Цель.
- Воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству.
- Знакомить детей с песнями, плясками, хороводами, играми русского народа.
- Закреплять умение использовать знакомые движения в свободных плясках.
- Учить передавать ритмический рисунок песни с помощью русских народных ударных инструментов.
- Вызвать эмоциональный отклик на разнохарактерную музыку.
- Закреплять навык пения акапелла.
Ход занятия. Зал украшен предметами русского народного прикладного искусства (хохлома, дымковская игрушка, гжель, русские народные инструменты и т.д.)
Дети свободно входят, рассматривают убранство зала. Музыкальный руководитель предлагает ребятам внимательно послушать и определить, музыка какого народа сейчас прозвучит. Дети отвечают: «Русская плясовая».
Педагог предлагает детям поплясать, используя знакомые движения. Звучит русская народная мелодия.
Музыкальный руководитель говорит: «Сегодня на занятии мы будем петь, плясать, водить хороводы, играть, исполнять русские народные мелодии на народных инструментах. В старину девушки и парни, собираясь вместе, пели песни, водили хороводы. Давайте и мы сейчас заведем хоровод».
Девочки читают стихи.
1-я девочка. Во долине — луговине
Девушки поют.
Во долине — луговине
Хоровод ведут.
2-я девочка. По долине — луговине
Девушки идут.
Песню звонкую, родную
Весело поют.
Дети исполняют хоровод.
Музыкальный руководитель. Очень любили на Руси шутки и смех. Вот послушайте, как вызывали плясунов на соревнование.
1-й ребенок. Эх, дайте мне сказать
И начать сказание.
Вызываю плясунов
На соревнование.
2-й ребенок. Уж я так устроена:
Петь, плясать настроена,
Один день не попляшу —
На другой с ума схожу.
3-й ребенок. Ох, топну ногой
Да притопну другой.
Сколько я ни топочу,
Все равно плясать хочу.
Девочки и мальчики пляшут поочередно под русскую народную песню.
Музыкальный руководитель исполняет на деревянных ложках ритмический рисунок и предлагает детям определить песню.
Узнав песню, дети играют ее на русских народных инструментах (бубнах, трещотках, колотушках, рубеле, косе, ухвате, граблях, пастушьей барабанке, ложках, чугунке) под аккомпанемент музыкального руководителя. Затем песня исполняется а капелла, двое детей инсценируют ее.
Музыкальный руководитель рассказывает: «Многие композиторы использовали свои русские народные песни в своем творчестве. Знакомую вам русскую народную песню «Во поле береза стояла» использовал в своем произведении П.И. Чайковский. Н.А. Римский-Корсаков в свою оперу «Сказка о царе Салтане» включил русскую народную песню «Во саду ли, в огороде».
Музыкальный руководитель. А какие в этой сказке три чуда? Назовите их. (Дети называют).
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут…
(А. С. Пушкин)
Звучит фрагмент из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Музыкальный руководитель. Много веселых народных игр сохранилось памяти людей: «Чижик», «Лапта», «Бояре», «Речек», «Догонялки». Давайте и мы поиграем в русскую народную игру «Огородник».
Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем: репой, редькой, луком, морковью и т.д. Дети становятся в круг. Один из участников игры — «огородник» — выходит в середину круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают:
— Кто там?
— Огородник!
— За чем пришел?
— За репой.
После этого ответа все ведут хоровод, приплясывают и приговаривают:
Сверху репа зелена,
По середине толста,
К концу востра,
Прячет хвост под себя.
Кто к ней ни подойдет,
Всяк за вихор возьмет.
«Огородник» должен назвать, кто из ребят репа. Если он угадает верно, «репа» убегает, «огородник» бежит за ней.
В середине большого обруча стоит пенек, в центре складывают «репу» — венок, деревянную ложку, матрешку, платок и т.д. Все играющие стоят за обручем, а «огородник» садиться на пенек стеречь «репу» и при этом поет (импровизирует):
На пенечке я сижу,
Мелки колышки тешу,
Огород горожу,
Белу репоньку сажу.
По команде одного из ребят все стараются забежать в «огород» и унести «репу». Ребенок, до которого дотронулся «огородник», выбывает из игры. Побеждает тот, который больше всех вынесет «репы».
Музыкальный руководитель обращается к детям: «Закончим мы наше занятие веселой плясовой».
1-й ребенок. Ох, ноги мои,
Что мне делать с вами?
Для хороших гостей
Пляшете вы сами!
Дети спокойно пляшут под русскую народную мелодию «Барыня».
Примечание. Музыкальный репертуар можно заменить по усмотрению музыкального работника. Для того, чтобы помочь детям почувствовать колорит русского фольклора, рекомендуется использовать элементы народных костюмов.
|