  • Дурнева С.В., Змейко З.Д.. Проект «Игрушка в жизни ребенка»
  • Михайлова Оксана Григорьевна. Роль игрушки в психическом развитии ребенка
  • Гумберг Анастасия Сергеевна. Ручной труд. Обучение старших дошкольников шитью мягкой игрушки в условиях реализации дополнительной образовательной программы «Забавная игрушка».
  • Колтышова Татьяна Владимировна. Открытое занятие по познавательно-речевому направлению в 1 младшей группе № 1 «Обучение игровым действиям с куклой» «К нам в гости пришла кукла Маша»
  • Крохина Оксана Александровна. Мастер-класс 'Тряпичная Кукла оберег'
  • Филимонова Любовь Ивановна. Проект «Русская народная игрушка матрёшка»
  • Тетюхина Елена Викторовна. Конспект занятия в подготовительной группе тема: «Кукла оберег – десятиручка»
  • Наталья Мыжевских. Конспект занятия по ручному труду «Кукла-мотанка»
  • Астахова Ольга Сергеевна. Образовательный проект «РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА» Средняя группа
  • Трошина Светлана Николаевна. Семинар – практикум «Значение игрушки в жизни ребёнка»
  • Межевикина Ольга Петровна. Консультация: «Игрушки в жизни детей»
  • Зверева Анна Валерьевна. Влияние современной игрушки на личность ребенка
  • Наталья Абраменко. Роль куклы в жизни дошкольника



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь