|
Практикум по практической психологииГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ХАРЬКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ И ДРУЖБЫ НАРОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.М.ГОРЬКОГО
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЛАБОРАТОРНОМУ ПРАКТИКУМУ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ "НЕЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ"
Часть 1
для студентов и курса отделения психологии биологического факультета
Утверждено
кафедрой психологии. Протокол № 9 от 22.09.?
ХГУ 198
Учебно-методические рекомендации к лабораторному практикуму студентов 2 курса психологического отделения состоят из двух частей.
В первую часть включены указания по применению методов в психологическом исследовании, их классификация и характеристи- ка, а также методические рекомендации по организации и проведению занятий с использованием группы неэкспериментальных методов (ан- кетирование, интервью и наблюдение).
Во второй части учебно-методических рекомендаций излагают- ся рекомендации по основам организации, планирования и проведению эксперимента в психологическом исследовании.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСиХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель методов психологии - раскрытие закономерностей психики и поведения человека.
В психологии широко применяются такие категории, как мето- дологический принцип ( или научный метод), исследовательский метод ( или частный методический прием) и методика ( форма исполь зования метода).
К методологическим принципам пси- хологического исследования относятся следующие: детерминизма (причинная обусловленность психических явлений генетического анализа (изучение психических явлений в их развитии);
аналитико-синтетического изучения личности. Исследовательский метод - различные конкретизации основных методологических принципов, что проявляет- ся в таких методах, как систематическое наблюдение, анкетирова- ние,беседы, тесты, изучение продуктов деятельности, эксперимен- ты различного вида и т.д.
Всякий исследовательский метод является обобщением определен- ного класса методик.
Методика есть конкретизация метода (например, изме- рение объема КП, распределения внимания, самооценка личности и т.п. ).
Л-,с) 3
На основе определенного исследовательского метода может быть создано множество различных методик. Создание методики во многом зависит от того, какую конкретную цель ставит перед собой иссле- дователь. Эта цель определяет объект исследования и те стороны явления, которые фиксирует исследователь. Условия, в которых про- водится работа, определяют способы фиксации этих показателей и используемый экспериментальный материал. Синтез конкретной иссле- довательской цели, объекта, процедуры, диагностических показате- лей, экспериментального материала и способов фиксации образуют методику исследования.
Методика существует только в логике конкретного исследования. а методологические принципы и исследовательские методы имеют обще- психологическое происхождение.
В общей логике психологического исследования выделяют два способа ведения исследования; лонгитюдный и сравнительный.
Лонгитюдный способ характеризуется тем, что на протяжении длительного времени последовательно изучаются одни и те же испытуемые. При этом могут применяться самые разные методы сбора фактического материала, но все они направлены на один и тот же объект исследования. При таком построении исследования наиболее полно выполняется принцип изучения психических явлений в их .развитии (например, "близнецовый метод" - лонгитюдное иссл; дование процесса формирования личности близнецов).
Сравнительный способ предполагает параллельное и одновременное изучение различных объектов исследования, хотя при этом выделяется единый предмет и общая задача. Если в иссле- довании сравниваются особенности психики испытуемых различного возраста, т.е. находящихся на разных этапах онтогенеза, то го- ворят о сравнительно-онтогенетическом построении исследования (сравнение особенностей развития дошкольников и младших школь- ников, подростков и др.).
Объектом сравнения может быть одно и то же явление у здо- ровых и психически больных испытуемых, это сравнительно-патоло- гический путь построения исследования.
Если сбор фактов ведется об испытуемых, находящихся в раз- ных социальных или педагогических условиях, то говорят о - нительно-социальном, сравнительно-педагогическом построе дования (обучение по экспериментальной и неэкспериментальлной программам).
Конкретные психологические исследования весьма разнообразны и имеют общие этапы.
Первый этап - подготовительный, в ходе которого изучается литература по интересующему вопросу и проводится знакомство с испытуемыми. Этот этап завершается определением предмета исследо- вания, основных его гипотез и разработкой исходных принципов построения методики.
Второй этап - создание методики исследования. Здесь опреде- ляется метод организации исследования (лонгитюдный или сравнитель ный), выбираются основные методы сбора фактического материала, готовится экспериментальное оборудование, проводится пилотаж, ап- робация методики.
Третий этап - основной сбор фактического материала с помощью тех методов, которые выбраны для данного исследования.
Четвертый этап .- качественный и количественный анализ мате- риалов исследования, их интерпретация и изложение полученных ре- зультатов,
Этапы научно-практического психологического исследования показаны на схеме.
Выделение широкой проблемы
Конкретизация проблемы
Разработка гипотезы
Разработка методики
Проведение исследования
Обработка материала
Интерпрета- ция данных
Выводы и предложе- ния
Общеупотребительной и четкой классификации психологических методов нет. Выбор того или иного метода исследования зависит от задачи, которую ставит перед собой психолог. Эта задача мо- жет быть решена четырьмя способами: описание, измерение, объяс- нение и формирование Изучаемого психичеокого образования>
В соответствии о различными исследовательсаими задачами мож- но выделить четыре класса иследовательских методов: неэкспери- ментальные (наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование), диагностические ( тестирование ), экспериментальные ( лабора- торный и естественный эксперимент), формирующие ( специальный эксперимент).
"
2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Наблюдение - активная форма чувственного познания. Оно обе печивает познание путем прямого контакта объекта изучения с орг нами чувств. Поэтому исторически наблюдение стало первым науч- ным методом не только в психологии.
Термин наблюдение используется в трех значениях: наблюде- ние как деятельность, наблюдение как метод и наблюдение как ме- тодика. Наблюдение как деятельность применяется в различных ви- дах общественной практики (оператор, врач, следователь и др.). Наблюдение как метод есть преднамеренное, систематическое и це- ленаправленное восприятие некоторых(психических) явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскание смысла этих явлений, который не дан в восприятии непос- редственно. Наблюдение как методика есть конкретизация метода наблюдения с учетом задачи исследования, условий, способов про- ведения и регистрации результатов наблюдения (методика наблюде- ния .за групповой дискуссией,методика наблюдения за межличност- ными отношениями, хронометрированное наблюдение за процессом трудовой деятельности и т.п.).
Метод наблюдения в психологии характеризуется универсаль- ностью, гибкостью и минимальностью использования аппаратуры.
Методика наблюдения включает: выбор ситуации и объекта наблюдения; разработку программы (схемы) наблюдения; выбор еди- ниц наблюдения с подробным их .описанием; способ и форму фикса- ции результатов наблюдения; описание требований к организации работы наблюдателя; описание способа обработки и представления полученных результатов; конкретные выводы и рекомендации по дальнейшей работе.
Метод наблюдения в психологии имеет ряд специфических черт, отличающих его от метода наблюдения, применяемого в других науках. Эти особенности в психологии обусловлены характером самого пред- мета психологии. Наблюдение есть один из методов познания пси- хической реальности, только в той степени, в какой психика проявляется внешне.
В психологическом исследовании применяются разные формы наблюдения:
1. Систематическое - случайное.
2. Открытое - скрытое ( в качестве подвида скрытого наблю дения - "включенное" комбинированное.
3. В зависимости от ситуации: полевое - лабораторное - спро- воцированное.
4. В зависимости от хронологичности: лонгитюдное - периоди- ческое - единичное.
Объектом психологического наблюдения является тот, за кем ведется наблюдение: отдельный человек (или животное), группа людей в их совместной деятельности, общности. Предметом наблюде- ния могут быть только внешние акстериоризированные компоненты деятельности: а) моторные компоненты практических и гностических действий; б) речевые акты; в) мимика и пантомимика, экспрессия звуков; г) внешние проявления некоторых вегетативных реакций. Наблюдаемыми могут быть ситуации, возникающие в естественной жиз- ни или искусственно создаваемые в эксперименте.
В связи со специфическими чертами изучаемого психологией предмета был сформулирован ряд правил для применения наблюдения:
1. Проводить многократные систематические наблюдения за по- ведением объекта в повторяющихся и изменяющихся ситуациях, что позволяет отделить случайные совпадения от устойчивых закономер- ных связей.
2. Не делать скороспелых выводов,обязательно выдвигать и " проверять альтернативные предположения относительно того, какая психическая реальность стоит за наблюдаемым поведением.
3. Сопоставлять частные условия появления наблюдаемого пове дения с общей ситуацией.
Другая особенность психологического наблюдения состоит в том, что присутствие наблюдателя может существенно изменить на- блюдаемое поведение, поскольку для человека и животного не без- различен тот факт, что за ним наблюдают. Для уменьшения этого влияния нужно сделать так, чтобы наблюдатель мог видеть, сам оставаясь невидимым. Для этого необходимо: а) "при- мелькаться"; б) объяснить присутствие наблюдателя какой-либо правдоподобной причиной; в) заменить наблюдателя регистрирующей аппаратурой (кинокамерой, видеомагнитофоном, телевизионным пе- редатчиком), которая, во-первых, несколько меньше, смущает наблю- даемого и, во-вторых, обеспечивает точную фиксацию пройсходядегс г) вести наблюдение из темной комнаты, отделенной от тоге поме- щения, где находятся наблюдаемые, стеклом с односторонней прово- димостью света - стеклом Гезелла; д) фото- и киносъемка скрытой .камерой. Три последних способа не всегда доступны, а два послед-
>Чс,9 7
них ставят сложную этическую проблему, поскольку посягают на внут- ренний мир человека, не имея на то его разрешения.
Специфическую трудность для наблюдения в психологии представ- ляют такие особенности явлений, как их уникальный характер, не- повторяемость и очень малая (доли секунды) или очень большая дли- тельность.
Вторая группа специфических характеристик наблюдения в психо- логии связана с особенностями личности наблюдателя. Существенное влияние на процесс восприятия оказывают смысловые, целевые и опе- рациональные установки человека-наблюдателя. Излишнее фиксирова- ние этих установок создает своего рода "шоры" на глазах наблюда- теля и ведет к ошибкам восприятия, к предвзятости в интерпретации наблюдаемого. Другим источником предвзятости в суждениях наблюда- теля может быть феномен проекции собственного "я" на наблюдаемое явление.
Существенное влияние на возможность прямого наблюдения ока- зывают также индивидуальные характеристики наблюдателя (объем восприятия, способность концентрировать или распределять внимание, особенности памяти, темперамент, эмоциональная устойчивость и т.д.)
Общие требования к организации наблюдения
Всякое наблюдение следует начинать с выбора объекта наблюде- ния и ситуации, в которой будет проводиться наблюдение за деятель- ностью, единиц наблюдения, определения языка и формы описания наблюдаемого.
Запись наблюдения должна быть фактологической, включать опи- сание всей ситуации(предмвтной и социальной), полной в смысле характеристики изучаемой реальности. Запись наблюдения проводит- ся в категоризованноЙ или в свободной форме и заносится в оплошной протокол или в дневник наблюдения.
В сплошной протокол записываются факты в виде свободного описания, где фиксируется, что происходило и каким образом. Протокол ведется во время наблюдения, возможна и стенографическая фиксация.
Дневник наблюдения обычно используется при многоразовых, многодневных наблюдениях. Иногда дневник ве- дется месяцы, годы в тетради с пронумерованными листами и боль- шими полями для комментариев. Обязательно указывается дата, время место и ситуация наблюдения, социальное и предметное окружение.
Для точной передачи наблюдаемых фактов необходимо соблюдая одно- значность в терминологии на протяжении всего периода наблюдения.
Существуют разные способы записи категоризованных наблюдений. Наиболее распространенные из них запись в символах и стандартный протокол.
Запись в символах. Предварительное знание кате- горий, в которых будут фиксироваться результаты наблюдений, позво- ляет использовать более быстрые, чем словесная запись, способы ре- гистрации наблюдений вручную: различные варианты символической запи- си, помимо стенографии, в которой каждая категория обозначается одним символом. Это такие виды символов, как пиктограммы - графиче- ские изображения-знаки, буквенные обозначения, математические знаки и сочетание двух последних.
Стандартный протокол применяет- . ся также при выборочном наблюдении в тех случаях, когда число категорий ограничено (10-15) и исследователь может удовлетворить ся фиксацией одной только частоты их появления. Существенное огр ничение числа категорий может быть достигнуть за счет вычленения единственного и достаточно узкого аспекта поведения при игнори- ровании всех остальных.
Кроме возможностей описательного характера метод наблюдения позволяет получить некую количественную характеристику наблюдае- мых событий. Есть два основных способа получения количественных оценок в ходе наблюдения: оценка наблюдателем интенсивности (вы- раженности) наблюдаемого свойства - психологическое шкалирование измерение длительности наблюдаемооо явления - хронометраж.
Литература
1. Басов. М.Я. Избранные психологические произведения. - М., 1975. - 432 о.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.- 302 с.
3. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С.Кузьмина и др.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. - 386 о.
4. Общий практикум по психологии.Метод наблюдения // Метод. указания. 4.1, 2. -М.: Изд-во МГУ, 1985. - 55 с.
5. Орлов А. Б. Основные исследовательские методы возрастной и педагогической психологии // Вопр. психологии. - 1981. - Х 1. С. 147-155.
ЗАДАНИЕ ]
Поведенческий портрет"по данным наблюдения
Тема. Полевое включенное скрытое перекрестное наблюдение. Нестандартизированный тип наблюдения. Дневниковая форма записи данных наблюдения. Пролонгированное наблюдение. Проблема согласия наблюдателей.
Введение. Полевое наблюдение проводится в естественной обста- новке, в реальной жизненной ситуации, в непосредственном контакте с изучаемым объектом. Как правило, оно является включенным, или участвующим. Это означает, что наблюдатель вовлечен в те же собы тия, что и наблюдаемый им человек, находится в контакте с ним и принимает участие в его деятельности.
Как способ сбора информации наблюдение позволяет получать обоснованные и устойчивые данные за счет того, что наблюдается ол и тот же объект в самых разнообразных ситуациях (нормальных и стресовых стандартных и необычных). Нельзя смешивать описание со- бытий и их интерпретацию.
Надежность получаемых результатов значительно повышается Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|